Таблица 2
Структура стоимости перевозок промышленного
оборудования по видам транспорта в Хабаровском крае, долл.
Виды расходов
|
Вид транспорта
|
Железнодорожный
|
Морской
|
Авиационный
|
Тариф
Страхование
Простой и другие расходы
Агентские расходы
Портовые сборы
Таможенная очистка
Тара и упаковка
|
204
12,24
19,20
7,56
-
6,96
97,14
|
104
12,24
-
7,56
47,46
5,76
157,14
|
190,04
7,14
-
7,56
-
18,00
28,02
|
Всего:
|
347,10
|
334,16
|
251,36
|
Кроме того, экономия расходов
возможна в связи со снижением уровня товарно-материальных запасов на предприятии,
обслуживаемом авиатранспортом. В свою очередь, снижение запасов ускоряет их
оборачиваемость и снижает складские расходы в расчете на единицу продукции.
Более того, привлекательность рынка авиаперевозок
может быть обоснована при расчете экономии при передаче некоторых видов грузов
на воздушный транспорт, который представлен ниже.
В качестве примера приведем расчет народнохозяйственной
эффективности от передачи некоторых видов внешнеторговых грузов на воздушный
транспорт Хабаровском крае.
Народнохозяйственный эффект от сокращения суммарных
издержек в процессе транспортировки вследствие ускорения доставки может быть
определен по формуле:
(1)
где Е — эффект от ускорения доставки;
К – коэффициент эффективности капиталовложений (К
= 0,15);
П – годовой объем перевозок
данного товара (т);
Ц – средняя цена данного товара
(руб./т);
-
разница в сроках доставки разными видами транспорта.
Расчет эффекта от передачи грузов с
железнодорожного на воздушный транспорт приведем на примере перевозок товаров
между Хабаровском и Москвой:
руб.
Суммарный эффект Е = 719 000 руб. Общий эффект от
сокращения срока доставки при передаче грузов на воздушный транспорт с учетом
экономии валютных расходов в пограничных пунктах при транспортировке по
железной дороге может быть определен по формуле
(2)
где -
общий эффект от перевозки грузов воздушным транспортом;
-
экономия валюты при передаче груза с железнодорожного транспорта на воздушный.
Таблица 3
Эффект от передачи грузов с железнодорожного на
воздушный транспорт Хабаровского края
(3)
где -
валютные расходы, приходящиеся на перевозку 1 т i-го товара;
- накладные
расходы на пограничных станциях (таможенные и пр.);
- расходы на оплату грузовых перевозок воздушным
транспортом , (4)
где -
тариф на воздушную перевозку данной категории груза.
4.1. Анализ технологии в
отрасли
Технологическими факторами считаются не только технические
факторы, воздействующие на рынок воздушных перевозок, но и состояние общего
научно-технического прогресса во всех отраслях. К ним относятся: достижения
НТР, в том числе уровень ее достижений в области гражданской авиатехники,
технологический уровень авиатранспортного производства, уровень технического
совершенства воздушных судов, средств наземного обслуживания воздушных
перевозок и управления воздушным движением, состояние инфраструктуры воздушного
транспорта и др.
Проведем анализ технологий в отрасли воздушного транспорта
Хабаровского края. Наличие технических средств: примерно 1650 магистральных
самолетов. При этом 80% магистральных перевозок осуществляются на самолетах,
которые работают за пределами первоначально назначенных ресурсов. В 1996 году
было списано 12% , а к 2003 году придется списать более половины магистральных
самолетов. Около .20 % всех перевозок осуществляются на "современных"
лайнерах отечественного производства: Ил-86, Ту-154М и Як-42, которые находятся
в эксплуатации более 10 лет и морально устарели . Наш воздушный парк - это
несколько тысяч самолетов местных линий , большинство из них приходится на
Ан-2. Исправность самолетов не соответствует нормативам, К примеру, степень
исправности парка Ил-86 составляет чуть более 50%, при норме 66%. В настоящее
время 65% всех гражданских воздушных судов находится в неисправном состоянии .
В результате только четверть наших самолетов находятся в эксплуатации, другие
же стоят на приколе, гниют в ангарах. Общее состояние отечественной
авиации можно охарактеризовать одной цифрой 85% физического износа[10, с. 23].
