1.2.2.
Экономико-теоретический
анализ развития страны за последние 5 лет.
Во времена Советского Союза экономика Казахстана являлась
индустриально-сырьевым придатком России, поэтому после распада СССР Казахстану
досталась развитая промышленность (крупнейшая в России угольная ГРЭС-1,
крупнейший медный комбинат, свинцово-цинковый комбинат, сталелитейный завод и
т.д.), два десятка отстроенных крупных городов, транспортная инфраструктура,
действующий космодромом Байконур и разведанные запасы меди, цинка, нефти и
прочих полезных ископаемых. Но вся эта индустриально-инфраструктурная система
совсем не была похожа на интегрированное хозяйство самостоятельной страны, т.к.
потоки сырья и товаров шли главным образом в Россию, 80% предприятий были
Союзного подчинения, а конечной обрабатывающей промышленности в Казахстане вообще
было совсем мало. Резкое снижение спроса на традиционную продукцию тяжелой
промышленности привели, начиная с 1991 г., к острому экономическому кризису,
спад продолжался до 1994 г. Поэтому основной задачей Правительства в начале
90-х стало правильным образом распорядиться своим богатством. И у страны было
несколько легких и весьма рискованных путей развития: стать средней руки
нефтяным государством и в конечном итоге получить полную зависимость от
транснациональных нефтяных компаний и США; либо путь экономики-сателлита, как
сделали страны Прибалтики и Восточной Европы, но перспективных соседей у
Казахстана не оказалось, учитывая собственный экономический потенциал. Итак,
Казахстану удалось создать почти единственную на всем постсоветском
пространстве внутренне непротиворечивую и целостную модель независимого
экономического развития экономики – экономику сервисно-изотропного типа. Где
изотропность означает, что в партнерских отношениях со своими соседями,
особенно со странами, обладающими суверенными экономиками (Россией, Турцией и
Китаем) никому не отдается предпочтение. Сырьевые ресурсы доступны всем – на
правах конкуренции. Сервисность же такой экономики означает нацеленность не
только на торговлю ресурсами, а на квалифицированное обслуживание крупных
суверенных экономик. Сначала по линии тяжелой индустрии, потом, по мере
накопления внутренних инвестиций, по линии более технологичных отраслей.
С точки зрения структурных реформ, Казахстан выбрал
сингапурский вариант развития: быстрые экономические реформы, но неспешные
реформы политические. Осуществление в 1995-1997 гг. правительством страны ряда
экономических реформ и ускорение приватизации позволило в основном
стабилизировать экономическое положение. Таким образом ключевые промышленные
активы были приватизированы, и появился мощный индустриальный каптал. Для поддержания
стабильного конкурентоспособного государства был необходим консенсус элит. Был
выстроен «жесткий треугольник»: сильные финансово-промышленные группы, сильный
президент и сильное государство.
Таким образом уже в 1996 году темп роста ВВП стал
положительным и к концу 90х гг экономическая ситуация стабилизировалась.
Основная ставка была сделана на резкое увеличение добычи нефти и ее экспорта за
рубеж. Для этого у страны были все условия – разведанные еще в советское время крупные
нефтяные месторождения и подкрепленные гигантскими финансовыми ресурсами
предложения со стороны грандов мирового нефтедобывающего бизнеса. При этом,
Казахстан не стал делать ставку на представителей какой-то одной страны, наоборот
сейчас на казахстанских месторождениях работают как американские, британские,
французские, китайские специалисты, так и российские.
Таким образом, проведенные жесткие, но результативные реформы
позволили придать экономике страны поступательный характер. Если в 1995 году
ВВП на душу населения составлял 1 052 доллара США, то уже по итогам 2005
году этот показатель составил 3 620 долларов. Средний темп роста ВВП за
200-2004 гг составил 10,3%. По итогам 2005 года – 9,4%. Трансформационный спад
казахстанской экономики после развала СССР составил, как и в России, примерно
40%. А в 2004 году ВВП Казахстана превысил уровень ВВП 1991 года. В рейтинге
экономической свободы, опубликованном в январе 2006 г., страна занимает 113 место,
опередив Россию (122 место). Тем не менее, в обозримом будущем экономика
Казахстана сохранит зависимость от работы топливно-энергетического сектора.
Если в 2001 году доля ТЭКа в ВВП составляла 25,4%, то уже в 2005 году она
превысила 50%. Поэтому, еще в 2002 году была поставлена задача сменить
приоритеты в экономической политике и принять активные меры по диверсификации
экономики, развитию производств с высокой добавленной стоимостью. Была
разработана Стратегия индустриально-инновационного развития, которая выбрала 23
наиболее перспективных сектора экономики: нефтехимия, нефтегазовое
машиностроение, переработка сельхозпродукции; планируется создание
металлургические кластеров, центров переработки хлопка и других инновационных
проектов.
