рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Белорусская культура как тип: структура, функции, универсалии (ценности, идеология, техника)

Социальный смысл разнообразия языков культуры связан с потребностью людей в многократном дублировании черт своей групповой идентичности; и отсюда их стремление к манифестации национальной (религиозной или сословной) социальной бытности буквально в любом предмете. Языковая и стилистическая маркировка далеко не всегда наносится специально. Ведь у каждого народа исторически сложился свой вкус, своя система эстетических предпочтений, своя мифология и ее символическое выражение. Все это «проступает» на любом культурном объекте, поведенческом акте, стиле коммуникации и т.п. Это и есть специфический комплекс языков культуры всякой человеческой общности.

К сущностным функциям языка в культурологическом аспекте относятся следующие:

1.     Информационная – выработанный человеком способ символического обозначения знания о родовых свойствах предметов, явлений и процессов, о различных проявлениях чувственного и интеллектуального опыта человека, вовлеченных в общественную деятельность. Язык выражает, хранит и воспроизводит такое знание.

2.     Кумулятивная – способность языка быть не только хранителем, но и накопителем знания о социальном опыте человечества.

3.     Координационная – проявляется в двух ипостасях – по «горизонтали» и по «вертикали». В первом случае язык служит средством согласования совместных действий людей на основе консенсуса относительно значимых для них образов, процессов, явлений.

4.     Рефлексивная – способ социального понимания и социального выражения человека.

Культурные универсалии – это духовные и материальные элементы присутствующие в содержании любой культурной системы. Разные авторы выделяют различные по качеству и количеству элементы. Но среди них практически всегда присутствуют важные для нашего общества такие элементы, как ценности, идеология и техника, которые мы и рассмотрим.

Ценности


В современной философии проблема ценностей решается в плане диалектики объективного и субъективного, объекта и субъекта. На сегодняшний день мы имеем целый ряд трактовок понятия «ценность». В общем виде можно выделить три основных подхода понимания ценность:

1) ценностями являются вещи и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны) людям в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. В данном случае мы имеем дело с утилитарным подходом. Ценность есть то, что полезно, она сближается с понятием благо и ничего принципиально нового не прибавляет к нему.

2)      другие представляют ценности как идеалы, святыни, например: добро, истина, красота. В данном случае мы имеем дело с противоположным утилитарному подходом. Потребительская стоимость ценна не сама по себе, как таковая, но становится ценностью в определенных условиях, когда она окрашивается в тона духовного отношения к предмету, когда возникает особая близость к нему.

3)      ценность есть значимость объектов, причем значимость положительная.

Ценность зависит от свойств и субъекта и объекта, но не совпадает с ними. Ценностное отношение, несмотря на всю его кажущуюся пристрастность объективно, поэтому следует подчеркнуть недопустимость смешения понятий «ценность» и «оценка». Если ценность объективна, то оценка не всегда, это суждение о ценности.

Разумеется разные люди, социальные группы оценивают одно и то же явление (например, частную собственность или демократию) по-разному, и в этом – субъективный момент ценностного отношения. Но если мы посмотрим глубже, то обнаружим, что одно и то же явление объективно находится в разном функциональном отношении к разным субъектам, объективно имеет различную: положительную или отрицательную значимость для них. Критерием, позволяющим отличить ценности мнимые от подлинных является практика, общественный прогресс. Технический, социальный, духовный прогресс объективно направлен на достижение все большей свободы человека от власти внешней необходимости природы и общества, на удовлетворение и развитие его потребностей и способностей. В качестве критерия общественного прогресса в последнее время предлагается рассматривать уровень развития потребностей и способностей человека, всесторонность и универсальность этого развития. В той мере, в какой потребности той или иной социальной группы, личности соответствуют тенденциям общественно-исторического развития, их отношения к явлениям жизни выражают общезначимое и являются объективно ценными, поэтому для определения объективной ценности социального явления или процесса необходимо знание общих тенденций общественно-исторического развития. В современную эпоху такие явления как фашизм, милитаризм, тоталитаризм представляют собой антиценности, поскольку противоречат социальному прогрессу, несут в себе угрозу человечеству.


Идеология


Идеология – это систематизированное и концептуальное знание, внутренне согласованное и логически стройное, связанное с решением встающих перед обществом задач, обосновывающее изменение общественных отношений либо защиту уже существующих отношений в обществе.

Идеология, хотя и сближается с наукой, но не совпадает с ней. Если наука дает знание о предметах и явлениях действительности, их закономерностях, то идеология не только несет знание, но и выражает отношение к предмету знания. Это отношение обусловливается интересами классов, социальных групп, с позиции которых и осуществляется отражение действительности в идеологии. А поскольку к знанию прибавляется отношение, то оно обретает иное качество – качество сознания, осознания действительности. Таким образом, идеология – это знания, пропущенные через социальные интересы.

