При консервации не опрессованных на герметичность
давлением в соответствии с требованиями ГТН скважин со спущенными обсадными
колоннами (кондуктор, техническая или эксплуатационная колонна), башмаки
которых не вскрыты, цементный мост на устье скважины не устанавливается; в этом
случае оно оборудуется каптажной головкой. При консервации скважин
после изоляции испытанного объекта на устье дополнительно устанавливается цементный
мост мощностью не менее 50 м.
Информация о состоянии подводного устья на каждой
временно консервируемой скважине представляется в соответствующую гидрографическую
службу.
В период всего срока временной консервации скважины
осуществляются работы, предусмотренные планом на консервацию.
Порядок оборудования стволов и устьев
консервируемых скважин.
После испытания последнего объекта следует заполнить
ствол скважины буровым раствором, обработанным ПАВ, для создания
гидростатического давления на пласт на 10—15 % больше пластового. Затем
необходимо установить цементный мост мощностью (высотой) 25 м на 20—30 м выше
кровли перфорации объекта и по окончании периода ОЗЦ (через 24 ч) испытать его
на герметичность в соответствии с требованиями существующих нормативных
документов. После этого следует промыть скважину и довести параметры бурового
раствора до заданных в соответствии с требованиями ГТН; затем установить
цементный мост на устье скважины мощностью не менее 50 м и по окончании периода
ОЗЦ (через 24 ч) испытать его разгрузкой инструмента 5—6 те и поднять защитную
втулку колонной головки.
Отсоединить и поднять блок ППВО, поднять рабочий и
установить консервационный акустический датчик в районе устья скважины,
предварительно проверив его работоспособность. По окончании этих работ
необходимо обследовать состояние устья и дна моря вокруг консервируемой
скважины с целью обнаружения навигационных опасностей и составить акт
водолазного осмотра устья скважины, после чего снять буровую установку с точки
бурения.
При временной консервации скважины, в открытом стволе
которой отсутствуют газонефтеводонасыщенные объекты, необходимо:
—
заполнить интервал открытого ствола скважины КСЖ, параметры которой
соответствуют данным лаборатории буровых и тампонажных растворов;
—
установить в башмаке последней обсадной колонны цементный мост мощностью не
менее 25 м и по окончании периода ОЗЦ (через 24 ч) испытать его на
герметичность;
—
привести параметры бурового раствора (в обсадной колонне) в соответствие с
требованиями ГТН.
При временной консервации скважины, в открытом стволе
которой имеются нефтегазоводонасыщенные объекты, необходимо:
—
заполнить интервал открытого ствола скважины от забоя до кровли
нефтегазонасыщенного объекта КСЖ, параметры которой соответствуют данным
лаборатории буровых и тампонажных растворов;
—
установить цементный мост не менее чем на 30 м выше кровли
нефтегазоводонасыщенного объекта.
При наличии в скважине двух и более вскрытых
нефтегазоводо-насыщенных объектов их следует изолировать. Интервалы между
цементными мостами в открытой части ствола заполнить КСЖ. По окончании периода
ОЗЦ (через 24 ч) произвести испытания цементных мостов на герметичность,
параметры бурового раствора в обсадной колонне привести в соответствие с требованиями
ГТН, предусмотренными для последнего интервала пробуренного ствола скважины.
В случае временной консервации скважины с оставлением
на устье блока ППВО после установки цементного моста в башмаке последней
обсадной колонны и приведения параметров бурового раствора в соответствие с
требованиями ГТН следует поднять бурильную компоновку, загерметизировать устье
глухими плашками превентора и поднять райзер. Кроме того, необходимо поднять
рабочий и установить консервационный акустический датчик в районе устья
скважины, предварительно проверив его работоспособность.
По окончании работ по консервации скважины
геологической службой производственного объединения составляется "Справка
о консервации скважины" с указанием устройств, позволяющих определить местонахождение
подводного устья скважины.
Порядок проведения работ при расконсервации
скважин, находящихся в стадии строительства.
Расконсервация скважин производится по плану,
согласованному и утвержденному организациями, ранее согласовавшими и
утвердившими план консервации, и только при наличии соответствующего
разрешения от представителя военизированного отряда по предупреждению
возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов.
Для проведения расконсервации необходимо доставить ПБУ
в район работ и поставить ее на точку бурения. Затем следует подготовить блок
ППВО к работе в соответствии с инструкцией по ее монтажу и эксплуатации, а
также произвести осмотр устья скважины из колокола и при необходимости очистку
колонной головки с помощью водолазов. Кроме того, нужно выполнить комплекс других
подводно-технических работ на устье скважины в соответствии с планом работ,
сняв при необходимости с устья каптажную головку. Затем необходимо осуществить
спуск блока ППВО с райзером и состыковать его с устьем скважины, после чего
произвести функциональную проверку всех систем ППВО, а также проверить герметичность
стыковки опрессовкой на давление, соответствующее давлению опрессовки последней
спущенной в скважину обсадной колонны, согласно требованиям ГТН.
