На чертеже (лист ) показаны основные работы по
строительству трубопровода.
4.3.2
Бестраншейный способ.
При пересечении трубопровода с действующими инженерными
коммуникациями (дороги, трубопроводы, кабели и т.д.) применяют бестраншейный
способ прокладки трубопровода.
Суть всех известных способов состоит в том, что с одной
стороны отрывают рабочий котлован, с которой трубу проталкивают под
препятствием до выхода в приемный котлован до противоположной стороны.
Бестраншейную прокладку можно осуществить:
а) продавливанием домкратами без выемки грунта (прямой
прокол для труб D = 100…150 мм и L £ 30 м);
б) вибропроколом и гидропроколом (D £ 500 мм, L £ 100 м);
в) продавливанием с выемкой грунта механическим или
гидравлическим способом (D £ 1200 мм);
г) бурением горизонтальных скважин специальными бурильными
установками (D = 1200…1400 мм);
д) устройством подземных выработок способами, применяемыми
при строительстве тоннелей (D £ 1400 мм).
Продавливают только стальные и железобетонные трубы. При
необходимости укладки труб из других материалов вначале продавливают стальную
трубу (кожух), а затем через нее протаскивают рабочую трубу. Такой метод (с
кожухом) применяют также иногда при использовании стальных труб при проколе под
ответственными сооружениями (дорогами, линиями связи и так далее), так как в
этом случае срок службы трубопровода увеличивается. Кроме этого, водопроводные
линии, проложенные в кожухе, лучше выдерживают динамические нагрузки. Особенно
это важно при проколе под дорогами.
На чертеже (лист ) показана схема прокола трубопровода
под автомобильной дорогой.
4.4
Выбор основных машин для производства работ.
Для снятия растительного грунта по трассе водопровода и
обратной засыпки траншеи принимают бульдозер ДЗ-8 на базе трактора Т-75.
Для очистки части трассы от асфальта используют отбойные
молотки.
Для разработки грунта в траншее с учетом размеров траншеи
выбираем экскаватор с рабочим оборудованием обратная лопата марки ЭО-3322А. Его
основные параметры:
v
вместимость ковша, q = 0,4 м3;
v
ширина ковша, bк = 0,5 м;
v
высота выгрузки, Нв
= 5,2 м;
v
глубина копания, Нк
= 5 м.
Для укладки звеньев труб принимаем трубоукладчики ТЛГ-4М.
Для проведения гидравлических испытаний участков
трубопровода принимаем гидравлический пресс, который должен обеспечивать
испытательное давление:
Рисп = Рраб + Затм
= 5 + 3 = 8 атм, (4.3)
где Рисп - испытательное давление, атм;
Рраб - рабочее давление, Рраб = 5 атм;
Затм = 3 атм.
4.5
Определение количества труб.
Потребное количество труб можно определить по следующей
формуле:
Nтр = L/L' = 6400/5 = 1280 штук, (4.4)
где Nтр
- потребное количество труб, шт.;
L - общая длина
водопровода (L = 6400 м);
L' - длина одной
трубы (L' = 5 м)
Общая масса труб определяется следующим образом:
Мтр = m × Nтр =
510 кг × 1280 шт. = 652 800 кг »
653т, (4.5)
Где Мтр - общая масса труб, кг (т);
m - масса одной
трубы (m = 510 кг);
Nтр - потребное количество труб, шт.
Для транспортировки труб от склада до приобъектного склада
используем бортовые автомобили грузоподъемностью 10т. Для перевозки всех труб
на приобъектный склад потребуется следующее количество рейсов:
Nрейс = Nтр
/К' = 1280/20 = 64 рейса, (4.6)
где
Nрейс - потребное количество рейсов, рейсы;
Nтр -
потребное количество труб, шт.;
К'
- количество перевозимых за один рейс труб (К' = 20 шт./рейс).
Определение потребного количества автомобилей, необходимых
для перевозки труб. Количество автомобилей определяется по формуле (округляем в
большую сторону, чтобы обеспечить необходимый минимум):
Nавт = I/П = 3,78/1,34 = 2,82 Þ 3 автомобиля, (4.7)
где Nавт
- потребное количество автомобилей, шт.;
I - интенсивность
движения, то есть необходимое количество рейсов за один рабочий день (одну
смену), рейс/смена.
I = , (4.8)
где Nрейс
- количество рейсов (Nрейс
= 64);
Кн - коэффициент неравномерности движения,
учитывающий непредвиденные обстоятельства (Кн = 1,3);
t -
продолжительность доставки труб на склад (t = 1 месяц или t = 22 рабочих дня), тогда:
I = = 3,78 ;
П - производительность автомобиля или количество
рейсов, которое может выполнить один автомобиль за один рабочий день.
П = , (4.9)
где Тсм - продолжительность одной смены, мин (Тсм
= 8×60 = 480 мин.).
Тц - продолжительность одного цикла, мин:
Тц = t1
+ t2 + t3 + t4 + t5,
где t1 -
время подачи автомобиля под загрузку, t1 =
10 мин;
t2 - время загрузки автомобиля, t2 = 30 мин;
t3 - время груженого хода, мин:
t3 = = = 1,67 часа (или 100 мин), (4.10)
L - расстояние до
объекта (L = 50 км);
Vг.х. - скорость груженого хода (Vг.х. = 30 км/час).
t4 - время разгрузки автомобиля (t4 = 30 мин).
t5 - время обратного хода автомобиля, мин:
t5 = = = 1,43 часа (или 86 мин), (4.11)
где Vх.х.
- скорость холостого хода (Vх.х.
= 35 км/час).
Кз - коэффициент случайных задержек (Кз
= 1,4).
Тогда Тц = 10 + 30 + 100 + 30 + 86 = 256 мин.
П = = 1,34 .
4.6
Технологический расчет на строительство
водопровода.
Технологический расчет выполнен на 1000 погонных метров
водопровода. Общая же длина водопровода составляет 6400 м. В расчете
определены:
v
объем работ и состав
исполнителей, выполняющих данную технологическую операцию;
v
трудоемкость операции в
человеко-часах;
v
машиноемкость технологической
операции в машино-часах.
При определении количества машино- и человеко-часов были
использованы следующие нормативные документы: ведомственные нормы и расценки
(ВНиР, выпуск 1), единые нормы и расценки (ЕНиР, сборник 9; ЕНиР, сборник 11;
ЕНиР, сборник 22).
Машиноемкость (машино-часы) определялась по следующей формуле:
М-ч = , (4.12)
где Vраб
- объем работ;
VЕНиР - объем работ, на который дается норма времени
(определяем по ЕНиРу);
Нвр - норма времени, необходимая машине для
выполнения единицы объема работ (определяем по ЕНиРу).
Количество человеко-часов (трудоемкость) определяем по
следующей формуле:
Ч-ч = К × М-ч, (4.13)
Где К - количество механизаторов, работающих на данной
машине;
М-ч - количество машино-часов.
Для работ, выполняемых вручную, количество человеко-часов
определяется по формуле:
Ч-ч = , (4.14)
Где Vраб
- объем работ;
VЕНиР - объем работ, на который дается норма времени;
Нвр - норма времени для рабочего на выполнение
единицы работ.
Таблица 4.1 Технологический расчет на строительство
водопровода.
Таблица
4.1
|