Слово «идеология» (буквально – учение об идеях) вошло в общественную мысль в начале XIX века. Им стали пользоваться для обозначения системы идей, на основе которых строится объяснение социальной действительности, оценка событий политической, экономической культуры жизни общества.

Идеология не может быть беспристрастной. В идеологии находят выражение взгляды, обусловленные ценностями и идеалами типичными для большинства социальных групп, сообществ, классов. Разработка и систематизация этих взглядов приводит к созданию идеологических систем – теоретических концепций, представляющих видение социальной действительности с позиции определенной социальной группы, в свете господствующих в ее культуре (субкультуре) ценностей и идеалов.

Ценностные парадигмы идеологии обычно включают в себя 4 основных слоя: 1. Социальные (экономические, правовые, политические и пр.) ценности. Например, равенство, демократия, свобода, справедливость, государство, закон, просвещение и т.п. 2. Критика общества, не способного обеспечить указанные ценности. 3. Программы деятельности по совершенствованию общества. 4. Проекты идеального общества, в котором защищаемые данной идеологией ценности реализуются в максимально совершенной форме.


Техника


Аспекты техники как социокультурной ценности. Первый аспект рассматривает технику как объект – это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сберегающего его ресурсы. Второй аспект рассматривает технику как знание (технологическое) – умения, правила, теории, доктрины. Третий аспект рассматривает технику как процесс – изобретение, проектирование, изготовление, использование, результатом которого является увеличение предметного внешнего мира.

Под техникой понимаются предметы и процессы, которые обладают следующими существенными качествами: 1. они изготовлены искусственно людьми в результате изменения природы в процессе материализации ранее созданных идеальных моделей. 2. они утилитарны по своей природе и имеют инструментальный характер, соприкасаются с миром в процессе практической деятельности людей. 3. они рациональны, т.е. обладают «безусловной эффективностью», высокой произовдительностью, соразмерной со стоящей перед ними задачей и оптимизированы по другим факторам, входящим в понятие рациональности.

Социокультурные смыслы техники: 1. техника есть средство преобразования жизненной среды человека. 2. техника – это посредник между человеком и природой. 3. техника – это средство, изменяющее самого человека.

Типология культуры


Существуют различные основания классификации культур (Данилевский, Шпенглер, Сорокин, Маркс и др.). Мы остановимся на варианте, современном, обобщающем, перерабатывающем как теоретические достижения в данной области, так и сам конкретный исторический материал. Одним из наиболее общих понятий в культурологии является понятие цивилизации. Любая цивилизация, сколько бы их не выделялось и как бы она не определялась в самом общем виде представляет собой систему, состоящую из элементов и структур. Под элементным составом цивилизации обычно понимается культура, трактуемая как совокупность ценностей, материальных и духовных. Эти элементы структурно упорядочиваются при помощи отношений в обществе, им определяется место, они иерархизируются. В зависимости от типа взаимодействия формальной и содержательной сторон цивилизации, т.е. общественных отношений и культурных ценностей выделяются следующие культурно-исторические типы: стационарный, адаптивный и динамический.

Цивилизации стационарного типа


К цивилизациям стационарного типа могут быть отнесены первичные цивилизации, охватывающие три первых географических центра исторической жизни человечества, три первоначальных очага культуры: Египет, Индию и Китай. Историческая жизнь этих цивилизаций началась в IV тысячелетии до Новой эры, и в течении тысячелетий они сохраняли незыблемыми свои основные социально-культурные структуры.

Характерными признаками таких обществ являются:

а)       глубокий традиционализм;

б)      циклический характер развития, подчиненный естественному ритму сельскохозяйственных работ;

в)      воспроизводство однажды заданных структур;

г)       ориентация на абсолютные ценности – «начала».

Так, М.И.Сладковский пишет: «В эпоху Чжоу, когда происходило формирование китайской цивилизации и одновременно китайского народа, были заложены основы традиционной китайской техники земледелия, традиционной государственности, традиционной идеологии (конфуцианство, легизм, даосизм). На протяжении истории Китая эти основы неоднократно видоизменялись, но вплоть до нового времени продолжали сохранять значение основ общественной и государственной жизни Китая. Их влияние сказывается и в настоящее время».

Исследователи цивилизации Индии также видят ее отличие от обществ Месопотамии и Греции в сохранении и воспроизводстве традиций вплоть до наших дней (Р. Тагор, Кабир, Бэшем).