Так, в 2003 году произошло 725 инцидентов, связанных с
отказом техники в воздухе, из которых 8 могли реально закончиться авиакатастрофами.
Из проверенных 162 воздушных судов типа Ту-154 135
нуждаются в конструктивной доработке около 42 % из них.. Учитывая, что этот
самолет является основным видом передвижения для большинства пассажиров в Хабаровском
крае, есть чего бояться.
Годовой налет одного магистрального самолета едва более
полутора тысяч часов. Лучший самолет местных линий Л-410 простаивает из-за отсутствия
запчастей. Основные типы воздушных судов, которые должны прийти на смену
существующим, были определены уже давно: на дальних воздушных линиях - Ил-96
(модификации - 300 и М), на средних Ту-204, Ту-214 и Ан-218, на ближних Як-242,
Ту-334-100 и Ил-114М, в классе грузовых Ан-70Т и Ту-330, пятитонный самолет
МиГ-110 и Ту-130, а также грузовые варианты Ил-96Т и Ту-204С. Но пока на
регулярные авиалинии вышли только четыре типа самолетов: Ту-204 ("Хабаровские
авиалинии» ), Ил-96-300 , Ил-114, а также Ан-38, получивший прописку в одной
из авиакомпаний в Хабаровске. Два первых типа оборудованы двигателем ПС-90,
плохо зарекомендовавшим себя. Его доработки идут в настоящее время. Существуют
варианты этих самолетов с западными двигателями. Так, Ту-204 оборудован двигателями
"Rolls Royce" (Англия), а Ил-9бМ/Т двигателем PW2337 фирмы "Pratt Whitney" (США). Перспективы получения этих самолетов в ближайшее время туманны. В
настоящее время имеются проектные предложения по десяткам самолетов для деловых
поездок, общего назначения, различных классов грузоподъемности, но продвижение
их на рынок упирается в вопрос финансирования. Есть варианты переоборудования
существующих самолетов более экономичными двигателями западного производства. К
примеру, в 2001-2003 годах различные авиакомпании и предприятия Хабаровского
края купили 182 воздушных судна: 71 самолет и 111 вертолетов на общую сумму 250
миллиардов рублей. Немногим более 10% этой суммы составляют государственные
вложения, остальное - средства предприятий и местные источники финансирования.
Шестьдесят процентов всех самолетов, в том числе 12 самолетов Ту-154М,
приобретены негосударственными предприятиями в целях эксплуатации, сдачи в
аренду или перепродажи. А уже в 1996 году было заказано всего 25. Также стоит
подчеркнуть тот факт, что такие самолеты, как Ил-96, Ту-214, Як-42 и Ан-38
вообще остались невостребованными (см. табл.1). Существует проект оборудования
самолетов Як-40 двумя двигателями "Lacoming".
В то же время у многих авиакомпаний Хабаровского края нет
денег на то, чтобы получить свои самолеты после ремонта. В конце 2003 года на
авиаремонтных заводах стояли 50 самолетов и 80 вертолетов. Они были отремонтированы,
но не выкуплены: общий долг авиаремонтникам тогда составил 12 миллиардов рублей.
Выбор в пользу покупки самолетов отечественного
производства, цены на которые постоянно растут и уже приближаются к ценам
западных самолетов, либо приобретение в лизинг самолетов западного производства
остается основополагающим при формировании нового
парка.
Основным требованием к новому самолету в настоящее время
остается высокая топливная экономичность, поскольку она позволяет существенно
снизить затраты на авиатопливо как в абсолютном, так и в относительном
измерении. Следующим важнейшим требованием является надежность и безопасность,
ресурс и эффективность методов и средств контроля состояния техники в эксплуатации,
ведь этот комплекс характеристик определяет возможность достижения высокого
уровня оборачиваемости капитальных вложений и предотвращения потенциальных
потерь от авиапроисшествий и инцидентов.
Важнейшим условием является создание системы послепродажной
поддержки заводом-изготовителем авиакомпаний, включая обучение экипажей и
технического персонала, оснащение баз технического обслуживания необходимым
оборудованием, бесперебойное снабжение запчастями и, конечно, приемлемая цена и
условия оплаты.
