Распределительные отношения
затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих
субъектов, их работников, акционеров, кредитных и страховых институтов.
Поскольку к распределению вновь созданной стоимости имеется всесторонний
интерес, финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта
осуществляют:
ü
непосредственно
хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей,
оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед
поставщиками товарно-материальных ценностей, потребителями продукции,
государством, банками и другими контрагентами,
ü
налоговые органы, которые
следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных
платежей;
ü
контрольно-ревизионная
служба Министерства финансов РФ, которая осуществляет контроль за
финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, использующих
бюджетные средства;
ü
коммерческие банки при
выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;
ü
независимые аудиторские
фирмы при проведении аудиторских проверок.
Положительный финансовый результат
хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует
об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами.
И, наоборот, отрицательный результат или отсутствие его говорят о недостатках
в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привести
к банкротству хозяйствующего субъекта.
Финансовые отношения коммерческих
организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами
хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность,
самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная
ответственность, обеспечение финансовыми резервами.
• Принцип хозяйственной самостоятельности не
может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация
обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы
собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования,
направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыночных
отношений существенно расширило самостоятельность хозяйствующих субъектов,
появились новые возможности в инвестировании денежных средств. Коммерческие
организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять
финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме
приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства,
участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субъекта,
хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако
сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов в
процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им
денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их
деятельности. Так, коммерческие организации и предприятия всех форм собственности
в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги в
соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных
фондов. Начисление амортизации также происходит по нормам, установленным
законодательно.
• Принцип самофинансирования. Реализация этого
принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности и
обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование
означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции,
инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и,
при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не
все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип.
Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская
продукцию, необходимую потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить
ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия
городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского
хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия
получают дополнительные ассигнования из бюджета на разных условиях.
• Принцип материальной заинтересованности –
объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской
деятельности – получением прибыли. Заинтересованность в результатах
хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий и
организаций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого
принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой
политикой государства соблюдением экономически обоснованных пропорций в
распределении чистой прибыли на потребление и накопление.
• Принцип материальной ответственности –
означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной
деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для
отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников. В
целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и
неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки,
качество продукции), несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных
ссуд, погашения векселей, нарушении налогового законодательства, а также в
случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему
субъекту процедуры банкротства. Для руководителей коммерческих организаций и предприятий
принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в
случаях нарушения хозяйствующим субъектом налогового законодательства.
К отдельным работникам предприятий
и организаций применяется система штрафов, лишения премий, увольнение с работы
в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.
• Принцип обеспечения финансовых резервов –
необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов
связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском.
В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на
предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует
разработанную им программу. В экономической борьбе за покупателя хозяйствующие
субъекты вынуждены продавать свою продукцию в кредит с риском невозврата денег
в срок. При наличии временно свободных денежных средств хозяйствующий субъект
вправе размещать их в виде депозитных вкладов или ценных бумаг с риском
получения недостаточного процента дохода в сравнении с темпами инфляции или
новыми более доходными сферами приложения денежных средств. Наконец, могут
иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной
программы.
Законодательно этот принцип
реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного
фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины оплаченного
уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку
отчисления в резервный фонд производятся до налогообложения прибыли.
Финансовые резервы могут
образовывать и хозяйствующие субъекты других организационно-правовых форм
собственности по своему усмотрению, но из чистой прибыли, после уплаты налогов
и других обязательных платежей в бюджет.
Вместе с тем денежные средства,
направленные в финансовый резерв и другие аналогичные фонды, целесообразно хранить
на депозитных счетах в банке либо в другой ликвидной форме с тем, чтобы они
приносили дополнительную стоимость.
Все принципы организации финансов
хозяйствующих субъектов находятся в развитии и для их реализации в каждой конкретной
экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню
развития производительных сил и производственных отношений.
Заключение
Итак, каждое из звеньев финансовой
системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых
образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в
целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных
потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными,
общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в
определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский,
областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей
территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий,
организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей
соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми
денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные фонды
(Пенсионный фонд. Фонд занятости населения и т.п.). В сравнении с ними
государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.
Центральное место в финансовой системе Российской Федерации
занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные
фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных
образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных
или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения
обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой
самостоятельности субъектов Российской Федерации, развития местного
самоуправления.
Средства бюджетной системы образуются
в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физических
лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через
внутренний и внешний кредит.
Внебюджетные целевые
государственные и муниципальные фонды – новое звено финансовой системы Российской Федераций,
появившееся в начале 90-х гг. При формировании этих фондов был использован
зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими
представительными или исполнительными органами государственной власти и
местного самоуправления.
