Сложное дело обстоит с этими же
приоритетами на микроэкономическом уровне. Если медицинское учреждение или
частнопрактикующий врач на первое место ставит экономическую эффективность, то их функционирование как
хозяйствующих субъектов происходит
по обычной модели любого коммерческого предприятия. Если же приоритетными становятся медицинская и социальная
эффективность, то экономический агент неизбежно возвращается в третью группу проблем: кто за все это будет платить? Пятая
группа проблем связана с определением полученного (фактического) результата
вашей услугопроизводящей деятельности. Известно, что от желаемого до
действительного расстояние иногда бывает очень большим. Это тем более
характерно для здравоохранения, медицины, где достижение поставленной цели
может натолкнуться на значительное число самых неожиданных препятствий. Однако, несмотря на всю неопределенность и
непредсказуемость здравоохранения, подсчитать фактические результаты все же
представляется возможным. Для этого экономика здравоохранения занимается
разработкой экономической нормативной базы отрасли. Создана
и постоянно совершенствуется определенная система натуральных
стоимостных и относительных показателей, количественно характеризующих
результаты как медицинской профессиональной работы, так и хозяйственной
деятельности в здравоохранении.
Эта
нормативная база используется в следующих целях: во-первых, для определения стартовых
условий функционирования данного экономического агента;
во-вторых, для анализа текущего финансово-экономического положения конкретного
медицинского учреждения или частнопрактикующего врача;
в-третьих, система показателей применяется не только для фиксации экономического положения в каждый данный
момент, но и для контроля за
динамикой изменения тех или иных параметров деятельности
медицинского учреждения;
в-четвертых, такой же анализ может быть осуществлен применительно
к отрасли в целом, подотрасли или региону;
наконец, в-пятых, зная содержание анализируемых показателей, имея представление о методике расчетов,
можно в целом определить изменение в состоянии здоровья населения или
группы пациентов и осуществить социально-экономические
коррективы. Шестая
группа проблем состоит в том, как управлять экономическими процессами, протекающими в медицинских
учреждениях. Очевидно, что в настоящее время уже не имеет смысла подробно
останавливаться на том факте, что стихийное, неуправляемое развитие рыночной
экономики — это примитивная логика псевдореформаторов отечественной экономической
системы. Труд, производство, т. е. экономическая деятельность как
таковая, будучи сознательным целенаправленным процессом, совершаемым человеком разумным, должна быть
управляемой, исходя уже из
самого определения. И все дело заключается лишь в степени и условиях
управляемости, методах осуществления управленческой деятельности. Что же
касается здравоохранения, то это отрасль,
изначально подверженная управлению на различных уровнях и в разнообразных
формах. Изучение вопросов медицинского менеджмента,
экономического и административно-правового регулирования хозяйственного
механизма отрасли составляет важный раздел экономики здравоохранения.
Седьмая и последняя из рассматриваемых здесь групп проблем
может быть сформулирована следующим образом: «Как достичь экономического успеха?» В рамках этого комплекса проблем
экономика здравоохранения исследует такие вопросы, как спрос, предложение и
ценообразование в области медицинских услуг, медицинский маркетинг, реклама,
экономическая эмблематика (товарные знаки, фирменные наименования, символы и
т.п.), психология потребителя и целый ряд других чрезвычайно важных вопросов.
В любом случае современная экономика здравоохранения
рассматривает медицинскую организацию как:
во-первых, специфический хозяйствующий субъект,
наделенный всеми основными экономическими правами и обязан-
ностями;
во-вторых, как самостоятельного участника рыночных
отношений, взятых во всей их сложности и противоречивости и одновременно
с учетом всей специфики здравоохранения.
2. МЕСТО ЭКОНОМИКИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Естественно, что экономика здравоохранения не может существовать
в отрыве от родственных ей экономических наук и медицины. Медицинская
деятельность, осуществляемая в определенных организационно-хозяйственных
формах, дает экономике здравоохранения объект исследования,
воплощаемый в то, ради чего, собственно говоря, эта наука и существует — в
экономическую практику здравоохранения. У экономической теории
(общей экономики) экономика здравоохранения заимствует терминологию.