Многие авиакомпании Хабаровского края остались без
финансовых возможностей на приобретение новых авиалайнеров. Да и кто приобрел самолеты
отечественного производства, не довольны результатами их эксплуатации.
Стоимости некоторых самолетов представлены в табл. 4
Таблица 4
Остаточная
стоимость некоторых типов самолетов Хабаровских предприятий (в млн. долларов
США)
Тип
самолета
|
Год
выпуска
|
1996г.
|
2001г.
|
2006г.
|
2011г.
|
А-320-200
|
1992
|
33,1
|
28,4
|
24,5
|
20,8
|
Б-727-200
|
1978
|
2,5
|
1,8
|
1,3
|
0,6
|
Б-737-300
|
1990
|
23,9
|
18,0
|
15,4
|
12,4
|
Б-747-400
|
1993
|
111,2
|
104,5
|
90,3
|
76,9
|
Б-767-300
|
1993
|
70,6
|
68,9
|
60,3
|
50,9
|
МД-11
|
1993
|
85,1
|
77,7
|
67,0
|
56,9
|
К государственно-политическим факторам относятся: общее
состояние внешнеполитической обстановки в мире, уровень стабильности политической
обстановки в отдельных странах и группах стран, характер взаимоотношений между
государствами, осуществляющими воздушные сообщения, а также отношение к ним
третьих стран, через территорию которых производятся международные полеты,
государственные интересы стран, участвующих в международных воздушных
сообщениях, политика государств в области международного воздушного
транспорта, национальная политика отдельных государств в области развития
внешних связей: внешней торговли, культурного, научного и спортивного обмена,
международного туризма и т.д., международная и государственная система регулирования
воздушного транспорта и др. Все эти государственно-политические факторы должны
учитываться при изучении конъюнктуры рынка международных воздушных перевозок,
так как они имеют непосредственную связь с состоянием мировой экономики в целом.
Примерами факторов, влияющих на отрасль авиационного транспорта
в Хабаровском крае являются[11, 12 и др.]:
1.
Совокупный спрос - совокупные расходы на транспортные
услуги края.
2.
Инфляция - повышение общего уровня цен.
3.
Сбережения - часть совокупного дохода,
предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем.
4.
Потребление - совокупность приобретаемых
потребителями транспортных услуг.
5.
Государственные заказы - совокупность
приобретаемых краем транспортных услуг.
6.
Безработица - явление, когда часть экономически
активного населения не может применить свою рабочую силу.
7.
Предложение денег - совокупный объем денежной
массы, находящейся в обращении.
8.
Государственные трансфертные платежи -
безвозмездные выплаты гражданам, например, по социальному обеспечению.
9.
Государственные расходы - совокупные расходы по
бюджету Хабаровского края .
10.
Государственные доходы - совокупные доходы по
бюджету Хабаровского края.
11.
Дефицит государственного бюджета - превышение
государственными расходами величины бюджетных поступлений.
12.
Налоги - платежи, взимаемые с физических и
юридических лиц Хабаровского края в обязательном порядке.
13.
Налоги - платежи, взимаемые государством с
физических и юридических лиц Хабаровского края в обязательном порядке.
14.
Ставка процента - цена использования сберегаемых на
будущее ресурсов.
Далее представим анализ политической
ситуации в хабаровском крае.
Анализ выборов последних лет в Хабаровском крае приводит к
единственному и неутешительному выводу: возможность проведения честных демократических
выборов в Хабаровском крае сведена на нет.
Главная причина заключена в откровенной диктатуре одной
ветви власти в Хабаровском крае – исполнительной. Не заинтересованная в
появлении самостоятельных независимых профессиональных ветвей власти и выборных
муниципальных руководителей, администрация края в выборных компаниях использует
всю мощь и аппарат исполнительной власти для проведения выборов в пользу
заранее намеченного и удобного «управляемого» кандидата. Происходит это с
грубейшими нарушениями законов, которые никак не контролируются и не
пресекаются избирательными комиссиями и правоохранительными органами
(прокуратура, суды). Средства массовой информации края за редким исключением
подконтрольны администрации и создают явно неравные условия другим кандидатам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|