рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ внешнеэкономической деятельности Украины

Эр – эксплуатационные расходы при использовании ТПрН, тыс.грн.;

См – стоимость потребляемого сырья и материалов на единицу выпускаемой на ТПрН продукции, тыс.грн.;

Сэн – стоимость топлива и энергии на единицу выпускаемой на ТПрН продукции, тыс.грн.;

Срем – стоимость ремонтов ТПрН, тыс.грн.;

Сзап – стоимость запчастей для ТПрН, тыс.грн.;

ЗП – заработная плата рабочих, обслуживающих ТПрН, тыс.грн.

Далее рассчитываются показатели экономической эффективности импорта ТПрН:

,                                       (1.7)

 

где Эимп1 – показатели эффективности импорта ТПрН;


,                                    (1.8)

 

где Эимп2 – показатель эффективности импорта ТПрН;

Оп – объем выпускаемой на данном ТПрН продукции во внутренних среднегодовых ценах, тыс.грн.;

 – затраты на импорт данного ТПрН, тыс.грн.

На основе показателей, рассчитанных по формулам (1.7) и (1.8), можно сделать следующие выводы.

1.    Чем более показатель ЭИМП1 приближен к 1, тем импорт соответствующих товаров эффективнее. На основе этого показателя предприятие может выбрать наиболее предпочтительный товар с учетом не только его цены, но и будущих эксплуатационных расходов.

2.    Показатель Эимп2 должен быть больше 1, он показывает количество выпускаемой на данном импортном ТПрН продукции на рубль затрат по его приобретению для предприятия. При изучении его динамики за ряд лет может быть сделан вывод об эффективности использования данного импортного ТПрН.

3.    Прямой экономический эффект импорта ТНП может быть выражен следующей формулой:


,                                   (1.9)

 

где Цр – цена реализации импортных ТНП на внутреннем рынке, тыс.грн.;

 – затраты на импорт ТНП, тыс.грн.

Величина ЭЭимп характеризует прибыль от реализации импортных ТНП, она может использоваться при покупке ТНП, при планировании и анализе внешнеэкономической деятельности. Помимо оценки эффективности экспорта и импорта предприятия методика позволяет определить приобретенную направ­ленность импортной политики предприятия — техническую или социальную.

Методика может применяться как при анализе внешнеэкономической деятельности предприятия за определенный период, так и при экономическом обосновании отдельных предложений о продаже и закупке товаров, при планировании ВЭД на предстоящий период, для выбора наиболее эффективных вариантов развития ВЭД предприятия. Основные принципы методики могут использоваться при расчетах эффективности других форм (помимо экспорта и импорта) ВЭД предприятия.

При экспорте и импорте товаров предприятием может быть получен как прямой экономический эффект от улучшения финансовых результатов предприятия, так и косвенный экономический эффект от удешевления производства и т.п. количественно прямой экономический эффект ВЭД выражается через показатели экономической эффективности экспортера и экономической эффективности импортера.

При этом экономический эффект экспорта определяют как разницу между результатом экспорта предприятия и затратами на экспорт, а эффективность экспорта – как отношение результатов к затратам. Экономическая эффективность импорта определяется сопоставлением затрат на импорт с результатами от него. В полные затраты предприятия на экспорт товаров, помимо производственной себестоимости, входят накладные расходы по экспорту и экспортные пошлины.


2 Анализ внешнеэкономической деятельности Украины

2.1 Анализ экспорта Украины

Украина занимает одно из первых мест среди стран мира, в которых внешнеторговый оборот совпадает с ВВП. Это означает, что весомая частица украинского бизнеса так или иначе связанная с внешнеэкономическими операциями. На сегодня от 40 до 56% ВВП приходится на экспорт. По данным министерства экономики Украины, в создании валового продукта только 17% приходится на конечные циклы производства, что автоматически делает экономику страны импортозависимой на 80%. Объемы экспорта товаров, услуг и работ в 2002 г. возросли на 1,75 млрд. долл. США, или на 9,7% сравнительно с 2001 г. Экспорт товаров развивался опережающими темпами — на 11,6% (приложение А).

Как и в предыдущие периоды, наибольшую частицу в украинском экспорте занимают черные металлы и изделия из них – 33,9% (6,72 млрд. долл. США), на втором месте - продукция машиностроения — 11,8% (2,34 млрд. долл. США), на третьему — продукция агропромышленного комплекса — 9,2% (1,82 млрд. долл. США) (приложение Б). Позитивным итогом экспортной деятельности Украины в 2002 г. стало возрастания удельного веса продукции машиностроения и металлообработки сравнительно с 2001г. с 12, до 14,4%.

