Бухгалтерский учет и аудит денежных средств на примере бюджетной организации
Содержание
Введение……………………………………………………………………...4
1
Основные направления учета и аудита денежных средств……………..7
1.1 Нормативно – правовое регулирование учета и аудита денежных средств в
Российской Федерации………………………………………………...7
1.2 Бухгалтерский учет денежных средств………………………………..13
1.3 Теоретические основы аудита денежных средств…………………….53
2 Бухгалтерский учет денежных средств на примере МУЗ городская больница
№1 –ОМС……………………………………………………………...62
2.1 Общая характеристика МУЗ городская больница №1 –ОМС………..62
2.2 Порядок осуществления и бухгалтерский учет наличных форм расчетов…………………………………………………………………………...62
2.3 Порядок осуществления и бухгалтерский учет безналичных форм расчетов…………………………………………………………………………...70
2.4 Составление бухгалтерской отчетности……………………………….76
3 Аудит операций с денежными средствами на примере МУЗ городская больница
№ 1 –ОМС……………………………………………………………..83
3.1 Планирование аудита операций с денежными средствами на примере МУЗ
городская больница № 1 –ОМС…………………………………………...83
3.2 Основные направления аудиторской проверки операций с денежными
средствами МУЗ городская больница № 1 -ОМС ……………………………..87
3.3 Отчет
по проверке правильности учета денежных средств и рекомендации по
совершенствованию учета и контроля за денежными средствами………………………………………………………………………..96
Заключение………………………………………………………………...100
Список
литературы………………………………………………………..103
Приложение………………………………………………………………..105
Введение
Актуальность
темы данного исследования высока, поскольку бухгалтерский учет и аудит движения
денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного
обращения, организации расчетов и кредитования на производстве.
Учет
денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в
эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен
контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью
использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов,
находящихся в кассе предприятия.
В
современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной
жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и
оказанием услуг, завершаются денежными расчетами.
Организация
денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее
платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная
экономия на издержках обращения. Широкому применению денежных, в том числе и
безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также
заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так
и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Цель дипломной
работы – бухгалтерский учет и аудит движения денежных средств.
Для
достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- изучить
принципы организации учёта денежных средств и безналичных расчётов;
- проанализировать
нормативное регулирование безналичных и наличных видов расчетов;
- исследовать
учет движения денежных средств на конкретном примере городской больнице;
- исследовать
особенности аудита операций с денежными средствами;
- составить
аудиторский отчет проверки правильности учета денежных средств предприятия.
Решение
поставленных задач исследования определило структуру данной работы.
Объект
исследования – показатели движения денежных средств МУЗ городская больница № 1 –
ОМС
МУЗ городская
больница № 1- ОМС находится в городе Рыбинске по адресу ул. Солнечная 2а.
В составе МУЗ
городская больница № 1 терапевтическое, хирургическое, неврологическое,
гинекологическое, урологическое, паталогоанатомическое отделения, а также
взрослая поликлиника и дневной стационар.
Предмет
исследования – особенности учета и аудита денежных средств.
В
условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое
использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный
доход, и, следовательно, предприятие должно постоянно думать о рациональном
вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (депозиты
банков, ценные бумаги и др.).
Исходя
из этого, основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:
-
проверка правильности оформления, законности документов,
-
своевременное и полное отражение операций в учете.
-
обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам
платежей;
-
своевременное проведение инвентаризации денежных средств и отражение ее
результатов в учете;
- обеспечение
сохранности денежных средств, денежных документов в кассе предприятия и других
местах хранения;
-
изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных
средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.
- создание
условий для повседневного контроля за наличием и движением денежных средств.
Денежные
средства поступают на предприятие от покупателей в процессе хозяйственной
деятельности, от банков в виде ссуд, от государства в виде дотаций и т.д.
Денежные
средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, и безналично – в
виде денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и др.
Приумножение
денежных средств, их правильное использование и контроль за сохранностью
является одной из важнейших задач бухгалтерии предприятия и бухгалтерского
учета.
От
успешности решения этой задачи зависит платежеспособность предприятия,
своевременность расчетов с поставщиками и подрядчиками, своевременность
платежей в бюджет и др.
