рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Эстетическая мысль Восточной цивилизации

Эстетическая мысль Восточной цивилизации

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский юридический институт


Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин


Дисциплина: Эстетическая культура.




РЕФЕРАТ

по теме: «Эстетическая мысль Восточной цивилизации».








Подготовил:

Слушатель 343 группы

Горовой П.А.






Белгород

2008г.

План


Вступительная часть

Учебные вопросы

1.Восток – Запад как цивилизационные типы. Краткая характеристика.

2. Эстетическая мысль средневекового Китая.

3. Эстетическая мысль средневековой Японии.

4. Эстетическая мысль Арабского Востока.

Заключительная часть (подведение итогов)

Вопрос 1. Восток - Запад : цивилизационные типы.


Интерес на Западе к Востоку возник благодаря свидетельствам христианских миссионеров XVI XVII вв., которые первыми обратили внимание на существенные различия между регионами в политическом устройстве и ценностных ориентациях людей. Эти свидетельства положили начало двум направлениям в оценке Востока: панегирическому и критическому. В рамках первого Восток, и, прежде всего, Китай страна всеобщего благоденствия, учености и просвещенности,— ставился в пример европейским монархам как образец мудрости в управлении. В рамках второго внимание акцентировалось на духе застоя и рабства, царившем в восточных деспотиях.

При непосредственном столкновении двух типов цивилизационного развития, восточного и западного, в условиях, когда сила государства определялась технико-экономическими и военно-политическими преимуществами, обнаружилось явное превосходство европейской цивилизации.

Это породило в умах европейских интеллектуалов иллюзию «неполноценности» восточного мира, на волне которых возникли концепции «модернизации» как способа приобщения «косного» Востока к цивилизации. С другой стороны, на Востоке в отношении европейцев практически до конца XIX в. господствовало представление о подавляющем морально-этическом превосходстве восточной цивилизации, о том, что у «западных варваров» заимствовать нечего, кроме машинной технологии.

Примерно до XIV - XVII вв. между Западом и Востоком было много общего. Культурные достижения на Востоке в это время были вполне сопоставимы по своему значению с успехами европейского Возрождения (система Коперника, книгопечатание, великие географические открытия). Восток это крупнейшие в мире гидротехнические и оборонительные сооружения; многопалубные корабли, в том числе и для океанского мореплавания; разборные металлические и керамические шрифты; компас; фарфор; бумага; шелк.

Более того, Европа, выступая наследницей античной цивилизации, приобщалась к ней через мусульманских посредников, впервые познакомившись со многими древнегреческими трактатами в переводе с арабского. Многие европейские писатели-гуманисты эпохи Возрождения широко пользовались художественными средствами, разработанными в иранской и арабской поэзии, а само понятие «гуманизм» («человечность») впервые прозвучало и было осмыслено в творчестве Саади.

Однако между Востоком и Западом в рамках их традиционного в целом развития были и существенные различия, прежде всего в плане духовного освоения аналогичных достижений. Так, в Европе, несмотря на господство латыни как элитарного языка эпохи Возрождения, книгопечатание развивалось на местных языках, что расширяло возможности «демократизации» литературы и науки. На Востоке сама мысль о том, что, например, корейский или японский язык может быть «ученым» языком конфуцианства, в то время вообще не возникала. Это затрудняло доступ к высокому знанию простых людей. Поэтому книгопечатание на Западе сопровождалось усилением авторитета книги, а на Востоке — Учителя, «ученого-книжника», «последователя» и «правильного толкователя» какого-либо учения.

Однако научная мысль Запада всегда была обращена вперед, и это проявилось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям, а это требовало соответствующего уровня теоретического мышления.

А научной добродетелью Востока являлось углубление в древние этико-философские трактаты в поисках скрытых в них предвосхищений. «Ученые»-конфуцианцы, демонстрируя свою идейную привязанность к классическим авторитетам, постоянно вращались в кругу лишь «правильных» к ним комментариев, даже не помышляя о том, чтобы изменить не только дух, но и букву канона.

Поэтому на Востоке «наука» до приобщения ее к «западному» научно-рациональному типу оставалась в рамках рецептурной, практико-технологической деятельности. Восток не знал такого логического феномена, как доказательство, там существовали лишь предписания, «что делать» и «как делать», и знания об этом в незыблемом виде передавались из поколения в поколение.

