Существенное
влияние на развитие взаимоотношений оказывают особенности правоохранительной деятельности,
цели и задачи, решаемые коллективом. Но эти взаимоотношения во многом зависят от
нравственности, психологии членов коллектива, их взглядов, черт характера, темперамента,
симпатий антипатий, привычек и вкусов. Это вносит элемент стихийности в процесс
формирования межличностных отношений в коллективе, что может привести к созданию
различных по своей значимости взаимоотношений. Одни из них могут способствовать
формированию нравственной зрелости личности, другие, наоборот — оказывать на личность
разлагающее влияние. Следовательно, руководителю первичного коллектива следует постоянно
воздействовать на формирование межличностных связей и взаимоотношений в коллективе,
на укрепление должного нравственного климата.
Важным
условием положительного развития межличностных отношений в коллективе является психологическая
и нравственная совместимость его членов, которая основывается прежде на общности
взглядов, идей и норм морали. Хорошо известно, что люди психологически конфликтного
типа неспособны действовать сообща, коллективно. Результатом взаимодействия с ними,
как правило, становится перебранка, склока и усложняющие ситуацию компромиссы. Из
этого чаще всего возникают конфликтные ситуации, среди причин которых можно выделить
следующие:
Во-первых,
нежелание того или иного члена коллектива из-за самолюбия, упрямства или по другой
причине признать явную ошибку, допущенную им в процессе практической деятельности
по выполнению возложенной на него задачи, или распоряжения руководителя.
Во-вторых,
различный служебный и жизненный опыт нов первичного коллектива, который порождает
различия в подходе к решению одних и тех же вопросов.
В-третьих,
несовпадение самооценки члена коллектива с оценкой, которую дают ему другие члены
коллектива, в числе и его руководители.
В-четвертых,
противоречия между притязаниями отделы членов коллектива на определенную позицию
и их неприятие руководителем коллектива или его членами.[11]
Авторитетность
коллективного мнения, сила его влияния на отдельного члена коллектива и коллектив
в целом объясняются сочетанием, слитностью убеждения и нравственного принуждения;
оперативностью реакции на события; систематичностью, гласностью и неотвратимостью
оценок поступков отдельной личности или малой группы со стороны ближайшего окружения
или коллектива в целом; способностью ряда коллективных суждений (мнений) превращаться
в оценочные стереотипы, установки и воздействовать не только на сознание, но и на
подсознательную сферу мышления человека.
В
коллективном мнении концентрированно выражены идеи, взгляды, предрассудки и воля
многих людей. Оценки поступков людей, выраженные в коллективном мнении, содержат
информацию, оценки и реакцию непосредственного социального окружения на действия
отдельного члена коллектива, регулируют его поведение в соответствии с требованиями
этой среды. Оценочные суждения коллектива, как правило, неоспоримы. Коллективное
мнение вызывает у человека удовлетворение, подъем, обостряет чувство личной ответственности,
достоинства или же, наоборот, вызывает неудовлетворение собой, чувство стыда, угрызения
совести. Коллективное мнение способно взаимодействовать с самыми сокровенными переживаниями
личности, влиять на различные элементы структуры личности, придавать ему особую
значимость в формировании нравственной атмосферы в первичном коллективе.
Но
коллективное мнение может оказывать и отрицательное влияние на поступки и мысли
отдельных членов коллектива. Это происходит тогда, когда оно игнорируется и не управляется
руководителем коллектива и выходит из-под его контроля. Интересы формирования нравственных
отношений в первичном коллективе требуют от его руководителя внимательного и постоянного
изучения коллективного мнения и формирования его в направлении, способном оптимизировать
функционирование первичного коллектива, его ориентацию на успешное решение возложенных
на него задач.
Не
менее важную роль в формировании нравственных отношений в первичном коллективе правоохранительных
органов играет его настроение. Оно способно как усиливать, так и ослаблять коллективную
деятельность. Настроение подъема, веры в успех дела, увлеченность работой способствуют
активности коллективной деятельности. Состояние неуверенности в достижении поставленной
цели, неудовлетворенность результатами работы снижают результативность практической
деятельности и коллектива, и его отдельных членов.
Коллективное
настроение во многом зависит от настроения самого руководителя коллектива, от его
уверенности в успешном решении возложенных на коллектив задач, оптимизма, отсутствия
уныния, растерянности, от умения преодолевать внутренние конфликты.
