Беседки как часть ландшафтного дизайна
Введение
Ландшафтный
дизайн — понятие новое.
Слово
дизайн в переводе с английского означает рисунок, чертеж, проект, но
одновременно и сам процесс проектирования, а, кроме того, и его результат —
проект. Вместе с известным из географии термином «ландшафт» ландшафтный дизайн
предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым
небом и представляет собой часть более широкого понятия «ландшафтная
архитектура» — тот ее уровень, который определяет тщательность деталировки,
владение разнообразными приемами использования природных материалов: земли,
воды, растительности. Ландшафтный дизайн — это также проектирование садовых
сооружений, искусственных покрытий и малых архитектурных форм.
Приобретая
участок, мы получаем, в лучшем случае, площадку земли с дикорастущими
растениями. Проходит время и эта площадка превращается в уютный уголок,
созданный на основе дизайнерских замыслов и в соответствии со вкусами
владельца. Вариантов ландшафтного дизайна может быть много, и зависят они от
различных факторов. Характер местности, традиции региона, вкусы, дизайнерские
способности и финансовые возможности владельца играют в этих вопросах
главенствующую роль. Нет и не может быть идеального сада да и двух похожих друг
на друга индивидуальных садов не должно быть. От этого жизнь стала бы намного
скучнее. Поэтому и появилось такое понятие, как ландшафтный дизайн, прочно
вошедшее в наш лексикон. К сожалению, далеко не все понимают серьезность и
значимость этого вопроса, занимающего заметное место в современной культуре
многих стран мира. Усиленно развиваясь, учитывая аспекты культуры отдельных
наций и народов, ландшафтный дизайн приобретает определенную тенденцию
интернациональной направленности.
Какие
правила надо соблюдать, чтобы садовый участок не превратился в хаотичный набор
не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы
законы, приемы, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер,
оперируя природными материалами?
Существует
два варианта дизайнерского поиска. Первый вариант заключается в оформлении
нового участка, на котором предполагается возвести постройки, соорудить малые архитектурные
формы и насадить плодовые и декоративные растения. То есть, создать комплекс
"дом и сад" - воплотить в жизнь свою многолетнюю мечту. Во втором
случае владелец приобретает участок с построенным домом и вспомогательными
помещениями и дополняет его уютным садом, создавая при этом единый комплекс,
способный скрасить наши не всегда легкие будни. Ведь дом без хорошего сада с
его уютным дизайном становится скучным и обездоленным, превращается в
объективную необходимость – крышу над головой. "Сад,- как писал английский
философ Фрэнсис Бэкон в XVI веке, - самое чистое из всех
человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека, без него
здания и дворцы всего лишь грубые творения его рук". И каким бы путем ни
пошел ландшафтный дизайнер, он обязательно должен использовать четыре основных
принципа организации садовой архитектуры: применение трехмерного пространства,
использование с максимальной выгодой применяемых материалов, понимание
человеческих потребностей и учет местной фауны.
Цель
данной работы – узнать, что такое ландшафтная архитектура, изучить законы и
приемы ландшафтного дизайна, познакомиться с некоторыми элементами оформления
сада.
При
подготовке данной работы использовались книги, посвященные ландшафтному дизайну
(список приведен в конце работы).
1 Ландшафтный дизайн как садовое искусство
Как
известно, начало садового дизайна связано с представлением рая на Земле,
поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский
уголок. Каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных
течений и веяний, природных условий той или иной страны. И как бы человек ни
называл свой дом, начиная с античных времен и заканчивая современностью,
"замки", "крепости", "дворцы" или коттеджи, - все
они неразрывно связаны с Природой, со стремлением к прекрасному. О красоте
древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые
сохранились до нашего времени. К примеру, роспись в Садовой комнате в Доме
Ливии в Риме, выполненная в I веке до
н.э., отражает идеализированный образ райского места. Со сменой эпох менялось и
представление о красоте. Сады не являются здесь исключением.
Высокий
уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на
развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну
из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки
использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое
понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства
сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их
геометрическое деление на участки правильной формы.
Большое
значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Возникли
новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям
жизни. Изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады
становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов,
но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных
крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади,
стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами
замков и парками.
Ренессансные
сады напоминали "зеленые кабинеты", в которых можно было уединиться
среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался
согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие
"кабинеты" декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и
другими садовыми строениями.
Во
времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными
скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше
внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период
знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых
главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в
прилегающий ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных
смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим
слиянием сада с окружающим ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д.
Эпоха
классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими
геометрическими формами и сдержанностью. Нужно отметить, что смена стилей не
происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга, постепенно вытесняя
более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать
"вещицизм" и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной
чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн. И лишь когда Европой овладел
дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение
человека к природе.
XX век (особенно его конец)
отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и садовом
ландшафте. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой
архитектуре. Домашний интерьер стал приближаться к садовому ландшафту,
сместились и стали менее заметными границы их разделяющие.
Большой
отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных
народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре,
доминирующую роль в которой играли Китай и Япония. Японский бонсай (искусство
выращивания растений в сосудах) и китайский ландшафтный Фэн-Шуй использовались дизайнерами
всех времен и народов. Секрет этого искусства (или целой науки) заложен в
глубоких знаниях законов природы, которые применяют при формировании
ландшафтного участка. Грамотная планировка помещений и садовых участков, тесная
взаимосвязь их размещения и расположения относительно сторон света, выбор формы
относительно местности – вот отличительная черта Фэн-Шуй.