Что же касается отношений Казахстана с Россией, то для России
особенно важным оказывается вписаться в выбранную Казахстаном экономическую
модель развития. Поэтому экономически оправданные инвестиции России в экономику
Казахстана вполне оправданны. Тем более, что у России есть все шансы повлиять
на развитие экономики Казахстана и изменить ее характер изотропного на
анизотропный, в котором России будет отдано предпочтение. Первые шаги на
встречу уже сделаны: Казахстан и Россия подписали учредительные документы о
создании трёх совместных предприятий в области атомной энергии. Достигнуты договоренности об условиях закупки «Газпромом»
казахстанского газа. Недавно в ходе официального визита Владимира Путина
в Казахстан 9-10 мая 2007 года были обсуждены варианты транспортировки среднеазиатского
газа в Европу. Москву не устраивает проект транскаспийского газопровода (импорт
нефти и газа из юго-восточной зоны, в том числе из Казахстана и Азербайджана
через Украину в Польшу и дальше в направлении Германии), который минует
территорию России. Если Путин убедит коллег рассмотреть альтернативный вариант
трубопровода, Москва существенно усилит геополитические позиции в регионе. В
Астане также был подписан российско-казахстанский план действий на 2007-2008
гг., соглашения о создании международного ядерного центра и о создании в
регионах торговых представительств двух стран. Были также обсуждены и вопросы,
связанные с расширением казахской газотранспортной системы, совместные проекты
по оптимизации маршрутов транспортировки природного газа. В РАО ЕЭС твердят о
грядущем дефиците электроэнергии в России, компания анонсирует феноменальные
инвестиционные планы по строительству новых станций. Но ведь у нас «под боком»
- 2 ГВт свободной мощности экибастузской ГРЭС-1 и недостроенная ГРЭС-2
проектной мощностью в 4ГВт. Поэтому у России есть все мотивы и перспективы для
развития стратегически партнерских отношений с Казахстаном.
1.3.
Экономика
Украины
1.3.1. Общая характеристика страны
Украина
– государство Восточной Европы. Граничит с Россией, Белоруссией, Румынией,
Молдовой, Польшей, Венгрией, Словакией. После принятия 24 августа Акта
провозглашения независимости Украина стала самостоятельным государством.
Государственный строй Украины – республика, с 28 июня 1996 года действует
Конституция. Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее
деления на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства
является Президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Единым
органом законодательной власти в Украине является парламент – Верховная рада
Украины, кабинет Министров Украины является высшим органом в системе
исполнительной власти, высшим судебным органом является высший Конституционный
Суд Украины. Территория Украины делится на отдельные части -
административно-территориальные единицы. Такими единицами являются 24 области,
Автономная Республика Крым и два города центрального подчинения Киев и
Севастополь с численностью населения около 2.7 миллионов человек и 390.1 тысяч
человек соответственно. Киев является столицей Украины. Государственный язык –
украинский, национальная валюта – гривна. Общая численность населения Украины
составляет около 46 миллионов 590.4 тысяч человек, территория Украины - 603.7
тыс. кв. км. 80% жителей Украины составляют украинцы, остальные – русские,
белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки и др. Основной религией
является христианство, но исповедуются также иудаизм и мусульманство.
1.3.2. Экономико-теоретичекий анализ
развития страны за последние 5 лет
Во времена существования Советского Союза Украина обладала
мощным промышленным потенциалом, основу которого составляли хорошо развитые
машиностроение, металлургия и металлообработка, а также ряд других отраслей. В
период с 1992-1999 в украинской экономике наблюдалось падение производства во
всех отраслях, а реальный ВВП страны сократился на 55.4%. И только в конце 1999
года был отмечен положительный рост экономики и с этого момента экономика
Украины демонстрирует устойчивый рост. В 2000 году ВВП возрос на 5.9%, в 2001
году – на 9.2%, в 2002 году – на 5.2%. По мнению руководства Минэкономики
Украины, динамика основных макроэкономических показателей в 2002 году
замедлилась почти вдвое по сравнению с предшествующим годом. Это обусловлено в
первую очередь неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой рынка и низкими
темпами модернизации экономики. В Украине были проведены экономические реформы
либерального характера, но они не дали ожидавшихся позитивных результатов.