Особо
следует отметить влияние на состояние и разве нравственных отношений в коллективе
его традиций.
Традиция
— это устойчивые обычаи и нормы поведения людей, складывающиеся на основе совместной
жизнедеятельности. Важнейшими традициями правоохранительных органов являются их
преданность интересам государства и общая непоколебимая уверенность в социальной
необходимости возложенных на них задач, стремление к постоянному совершенствованию
своего профессионального мастерства.
Важным
звеном, характеризующим зрелость нравственных отношений в первичном коллективе правоохранительных
органов и выступающим в то же время как их критерий, степень управляемости коллективам
и используемый им тип управления. Хорошо известно, что всякая общественная деятельность
нуждается в управлении, оно исторически необходимо. Всякий общественный труд, деятельность
людей нуждаются в управлении, которое устанавливает согласованность и последовательность
действий отдельных звеньев труда в достижении конечной цели и получении общего совместного
результата. По мере усложнения социальной деятельности возрастает роль и значение
управления в этом процессе. Это относится ко всем сферам общественной деятельности,
обществу в целом, коллективам и отдельным личностям.
Наиболее
сложная сфера управления — управление людьми и их нравственными отношениями. Отношения,
возникающие в процессе управления, достаточно многообразны и сложны. Управленческие
отношения — одна из форм общественных отношений, которые развиваются по пути последовательного
развития демократии, укрепления законности и правопорядка, повышения личной ответственности
каждого члена коллектива за положение дел в нем и коллектива в целом за каждого
его члена. Среди различных классификаций управленческих отношений обратим внимание
на управленческие отношения по вертикали и горизонтали.
Отношения
по вертикали — это отношения между руководителями, органами управления и исполнителями,
подчиненными, деятельность которых не только не исключает, но и предполагает инициативу
снизу, активное участие в управлении самих управляемых. Что касается управленческих
отношений по горизонтали, то они выступают как отношения между членами коллектива
или его составными элементами, не находящимися в отношениях субординации. Это отношения
между “равными”, отношения сотрудничества и взаимопомощи в процессе деятельности,
в значительной степени основывающейся на нравственности.[12]
Руководитель
как организатор нравственных отношений в коллективе
Нравственные
отношения в первичном коллективе правоохранительных органов следует рассматривать
в единстве различных форм их проявлений, которые вытекают из сути правоохранительных
отношений по линиям начальствования, старшинства или специального звания и выполнения
возложенных обязанностей. Эти отношения пронизывают всю жизнедеятельность коллективов
правоохранительных органов и в своей сути направлены на поддержание организованности
и порядка и четкости в выполнении служебных обязанностей.
На
достижение конечного результата деятельности коллектива работают и нравственные
отношения, которые требуют постоянного совершенствования системы и получения планируемого
результата с наименьшими затратами. Нравственные отношения, как отношения между
субъектом • управления — руководителем первичного коллектива — объектом — коллективом
— начинаются с выработки и принятия управленческого решения субъектом управления.
Результатом этой работы являются четко сформулированные положения:
— о целях
деятельности и задачах, решение которых обеспечит их достижение;
— о средствах
и путях достижения поставленных целей; — о планируемом результате деятельности коллектива.
Названные элементы — цели, задачи, пути и средства, планируемый результат — есть
конечные результаты аналитической, интеллектуальной деятельности субъекта управления
по выработке и принятию решения. Процесс выработки и принятия управленческого решения
является основной функцией управления и носит весьма сложный характер. Он определяется
тем, что первичные коллективы, с одной стороны, создаются для выполнения определенных
задач, а с другой — их основными исполнителями являются люди, которые вступают в
разнообразные отношения между собой, в основе которых лежат их интересы, взгляды,
привычки и другие социально-психологические и нравственные качества. Прежде чем
первичный коллектив приступит к выполнению решения руководителя, он должен глубоко
уяснить и осознать его смысл, значение и необходимость.[13]
Наибольшую
сложность здесь представляет то, что при выработке и принятии решения необходимо
учитывать как индивидуальные возможности каждого члена, так и состояние социально-психологического
и нравственного климата коллектива в целом. Учет нравственных и социально-психологических
характеристик коллектива и индивидуальных состояний его членов в решении руководителя
как субъекта управления в значительной степени определяет эффективность деятельности
первичного коллектива. Субъекту управления — руководителю первичного коллектива
— вменяется в постоянную обязанность выполнять работу по определению и распределению
конкретных ролей для каждого члена коллектива, отражая и закрепляя их в принимаемых
им решениях. Таким образом, решение руководителя коллектива есть не только управленческий,
но и социально-психологический, правовой и нравственный акт. В нем заключены интересы
и цели общества и коллектива. [14]
Это
требует не только уровня профессионализма членов коллектива, но и социально-психологического
и нравственного климата коллектива, степени его зрелости и готовности к практической
служебной деятельности. Если анализ поставленной задачи руководителем коллектива
позволяет определить, что необходимо сделать, какой цели достичь, то анализ “обстановки”,
элементом которой выступает первичный коллектив, его социально-психологический и
нравственный климат, позволяет определить условия, в которых предстоит выполнить
задачу. А эти условия могут в целом способствовать или затруднять ее выполнение.
