Двойственный
характер политической, хозяйственной и культурной жизни Крыма сказывался во
всем. Здесь действовали законы шариата, считавшиеся у правоверных мусульман
правилами жизни. Но во многих вопросах в Крымском ханстве придерживались
старинного права - чингизового торэ. Имела хождение двоякая монета: атарская и
турецкая, ряд повинностей в государстве выполнялся населением и в пользу своих
феодалов, и в пользу Турции.
Отдельные
территории были в непосредственном подчинении турецких властей (г. Кафа, где
имел резиденцию турецкий паша, отдельные поднепровские, азовские и ногайские
земли). Долгое время даже не было определенного административного центра.
"Где останавливался своим станом хан, там действовала и правительственная
машина: писались и издавались указы, организовывалась армия, творился суд и
расправа, давались аудиенции иностранным послам и даже чеканились монеты",
- писал В. Д. (Смирнов. Постоянный контроль и надзор со стороны Турции,
ограничение власти и неуверенность в ее прочности приводили к тому, что лишь
немногие правители из династии Гиреев пытались по-своему решать политические
проблемы государства, а большинство ханов являлось фактически выразителем воли
и интересов турецкого султана.
Специфика
взаимоотношений Османской империи и Крыма, сложившаяся в XVI-ХVIII вв.,
заключалась в том, что на международной арене их политика воспринималась как
разобщенная, лишенная внутреннего единства. Искусственно создававшийся эффект
раздвоенности политики давал возможность Османской империи выглядеть "миролюбивой"
державой, а Крымскому ханству выступать в роли вполне самостоятельного
государства, способного будто бы даже быть противником Стамбула. Такая
маскировка реального политического и военного партнерства дезориентировала
многих правителей европейских государств, а тем самым значительно облегчала
осуществление широких завоевательных замыслов Стамбула и Бахчисарая в Европе на
протяжении довольно длительного времени. Турция, гибко и умело используя эту
раздвоенность крымско-османской политики стремилась к конкретной цели - не
допустить коалиции славянских стран в борьбе за выход к Черному морю.
Крым
то выступал на стороне Польши в борьбе с Россией, то заключал договоры о дружбе
и торговых контактах с Русским государством, выступая как враг Польши, то вступал
в "братские" связи с украинским казачеством, то изменял этим всем
уверениям и переходил на сторону своих вчерашних врагов. Порта со своей стороны
в одних случаях бросала в бой воинственный Крым, предлагая ему военным путем
выравнивать силы восточноевропейских государств, в других случаях прибегала к
средствам мирной дипломатии. Воспринимая ханство и Османскую империю как
самостоятельные силы, некоторые дипломаты тогдашней Европы разработали и широко
распространили план использования Крымского ханства ... в вооруженной борьбе
против османов, не подозревая, что именно Порта санкционировала такую
деятельность татар.
Завоевательная
политика Турции резко изменила внешнеполитический курс европейских держав.
Сократились возможности торговых контактов Востока и Запада, т.к. Черное море
стало "внутренним", контролируемым турецкими властями. Тем самым был
нанесен огромный ущерб торговле между странами континентальной Европы и
Востока. Стремление восстановить торговлю на Черном море толкало Польшу и Русь
искать союза с Крымом. Торговый путь, пролегавший по Черному морю, имел для
Европы не меньшее значение, чем средиземноморский.
