рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономическая деятельность здравоохранения

Сложное дело обстоит с этими же приоритетами на микроэко­номическом уровне. Если медицинское учреждение или частно­практикующий врач на первое место ставит экономическую эф­фективность, то их функционирование как хозяйствующих субъек­тов происходит по обычной модели любого коммерческого пред­приятия. Если же приоритетными становятся медицинская и соци­альная эффективность, то экономический агент неизбежно воз­вращается в третью группу проблем: кто за все это будет платить? Пятая группа проблем связана с определением полученного (фактического) результата вашей услугопроизводящей деятель­ности. Известно, что от желаемого до действительного расстоя­ние иногда бывает очень большим. Это тем более характерно для здравоохранения, медицины, где достижение поставленной цели может натолкнуться на значительное число самых неожи­данных препятствий. Однако, несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость здравоохранения, подсчитать фактические результаты все же представляется возможным. Для этого эконо­мика здравоохранения занимается разработкой экономической нормативной базы отрасли. Создана и постоянно совершенству­ется определенная система натуральных стоимостных и от­носительных показателей, количественно характеризующих результаты как медицинской профессиональной работы, так и хозяйственной деятельности в здравоохранении.

Эта нормативная база используется в следующих целях: во-первых, для определения стартовых условий функциони­рования данного экономического агента;

во-вторых, для анализа текущего финансово-экономическо­го положения конкретного медицинского учреждения или част­нопрактикующего врача;

в-третьих, система показателей применяется не только для фиксации экономического положения в каждый данный момент, но и для контроля за динамикой изменения тех или иных пара­метров деятельности медицинского учреждения;

в-четвертых, такой же анализ может быть осуществлен при­менительно к отрасли в целом, подотрасли или региону;

наконец, в-пятых, зная содержание анализируемых показате­лей, имея представление о методике расчетов, можно в целом оп­ределить изменение в состоянии здоровья населения или группы пациентов и осуществить социально-экономические коррективы. Шестая группа проблем состоит в том, как управлять экономи­ческими процессами, протекающими в медицинских учреждениях. Очевидно, что в настоящее время уже не имеет смысла подроб­но останавливаться на том факте, что стихийное, неуправляемое развитие рыночной экономики — это примитивная логика псев­дореформаторов отечественной экономической системы. Труд, производство, т. е. экономическая деятельность как таковая, будучи сознательным целенаправленным процессом, совершае­мым человеком разумным, должна быть управляемой, исходя уже из самого определения. И все дело заключается лишь в степени и условиях управляемости, методах осуществления управленчес­кой деятельности. Что же касается здравоохранения, то это от­расль, изначально подверженная управлению на различных уров­нях и в разнообразных формах. Изучение вопросов медицинского менеджмента, экономического и административно-правового регулирования хозяйственного механизма отрасли составляет важный раздел экономики здравоохранения.

Седьмая и последняя из рассматриваемых здесь групп про­блем может быть сформулирована следующим образом: «Как достичь экономического успеха?» В рамках этого комплекса проблем экономика здравоохранения исследует такие вопросы, как спрос, предложение и ценообразование в области медицинских услуг, медицинский маркетинг, реклама, экономическая эмбле­матика (товарные знаки, фирменные наименования, символы и т.п.), психология потребителя и целый ряд других чрезвычайно важных вопросов.

В любом случае современная экономика здравоохранения рассматривает медицинскую организацию как:

 во-первых, специфический хозяйствующий субъект, наделенный всеми основными экономическими правами и обязан-

ностями;

во-вторых, как самостоятельного участника рыночных отношений, взятых во всей их сложности и противоречивости и    одновременно с учетом всей специфики здравоохранения.



2. МЕСТО ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Естественно, что экономика здравоохранения не может су­ществовать в отрыве от родственных ей экономических наук и медицины. Медицинская деятельность, осуществляемая в оп­ределенных организационно-хозяйственных формах, дает эко­номике здравоохранения объект исследования, воплощаемый в то, ради чего, собственно говоря, эта наука и существует — в экономическую практику здравоохранения. У экономической те­ории (общей экономики) экономика здравоохранения заимству­ет терминологию. Прикладные экономические науки привлека­ются в основном для экономических исследований здравоохра­нения на микро-, а специальные — для исследований на макро­уровне. Наконец, у гуманитарных наук, прежде всего у филосо­фии, экономика здравоохранения неизбежно воспринимает оп­ределенную идеологию, мировоззрение.