То есть на Востоке наука была не столько теоретической, сколько практической, неотделимой от индивидуально-чувственного опыта ученого. Соответственно, в восточной науке было иное понимание истины, господствовал не логический, а интуитивный метод познания, что предполагало ненужность строгого понятийного языка и всякого формального знания. Естественно, что различные конфуцианские, будди­стские, даоссийские, синтоистские системы знаний, воспринимались европейцами как «вненаучные», «донаучные» или «антинаучные».

Восточному человеку более свойственен предметно-образный стиль мышления. Для него истиной является не то, что подвластно уму и воле человека, а само бытие. Поэтому истина не зависит ни от ума, ни от воли человека. Если западный человек нуждается в истинах, которые служат ему, то восточный человек - в истинах, которым можно служить всю жизнь. Поэтому процесс познания у восточного человека - это не столько анализ свойств объекта, сколько его духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследованию.

Если европейский и российский миры в цивилизационном отношении представляют собой относительное единство, то Восток в этом смысле единым никогда не был. На Востоке существует несколько религиозно-культурных цивилизационных регионов, не только весьма своеобразных, но и в различной степени открытых вовне. Это - исламская, индо-буддийская и конфуцианская цивилизация.

Исламская цивилизация наименее открытая для внешних воздействий, что обусловлено, прежде всего, особенностями религии, охватывающей все стороны жизни, включая экономику и политику. Мусульманский образ жизни не только традиционен, но и самоценен. Для исламской ментальности за пределами мусульманского мира нет ничего достойного для внимания и подражания.

Индо-буддийская цивилизация — нейтральная по отношению к внешним воздействиям, что вызвано явным религиозным уклоном в сторону потусторонних проблем (поиски Абсолюта, забота об улучшении кармы и т. п.). Процветание в посюсторонней жизни не является сколь-нибудь значительной ценностью в рамках данной цивилизации, которая в связи с этим является традиционалистски пассивной цивилизацией.

Конфуцианская (дальневосточная) цивилизация - более открытая по отношению к внешним воздействиям и внутренним трансформациям, что обусловлено конфуцианским культом этики и самоусовершенствования, установкой на посюсторонние поиски гармонии в обществе (культ знаний, повышенное чувство долга и ответственности, крепкие патерналистские связи в семье и обществе, постоянная забота о повышении культуры и дисциплины труда). Это -  активно-инновационная цивилизация.

Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым.

Особенное в восточной эстетике состоит в том, что на Востоке никогда не знали эстетику как отдельную науку и никогда не занимались поисками универсальной и вечной нормы красоты.

Если говорить о взаимоотношениях религии и искусства, то на Западе -искусство обслуживало религию (иллюстрации, фрески), а на Востоке религия через искусство находила своё завершение.

Вопрос 2. Эстетическая мысль средневекового Китая.


Многовековые традиции великой китайской культуры в бурную эпоху Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии в 1 веке н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску.

Эпоха классического Средневековья была временем высочайшего взлёта китайской культуры – «золотым веком» литературы и живописи. В годы господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость народа. Культура зрелого Средневековья подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания.

Эпоха раннего Средневековья.

Литература: Литература в Китае всегда занимала уникальное по значимости место. Ведущей в этом смысле в китайской классической литературе была поэзия, её же основу составляла лирика, сущность которой китайцы усматривали в выражении чувств. Жанр литературной поэзии  3-6 веков прошёл несколько этапов развития.

К концу 2 началу 3 века относится творчество поэтов из семейства Цао. До наших дней дошло около 300 стихотворений той поры. Для их творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов реалистичности, сочувствие к бедам народа.

Событием в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха – фу, который пришёл на смену четырёхсловному. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне.

«Золотой век» пятисловного стиха фу начался с Кун Жуна и Цао Чжи. Лучшие стихи самого смелого из поэтов Кун Жуна были написаны в тюрьме, куда его заточили за критику основателя династии Вэй. Через всё творчество Цао Чжи прошёл образ странствующего воина, мечтающего о героических делах.

Наряду с литературной поэзией в 3-6 веках развивался жанр народной песни. Произведения дошли до нас благодаря деятельности особого государственного учреждения – Музыкальной палаты, ведавшей сбором среди народа песенных текстов и мелодий. Основная часть песен относится к жанру любовной лирики.