Для
некоторых стран, в частности, для Польши, турецкое завоевание во второй
половине XV в. Черного моря и закрытие Босфора для торговли, которую вели с
Востоком расположенные на Черном море итальянские колонии, повысило значение
сухопутных дорог. В этот период в более тесные сношения с Польшей вступила
Кафа. В течение 10-20 лет XV в. Польша осуществляла нечто вроде протектората
над этим торговым центром. Этот протекторат был возможен еще и потому, что
между Польско-Литовским государством и Крымским ханством в этот период
существовали дружественные отношения, т.к. Крымский хан Хадиш-Гирей получил
высшую власть при активном содействии правительства и магнатов этой страны. Но
падение Кафы, а также Килии и Белгорода почти полностью парализовало эту
торговлю. Наступило время "охлаждения" турецко-крымско- польских
отношении и "потепления" отношений между Россией, Крымом и Турцией,
что позволило даже предпринять ряд дипломатических шагов. Так, в конце XV в. по
инициативе Турции устанавливаются дипломатические связи между Турцией и
Московским государством. Московская дипломатия была заинтересована в том, чтобы
нейтрализовать превращавшуюся в мощную державу Турцию в борьбе России против
остатков Золотой Орды. Первый личный контакт был установлен в 1497 г.
московским посольством, которое возглавил стольник Михаил Андреевич Плещеев.
Перед посольством была поставлена задача добиться нормальных условий для деятельности
русских купцов в Кафе, Азове и в Турции. Еще раньше, в 1474 г., с Крымским
ханом Менгли- Гиреем Иван III заключил союз, продолжавшийся до самой его
смерти. Иван III покровительствовал торговле, с этой целью поддерживал в
особенности отношения с Кафой и Азовом. Туда везли большими партиями собольи
шкурки, лисьи и горностаевые меха, сукна, холст, одежду и кожи в обмен на
которые получали лошадей. Торговля процветала и при Василии III. Русское
государство было заинтересовано в развитии мирных торговых отношений и
противилось всем попыткам западных держав втянуть его войну с Портой, т.к.
ведущее место среди восточных государств в товарооборотe с Россией принадлежало
Турции, а торговля с западными странами шла через Крым (главным образом, через
Кафу) и Литву. Однако торговые связи безусловно игравшие значительную роль во
взаимоотношениях государств, не были постоянными, долгосрочными. Они часто
прерывались, т.к. крымские ханы брали с купцов большие проезжие и торговые
пошлины или просто грабили их.
Весь
период XV - XVIII вв. - это время почти не прекращавшихся пограничных
конфликтов и войн. Россия, Украина, Польша, Литва и другие страны постоянно
находились в состоянии большого напряжения сил, т.к. не только пограничным
землям, но и глубинным территориям государств угрожала возможность татарского
вторжения. Турецкое правительство часто посылало отряды янычар и артиллерию для
усиления военной мощи татарской армии. Опустошительные татаро-турецкие
нападения возрастали из года в год. Так, например, если с 1450 по 1586 г. было
осуществлено 84 татарских нападения на украинские земли, то с 1600 по 1647
г.-свыше 70. Объектами турецко-татарских нападений становились, в первую
очередь, города и местечки Украины. Они привлекали иноземцев роскошными
владениями магнатов, богатого купечества, складами, полными ремесленных
товаров, произведений городских промыслов, запасами продовольствия... Забирали
в плен, главным образом, мастеров и ремесленников разных специальностей, труд
которых использовали затем для личных нужд. В результате этих нападении
нарушались экономические связи между отдельными частями украинских земель,
разрушались ремесла, промыслы и торговля, сокращалось народонаселение этих
регионов.
Сношения
с Крымом были крайне тяжелы европейским странам, т.к. помимо методов военных -
набегов, войн, правители Крыма часто прибегали к золотоордынской практике сбора
дани с близлежащих территорий. (Только Русское государство в первой половине
XVII в. потратило на эти цели до 1 млн. рублей. (На эти деньги можно было сооружать
ежегодно по четыре города.)
"Крымцы
всегда откупа или дани выпрашивают и николи нас напастовать не перестают",
- утверждал Юрий Крижанич.
Следуя
стремлению уравновесить силы основных своих противников - Польши и Русского
государства, Крым попеременно пребывал в состоянии войны то с одной, то с
другой державой, стремясь стравить своих врагов друг с другом.