Соответственно в структуре вывоза товаров сохраняется высокая частица импортного сырья, энергоносителей, полуфабрикатов, что свидетельствует о снижение конкурентоспособности украинского экспорта.

Положительные показатели экспорта продукции агропромышленного комплекса (АПК) 2002 г. поясняются рекордным урожаем 2002 г. Экспорт продукции АПК Украины за структурой представленный зерном, замороженным мясом, то есть сырьем. Соответственно выводу правительственных аналитиков, реализовать огромный экспортный потенциал украинского агропромышленного комплекса крайне сложно с одной причины: на мировом рынке никто не желает иметь еще одного конкурента. Примером есть ситуация с экспортом сахара. За невозможностью расширить экспорт этого продукта в Кабинете Министров Украины рассматривается вопрос о сокращения посевных площадей под сахарные свеклы. Для украинских экспортеров уже утраченный русский рынок сбыта сахара, причем в многих случаях украинские производители вытеснены из рынка не самыми россиянами, а западными производителями.

На особое внимание заслуживает увеличение ввоза пищевых продуктов в Украину. Несмотря на то, что рынок пищевых продуктов должен регулироваться государством, ввоз молока и молочных продуктов в Украину возрос в 1,9 раза, мяса и субпродуктов — в 3,4 раза. Можно сказать, что ситуация с мясными и молочными продуктами является следствием массового уничтожения поголовья скота.

Следует обратить внимание на проблемы отечественных металопроизводителей, которые возникли через введение протекционистских мероприятий правительством США и торговой войной с Россией. Нельзя не согласиться с тем, что Россия будет вести торговую войну без серьезных потерь для себя, поскольку украинский импорт из России имеет стратегический характер. Россия может без важных потерь сократить объем украинского экспорта на 30-40%.

В 2002 г. был определенный и предельный объем экспорта стали и изделий из нее, выше которого начинается вытеснения украинской продукции из мировых рынков. Без овладения конкурентоспособных видов высокотехнологической продукции дальнейшее возрастание украинского экспорта и сохранение большого положительного сальдо в внешнеэкономической торговле Украины будут проблематическими. В условиях затоваривания на мировых рынках зарубежные рынки прежде всего закроются перед снабжением стали и металопроизводителей, выпуск которых уже сегодня значительно превышает потребление.

Отмена ЕС квот на снабжение одежды и текстиля из Украины оказывало содействие положительным изменениям в области. Основным рынком сбыта текстиля из Украины есть довольно емкий европейский рынок. За 2002 г. наблюдается тенденция к возрастанию экспорта продукции, изготовленной не из давальческого сырья, а из сырья собственного производства.

2.2 Анализ импорта Украины

Импорт в 2002 г. товаров в Украину составлял 16,9 млрд. долл. США и возрос сравнительно с 2001 г. на 12% (с 1,8 млрд. долл. США). Основной объем товаров и услуг импортировался из стран СНГ – 54% и из Европы – 31% (приложение В). Импорт из стран СНГ есть значительной мерой критическим (энергоносителе, сырье) и, итак, его объем не будет снижаться. Можно сделать вывод о том, что украинский рынок и дальше будет оставаться притягательным для заграничного импортера.

Увеличения импорта товаров народного потребления на 38% свидетельствует о том, что, во-первых, после двухлетнего экономического спада повысился платежеспособный спрос населения; во-вторых, показывает неоднозначность структуры отечественного производства: только 17% ВВП приходится на товары конечного потребления. Через это возможности правительства относительно защиты отечественного рынка таких товаров есть очень слабыми. И вдобавок украинский экспорт очень слабо диверсифицированый: свыше 50% его объема приходится на металлургию и химическую промышленность (приложение Б). Такая нерациональная структура украинского экспорта создает потенциальную угрозу для конкурентоспособности страны. Все товары, импортированные Украиной в 2002 г., за некоторыми исключениями, можно отнести к категории критического импорта: разнообразные виды энергоносителей, химическая продукция, машины, механизмы и бумага. Безопасности экономики страны угрожает также ее чрезмерная открытость. Любые изменения на традиционных рынках сбыта, не говоря уже про глобальные мировые кризы, могут поставить экономику страны на грань уничтожения.