Прикладные экономические науки привлекаются в основном для экономических
исследований здравоохранения на микро-, а специальные — для исследований на
макроуровне. Наконец, у гуманитарных наук, прежде всего у философии,
экономика здравоохранения неизбежно воспринимает определенную идеологию,
мировоззрение.
Выделение экономики здравоохранения в область самостоятельных
научных знаний состоялось лишь во второй половине XX века. Это произошло под влиянием
ряда причин. Укажем важнейшие из них.
1. Двадцатый век — это столетие небывалого ранее увеличения
объема и социально-экономической значимости сферы услуг. И хотя медицина «стара как мир», но никогда
ранее она не формировалась в столь крупную отрасль народного
хозяйства, притягивающую к себе миллионы людей. А раз объект
исследования столь быстро и значительно вырос, то возрос, соответственно, и
научный к нему интерес.
2. Здравоохранение одновременно заявило о себе как о необычайно
ресурсоемкой отрасли, способной использовать различные материальные,
финансовые, трудовые и прочие ресурсы.
3. В XX в. здравоохранение
стало рассматриваться как выгодная,
экономически целесообразная область приложения инвестиционных средств.
Таким образом, была сформирована новая научная и учебная
дисциплина — экономика здравоохранения.
3.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ
(Очевидно, нет необходимости лишний раз доказывать, что производство
жизненных благ, организованное в рамках любой (социально-экономической модели,
объективно носит общественный характер. Пожалуй, лучше всего об этом сказал
Адам Смит, когда, анализируя цели отдельного предпринимателя, указал на то, что
предприниматель имеет при этом в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не
выгоды общества. Но когда он принимает во внимание свою собственную выгоду,
это естественно или, точнее, неизбежно приводит его к предпочтению того занятия,
которое наиболее выгодно обществу.
3.1. ЭКОНОМИКА И
УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
КАК ОТРАСЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО
ЗДОРОВЬЯ
И
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В процессе перехода России к рыночной
экономике сформировалась
новая отраслевая экономика здравоохранения. Возникновение новой научной дисциплины — экономики здравоохранения
обусловлено:
— формированием здравоохранения как крупнейшей отрасли
народного хозяйства, что связано с ростом спроса на медицинские услуги;
— необходимостью рационального планирования и эффективного
использования материальных, трудовых и финансовых
средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;
— особым местом здравоохранения в системе
общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;
— повышением
экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и
укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.
Цель экономики здравоохранения — изучение экономических
отношений, хозяйственных (производственных) контактов, складывающихся
между людьми в процессе обеспечения медицинской деятельности.
Объектом исследований экономики здравоохранения являются
экономические отношения в сфере здравоохранения.
Основные задачи экономики здравоохранения:
—определение роли и места здравоохранения в системе общественного
производства;
—расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное
использование;
— изучение тенденций в изменении
структуры здравоохранения;
—расчет и оценка экономической эффективности лечебно
диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения;
—оценка экономической эффективности новых организационных
форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии,
диагностические центры и др.);
—экономическое обоснование новых организационных форм
медицинской
деятельности;
—разработка и оценка эффективных форм оплаты труда
медицинских
работников;
—расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских
работников (врач и средний медицинский работник, врачи и работники
немедицинских специальностей);
—подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки
экономистов в сфере здравоохранения.
3.2.
МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Экономика здравоохранения, являясь отраслью общественного
здоровья и здравоохранения, использует все методы этой дисциплины. Среди них
важнейшими являются:
—математически-статистический метод, позволяющий оценить
количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими
процессами;
—балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соотношение между
лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами;
—экспериментальный метод, позволяющий отработать наиболее
эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования
органов и учреждений здравоохранения.
Экономика здравоохранения тесно связана с экономикой страны в целом. Существует тесная взаимосвязь
здравоохранения со всеми отраслями народного хозяйства. Это
взаимодействие, прежде всего, касается:
—влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного
хозяйства в целом и отдельных его отраслей;
—влияния экономики отдельных отраслей на здоровье населения.