Либерализация, приватизация, финансовая стабилизация в части монетарных и
бюджетных ограничений не привели к повышению украинской экономики, к появлению
новых факторов эффективного роста. Прирост промышленного производства в 2002
году составил около 7.0% (в 2001 году – 14.2%). При этом около 60% общего роста
промышленности обеспечили отрасли, ориентированные на внутренний рынок. Так,
наибольший рост наблюдается на предприятиях по производству кокса и продуктов
нефтепереработки, что обусловлено стабильной работой нефтезаводов после продажи
пакетов акций инвесторов, в частности российским. Далее следует
деревообрабатывающая промышленность и машиностроение. На последнем месте
металлургическая и легкая промышленность. Начиная со второго полугодия 2002
года улучшилась ситуация на внешних рынках. Украинские экспортеры получили конкурентные
преимущества на мировых рынках ввиду девальвации гривны в условиях дефляции в
Украине при значительном росте цен в странах – торговых партнерах. Кроме того,
продолжался процесс диверсификации внешней торговли Украины и переориентации
рынков сбыта. В частности, доля США и России в украинском экспорте сократилась,
в то время как страны Азии, Африки и ЕС увеличили свою часть в структуре
экспорта. Прирост экспорта товаров составил 7.9%, данное увеличение
осуществлялось за счет улучшения внешних условий на рынках металлов и
увеличения экспорта зерновых. В 2002 году практически не поднимались тарифы на
электроэнергию, газ и коммунальные услуги, что стало одной из причин дефляции,
которая составила 0.6%, несмотря на то, что в 2001 году инфляция составила 6.1%.
Одной из основных причин дефляции Минэкономики Украины считали снижение цен на
продовольственные товары на 2.3%, что было вызвано административным влиянием в
начале года на местные органы для контроля за динамикой цен и ростом цен на
сельскохозяйственную продукцию на 10%.
Президентские выборы, состоявшиеся в октябре — декабре 2004
года на Украине, несмотря на наличие многочисленных кандидатов, в
принципе стали политической битвой между действующим (на момент выборов)
премьер-министром Виктором Януковичем и
бывшим премьер-министром и лидером оппозиции Виктором Ющенко. Выборы проходили в крайне тяжелой обстановке,
характеризовавшейся массовыми нарушениями избирательного законодательства,
обвинениями в подлогах и фальсификациях, запугиванием избирателей, крайней
предвзятостью СМИ и даже попыткой отравления одного из основных кандидатов —
Виктора Ющенко.
Согласно официальным данным второго тура, объявленным 23 ноября, выборы
выиграл Янукович, однако Ющенко и его сторонники, как и многие западные
наблюдатели, заявили о фальсификации результатов. Это привело к серьёзному
политическому кризису и массовым акциям гражданского неповиновения, получившим
название «Оранжевая революция».
В результате Верховный суд Украины аннулировал результаты выборов и постановил
провести повторно второй тур выборов в котором победил Виктор Ющенко. Янукович,
занимавший пост премьер-министра Украины с 2002, пользовался
поддержкой действующего президента Леонида Кучмы, а также
Российской Федерации и
её Президента Владимира Путина.
Ющенко же считали прозападным кандидатом, которого поддерживали Евросоюз и США. Осень-зиму 2004
года связывают с политическим кризисом в Украине, в который были вовлечены не
только ведущие политические и общественные деятели, политические партии и все
ветви законодательной, исполнительной и судебной власти, но и также практически
все население страны. Также в это время была проведена политическая реформа:
внесение изменений в конституцию, которые ограничивали полномочия президента и
передавали их парламенту с 1 января 2006 года. На протяжении всего 2005 года
Украина испытала ряд шоков: помимо политического также имели место бензиновый,
мясной, сахарный, реприватизационный. Вследствие этого в 2005 году отмечался
спад в промышленности Украины, замедление темпов роста экономики, ухудшилась ситуация
почти во всех отраслях промышленности. ВВП составил только 2.6% а промышленный
рост только 3%. Ухудшилась ситуация с экспортом металлургической
промышленности. Усилилась переориентация импорта с инвестиционных товаров на
товары потребительского назначения. Но, несмотря на это, в 2006 году тенденции
стали обратными. Усилился внешний спрос на мировых рынках, ускорился приток
иностранных инвестиций. ВВП составил 7%, а промышленный рост 6%. Важно
отметить, что с 1 февраля 2006 года, по решению США, Украина является страной с
рыночной экономикой, что благоприятно повлияет на ее внешнеэкономические связи
с другими странами. Черная металлургия – одна из стратегических отраслей для
Украины, обеспечивающая наполнение торгового баланса. В последние годы черная
металлургия демонстрирует рост, за последние 5 лет выручка в среднем на
металлургических предприятиях увеличилась на 158%. На это в первую очередь
повлиял рост цен на мировом рынке. Необходимо заметить, что в СНГ цены не
всегда следуют за мировыми. Динамика цен в Украине не показательна и часто
реагирует не на экономические, а на политические события в стране. В
металлургическом секторе работают 14 металлургических комбинатов и заводов.
Несмотря на огромное значение для страны, черная металлургия еще не раскрыла
свой потенциал. В итоге в 2005 году металлургические предприятия заработали
около 1 млрд. $ и эта цифра растет с каждым годом. Интересно также отметить,
что Украина имеет огромный потенциал практически всех видов возобновляемых
источников энергии. При желании в ближайшие 10 лет можно решить вопросы
электроэнергии и теплоснабжения за счет энергии солнца, ветра,
гидроэнергетических ресурсов и т. д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|