В Украине все еще не создано резервов производственных мощностей для гибкого реагирования на конъюнктуру мирового рынка, медленно происходят структурные изменения в экономике. Формы внешнеэкономической деятельности, структура внешнеторгового оборота страны не отвечают современным требованиям. Сохраняется чрезмерная зависимость экономики регионов от внешних снабжений энергоносителей, стратегического сырья и материалов. Существующий хозяйственный механизм еще недостаточной мерой стимулирует развитие производства, ориентированного на экспорт, и производства, которое замещает экспорт. Медленно осуществляются процессы диверсификации и конверсии производства. Отсутствуют альтернативные рынки сбыта продукции химической, металлургической, машиностроительной и сельскохозяйственной областей.

Подобная ситуация наблюдалась в странах Северо-Восточной Азии, но отличительной особенностью «азиатских тигров» есть структура экспорта: электроника, автомобили, морские суда — товары высшей степени переработки, чем отечественный металл и продукция химической промышленности.


3 Регулирование ВЭД в регионе

3.1 Формирование механизма регулирования ВЭС на уровне региона

Принятие Верховной Радой Украины законов “О внешнеэкономической деятельности”, “Об иностранных инвестициях”, “Об основах создания свободных экономических зон”, Таможенного кодекса Украины свидетельствует о начавшемся практическом переходе к принципиально новым для Украины территориальным отношениям в области ВЭС, основанных на принципах самоуправления территориальных образований. Суть этого перехода заключается в отказе от бюрократической организации общественно-политической и хозяйственной жизни, регламентируемой сверху, и в освоении демократических форм в регионах при решении социально-экономических вопросов. Это обуславливается необходимостью повышения эффективности регионального механизма хозяйствования.

В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос о конкретном исполнении принципов территориального управления, о создании правовых и экономических механизмов по их реализации. Разграничение компетенции создаст условия для самостоятельного законотворчества на всех уровнях территориального самоуправления. Это будет означать отход от существующей практики единообразного правового регулирования экономики и начало создания в центре и на местах индивидуальных систем законодательных актов. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в этих условиях будет иметь дифференцированный характер и многослойную структуру. В связи с этим целесообразно придать нормативным актам областных Советов и Советов крупнейших городов статус местных законов.

После разграничения полномочий за всеми уровнями территориального самоуправления закрепляется своя сфера регулирования и управления социально-экономической жизнью. Это даст им право самостоятельно, исходя из конкретных условий, формировать необходимые органы самоуправления.

Процесс самоорганизации на местах должен проходить параллельно и во взаимосвязи с организацией центральных государственных органов управления.

Один из наиболее важных признаков территориального самоуправления — самостоятельность государственного и местного бюджетов.

Самостоятельность местных органов предполагает и определенную их автономию в вопросах налогообложения. Речь идет, прежде всего, о праве вводить местные налоги, сборы и платежи, а также устанавливать ставки и льготы по этим поступлениям. Закон Украины «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении» предусматривает установление таких налогов, однако практически местные налоговые системы не отработаны.

Одним из определяющих принципов территориального самоуправления является право собственности на часть государственного имущества и природных ресурсов. В общем виде это закреплено в Законах Украины «О собственности», «Об экономической Декларации о государственном суверенитете Украины» и других законодательных актах.

Признание многоуровневого и многосубъектного характера собственности должно вести к кардинальному изменению экономической и социальной роли регионов, к их утверждению в качестве равноправных субъектов хозяйствования, которым присущи и свои экономические интересы, направленные на воспроизводство факторов жизни и труда в региональном разрезе производственной и социально-экономической структуры общества, на удовлетворение моральных и духовных потребностей жителей региона посредством эффективного территориального хозяйствования.

Реализация региональных интересов связана с использованием местных факторов экономического и социального развития: рациональном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которыми располагает данная территория; совершенствованием регионального механизма хозяйствования; охраной окружающей среды; решения в рамках соответствующего территориального образования социальных проблем.

Несмотря на растущее внимание к проблемам регионов, до сих пор по-настоящему еще не создана необходимая теоретическая база, отражающая особенности текущего этапа и перспективы развития украинского общества. Все это не может не отразиться на практических мерах по совершенствованию регионального хозяйствования.

Комплекс законов Украины, постановлений Верховной Рады Украины, указов Президента Украины, принятых и изданных в 1990-1995 гг. в сфере внешнеэкономической деятельности, нацелен на ее активизацию путем децентрализации и демократизации, а также либерализации этого процесса.