Выделение экономики здравоохранения в область самостоя­тельных научных знаний состоялось лишь во второй половине XX века. Это произошло под влиянием ряда причин. Укажем важнейшие из них.

1. Двадцатый век — это столетие небывалого ранее увеличе­ния объема и социально-экономической значимости сферы ус­луг. И хотя медицина «стара как мир», но никогда ранее она не формировалась в столь крупную отрасль народного хозяйства, притягивающую к себе миллионы людей. А раз объект исследо­вания столь быстро и значительно вырос, то возрос, соответ­ственно, и научный к нему интерес.

2. Здравоохранение одновременно заявило о себе как о нео­бычайно ресурсоемкой отрасли, способной использовать раз­личные материальные, финансовые, трудовые и прочие ре­сурсы.

3. В XX в. здравоохранение стало рассматриваться как вы­годная, экономически целесообразная область приложения ин­вестиционных средств.

Таким образом, была сформирована новая научная и учеб­ная дисциплина — экономика здравоохранения.



3. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ

 

(Очевидно, нет необходимости лишний раз доказывать, что производство жизненных благ, организованное в рамках любой (социально-экономической модели, объективно носит обществен­ный характер. Пожалуй, лучше всего об этом сказал Адам Смит, когда, анализируя цели отдельного предпринимателя, указал на то, что предприниматель имеет при этом в виду свою собствен­ную выгоду, а отнюдь не выгоды общества. Но когда он прини­мает во внимание свою собственную выгоду, это естественно или, точнее, неизбежно приводит его к предпочтению того заня­тия, которое наиболее выгодно обществу.


3.1. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

КАК ОТРАСЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

В процессе перехода России к рыночной экономике сформи­ровалась новая отраслевая экономика здравоохранения. Воз­никновение новой научной дисциплины — экономики здравоох­ранения обусловлено:

— формированием здравоохранения как крупнейшей отрас­ли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на меди­цинские услуги;

— необходимостью рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых
средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;

—         особым местом здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;

—        повышением экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.

Цель экономики здравоохранения — изучение экономичес­ких отношений, хозяйственных (производственных) контактов, складывающихся между людьми в процессе обеспечения меди­цинской деятельности.

Объектом исследований экономики здравоохранения явля­ются экономические отношения в сфере здравоохранения.

Основные задачи экономики здравоохранения:

—определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;

—расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;

— изучение тенденций в изменении структуры здравоохране­ния;

—расчет и оценка экономической эффективности лечебно диагностической и профилактической работы учреждений здра­воохранения;

—оценка экономической эффективности новых организаци­онных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии, диагностические центры и др.);

—экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;

—разработка и оценка эффективных форм оплаты труда ме­дицинских работников;

—расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работни­ков (врач и средний медицинский работник, врачи и работники немедицинских специальностей);

—подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.


3.2. МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


Экономика здравоохранения, являясь отраслью обществен­ного здоровья и здравоохранения, использует все методы этой дисциплины. Среди них важнейшими являются:

—математически-статистический метод, позволяющий оце­нить количественную и качественную связь между медико-диаг­ностическими и профилактическими процессами;

—балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соот­ношение между лечебными, диагностическими и реабилитаци­онными процессами;

—экспериментальный метод, позволяющий отработать наи­более эффективные меры по улучшению качества здоровья на­селения и хозяйствования органов и учреждений здравоохране­ния.

Экономика здравоохранения тесно связана с экономикой страны в целом. Существует тесная взаимосвязь здравоохране­ния со всеми отраслями народного хозяйства. Это взаимодействие, прежде всего, касается:

—влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей;

—влияния экономики отдельных отраслей на здоровье насе­ления.