Военные
же действия против Крыма затруднялись во многом его выгодным стратегическим
положением, т.к. Крым отделяла от русских и польских границ широкая полоса
безлюдных безводных степей, преодолеть которые было нелегко, а единственная
дорога в Крым проходила через сильно укрепленный Перекоп (Ор-Капи Кроме того,
на берегах черноморского побережья и в устьях впадающих в Черное море рек,
стояли грозные турецкие крепости, охранявшие все подступы к морю и Крыму.
Поэтому, понимая все трудности организации большого похода на Крым,
военачальники ограничивались оборонительными мероприятиями - строительством
разного рода заградительных сооружений, созданием в XVI в. казачьего войска и
т.д.
Вот
почему борьба с Крымским ханством и Турцией растянулась для России во времени
от периода падения монголо-татарского ига до конца XVIII века.
* * *
Караимы.
Караимы (караиты)
в переводе с древнееврейского означает «чтящие», «почитающие» – первоначально,
секта в иудаизме, созданная во второй половине VIII века н.э. Ананом Ганаси
бен-Давидом в Багдаде. Во время иудейского религиозного раскола, часть верующих
была недовольна тем, что Талмуд (устные законы) стал священной книгой. Сначала
секта именовалась ананитами, а впоследствие – караимами, в противовес
раббанитам. Постепенно караимизм находит распространение в еврейской среде. С
XIV века письменные источники фиксируют караимов в Крыму. В результате политики
князей Великого Княжества Литовского по привлечению торгово-ремесленного
населения они появляются на территориях современных Литвы, Западной Украины,
Польши, где живут и в настоящее время. В период Крымского ханства караимские
общины имелись на Чуфут-кале, Мангупе, в Гезлеве (Евпатория), Солхате (Старый
Крым), Кафе (Феодосия). Со временем этнически-религиозная общность потеряла
черты этнической.
Их разговорным
языком является караимский диалект крымско-татарского, языком религии –
древнееврейский. После присоединения Крыма к России (с ее официальным
антисемитизмом) караимы постоянно стремились подчеркнуть свое отличие от
евреев, прося и получая от властей различные льготы и привилегии.
В XIX веке
известным караимским собирателем древностей А. С. Фирковичем выдвинута гипотеза
о появлении в VI веке до н.э. в Крыму вместе с войсками персидского царя
Камбуза израильтян вавилонского пленения, которые, перенимая от местного
тюркского населения обычаи и язык, смешались с хазарами, образовав этнос
караимов. При этом подчеркивалось, что эти израильтяне попали в Крым до
Рождества Христова и не причастны к распятию Христа.
В годы второй
мировой войны караимы в Крыму в отличие от евреев и крымчаков не подвергались
уничтожению фашистами. Не были они, за исключением нескольких десятков, высланы
из Крыма в сороковые. Современные караимы, включая выходцев из Крыма, проживают
также в Израиле (около 20 тыс. человек), Стамбуле, Париже, небольшие общины
имеются в США, Канаде, Австралии. Всего их около 50 тыс. чел. В большинстве
своем они считают себя частью еврейского народа, отличаясь исключительно
особенностями религии и антропологии. В расовом отношении караимы являются
народом южносибирской ветви монголоидной расы (казахи относятся к этому же
типу), никаких черт арменоидного типа не имеют, следовательно, смешанным
(тюрки+евреи) этносом не являются. Большинством исследователей относятся к
тюркской группе алтайской языковой семьи и ставятся в один ряд с крымскими
татарами, от которых отличаются религией.
Караимские
фамилии представляют собой тюркские профессиональные термины, имена – часто
церковноиудейские.
* * *
Крымчаки
("кърымчах", "евреи-крымчаки", "константинопольские
евреи", "турецкие евреи", "татарские евреи", и в
противовес соседним караимам – "крымские раббаниты", "крымские
раввинисты").