Несмотря на очевидную подчас непоследовательность предпринимаемых шагов, все усиливается интерес производителей продукции к прямому выходу на мировой рынок, что обуславливает необходимость регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий по всему кругу вопросов на уровне региона. В областных центрах Украины созданы Управления внешнеэкономических связей. У отдельных предприятий и регионов Украины, Донбасса в частности, шансы для эффективного прямого делового общения с предприятиями и административными единицами зарубежных стран значительно выше, чем у централизованного комплекса Украины в целом.

 

3.2 Регистрация внешнеэкономических договоров

В настоящее время одним из направлений регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне является; регистрация областными управлениями внешнеэкономических связей отдельных видов договоров (контрактов) субъектов предпринимательства. Регистрация осуществляется  на основании Указа Президента Украины от 7.11.1994. «Об учете отдельных видов внеш­неэкономических договоров (контрактов) в Украине». В соответствии с ним регистрации региональными управлениями внешнеэкономических связей подлежат договоры (контракты) на сумму до 1.5 млн. долл. США, предметом которых являются:

•         товары, экспорт (импорт) которых осуществляется на основании международных договоров Украины о торгово-экономическом сотрудничестве, заключенных от имени Правительства и центральных органов государственной исполнительной власти Украины;

•         товары, отношения по реэкспорту регулируются действующим законодательством Украины и международными договорами Украины;

•         товары происхождением из Украины, в отношении которых международными договорами Украины предусмотрено добровольное ограничение экспорта с целью предотвращения демпинга;

•         товары происхождением из Украины, в отношении которых осуществляются антидемпинговые процедуры;

•      товары происхождением из Украины, импорт которых в другие страны квотируется, контингентируется, лицензируется в соответствии с законодательствами экономических группировок, таможенных союзов;

•   товары происхождением из Украины, экспорт которых осуществляется в рамках бартерных операций или операций со встречной торговлей.

Перечни товаров, отмеченных в пунктах 2-6. определяются Министерством внешних экономических связей Украины. Внешнеэкономические договоры (контракты) субъектов хозяйственной деятельности Украины, предметом которых является экспорт товаров стоимостью более 1.5 млн. долл. США, а также подпадающих под специальный режим экспорта подлежат регистрации в Министерстве внешних экономических связей Украины.

Для регистрации внешнеэкономического договора (контракта) субъект внешнеэкономической деятельности Украины, являющийся стороной контракта, предоставляет следующие документы :

•              информационную карточку внешнеэкономического договора (контракта) согласно форме, установленной Министерством внешнеэкономических связей Украины;

•              оригинал внешнеэкономического договора (контракта) и его копию, заверенную руководителем субъекта внешнеэкономического;

•    документ об оплате услуг за регистрацию внешнеэкономического договора (контракта).

В том случае, когда субъект внешнеэкономической деятельности, обращающийся за регистрацией, поручает выполнение внешнеэкономического договора (контракта) другому субъекту хозяйственной деятельности Украины, представляется также оригинал договора поручения и его заверенная копия.

Оригиналы внешнеэкономического договора (контракта) и договора-поручения возвращаются после рассмотрения материалов субъекту ВЭД Украины, обратившемуся за регистрацией.

При необходимости органы регистрации могут требовать другие дополнительные документы.

Орган регистрации рассматривает представленные для регистрации документы в течение 20 календарных дней, начиная с даты обращения за регистрацией.

Для регистрации внешнеэкономического договора (контракта) о давальческом сырье субъект ВЭД Украины, являющийся стороной контракта, представляет следующие документы:

•    письмо-обращение субъекта предпринимательской деятельности в Управление внешних экономических связей по установленной форме;

•    информационную карточку внешнеэкономического договора (контракта) согласно форме, установленной МВЭС;

•    оригинал контракта на переработку (обработку, обогащение) давальческого сырья;

•    копию контракта, заверенную руководителем предприятия;

•    технологическую карту переработки давальческого сырья с расчетом выхода готовой продукции;

•    экспертное заключение Торгово-промышленной палаты Украины, что касается выхода готовой продукции, изготовленной из давальческого сырья;

•    разрешение на импорт (экспорт) сырья, если это предусмотрено действующим законодательством;

•    контракт на приобретение сырья в Украине (в случае, если готовая продукция произведена украинским субъектом хозяйствования с использованием давальческого сырья, закупленного иностранным контрагентом за валюту в Украине);

•    справку уполномоченного банка или других финансово-кредитных учреждений о поступлении валюты в Украину;

•    документ об оплате услуг по регистрации контракта.