Эти
знания законов природы помогают максимально правильно использовать их при
формировании ландшафта. К примеру, место, где растет крапива и чертополох,
считаются очень плохими, так как эти растения обычно прорастают в
неблагоприятных условиях. Большую роль играет направление входа в дом или на
участок относительно концов света, учитывается ориентация основных светил и
природных явлений.
Входу
на территорию участка уделяется особое внимание, так как он отделяет две
условные зоны. Переходя эту границу, простой гражданин становится хозяином.
Поэтому ворота являются символом его благополучия и удачливости. Хорошо, когда
ворота выполнены в виде арки, то есть, закруглены сверху. Арка символизирует
радугу - "небесные врата" и приносит удачу хозяину участка. Точно
такой же смысл имеют арки, разделяющие отдельные зоны участка. Они могут быть каменными,
деревянными, металлическими или в виде зеленых насаждений. Все зависит от того,
в каком секторе участка расположена арка. В южном секторе арка делается
деревянной, на юго-западе - кирпичной или каменной, а в западном секторе -
желательно делать её из металла.
Размещение
дома на участке тоже имеет очень большое значение. Фасад его должен смотреть на
юг, восток или юго-восток, менее благоприятное направление фасада на юго-запад
или запад и нежелательно северное и северо-западное направление. Через вход в
дом проникает благотворная энергия, поэтому важны его парадность и солидность.
Важным
атрибутом участка являются садовые строения и цветники. Цветы должны иметь
различный оттенок, но их тоже следует размещать по зонам. Так, красные цветы в
южном секторе сада приносят удачу, а для запада и северо-запада лучше подходят
белые и желтые цвета. На востоке и юго-востоке уместны любые растения, кроме
колючих насаждений, которые могут принести нежелательные (колючие) перемены.
Наверное,
сейчас невозможно точно определить, где появились первые беседки и другие
садовые строения, предназначенные для отдыха. Доподлинно известно, что в
Древнем Египте строили деревянные беседки за много веков до н.э. Небольшие,
легкие с раздвижными дверями садовые домики, напоминающие беседки и навесы, уже
много веков строят в Китае и Японии. Среди южных народов всегда были популярны
навесы, беседки, перголы, которые помогали укрыться от лучей палящего солнца.
Особенно популярны были такие сооружения в странах Средиземноморья, которые
нашли свое отражение в греческих портиках и римских колоннадах эпохи
Возрождения. Беседки без стен, имеющие в плане форму квадрата или восьмиугольника,
уже много веков строят в Англии и Нидерландах. Как правило, они строились на
самом видном месте и являлись центром роскошного сада или парка, украшая его
своими формами и архитектурой. Такие беседки - газебо были позаимствованы
многими европейскими странами и стали широко известны всему миру.
Из
Европы архитектура беседок перекочевала в Америку вместе с первыми поселенцами.
Первоначально они ставились в садах и приусадебных парках только богатых людей
как символ благополучия и связи с Европой. Не обошли стороной беседки и Россию,
на которую оказывала большое влияние культура Франции и Англии. Практически ни
одна богатая усадьба не обходилась без садовой беседки, в которой проводили
досуг наши знатные предки. Вместе с беседками широко применялись деки, навесы,
террасы, примыкающие к дому или построенные на склоне холма и имеющие дощатый
настил. Над этими сооружениями трудились знаменитые архитекторы, создавая воистину
произведения искусства. О внешнем виде садовых строений того времени мы можем
судить по многочисленным художественным полотнам, которые сохранились до наших дней.
И в настоящее время находится немало любителей архитектурных форм прошедших
столетий. Но в архитектуре XX века
(особенно в его второй половине) произошел революционный сдвиг. Этому
способствовало появление в строительстве новых современных технологий и
материалов (пластмассовые и алюминиевые профили, различные виды современной
кровли и т.д.). Поэтому в садах и приусадебных парках наших современников можно
встретить строения самых разнообразных форм и стилей. Но все они преследуют
одну цель - создание уютной зоны отдыха на лоне природы.
2 Законы и приемы ландшафтного дизайна
На
протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались
законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В
садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и
музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам
построения пространства, т. е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об
искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта
как о ландшафтной архитектуре сада.
Естественный
ландшафт формирует пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с
другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем,
что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем
первозданном виде,— большинство ландшафтов искусственно созданы человеком.
Современные загородные усадьбы — это также ландшафт, созданный руками
человека. Поэтому, благоустраивая садовый участок, важно использовать приемы и
законы ландшафтной архитектуры — ведь это законы гармонии и красоты, законы
самой природы.
Изображение
природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере — это иллюзия
реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные
пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что
были и картины-«обманки», которые применялись в древних садах с целью
зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды.
Таковы росписи стен «Верхового сада» в Кремле, роспись галереи Гонзаго в
Павловском парке. И, наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами,
даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах.
Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью:
в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы
композиции пространства — иллюзорного и реального.
2.1 Композиция
Под
композицией вообще понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях,
создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в
саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу,
вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов
выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях
построения ландшафта малого сада.
При
решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, которыми
обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в
архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят:
геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в
пространстве, цвет и освещенность (светотень).
Соотношения
форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них
являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной
перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в
пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие
приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс,
масштабность и т. д.
Все
эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них
главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они
неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции
определяется в каждом конкретном случае.
Страницы: 1, 2
|