"Крымчаки"
– самоназвание народа (по данным переписи 1989 г. – 1448 человек), который
сформировался в средневековый период на территории Крымского п-ова как
этноконфессиональная общность из разноэтничных почитателей реформированного
иудейского ритуала. Впервые этноним "крымчак" появился в официальных
документах Российской Империи в 1859 г. Это слово было введено российской
администрацией Крыма, для отличия этой иудейской группы от евреев, начавших
переселяться на территорию Крыма из России и Польши с конца XIX века и от
караимов.
В начале XIX в. в
письме Императору Александру I сами крымчаки называют себя "джемаатындан
бени исраэльын къырым адасындан шээринден Карасубазарнын" – "общество
сынов Израиля города Карасубазара" и "яхудилер Карасу" – “иудеи
Карасубазара” (по-крымскотатарски).
Долгое время
считалось, что предками крымчаков были еврейские поселенцы античных городов
Крыма с 1-ых веков н.э., хазары и хазарские евреи; крымские караимы;
военнопленные евреи, пригнанные в Крым в XIII в. татарами; турецкие евреи,
прибывшие в Крым после завоевания территории полуострова Турецкой империей в
конце XV в. и т.п. В начале 1920-х гг. известный тюрколог академик А. Н.
Самойлович на основе изучения лексики крымчаков высказал точку зрения
относительно принадлежности последних к хазарской культуре. Исследования групп
крови, проведенные В. Заболотным, позволили ему сделать вывод о том, что
крымчаки не относятся к семитским народам. Результат исследований антропометрии
крымчаков, проведенный Н. Теребинской-Шенгер, также подтвердил этот вывод.
Позднее, в 60-х гг., антропометрические измерения крымчаков В. Д. Дьяченко дали
те же результаты.
Формирование
этноконфессиональной общности крымчаков было связано с рядом факторов, из
которых главными были: появление еврейской диаспоры на территории Крымского
полуострова в 1-е вв. н.э. и распространение иудаизма среди других, проживающих
в Крыму этносов, в результате прозелитизма в поздней античности и средневековый
период истории.
Имеется несколько
свидетельств прозелитизма в иудейских общинах Босфорского царства
(располагалось на территории Керченского полуострова) в 1-ых вв. н.э. Группа
надписей сообщает об отпуске рабов на волю при условии посещения ими в
свободном состоянии иудейского молитвенного дома. Если это условие не соблюдалось
последними, они вновь возвращались в рабское состояние. То есть речь идет о
принудительном прозелитизме. Язык этих надписей – древнегреческий, как и имена
иудеев, "дарующих" свободу рабам.
Приход тюркского
языка на территорию Крыма связывается с набегами гуннов в конце IV в. н.э.
Наиболее важным событием для распространения иудаизма в Крыму стало его
принятие тюркоязычными хазарами и использование иудейской религии в качестве
государственной идеологии Хазарским каганатом, который распространил свою
власть над большей частью крымских народов в VII-X вв. н.э.
Падение
Хазарского каганата и укрепление на территории полуострова позиций Византийской
империи с государственной политикой нетерпимости к иудаизму не смогли
уничтожить иудейские группы, о чем свидетельствуют как византийские, так и
крымские иудейские источники IX - XI вв. н.э. К XII в. относятся сведения о
мессианских движениях среди крымских иудеев.
Среди этнических
компонентов, влившихся в состав тюркоязычной общины крымских иудеев, несомненно,
была и часть осевших в Крыму евреев, изгоняемых с территории Византии в VIII-X
вв.
На протяжении
X-XIII вв. в результате проникновения на территорию Крыма печенегов и половцев
тюркские языки, тюркские языческие культы и обряды, воздействовали на сознание
местных народов, этнические корни которых происходили или формировались под
воздействием тюркской среды. Это не могло не сказаться и на ядре будущей общины
крымчаков.
Фашистская
Германия оккупировав среди прочих земель СССР и Крымский полуостров, осуществила
геноцид крымчаков как приверженцев ортодоксального иудаизма. По оценочным
данным, до Великой Отечественной войны насчитывалось около 9000 представителей
этой национальности, перепись 1959 г. отметила около 2000 человек.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|