Искусство: Многовековые традиции искусства в период раннего Средневековья обогатились новым содержанием. На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей с многочисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками.

В изобразительном искусстве центральное место заняли образы небожителей и юных заступников за человечество. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи  Будды, сидящего в строго фронтальной позе с поднятой в жесте поучения.

На юге страны, где древние традиции не были прерваны иноземным нашествием, получил развитие не связанный с буддийской тематикой тип  иллюстрированной повести на горизонтальных свитках. Они выполнялись тушью и минеральными красками. От 5 века дошёл до нас самый древний сохранившийся целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм «Шесть правил живописи». Её автор Сё Хе оказал основопологающее влияние на  теорию изобразительного искусства Китая.

Эпоха классического Средневековья (7-13 вв). начинается правлением династии Тан, продолжавшейся почти 300 лет.

Литература: Эпоха Тан считается «золотым веком» китайской поэзии. Это время было расцветом пятисловных и семисловных стихов с дустрочной рифмой. Расцвету поэзии способствовало появление в 7 веке первого крупного словаря литературного языка, включавшего 12 158 иероглифов. В танскую эпоху появляется новый прозаический жанр – новеллы. Характерная черта – тяготение к исторической  точности повествования. Тема любви составляет более трети дошедших до нас новелл.

Музыка: В китайской традиционной культуре музыка издревле занимала одно из самых почетных мест. Она была включена  в число шести конфуцианских экзаменов. Популярна была поговорка «слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать». Музыка приносила китайцам не только эстетическое наслаждение, но и вызывала благоговейный страх. Её всегда почитали как одну из самых сильных разновидностей магии.

Живопись: Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно привлекательна, однако для европейского сознания она сложна. Главное для китайского художника – не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз открывая и постигая новые смыслы. Их не принято вывешивать, отсюда и форма картины – узкий горизонтальный или вертикальный свиток. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приёмов, с включением в композицию картины каллиграфической поэтической надписи. С помощью кисти картины создавались на шёлке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов.

Выдающимся достижением китайской культуры эпохи Тан и Сунн была пейзажная живопись. Пейзаж изображающий горы и реки, как наиболее почитавшиеся священные элементы природы, композиционно строился в соответствии с противоборствующими во Вселенной  тёмными и светлыми силами.

Наряду с пейзажным жанром ведущим стал жанр «цветы – птицы». Размещённые на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов в сопровождении каллиграфических надписей отражали даосско –буддийские представления о дуальности сил Вселенной.

Эпоха Мин. Зрелое Средневековье.

В правление династии Мин Китай снова стал самостоятельной державой (в 13 веке Китай завоёвывался монголами). В быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а привнесённые монголами обычаи, одежда, причёски демонстративно искоренялись правительством.

Литература. Выдающимся событием литературной жизни эпохи Мин было появление крупной повествовательной формы – героической эпопеи и романа. Продолжалось развитие драматургии.

Драма и театральное искусство: Театральное искусство Китая восходит к архаико - религиозной традиции. Это: во-первых, мистерии-карнавалы, включающие в себя шествие ряженных, облачённых в звериные шкуры и с зооморфными масками. Во-вторых, мистерии-инсценировки, воспроизводящие эпизоды жизни божественных персонажей. Они разыгрывались местными священнослужителями на основе определённого сценария и включали в себя диалоговую и хоровую части. В-третьих, придворные театрализованные постановки.

Принципы досугового времяпровождения в Китае.

Досуговое времяпровождение должно было обязательно включать в себя в том или ином виде акт созерцания человеком дикой природы. В 4 в. этот акт имел форму действительных коллективных прогулок в горы с устройством пикников на лоне природы или же в специально построенных для этого павильонах и беседках, откуда открывался вид на живописные окрестности. Постепенно, по причине сугубо меркантильных обстоятельств прогулки в горы стали заменятся посещением пейзажного сада и любованием  графическими изображениями «гор и вод», т.е. пейзажными картинами, которые нередко размещались на стенах служебного кабинета.

Садово-парковое искусство было представлено преимущественно царскими парковыми ансамблями. Сохранились литературные описания парка императора У-ди, занимавшего площадь около 20 кв. км. В оригинальных источниках говорится, что этот парк состоял из водоёмов и аллей, расположенных строго по частям света и украшенных монументальной скульптурой, воспроизводящей зооморфных персонажей: бирюзового дракона, красную птицу и т.д.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.