Состояние
первичного коллектива в целом и каждого его члена позволяет определить, какое решение
может быть наиболее эффективным в каждом конкретном случае, так как реализация его
зависит не только от руководителя коллектива, но и от инициативы, целеустремленности
и активности всех членов коллектива, их нравственной зрелости.
Следующим
этапом выработки управленческого решения является работа по определению цели деятельности
первичного коллектива. Хорошо известно значение и влияние цели, ее нравственный
или безнравственный характер на совместную деятельность коллектива: она способна
либо сплотить коллектив в интересах выполнения поставленной задачи, либо дезорганизовать
его, сделать неуправляемым, а его членов неспособными к совместной деятельности.
Цель деятельности определяет руководитель первичного коллектива. Ее важность и значение
состоит в том, что окончательная формируемая руководителем коллектива цель деятельности
позволяет осознать и понять необходимость предстоящей деятельности для решения поставленной
задачи. В то же время цель является важнейшим условием для определения средств и
способов ее реализации. Цель субъекта управления как закон определяет способ и характер
его действий, которой он должен подчинить еще и свою волю.
Заключение.
В
современных условиях выработка и принятие решений все более становятся коллективным
творчеством. Вырабатывая решение, руководитель коллектива определяет круг лиц, которых
следует привлечь для этого, запрашивает у них нужную информацию, выслушивает мнения,
требует обоснования тех или иных вариантов предлагаемых действий, приемов и способов
выполнения поставленной задачи и лишь после этого принимает решение. Такая практика
— привлечение сил коллектива для выработки решения — является наиболее эффективной
формой управления, говорит о доверии руководителя к коллективу, о зрелости в нем
деловых и нравственных отношений. Привлечение членов коллектива к выработке решения
позволяет при подготовке этого важного управленческого акта опереться на опыт и
знание коллектива, еще более сплотить его и сделать более понятной для всех цель
предстоящих действий, усилить чувство личной ответственности каждого за выполнение
решения, укрепить уверенность в его реализации.[15]
Список литературы:
1. Макаренко А. Общие вопросы
теории педагогики. –М., 1958
2. Профессиональная этика
сотрудников правоохранительных органов./Опалев А. –М., 1997.
3. Психология и
педагогика./Радугин А. А. –М., 1996
4. Харламов И. Ф. Педагогика. М„
Высшая школа, 1990.
[1] Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов./Опалеа
А. –М., 1997, с. 151.
[2] Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов./Опалеа
А. –М., 1997, с. 152
[3] Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов./Опалеа
А. –М., 1997, с. 152
[4] Психология и педагогика./Радугин А. А. –М., 1996,с. 248
[5] Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов./Опалеа
А. –М., 1997, с. 153
[6] Макаренко А. Общие вопросы теории педагогики. –М., 1958, с. 164.
[7] Психология и педагогика./Радугин А. А. –М., 1996,с. 250
[8] Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов./Опалев
А. –М., 1997, с. 153
[9] Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов./Опалеа
А. –М., 1997, с. 156
[10] Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов./Опалев
А. –М., 1997, с. 157
[11] Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов./Опалев
А. –М., 1997, с. 157
[12] Психология и педагогика./Радугин А. А. –М., 1996,с. 253
[13] Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов./Опалев
А. –М., 1997, с. 158
[14] Харламов И. Ф. Педагогика. М„ Высшая школа, 1990, с. 45
[15] Харламов И. Ф. Педагогика. М„ Высшая школа, 1990, с. 50
Страницы: 1, 2
|