Это значит, что экономика здравоохранения — отраслевая
экономическая наука, которая изучает взаимодействие здравоохранения с
экономикой народного хозяйства, формирование, распределение и использование в
здравоохранении материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Здравоохранение влияет на развитие экономики народного
хозяйства через сохранение здоровья населения (снижение смертности, особенно в
трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей,
заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни).
Важнейшие направления развития экономики здравоохранения:
—определение видов, объемов медицинских услуг с организационно-правовым
обеспечением;
—экономическая оценка эффективности использования
ресурсов
здравоохранения;
— финансовое обеспечение
деятельности ЛПУ с экономическим его обоснованием;
— экономическая оценка профессиональной деятельности
работников здравоохранения;
— отработка экономических методов хозяйствования с
учетом особенностей здравоохранения;
—разработка системы менеджмента и маркетинга, включая
отработки действенных форм пропаганды новых
методов лечебно-профилактической деятельности.
4. УСЛУГА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Структура производства определяется в конечном итоге составом совокупных потребностей, выдвигаемых
данным обществом. Состав
потребностей общественного организма (жизненных благ,
необходимых для существования и развития каждого
о индивидуума, тех или иных социальных групп, а также общества в целом) включает
в себя создание материальных благ и услуг. Производство
материальных благ и производство материальных
услуг представляют собой крупные сферы общественного производства.
Здравоохранение — это одна из ведущих отраслей сферы производства услуг.
Содержательно сфера услуг в целом и
здравоохранение в их числе относятся к разряду потребительского производства: там происходит
потребление материальных благ, созданных в отраслях соответствующей сферы.
Одновременно в здравоохранении происходит создание физической и
психологической основы деятельности, трудового потенциала, производство личного
фактора жизни общества.
С точки зрения функционирования
предприятий (фирм) и лиц, действующих за пределами сферы производства материальных
благ, сфера услуг не имеет принципиальных отличий. Родовые особенности
производства в данной сфере определяются лишь характером самих создаваемых
услуг.
Услуга, наряду с материальным благом, рассматривается,
таким образом, как одна из разновидностей проявления результата
конкретной профессиональной деятельности. При этом необходимо отметить, что сфера производства услуг
чрезвычайно разнообразна по своему отраслевому составу. Сфера услуг —
это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное
назначение которых в системе общественного производства выражается в создании и
реализации той части комплекса жизненных благ, предназначенных для совокупного
потребителя, которая выходит за рамки продукции, изготовляемой сферой
материального производства. К сфере услуг относятся жилищно-коммунальное
хозяйство, бытовое обслуживание населения, народное образование,
здравоохранение, социальное обеспечение,
спорт и туризм, культура и искусство, транспорт, связь, торговля и
общественное питание, государственное управление.
В зависимости от роли услуг в процессе
непрерывного и логически обусловленного производственного процесса (т.е. воспроизводства),
а также от характера удовлетворяемых теми или иными
услугами потребностей отрасли сферы услуг можно объединить в две
информационно-статистические группы. Одна из этих групп представляет отрасли,
деятельность которых направлена на удовлетворение социально-культурных,
духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной
жизнедеятельности. К ней относятся образование, здравоохранение спорт и туризм,
социальное обеспечение, культура,
искусство и др. Другая группа охватывает отрасли бытового
обслуживания, транспорта, связи, торговли и т.п. Эти отрасли призваны
способствовать сокращению затрат совокупного труда, расширению возможностей для достижения большей профессиональной
специализации.
Несколько иной квалификационный подход позволяет разделить
все услуги на услуги производственного и личного назначения, исходя из различий в потребителях, пользователях.
Далее, как среди производственных, так и среди личных
ус-Чуг правомерно выделить материальные (материализованные) и чистые услуги.
В чем смысл этого последнего способа классификации? Дело заключается в том,
что любая услуга связана с получением, производством определенного, скажем,
полезного результата, выступающего в форме (или получающего «экономическую
маску») полезного эффекта. Однако материальные услуги используются
потребителем через какой-либо вещественный объект — например произведение
искусства, а чистые услуги воплощают свой результат непосредственно в самом
человеке.
Страницы: 1, 2, 3
|