Финансовая система России
Федеральное агентство по
образованию
Государственное
образовательное учреждение
Высшее профессиональное
образование
Восточно-Сибирский
государственный технологический университет
(ГОУ ВПО ВСГТУ)
Кафедра: «Финансы и кредит»
Курсовая работа
на тему:
«Финансовая система России»
Выполнил: студент группы 584
Киреев Д.А.
Проверил: старший преподаватель
Сунграпова Э.Б.
Улан-Удэ, 2006 г
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Понятие финансовой
системы страны. Ее состав и структура…………...6
1.1. Понятие финансовой
системы………………………………………….…..6
1.2. Состав и структура
финансовой системы…………………………………7
2. Анализ и характеристика
элементов финансовой системы РФ…………15
2.1. Финансы субъектов
хозяйствования и их составляющие.…...………….15
2.2. Государственные и
муниципальные финансы и их составляющие……26
2.3. Страхование как отдельная
сфера финансовой системы РФ или
структурный элемент других
сфер……………………………………………..44
3. Направление изменения
финансовой системы страны……….…..……..50
Заключение……………………………………………………………..………...54
Список используемой литературы……………….…………………….……….56
Введение
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между
государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами
по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые
фонды, - это финансовые отношения.
Считается, что понятие финансовой
системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как
отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В
теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В
качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая
система, можно назвать:
- недостаточные темпы
развития экономики;
- диспропорции развития
экономической системы;
- отставание в адаптации к
изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
- излишнюю социальную
напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
- низкий уровень
удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовую систему будем
рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению
и перераспределению совокупного
общественного продукта.[1]
Тема курсовой работы
является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система
является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и
необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система
является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и
облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход
от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к
экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в
себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.
После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки
денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных
государственных ценных бумаг.
Финансовая система сегодня
является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного
общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической
системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых
рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный
процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
В нашей стране написано
много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать
структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые
разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные
элементы сфер также не одинаковы. Поэтому я хочу провести свой анализ всех
составных частей финансовой системы, рассмотреть различия и сходства тех
структур, которые предлагают авторы книг и прийти к единой, более правильной,
на мой взгляд, финансовой системе.
Не исключено, что тот
состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет
оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое
количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.
С 2005 произойдут большие изменения в налоговом законодательстве, изменения
затронут также и Бюджетный кодекс РФ. Поэтому в своей курсовой работе я
рассмотрю также и изменения, которые могут повлиять на финансовую систему, её
состав и структуру в связи с принятием новых законов.
1. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура
1.1. Понятие финансовой
системы
Имея ввиду финансовую
систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в
которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.[2]
Финансы являются
неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях
хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и
общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе,
регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать
быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие
общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и
государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых
отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной
стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими
лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с
другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми
экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных
финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.
При всём своём
разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет
объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно
проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация
этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения
являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть
стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды
целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве.
Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном
производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации
финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых
фондов.
Сгруппированные по
определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему.
Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные,
относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно
связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные
фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими
отношениями и фондами.
Таким образом финансовая
система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с
ними денежных фондов и органов управления финансами.
1.2. Состав и структура
финансовой системы
Чтобы понять функционирование и проблемы финансовой системы
РФ, ее отраслевую структуру, необходимо взглянуть на ее историческое развитие с
одной стороны, и на систему государственного управления исполнительной власти,
с другой.
В историческом плане можно выделить две эпохи
государственного управления, которые в свою очередь разделяются на этапы:
I. Преобладание
волюнтаристическо-личного» начала, нерегламентированность управления:
1.
Дворцово-вотчинный этап (XII-XIV вв.);
2. Приказной
этап (конец XV-XVII в.)
II.
Преобладание формального, безличного начала, регламентированнность управления:
1.
Коллежско-сенатский
( коллегиальный) этап (XVIII в.);
2.
Министерский
этап (XIX в.-н.в.)
1)
1802-1917гг.:
Министерства Российской Империи
2)
1917-1991гг.:
Наркоматы РСФСР-СССР-Министерства СССР
3)
1991-2006гг.:
Министерства РСФСР- РФ и другие федеральные органы исполнительной власти.