Однако в связи с недостаточностью
средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью
государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективного
использования их в рамках фондов проведено включение (консолидация) в
бюджетную систему части этих фондов. Так с 1995 г. в федеральном бюджете
консолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с
преступностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своей
обособленности в форме целевых бюджетных фондов.
Финансы предприятий,
организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в
распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.),
используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий
характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют
финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой системы
подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Так,
коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей
деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой
цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе
заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных
доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.
Финансы предприятий – исходное
звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с
материальным производством, в процессе которого создается национальный доход,
затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Имущественное
и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов,
направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим
лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими
неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет
взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако
законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств
государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников
государственной налоговой службы и т.д.).
В связи с переходом к рыночной
экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с
государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских
негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.
Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств
различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим
субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности.
Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных
средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения
по своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.
Под государственным
кредитом принято понимать отношения, посредством которых образуется
государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных
средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных
(бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих
отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства,
являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций
государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др.
Список использованных источников
1.
Актуальные проблемы
финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. / Под ред. А. И. Михайлушкина, Н. А.
Савинской. – СПб.: СПбГИЭА, 1999.
2.
Антонов Н.Г., Пессель М.А.
Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 1995.
3.
Бабич А. М., Павлова Л. Н.
Финансы. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
4.
Балабанов И. Т., Степанов
В. Н. Бюджетная система Российской Федерации. – СПб.: СПбТЭИ, 1995.
5.
Бюджетный кодекс РФ
6.
Гейвандов Я. А. Основы
правового регулирования банковской системы в Российской Федерации //
Государство и право. – 1997. – № 6.
7.
Гражданский кодекс РФ
8.
Гурьев А. Н., Памфилов С.
Ф. История России: кредитная система. – М.: ЮКИС, 1995.
9.
Даль В. Толковый словарь
живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4.
10. Конституция РФ 12 декабря 1993 года
11. Молчанов А., Тавасиев А. Российская банковская
система: отечественная или иностранная? // Российская Федерация. 1994. – № 4.
12. Налоговый кодекс РФ
13. Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. М., 1998.
14. Торкановский Е. Каким быть банковскому
законодательству России? // Хозяйство и право. – 1994. – № 11.
15. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И.
Химичева. – М.: Юристъ, 2000.
16. Финансы России: Статистический сборник. М.:
Госкомстат России, 1998.
17. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник
/ Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Арзиповой. – М.: «Проспект», 1999.
18. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник
для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
19. Шенаев В. Н. Денежная и кредитная системы
России. – М.: Наука, 1998.
20. Экономика и жизнь. – 1995. – № 19.
[1] Ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ.
[2] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И.
Химичева. – М.: Юристъ, 2000. С. 179.
[3] Гейвандов Я. А. Основы
правового регулирования банковской системы в Российской Федерации//Государство
и право. 1997. – № 6. – С. 84
[4] Химичева Н.С. Финансовое
право. – М.: Юристъ, 2000. С. 211.
[5] Ст. 1. Федерального Закона
РСФСР №395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР".
[6] Ст. 5, 6, 9, 10, 11, 12,
14, 28, 30. Федеральный Закон РСФСР №395-1 "О банках и банковской
деятельности в РСФСР".
[7] Гейвандов Я. А. Основы
правового регулирования банковской системы в Российской Федерации.//
Государство и право. 1997. – № 6. – С. 84
[8] Ст. 3. Федеральный Закон
РСФСР №394-1 "О Центральном Банке РСФСР (Банке России)".
[9] Гражданский Кодекс
Российской Федерации. (часть первая) (ст. 50) от 30 ноября 1994 г.//СЗ РФ.
1994. № 32. Ст. 3301.
[10] Ст. 2. Федеральный Закон РСФСР №394-1
"О Центральном Банке РСФСР (Банке России)".
[11] Гейвандов Я. А. Основы
правового регулирования банковской системы в Российской Федерации//Государство
и право. 1997. № 6. – С. 85.
[12] Указ Президента РФ № 1924
"О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств
нерезидентов на территории Российской Федерации" от 17 ноября 1993
г.//САППРФ. 1993. № 47. Ст. 4525.
[13] Указ Президента РФ №1184
"О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации"
от 10 июня 1994 г.//СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 696.
[14] Молчанов А., Тавасиев А.
Российская банковская система: отечественная или иностранная?//Российская
Федерация. 1994. № 4. – С. 30.
[15] Торкановский Е. Каким быть
банковскому законодательству России?//Хозяйство и право. 1994. № 11. – С. 76.
[16] Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка. М., 1998. С. 772.
[17] Даль В. Толковый словарь живого
великорусского языка. М., 1980. Т. 4. С.337.
[18] Экономика и жизнь. 1995. № 19.
[19] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник
для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С.
122.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|