Эстетическая мысль Восточной цивилизации
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский
юридический институт
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Эстетическая культура.
РЕФЕРАТ
по теме: «Эстетическая мысль Восточной цивилизации».
Подготовил:
Слушатель 343 группы
Горовой П.А.
Белгород
2008г.
План
Вступительная часть
Учебные вопросы
1.Восток – Запад как цивилизационные
типы. Краткая характеристика.
2.
Эстетическая мысль средневекового Китая.
3.
Эстетическая мысль средневековой Японии.
4.
Эстетическая мысль Арабского Востока.
Заключительная часть (подведение
итогов)
Вопрос 1. Восток - Запад :
цивилизационные типы.
Интерес на Западе к Востоку возник благодаря свидетельствам
христианских миссионеров XVI XVII вв., которые первыми обратили внимание на существенные различия между
регионами в политическом устройстве и ценностных ориентациях людей. Эти
свидетельства положили начало двум направлениям в оценке Востока:
панегирическому и критическому. В рамках первого Восток, и, прежде всего, Китай
страна всеобщего благоденствия, учености и просвещенности,— ставился в пример
европейским монархам как образец мудрости в управлении. В рамках второго
внимание акцентировалось на духе застоя и рабства, царившем в восточных
деспотиях.
При непосредственном столкновении двух типов цивилизационного
развития, восточного и западного, в условиях, когда сила государства
определялась технико-экономическими и военно-политическими преимуществами,
обнаружилось явное превосходство европейской цивилизации.
Это породило в умах европейских интеллектуалов иллюзию
«неполноценности» восточного мира, на волне которых возникли концепции
«модернизации» как способа приобщения «косного» Востока к цивилизации. С другой
стороны, на Востоке в отношении европейцев практически до конца XIX в. господствовало представление о
подавляющем морально-этическом превосходстве восточной цивилизации, о том, что
у «западных варваров» заимствовать нечего, кроме машинной технологии.
Примерно до XIV - XVII вв. между Западом и Востоком было
много общего. Культурные достижения на Востоке в это время были вполне
сопоставимы по своему значению с успехами европейского Возрождения (система
Коперника, книгопечатание, великие географические открытия). Восток это
крупнейшие в мире гидротехнические и оборонительные сооружения; многопалубные
корабли, в том числе и для океанского мореплавания; разборные металлические и
керамические шрифты; компас; фарфор; бумага; шелк.
Более того, Европа, выступая наследницей античной
цивилизации, приобщалась к ней через мусульманских посредников, впервые
познакомившись со многими древнегреческими трактатами в переводе с арабского.
Многие европейские писатели-гуманисты эпохи Возрождения широко пользовались
художественными средствами, разработанными в иранской и арабской поэзии, а само
понятие «гуманизм» («человечность») впервые прозвучало и было осмыслено в
творчестве Саади.
Однако между Востоком и Западом в рамках их традиционного в
целом развития были и существенные различия, прежде всего в плане духовного
освоения аналогичных достижений. Так, в Европе, несмотря на господство латыни
как элитарного языка эпохи Возрождения, книгопечатание развивалось на местных
языках, что расширяло возможности «демократизации» литературы и науки. На
Востоке сама мысль о том, что, например, корейский или японский язык может быть
«ученым» языком конфуцианства, в то время вообще не возникала. Это затрудняло
доступ к высокому знанию простых людей. Поэтому книгопечатание на Западе
сопровождалось усилением авторитета книги, а на Востоке — Учителя,
«ученого-книжника», «последователя» и «правильного толкователя» какого-либо
учения.
Однако научная мысль Запада всегда была обращена вперед, и
это проявилось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным
исследованиям, а это требовало соответствующего уровня теоретического мышления.
А научной добродетелью Востока являлось углубление в древние
этико-философские трактаты в поисках скрытых в них предвосхищений.
«Ученые»-конфуцианцы, демонстрируя свою идейную привязанность к классическим
авторитетам, постоянно вращались в кругу лишь «правильных» к ним комментариев,
даже не помышляя о том, чтобы изменить не только дух, но и букву канона.
Поэтому на Востоке «наука» до приобщения ее к «западному»
научно-рациональному типу оставалась в рамках рецептурной, практико-технологической
деятельности. Восток не знал такого логического феномена, как доказательство,
там существовали лишь предписания, «что делать» и «как делать», и знания об
этом в незыблемом виде передавались из поколения в поколение.
То есть на Востоке наука была не столько теоретической,
сколько практической, неотделимой от индивидуально-чувственного опыта ученого.