1 Основные направления учета и аудита денежных
средств
1.1 Нормативно – правовое регулирование учета и аудита денежных средств в
Российской Федерации
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с
нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них
обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по
бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов,
методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса
нормативные документы регулирующие движение денежных средств
целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента
РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или
косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним
относятся:
- Гражданский кодекс РФ;
- Налоговый Кодекс РФ;
- Федеральный закон «О
бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Этот
Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание,
принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и
составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести
бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования
к составлению первичной документации и учетных регистров;
- Указ Президента
Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У « О мерах по
повышению собираемости налогов и других обязательных платежей
и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения ».
- Указ Президента РФ от 16
февраля 1993 года № 224 “Об обязательном применении контрольно-кассовых машин
предприятиями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением”
(в редакции от 25.07.2000 г.);
- Федеральный закон от 22 мая
2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт".
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и
отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил,
устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их
совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском
учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы
нормативных документов является Министерство Финансов РФ. К ним относятся:
- Положение по ведению
бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом
Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы
организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов,
организации документооборота;
- «Учет активов и обязательств,
стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено
приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;
- «Бухгалтерская отчетность
организации». ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999
года № 43н;
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции,
комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические
рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в
соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются
Минфином РФ и различными ведомствами.
- План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его
применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н.
Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение
бухгалтерского учета кассовых операций;
- Приложение № 2 к
Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря
2002 года № 85 «Типовая форма договора о полной индивидуальной
материальной ответственности»;
- Приказ Минфина РФ от 22
июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности
организаций» - применяется в части требований по группировке и детализации
данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в
кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных
средств;
- «Порядок ведения кассовых
операций в Российской Федерации», утвержденный решением Совета
директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993
года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года №18
применяется в полном объеме;
- Положение о правилах
организации наличного денежного обращения на территории Российской
Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года
№14-П применяется в части порядка получения денежных средств в банке и
сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и
других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках
договора о расчетно-кассовом обслуживании;
- Указание Центробанка РФ от 14
ноября 2001 года №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными
деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке,
указания Центробанка РФ в изменение данного указания, а также разъяснения
Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка
РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами;
- "О введении
новых форматов расчетных документов " Указание от 22 февраля 1999
года N502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03
декабря 1997 №51-У;
- Инструкция № 28 о
расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в
учереждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 03
октября 1986 года (С изменениями от 21.06.03 года №1297-У);
- Методические указания
по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены
приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49. Письмо МНС РФ от 15.04.2002 г.
№ АС-6-06/476 “ О бланках строгой отчетности”
- Указание ЦБ РФ от 31.10.2002
г. № 1201-У “О внесении изменений в положение Банка России от 5.01.98г. № 14-У
“О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ”.
- Постановление Госкомстата
России № 132 от 25 декабря 1998 года “Об утверждении унифицированных форм
первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при
осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин”.
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого
предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности
организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
- документ по учетной политике
предприятия;
- утвержденные руководителем
формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный
руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем
формы внутренней отчетности.
ЦБ РФ Указанием от 14 ноября 2001 года № 1050-У “Об установлении
предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами”
установил предельный размер расчетов наличными деньгами в следующих размерах:
между юридическими лицами – 60 тысяч рублей.
Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или
оказании услуг на территории РФ производятся всеми юридическими лицами,
физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых
машин. Для осуществления расчетов с населением юридические лица обязаны:
- регистрировать контрольно-кассовые
машины;
- использовать исправные
контрольно-кассовые машины;
- выдавать покупателю
отпечатанный на контрольно-кассовой машине чек за покупку (услугу);
- обеспечивать работникам
налоговых органов беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.
За неприменение контрольно-кассовой машины, а также в случаях, приравненных к неприменению контрольно-кассовой машины (использование аппарата без пломбы, без фискальной памяти, пробитие чека на меньшую сумму) на организацию может быть наложен штраф 30 000 - 40 0000 рублей. В соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, влечет наложение административного штрафа.
Свободное перемещение финансовых средств гарантировано Конституцией (ст.
8 Конституции РФ провозглашает свободу конкуренции. Право граждан на свободу
предпринимательства, закреплённое в п.1 ст.34, обеспечивается запретом
экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию), любое ограничение их перемещения не имеет под собой правовых оснований.
К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в
Российской Федерации относятся:
- Гражданский кодекс Российской
Федерации;
- Федеральный закон "Об
аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от
14.12.2001 N 164-ФЗ);
- Федеральный закон "О
лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N
128-ФЗ;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|