Это значит, что экономика здравоохранения — отраслевая экономическая наука, которая изучает взаимодействие здраво­охранения с экономикой народного хозяйства, формирование, распределение и использование в здравоохранении материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов.

Здравоохранение влияет на развитие экономики народного хозяйства через сохранение здоровья населения (снижение сме­ртности, особенно в трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей, заболеваемости и инвалиднос­ти, увеличение средней продолжительности жизни).

Важнейшие направления развития экономики здравоохране­ния:

—определение видов, объемов медицинских услуг с органи­зационно-правовым обеспечением;

—экономическая оценка  эффективности использования ре­сурсов здравоохранения;

— финансовое обеспечение деятельности ЛПУ с экономическим его обоснованием;

—      экономическая оценка профессиональной деятельности

работников здравоохранения;

—          отработка экономических методов хозяйствования с учетом особенностей здравоохранения;

—разработка системы менеджмента и маркетинга, включая
отработки действенных форм пропаганды новых методов лечеб­но-профилактической деятельности.

4. УСЛУГА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

 

Структура производства определяется в конечном итоге составом совокупных потребностей, выдвигаемых данным об­ществом. Состав потребностей общественного организма (жиз­ненных благ, необходимых для существования и развития каждого о индивидуума, тех или иных социальных групп, а также об­щества в целом) включает в себя создание материальных благ и услуг. Производство материальных благ и производство мате­риальных услуг представляют собой крупные сферы обществен­ного производства. Здравоохранение — это одна из ведущих отраслей сферы производства услуг.

Содержательно сфера услуг в целом и здравоохранение в их числе относятся к разряду потребительского производства: там происходит потребление материальных благ, созданных в от­раслях соответствующей сферы. Одновременно в здравоохра­нении происходит создание физической и психологической ос­новы деятельности, трудового потенциала, производство лич­ного фактора жизни общества.

С точки зрения функционирования предприятий (фирм) и лиц, действующих за пределами сферы производства материальных благ, сфера услуг не имеет принципиальных отличий. Родовые особенности производства в данной сфере определяются лишь характером самих создаваемых услуг.

Услуга, наряду с материальным благом, рассматривается, таким образом, как одна из разновидностей проявления резуль­тата конкретной профессиональной деятельности. При этом необходимо отметить, что сфера производства услуг чрезвычайно разнообразна по своему отраслевому составу. Сфера услуг — это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в создании и реализации той части комплекса жизненных благ, предназначенных для совокупного потребителя, которая выходит за рамки продукции, изготовляе­мой сферой материального производства. К сфере услуг отно­сятся жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслужива­ние населения, народное образование, здравоохранение, соци­альное обеспечение, спорт и туризм, культура и искусство, транс­порт, связь, торговля и общественное питание, государственное управление.

В зависимости от роли услуг в процессе непрерывного и ло­гически обусловленного производственного процесса (т.е. вос­производства), а также от характера удовлетворяемых теми или иными услугами потребностей отрасли сферы услуг можно объ­единить в две информационно-статистические группы. Одна из этих групп представляет отрасли, деятельность которых направ­лена на удовлетворение социально-культурных, духовных, ин­теллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности. К ней относятся образование, здравоохранение спорт и туризм, социальное обеспечение, культура,

искусство и др. Другая группа охватывает отрасли бытового обслуживания, транспорта, связи, торговли и т.п. Эти отрасли призваны способствовать сокращению затрат совокупного труда, расширению возможностей для достижения большей профессиональной специализации.

Несколько иной квалификационный подход позволяет раз­делить все услуги на услуги производственного и личного назначения, исходя из различий в потребителях, пользователях.

Далее, как среди производственных, так и среди личных ус-Чуг правомерно выделить материальные (материализован­ные) и чистые услуги. В чем смысл этого последнего способа классификации? Дело заключается в том, что любая услуга связана с получением, производством определенного, скажем, полезного результата, выступающего в форме (или получаю­щего «экономическую маску») полезного эффекта. Однако ма­териальные услуги используются потребителем через какой-либо вещественный объект — например произведение искусст­ва, а чистые услуги воплощают свой результат непосредствен­но в самом человеке.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.