Соответственно, в восточной науке было иное понимание истины, господствовал не
логический, а интуитивный метод познания, что предполагало ненужность строгого
понятийного языка и всякого формального знания. Естественно, что различные
конфуцианские, буддистские, даоссийские, синтоистские системы знаний,
воспринимались европейцами как «вненаучные», «донаучные» или «антинаучные».
Восточному человеку более свойственен предметно-образный
стиль мышления. Для него истиной является не то, что подвластно уму и воле
человека, а само бытие. Поэтому истина не зависит ни от ума, ни от воли
человека. Если западный человек нуждается в истинах, которые служат ему, то
восточный человек - в истинах, которым можно служить всю жизнь. Поэтому процесс
познания у восточного человека - это не столько анализ свойств объекта, сколько
его духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследованию.
Если европейский и российский миры в цивилизационном
отношении представляют собой относительное единство, то Восток в этом смысле
единым никогда не был. На Востоке существует несколько религиозно-культурных
цивилизационных регионов, не только весьма своеобразных, но и в различной
степени открытых вовне. Это - исламская, индо-буддийская и конфуцианская цивилизация.
Исламская цивилизация наименее открытая для внешних
воздействий, что обусловлено, прежде всего, особенностями религии, охватывающей
все стороны жизни, включая экономику и политику. Мусульманский образ жизни не
только традиционен, но и самоценен. Для исламской ментальности за пределами
мусульманского мира нет ничего достойного для внимания и подражания.
Индо-буддийская цивилизация — нейтральная по отношению к
внешним воздействиям, что вызвано явным религиозным уклоном в сторону
потусторонних проблем (поиски Абсолюта, забота об улучшении кармы и т. п.).
Процветание в посюсторонней жизни не является сколь-нибудь значительной
ценностью в рамках данной цивилизации, которая в связи с этим является
традиционалистски пассивной цивилизацией.
Конфуцианская (дальневосточная) цивилизация - более открытая
по отношению к внешним воздействиям и внутренним трансформациям, что
обусловлено конфуцианским культом этики и самоусовершенствования, установкой на
посюсторонние поиски гармонии в обществе (культ знаний, повышенное чувство
долга и ответственности, крепкие патерналистские связи в семье и обществе,
постоянная забота о повышении культуры и дисциплины труда). Это -
активно-инновационная цивилизация.
Европейская цивилизация при соприкосновении с иными
цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, нетерпимость
к иным культурам как низшим и неразвитым.
Особенное в восточной эстетике состоит в том, что на Востоке
никогда не знали эстетику как отдельную науку и никогда не занимались поисками
универсальной и вечной нормы красоты.
Если говорить о взаимоотношениях религии и искусства, то на
Западе -искусство обслуживало религию (иллюстрации, фрески), а на Востоке
религия через искусство находила своё завершение.
Вопрос 2. Эстетическая мысль
средневекового Китая.
Многовековые традиции великой китайской культуры в бурную
эпоху Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым
содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в
Китай из Индии в 1 веке н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску.
Эпоха классического Средневековья была временем высочайшего
взлёта китайской культуры – «золотым веком» литературы и живописи. В годы
господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей,
особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая
замкнутость народа. Культура зрелого Средневековья подошла к пределу развития
своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и
обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального
сознания.
Эпоха раннего Средневековья.
Литература: Литература в Китае всегда занимала уникальное по
значимости место. Ведущей в этом смысле в китайской классической литературе
была поэзия, её же основу составляла лирика, сущность которой китайцы
усматривали в выражении чувств. Жанр литературной поэзии 3-6 веков прошёл
несколько этапов развития.
К концу 2 началу 3 века относится творчество поэтов из
семейства Цао. До наших дней дошло около 300 стихотворений той поры. Для их
творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов
реалистичности, сочувствие к бедам народа.
Событием в истории китайской поэзии было рождение
пятисловного стиха – фу, который пришёл на смену четырёхсловному. Пятый
иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне.
«Золотой век» пятисловного стиха фу начался с Кун Жуна и Цао
Чжи. Лучшие стихи самого смелого из поэтов Кун Жуна были написаны в тюрьме,
куда его заточили за критику основателя династии Вэй. Через всё творчество Цао
Чжи прошёл образ странствующего воина, мечтающего о героических делах.
Наряду с литературной поэзией в 3-6 веках развивался жанр
народной песни. Произведения дошли до нас благодаря деятельности особого
государственного учреждения – Музыкальной палаты, ведавшей сбором среди народа
песенных текстов и мелодий. Основная часть песен относится к жанру любовной
лирики.
Искусство: Многовековые традиции искусства в период раннего
Средневековья обогатились новым содержанием. На стыке торговых путей началось
бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей с
многочисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками.