Далее следует разбурить цементный мост на устье
скважины (если он имеется) и измерить температуру в обсадной колонне. Перед
разбуриванием цементного моста в башмаке колонны необходимо привести параметры
бурового раствора в соответствие с требованиями ГТН по фактической глубине
забоя скважины. После разбуривания цементных мостов произвести спуск бурильного
инструмента с последующим вымывом КСЖ, не допуская смешивания ее с активным
объемом бурового раствора; при этом следует постоянно осуществлять контроль за
соответствием параметровбурового раствора требованиям ГТН.
При достижении забоя скважины продолжить дальнейшее
углубление ее ствола.
В случае временной консервации скважины после
соединения ее устья с блоком ППВО проверить наличие давления в скважине,
измерить температуру в обсадной колонне, собрать компоновку бурильной колонны и
спустить ее с промежуточными промывками до цементного моста в башмаке обсадной
колонны.
9.
Ликвидация
морских скважин.
Общие положения
На каждую скважину, пробуренную на шельфе арктических
морей с плавучих буровых установок, составляется типовой проект по ее
ликвидации. Этот проект служит основанием для разработки индивидуальных планов
проведения изоляционно-ликвидационных
работ с учетом требований охраны недр и окружающей
среда и составления сметной документации, связанной с проведением дополнит
тельных работ.
Индивидуальный план проведения изоляционно-ликвидационных
работ по каждой скважине, подлежащей ликвидации, составляется и утверждается
производственным объединением, согласовывается с гидрографической службой
флота, рыбнадзором и бассейновой инспекцией Минводхоза.
При ликвидации скважин, расположенных на
месторождениях, содержащих токсичные и агрессивные компоненты (сероводород и
др.) или вскрывших напорные пласты, план проведения изоляционно-ликвидационных
работ согласовывается также с военизированным отрядом по предупреждению
возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов. Установка
цементных мостов в ликвидируемых скважинах и их испытание должны производиться
в присутствии представителя АВО.
При ликвидации скважин, вскрывших
сероводородсодержащие объекты, работы выполняются по специальным планам,
согласованным с органами Госгортехнадзора. В таких планах предусматриваются
меры по предотвращению агрессивного воздействия сероводорода на колонны и
цементные мосты.
Осложнения и аварии, возникающие в процессе выполнения
изоляционно-ликвидационных работ в скважинах, ликвидируются по специальным
планам.
В случаях появления выходов нефти, газа или пластовых
вод в районе устья ликвидированных скважин, обнаруженных в процессе
периодического обследования, производственное объединение принимает срочные
меры по выявлению источника загрязнения и его ликвидации.
Ответственность за качественное выполнение изоляционно-ликвидационных
работ возлагается на руководство ПБУ, за сохранность и периодичность
обследования устьев и стволов ликвидированных скважин — на руководство
производственного объединения.
Работы, выполняемые при ликвидации морских
скважин.
Ликвидируемые скважины должны быть заполнены буровым
раствором с удельным весом, позволяющим создать на забое давление, которое на
15 % выше пластового (при отсутствии поглощения).
При ликвидации скважины без спущенной эксплуатационной
колонны в интервалах залегания слабых газонефтеводонасыщенных объектов должны
быть установлены цементные мосты. Высота каждого моста должна быть равна
мощности (высоте) пласта плюс 20 м выше кровли и ниже подошвы пласта. Цементный
мост должен устанавливаться над кровлей верхнего объекта высотой не менее 50 м.
При ликвидации скважины без спущенной эксплуатационной
колонны, в разрезе которой отсутствуют газонефтенасыщенные и водонапорные
объекты, в башмаке последней обсадной колонны должен быть установлен цементный
мост высотой не менее 50 м.
Если в разрезе скважины имеются
газонефтеводонасыщенные объекты, частично или полностью перекрытые бурильным
инструментом в результате аварии, то при установке цементного моста необходимо
соблюдать следующие требования:
- при
нахождении верхнего аварийного конца бурильного инструмента ниже
газонефтеводонасыщенных объектов, опробование которых нецелесообразно,
цементные мосты устанавливаются в соответствии с планом работ;
- при
нахождении верхнего аварийного конца бурильного инструмента выше
газонефтеводонасыщенных объектов и невозможности извлечения бурильных труб
цементные мосты должны устанавливаться над аварийным концом бурильных труб
высотой не менее 100 м и в башмаках последней обсадной колонны, связанной с
устьем скважины, — не менее 50 м;
- при
нахождении верхнего аварийного конца бурильных труб в последней обсадной
колонне по возможности произвести отворот (отрыв) бурильного инструмента не
менее чем на 50 м ниже башмака обсадной колонны и установить цементный мост
высотой не менее 100 м (с входом в башмак обсадной колонны на высоту не менее
50 м).