Финансовая система может быть рассмотрена как совокупность
определенных финансовых функций, в этом плане финансовые системы достаточно
типичны и зависят от уровня развития экономики, государства.
Структура финансовой системы – это совокупность её элементов
и связей между ними.
Сферы и звенья финансовых
отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему.
Последняя имеет следующий вид.[3]
Финансовая система
Централизованные
Децентрализованные
финансы
финансы
- государственный
бюджет - финансы коммерческих пред-ий
- внебюджетные
фонды - финансы некоммерческих пред-ий
- государственный кредит
- финансы общественных
-
страхование объединений
а) социальное
б) личное
в) имущественное
г) страхование
ответственности
д) страхование
предприн-их рисков
Разграничение финансовой
системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а
также в методах формирования и использования централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств.
Каждому звену системы
финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования
денежных фондов и доходов.
Функции финансовой системы:
- денежная – эмиссия, обращение, расчеты;
- налоговая (фискальная) - изъятие части продукта в форме
средств, т.е. наполнение казны;
- бюджетная – превращение налогов в доходы, последних – в
расходы;
- контрольно-надзорная – надзор за финансовыми институтами;
- государственного кредита – управление государственным
долгом.
Но возможен и организационный аспект, когда финансовая
система рассматривается как совокупность органов, подсистема государственной
власти.
Финансовая система состоит из финансовых организаций
(институтов) различных типов и уровней. Особенностью финансов как сферы
государственной деятельности является первичное значение нормативной базы, так
как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует
в ее пределах. Следовательно, рассмотрение финансовой системы начнем с
нормативно-законодательных институтов и их нормативных актов:
Федеральное Собрание - Федеральные Конституционные законы,
федеральные законы;
Президент РФ – Указы Президента РФ;
Правительство РФ – Постановления Правительства РФ;
Федеральное Министерство – приказ и т.д.
Существует несколько типов финансовых институтов (ФИ):
- ФИ1 (создаются государством)
- ФИ2 (создаются населением под руководством государства);
- ФИ3 (саморегулирующиеся организации).
Сами финансовые институты могут рассматриваться на разных
уровнях:
Федеральный - представлен федеральными финансовыми
институтами, которые состоят из Центрального аппарата и территориальных органов
Субъектный - представлен субъектными финансовыми институтами.
Их сфера деятельности ограничена с одной стороны федеральными финансовыми
институтами, и полномочиями субъектов в финансовой сфере - с другой.
Муниципальный – местные финансовые институты, муниципальные
образования.
В современных условиях в системе государственного управления
выделяются федеральные органы исполнительной власти – финансовые,
полуфинансовые, нефинансовые.
Финансовый блок Правительства (расширенного, так как ЦБ РФ
формально не входит в Правительство РФ):
1. Центральный Банк РФ (Центральный аппарат (ЦА) +
территориальные учреждения: Главные управления, национальные банки,
расчетно-кассовые центры);
2. Министерство финансов РФ (ЦА + Контрольно-ревизионные
управления + Управления Федерального Казначейства по субъектам РФ + органы
страхового надзора + органы валютного контроля + подведомственные организации)
3. Министерство РФ по налогам и сборам (ЦА + межрегиональные
инспекции + Управление МНС по субъекту)
4. Государственный таможенный комитет (ЦА + региональное
таможенное управление + таможня РФ + таможенный пост РФ)
5. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ЦА +
региональное отделение)
6. Министерство имущественных отношений (ЦА + региональное
отделение)
7. Разные финансовые органы, в т.ч. государственные
внебюджетные фонды
Полуфинансовый блок:
1. Министерства: по антимонопольной политике РФ, природных
ресурсов РФ, труда и социального развития РФ, экономического развития и
торговли РФ, юстиции РФ
2. Федеральная энергетическая комиссия
3. Федеральная служба финансового оздоровления
4. Российское агентство по государственным резервам
Все остальные федеральные органы исполнительной власти входят
в нефинансовый блок.
В учебниках советского
периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы
предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы.
Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему государственный кредит.
Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому
базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России,
осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики,
объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.
Следует иметь в виду, что
первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также
доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не
только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов
отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система
финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|