В изобразительном искусстве центральное место заняли образы
небожителей и юных заступников за человечество. В скульптуре пещерных
монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы
колоссальные статуи Будды, сидящего в строго фронтальной позе с поднятой в
жесте поучения.
На юге страны, где древние традиции не были прерваны
иноземным нашествием, получил развитие не связанный с буддийской тематикой тип
иллюстрированной повести на горизонтальных свитках. Они выполнялись тушью и
минеральными красками. От 5 века дошёл до нас самый древний сохранившийся
целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм
«Шесть правил живописи». Её автор Сё Хе оказал основопологающее влияние на
теорию изобразительного искусства Китая.
Эпоха классического Средневековья (7-13 вв). начинается
правлением династии Тан, продолжавшейся почти 300 лет.
Литература: Эпоха Тан считается «золотым веком» китайской
поэзии. Это время было расцветом пятисловных и семисловных стихов с дустрочной
рифмой. Расцвету поэзии способствовало появление в 7 веке первого крупного
словаря литературного языка, включавшего 12 158 иероглифов. В танскую эпоху
появляется новый прозаический жанр – новеллы. Характерная черта – тяготение к
исторической точности повествования. Тема любви составляет более трети
дошедших до нас новелл.
Музыка: В китайской традиционной культуре музыка издревле
занимала одно из самых почетных мест. Она была включена в число шести
конфуцианских экзаменов. Популярна была поговорка «слова могут обманывать, люди
могут притворяться, только музыка не способна лгать». Музыка приносила китайцам
не только эстетическое наслаждение, но и вызывала благоговейный страх. Её
всегда почитали как одну из самых сильных разновидностей магии.
Живопись: Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно
привлекательна, однако для европейского сознания она сложна. Главное для
китайского художника – не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. На
китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз открывая и постигая
новые смыслы. Их не принято вывешивать, отсюда и форма картины – узкий горизонтальный
или вертикальный свиток. Произведения китайской традиционной живописи
основывались на соединении живописных и графических приёмов, с включением в
композицию картины каллиграфической поэтической надписи. С помощью кисти
картины создавались на шёлке или особой бумаге тушью или водяными красками. При
этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов.
Выдающимся достижением китайской культуры эпохи Тан и Сунн
была пейзажная живопись. Пейзаж изображающий горы и реки, как наиболее почитавшиеся
священные элементы природы, композиционно строился в соответствии с
противоборствующими во Вселенной тёмными и светлыми силами.
Наряду с пейзажным жанром ведущим стал жанр «цветы – птицы».
Размещённые на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов
в сопровождении каллиграфических надписей отражали даосско –буддийские
представления о дуальности сил Вселенной.
Эпоха Мин. Зрелое Средневековье.
В правление династии Мин Китай снова стал самостоятельной
державой (в 13 веке Китай завоёвывался монголами). В быту возрождались традиции
домонгольской эпохи, а привнесённые монголами обычаи, одежда, причёски
демонстративно искоренялись правительством.
Литература. Выдающимся событием литературной жизни эпохи Мин
было появление крупной повествовательной формы – героической эпопеи и романа.
Продолжалось развитие драматургии.
Драма и театральное искусство: Театральное искусство Китая
восходит к архаико - религиозной традиции. Это: во-первых, мистерии-карнавалы,
включающие в себя шествие ряженных, облачённых в звериные шкуры и с зооморфными
масками. Во-вторых, мистерии-инсценировки, воспроизводящие эпизоды жизни
божественных персонажей. Они разыгрывались местными священнослужителями на
основе определённого сценария и включали в себя диалоговую и хоровую части.
В-третьих, придворные театрализованные постановки.
Принципы досугового времяпровождения в Китае.
Досуговое времяпровождение должно было обязательно включать в
себя в том или ином виде акт созерцания человеком дикой природы. В 4 в. этот
акт имел форму действительных коллективных прогулок в горы с устройством
пикников на лоне природы или же в специально построенных для этого павильонах и
беседках, откуда открывался вид на живописные окрестности. Постепенно, по
причине сугубо меркантильных обстоятельств прогулки в горы стали заменятся
посещением пейзажного сада и любованием графическими изображениями «гор и
вод», т.е. пейзажными картинами, которые нередко размещались на стенах
служебного кабинета.
Садово-парковое искусство было представлено преимущественно
царскими парковыми ансамблями. Сохранились литературные описания парка
императора У-ди, занимавшего площадь около 20 кв. км. В оригинальных источниках
говорится, что этот парк состоял из водоёмов и аллей, расположенных строго по
частям света и украшенных монументальной скульптурой, воспроизводящей
зооморфных персонажей: бирюзового дракона, красную птицу и т.д.
Страницы: 1, 2
|