Основу цивилизаций стационарного типа составляет: сельскохозяйственная община, покоящаяся на «азиатской форме собственности». Это очень интересная, специфическая форма собственности.

Земля в данных обществах не рассматривается как собственность общины. Ее действительным собственником является высшее божественное начало. Далее, объединяющее единое начало реализуется в деспоте, как отце множества общин. А община, получив землю во владение от деспота уже предоставляет надел земли отдельному человеку - члену своей общины.



При этом, естественно, происходило отчуждение власти общинных вождей в пользу верховного, «объединяющего единого начала» (фараона, императора) путем «добровольной» передачи или узурпации.

Надобщинная власть, используя свой авторитет, могла во имя всеобщего интереса «изымать прибавочный продукт из фондов потребления и направлять на иные общественные нужды: создание страховых фондов, организацию общественных (хозяйственных, строительных) работ, на развитие культуры. Но, разумеется, в условиях социального расслоения, этот всеобщий интерес преломляется через призму особого интереса его правящей верхушки.

И последнее, что хочется отметить по поводу азиатской формы собственности, она распространяется не только на землю, но и вообще на все формы общественного богатства: добытые охотником или собирателем плоды, на прибавочный продукт земледельца или скотовода и на произведения коллективного и индивидуального творчества (ритуал, песня, танец), на имя и само существование индивида.

Стационарный тип цивилизации определяет матрицу, общую «формулу развития» культуры.

Художественное творчество оценивается с точки зрения возможного содействия, поддержания устойчивости и стабильности системы в целом. Сама такая оценка приобретает регулятивное значение, оказывает непосредственное влияние на стратегию творческой деятельности.

Основной характерной чертой развития культуры в обществах стационарного типа является его традиционализм. Традиция рассматривается как абсолютный и неиссякаемый источник и генератор культуры, постоянное возвращение к которому дает ей жизнь, служит основанием ее обновления.

Отклонение от традиционных форм рассматривалось как показатель отклонения общества и правителей от правильного пути, начертанного в древних книгах.

Так, например, Конфуций – создатель традиционалистской, догматической философии в Китае и вообще первый из известных нам древнекитайских философов видел в поэзии надежный индикатор состояния общества: песни, которые поет хорошо управляемый народ, прекрасны своей веселостью и беззаботностью, в государстве же, находящемся на пути к погибели, слышатся жалобы и грустные мелодии. Поэтому, например, песни гнева должны служить серьезным предупреждением об опасности.

Стационарные цивилизации не заинтересованы в каких-либо изменениях, они выстраивают целую систему запретных, охранительных норм.

Обратной стороной установки на традиционализм является застойный характер общества, который угрожает его существованию не меньше, чем социальные противоречия и смена форм государственного устройства. Жизнь культуры не может быть ограничена нормами даже относительно прогрессивной традиции. Это означает, что наряду с господствующей традицией, на периферии официальной культуры вырастает оппозиционная ей традиция.

В Китае такой оппозицией конфуцианству был даосизм, не вошедший в официальный канон. Причем, те и другие говорят о Дао, но вкладывают в это понятие противоположный смысл.

Дао – великий путь, истина, суть всех вещей, абсолют, человек – ничтожен, это винтик, нерассуждающий исполнитель воли божества-тирана.

Даосы: человеку могут открыться тайны Дао-пути, сумевшему ускользнуть от суеты бытия. Человек может слиться с Дао и излучать его на весь мир. Государь, Художник, Поэт могут постичь Дао, т.е. извечную суть вещей.

В Индии в оппозицию ведийской традиции выступил буддизм с проповедью личного физического и нравственного освобождения и восхождения к Абсолюту, т.е. в противовес объектно-исторической традиции акцентируется субъектно-личное начало. Буддизм пробудил в искусстве интерес к духовному миру человека.

В такой двойной традиции в их оппозиции заключался мощный источник развития культуры.

Погружение в традицию позволяет художнику не только выполнить «социальный заказ», но и реализовать творческие импульсы.

Кроме оппозиции внутри самой традиции существовала и еще одна оппозиция канонизированному искусству со стороны полупрофессионального и народного творчества бродячих актеров, музыкантов. В этой роли выступают и нищенствующие монахи и торговые гости. Это массовое искусство проникает и в канон, размывая его герметичность и расширяя сферу художественной культуры общества.

Таким образом каноничность, традиция вовсе не свидетельствуют об отсутствии развития культуры и ее замкнутости в стационарных обществах, но они представляют достаточно большой внутренний резерв для развития искусства. Запреты направляли творческую мысль внутрь, заставляли совершенствовать художественный язык: слово, изображение путем углубления их символического значения, совершенствовали технику исполнения, художественную технологию, т.е. форму произведения.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.