При ликвидации скважины из-за деформации эксплуатационной
колонны цементный мост должен устанавливаться в зоне деформации и выше ее не
менее чем на 50 м или над зоной деформации высотой не менее 100 м.
При ликвидации скважины со спущенной эксплуатационной
колонной, выполнившей свое назначение, в ней должен быть установлен цементный
мост высотой не менее 50 м непосредственно над зоной фильтра последнего объекта
с закачкой цементного.раствора под давлением в эту зону (при приемистости
пласта).
При ликвидации скважин, имеющих в конструкций промежуточные
или эксплуатационные колонны, спущенные отдельными
секциями, должны быть установлены цементные мосты в
интервалах стыковки секций на 20—30 м ниже и выше мест стыковки.
При ликвидации скважин, в конструкции которых имеются
спущенные хвостовики, за которыми цементный раствор полностью не поднят или не
перекрыты башмаки предыдущих колонн, должны быть установлены цементные мосты
на 20—30 м ниже и выше головы хвостовика.
Во всех ликвидируемых скважинах ив последней обсадной
колонне, связанной с устьем скважины, должен быть установлен цементный мост
высотой не менее 50 м с расположением кровли цементного моста на 3—5 м ниже
уровня дна моря.
Допускается извлечение промежуточных и
эксплуатационных обсадных колонн из ликвидируемых скважин; при этом над головкой
оставшейся части каждой извлекаемой обсадной колонны должен быть установлен
цементный мост высотой не менее 50 м.
Порядок оборудования устья скважины.
При ликвидации скважин, пробуренных с ПБУ, необходимо
обрезать все обсадные колонны ниже дна моря и заполнить устье скважины
цементным раствором до уровня дна моря; при этом подвесные колонные головки и
буровая плита поднимаются на борт ПБУ (рис. 25).
Снятие ПБУ с точки бурения без выполнения вышеизложенных
требований запрещается.
После снятия ПБУ с точки бурения следует обследовать
дно с целью выявления навигационных подводных опасностей. Один экземпляр акта
обследования должен быть передан в соответствующую гидрографическую службу.
После завершения работ по ликвидации скважины
геологическая служба ПБУ должна составить "Справку о производстве ликвидационных
работ на скважине", в которой необходимо указать:
—
фактическое положение цементных мостов и результаты их испытаний;
—
параметры жидкости, которой заполнен ствол скважины;
—
расположение устья скважины и его оборудование;
—
фактическую высоту части обсадной колонны, оставленной над уровнем дна моря;
— объем
и состав незамерзающей жидкости в приустьевой части ствола скважины (в случае
необходимости).
К справке прилагается один экземпляр акта обследования
дна моря с целью обнаружения навигационных подводных опасностей.
10 Правила ликвидации ГНВП и последовательность действий при
возникновении ГНВП
1) В случае неуверенности в ГНВП,
необходимо остановить насосы, при этом забойное давление снизится (не будет
динамической составляющей) и проявление должно сразу проявиться, если оно имеет
место.
2)При наличии проявления следует, как можно скорее,
загерметизировать скважину, так как максимальные давления, которые будут
возникать при ликвидации проявления, будут тем больше, чем больше объем
поступившего флюида.
Порядок действий при герметизации скважины: остановить
вращение ротора;
- поднять инструмент так, чтобы замковое
соединение не находилось в зоне плашек превентора;
- остановить насосы;
- открыть гидроуправляемую задвижку на линии ведущей к открытому
дросселю;
- закрыть превентор;
- медленно закрыть дроссель или задвижку на выходе
превентора, следя за тем, чтобы давление в обсадной колонне не
превышало допустимое давление разрыва труб или гидроразрыва
пород.
3) регистрация
давлений:
- дать возможность и время избыточным давлениям в
бурильных трубах и КЗП
стабилизироваться. Для этого требуется не
более 5-10 минут. Затрачивать больше
времени не допускается, так как в
случае газопроявлений всплывающая пачка будет
вносить значительные погрешности,
также возможен случай, когда проявляющий
пласт является плохопроницаемым, то
есть он не сразу передал свое давление,
следовательно, мы не верно определим
пластовое давление и рассчитаем плотность
раствора, требуемую для глушения
скважины, что приведет к новому проявлению и
потребуется второй цикл, но ждать
больше 10 минут нельзя, так как это может
всплывать газовая пачка;
- необходимо записать
избыточное давление в трубах и затрубье, объем
проявления, который равняется
увеличению объема с приемной емкости, это значение
используется для расчета
максимальных ожидаемых давлений при глушении
скважины. В случае наличия в
бурильных трубах обратного клапана избыточное
давление в трубах можно
определить с помощью цементированного агрегата,
закачивая раствор в трубы с малой
производительностью.
4) Выбор
производительности насосов и давления глушения
Производительность обычно берут вдвое
меньше, чем при бурении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|