Система оптовых
продовольственных рынков призвана решать следующие задачи:
- бесперебойно и
круглосуточно снабжать населению высококачественными продуктами питания;
- обеспечивать
устойчивый выход сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей их
продукции на конкурентоспособный рынок;
- повышать
эффективность распределения продовольствия в крупных городах и промышленных
центрах;
-
способствовать ускорению процесса движения товаров к конечному потребителю;
- упрощать
взаиморасчеты и платежи между покупателями и продавцами.
Все это
необходимо учитывать при создании конкурентоспособного рынка
сельскохозяйственной продукции.
Производители
сельскохозяйственной продукции реализуют её по разным каналам. Под каналами
реализации продукции подразумевают совокупность организаций и лиц, которые
выступают как посредники или участники сбыта, принимают на себя или поручают
передать другому лицу право собственности на тот или иной товар. Это система
экономических, организационных, социальных и других процессов,
взаимодействующих с целью доведения продукции от производителей до
потребителей.
Одним из каналов
реализации сельскохозяйственной продукции, который широко распространился за
годы экономических реформ и аграрных преобразований, является посредник, или
посреднический канал. Посредник освобождает производителей от работ по сбыту,
хотя скупают продукцию по относительно низким ценам и делают большие наценки
на товар, повышая оптовые и розничные цены. Закупив продукцию у производителя,
посредники выполняют далее функции по транспортировке, хранению, отчистки,
подработке, упаковке. Канал реализации продукции через посредников является
косвенным.
Реализация
сельскохозяйственной продукции может осуществляться по прямым связям на
локальный рынок, в магазины, перерабатывающим предприятиям, по социальным
каналам, работникам предприятия. При этом потребитель сам собирает выращенную
продукцию. Такие каналы реализации называются прямыми. Преимущества здесь
заключаются в сокращении потерь, в большей гарантии сбыта и снижении
напряженности в использовании труда.
Реализация
продукции по различным каналам для конкретного сельскохозяйственного
предприятия является сложной проблемой как в организационном, так и в
экономическом аспектах. Конечные результаты деятельности предприятия в
определенной мере зависят от соответствующего развития служб и производств по
заготовке, кратковременному хранению и транспортировке продукции.
Основным каналом
реализации сельскохозяйственной продукции является продажа её государству в
федеральный и региональный фонды. Проявляется тенденция снижения объемов
реализации в эти фонды, несмотря на повышение закупочных цен со стороны
федеральных и региональных организаций, предварительное авансирование
предстоящих закупок, доплаты за качество, возмещение затрат на транспортировку
продукции и другие приемлемые для производителей договорные условия, в
частности, взятие в залог.
Выбор пути
реализации сельскохозяйственной продукции связан с определенными затратами,
которые получили название трансакционных затрат в сфере сбыта. Трансакционные
затраты представляют собой расходы по поиску информации о ценах, подбору партнеров,
заключению контрактов, а также защите прав собственности. Уровень
трансакционных затрат не всегда может быть определен заранее. Он зависит от
особенностей продукта, технологии его производства, рыночной конъюнктуры,
поведения партнеров по обмену и др.
На снижение
трансакционных затрат существенное влияние оказывают:
- наличие системы
информационных рынков. Быстрое получение необходимой информации о рынках сбыта
является основанием для успешной адаптации производства данного вида продукции
в рыночную систему;
- обеспеченность
товаропроизводителей законодательными актами и другой юридической и нормативной
документацией. При любом развитии правовой системы повышается риск активности
обмена, а следовательно, возрастают затраты, связанные с реализацией продукции;
- возможность
перемещения продукции в экономическом пространстве. В процессе торговли между
странами и регионами трансакционные затраты зависят от длительности поездок для
заключения договоров по реализации продукции и налаживания контактов с партнерами;
- выбор путей
сбыта продукции. В том случае, если не заключены договоры на поставку сырья для
переработки, то перерабатывающие предприятия несут большие трансакционные
затраты по покупке необходимого количества и ассортимента сельскохозяйственной
продукции.
Глава 2. Анализ
экономической эффективности производства молока в СПК « Ферзиковский».
2.1. Организационно-экономическая характеристика
деятельности предприятия.
Землепользование
СПК «Ферзиковский» расположено в севера – восточной части Ферзиковского района
Калужской области. Центральная усадьба хозяйства с. Ферзиково расположена в 15
км. к северу от районного центра и железнодорожной станции и в 63 км. от
города Калуги. Связь центральной усадьбы с районным и областным центром
осуществляется по шоссейной – Калуга-Ферзиково.
Климатические
условия хозяйства, расположенного в умеренно-континентальном поясе,
характеризуется тёплым летом и довольно мягкой зимой. Среднегодовая температура
воздуха составляет +4,2 C, средняя температура июля
составляет +17,7 C, января – 9,7 C. Длина вегетационного периода- 180
дней. По обеспеченности влагой хозяйство относится к зоне достаточного
увлажнения. Среднегодовое количество осадков составляет 620 мм. Основное
количество осадков выпадает в летне-осенний период. Сумма среднесуточных
температур за период активной вегетации составляет 2000-2400. Продолжительность
безморозного периода – 140 дней. Ветровой режим
территории
характеризуется преобладанием северо-заподных и западных ветров в холодный
период и юго-западных в тёплый период.
Рельеф
территории СПК «Ферзиковский» представляет собой среднерасчленённую волнистую
эрозионную равнину. Наиболее широко распространены дерново-подзолистые почвы,
которые занимают 63% от всей
площади;
дерново-среднеподзолистые – 14%, встречаются небольшими участками по всему
землепользованию и среднесуглинистые, светло-серые, лесные – 10%.
Территория хозяйства расположена в лесной зоне, для которой характерно
присутствие смешанных лесов. Из лесной растительности широко представлены –
дуб, берёза, осина и сосна. Из луговой растительности имеются различные злаки и
разнотравье: мятлик, клевер, тимофеевка, различные виды овсяницы.
Пунктами сдачи
сельскохозяйственной продукции являются: молока – АО Ферзиковский молочный
завод, мяса – ЗАО Калужский мясокомбинат.
Размер и
структура сельскохозяйственной продукции характеризует специализацию и размер
выручки.
Таблица 2.1
Размер и
структура товарной сельскохозяйственной продукции ( в ценах фактической
реализации) на 2006 год.
|