Вывод

Анализ дает возможность выделить важнейшие проблемы развития внешнеэкономической деятельности Украины, которые требуют быстрого решения.

1. Углубления процесса интеграции Украины в международное разделение труда с целью использования  его преимуществ для быстрого преодоления отставания страны из развития экономики и повышение благосостояния население. Политика высших органов исполнительной власти должна осуществляться с учетом основных тенденций развития международной экономики.

2.  Повышение роли машиностроения и высокоинтеллектуальных услуг в системе внешнеэкономических связей за счет освоения рынков Китая, Индии. Пакистана, стран арабского Востока.  Необходимо исследовать рынки этих стран, создавать исследовательские центры, разворачивать представительства. Масштабнее с этой целью надо использовать вузовский потенциал и возможности торгово-промышленной палаты Украины, ее региональных представительств.

3. Необходимо усилить государственную поддержку экспортной деятельности в форме страхования внешнеэкономических рисков, гарантирования, компенсации, льготного кредитования из самых конкурентных позиций экспортной номенклатуры на уровне стран и фирм-конкурентов.

Приоритетными направлениями развития внешнеэкономической деятельности должны стать:

-   повышение активности региональных предприятий и организаций на внешнем рынке; последовательная перестройка товарной структуры экспорта и импорта; приближения ее к структурным соотношениям, присущим странам с рыночной экономикой;

-   переориентация политики предприятий на производство высоколиквидной диверсифицированной продукции, обеспечения  глубоких маркетинговых исследований, вместо практики сбыта товара любыми средствами и любой ценой;

-  изменение структуры экспортной продукции, сокращения частицы сырьевых товаров в пользу высокотехнологических, повышение конкурентоспособности продукции традиционных экспортных областей;

-  восстановления традиционных и освоения новых рынков сбыта; обеспечения приоритетности русским рынкам и других стран СНГ;

-  расширением сферы внешнеэкономических связей с нетрадиционными партнерами.

4.       Для минимизации риска невозвращения государству экспортных кредитов, обеспечения защиты экспортеров от коммерческих рисков следует создать систему страхования таких кредитов. Последовательно совершенствовать организационные формы, направленные на поддержку и укрепление объединений экспортеров, что в будущем обеспечит координацию деятельности украинских экспортеров на внешних рынках и согласования условий выхода на рынок между членами таких объединений с целью оптимального использования конъюнктуры, соблюдения правил конкуренции и международных обязательств Украины.

5.       Для повышения эффективности внешнеторговой деятельности нужны:

-направленная работа по усовершенствованию структуры экспорта и импорта товаров, расширения внешнеэкономических связей предприятий региона с странами, которые имеют платежеспособный спрос на изготовленную в Украине продукцию;

-   более активное использование мероприятий экономического характера, организационно-правовых и специальных мероприятий стимулирования внешней торговли;

-    переориентация структуры экспорта в пользу готовой продукции с более глубокой степенью переработки, продукции металлургической и химической областей.

6. В рамках организационно-правовых и специальных средств стимулирования внешнеэкономической деятельности необходимо на уровне областных государственных администраций рассмотреть такие вопросы:

-      создание единого аналитического центра, основной функцией которого будет реализация единой политики относительно создания привлекательного инвестиционного имиджа региона;

-      обеспечение условий для формирования больших организационных структур — межотраслевых комплексов, способных занять крепкие позиции на внешних рынках;

-      открытие в областях представительств Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков;

-    координации работы учебных заведений и других организаций, что осуществляют обучение, разработают типичные учебные  программы, методические пособия и материалы с целью подготовки  кадров для внешнеэкономической деятельности.

7. На уровне предприятий необходимо:

-     использовать с целью рекламы своей продукции специализированных периодических изданий Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних торговых рынков, распространения их через систему официальных заграничных представительств Украины, а также по подписке;

-     использовать технические и прочие возможности ТПП Украины и торговых представительств Украины за границей для организации презентаций украинской экспортной продукции, проведения семинаров и симпозиумов;

-     принимать участие в проведении выставочных мероприятий в Украине и за ее пределами;

-     укреплять связи с официальными заграничными учреждениями и представительствами Украины за границей с целью проведения ними предыдущих маркетинговых исследований (ознакомления заинтересованной зарубежной аудитории с запланированной на экспорт продукцией, консультирования экспортеров по вопросам заграничного законодательства, норм и правил поведения на рынке, стандартов, сертификатов и других требований к качеству товаров).

 


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.