Кроме проведения физкультурных минуток и
разминки необходимо рассказывать учащимся о мерах профилактики различных
заболеваний. Ниже приведены меры профилактики наиболее распространённых
инфекционных заболеваний (т. к. именно ими учащиеся болеют чаще всего), а также
профилактика и коррекция наиболее распространённых заболеваний
опорно-двигательного аппарата.
Меры профилактики наиболее
распространенных инфекционных заболеваний.
Следует напомнить учащимся, что к
наиболее распространенным желудочно-кишечным инфекционным заболеваниям
относятся: гепатит (желтуха), дизентерия, желудочные паразиты
(глисты).
Далее обратить внимание детей на меры
профилактики. При этом сделать акцент на то, что в случае
соблюдения всех мер исключается возможность заболевания этими
опасными болезнями.
1. После посещения туалетных комнат и
перед едой обязательно следует мыть руки с мылом.
2. Овощи и фрукты следует ошпаривать
кипятком или промыть под сильной струей воды.
3. Не следует пользоваться чужими
вещами (посудой, носовым платком).
4. Нельзя передавать использованную
жевательную резинку друг другу ("изо рта в рот получается микроб").
К следующей группе инфекционных
заболеваний в весенне-летний период относится клещевой энцефалит. Для того,
чтобы исключить возможность укуса клещом, следует соблюдать следующие правила:
1. Если вы собираетесь в лес или в
лесопарковую зону, лучше всего надеть болоневый костюм или хлопчатобумажный с
капюшоном и плотно прилегающей резинкой на лучезапястном и голеностопном
суставах.
2. Через каждые два часа следует
производить тщательный осмотр вещей и всего тела.
3. В случае укуса клеща нужно в
течение суток поставить вакцину гаммоглобулина в любом медпункте.
Профилактика и коррекция наиболее
распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Объяснить учащимся, что такое
опорно-двигательный аппарат: это наши кости - скелет, которые обеспечивают
опору всему телу и его частям; это мышцы, которые обеспечивают движение, и
нервная система, которая управляет нашими движениями.
Рассказать о наиболее
распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата: сколиозы
(искривления, скручивания позвоночника), плоскостопие и травмы (вывихи,
переломы, ушибы, растяжения мышц и связок).
Объяснить причины рассмотренных
заболеваний:
1. Врожденные - т.е. когда дети сразу
рождаются с неправильным скелетом (например, тот же сколиоз).
2. Неправильное поведение - не следят
за осанкой и не улучшают ее; неправильно выбирают обувь (либо совсем без
каблука, либо с очень высоким каблуком); пытаются поднимать очень большие
тяжести; балуются в неподходящих местах и получают травмы.
3. Не занимаются физическими
упражнениям. Например, плоскостопия никогда не будет у того, кто много и
правильно ходит, бегает, укрепляет мышцы стопы и голени. А у кого эти мышцы
слабые, то они не могу удержать вес тела и стопа постепенно становится плоской.
Объяснить детям, что если они не
будут исправлять недостатки своего опорно-двигательного аппарата сейчас
(например, осанку), то когда будут взрослыми, у них могут развиться страшные
болезни: очень сильные сколиозы, когда туловище человека буквально скрючено,
остеохондрозы, артриты и т.п.
Можно дать задание, чтобы дети
опросили своих родителей: есть ли у них остеохондрозы и какие это им причиняет
неудобства. Опросить на следующем уроке детей об итогах их опроса родителей,
чтобы дети сами убедились в распространенности этих заболеваний.
Методика самостоятельных занятий по коррекции дефектов
опорно-двигательного аппарата.
Опросить учащихся о тех дефектах
опорно-двигательного аппарата, которые они выявили у себя самостоятельно или
на медицинском осмотре: сутулость, сколиоз, плоскостопие, низкий уровень
гибкости и силы. Напомнить им об основных направлениях формирования осанки:
постоянного контроля за собой; развития гибкости отделов позвоночника
(шейного, грудного и поясничного), плечевого и тазобедренного суставов:
развития силы мышц разгибателей туловища, мышц шеи и брюшного пресса.
Объяснить школьникам основные правила
профилактики плоскостопия:
1. Избегать подъема больших тяжестей
в их возрасте.
2. Правильно подбирать обувь.
3. Избегать длительного поддержания
положения стоя, особенно при физическом утомлении (когда снижен тонус
мышц стопы).
4. Укрепить мышцы стопы и голени.
5. Развитие гибкости голеностопного
сустава.
6. Непродолжительная ходьба босиком
по траве и песку.
Повторить с детьми комплексы на
укрепление мышц шеи, спины, брюшного пресса, стопы, голени и на развитие
гибкости отделов позвоночника, плечевого, тазобедренного и голеностопного
суставов.
Повторить с ними основные правила
выполнения упражнений на силу и гибкость. Указать, кому из детей, учитывая
дефекты их опорно-двигательного аппарата, необходимо больше выполнять те или
иные упражнения.
З. О. Ж. – это образ жизни,
направленный на формирование и развитие основных физических качеств (а именно:
быстроты, силы, гибкости, выносливости, координации), а также на поддержание
психического равновесия в организме. Ниже приведены основные методики,
направленные на развитие базовых физических качеств.
Основные
методики выполнения упражнений на развитие базовых физических качеств.
Быстрота.
Быстрота развивается при выполнении
кратковременных упражнений с максимальной скоростью.
При этом необходимо помнить, что при
выполнении этих упражнений необходимо соблюдать следующие правила:
1. Быстрота не может развиваться у
человека если он утомлен. В следствие этого упражнения на развитие
качества быстроты следует выполнять на занятиях в первую очередь, т.е. первыми.
Это качество лучше воспитывается в эмоциональных, соревновательных условиях
(эстафеты, игры, групповые старты и др.). Частота сердцебиений в предложенных
упражнениях варьирует в зависимости от возраста и уровня подготовленности
занимающихся в пределах 170-180 ударов в минуту.
2. При выполнении нового, плохо
освоенного упражнения не надо стремиться выполнить его с предельной скоростью.
3. Выполняя упражнение на быстроту,
необходимо обращать внимание на умение занимающегося расслаблять мышцы не
участвующие в основном двигательном акте (например, техника бега на 100 метров
у высококвалифицированных спринтеров и школьников). У последних, лицо
перекошено, руки напряжены и др.
4. Отдых между упражнениями на
быстроту должен быть достаточно продолжительным и занимать - 3-5 и более
минут. Необходимо обучать занимающегося, при выполнении упражнения, умению
хорошо настраиваться на каждую очередную попытку (с целью лучшего развития
быстроты используются средства описанные в Приложении 5 на стр. ).
Силовые
способности.
При воспитании этих способностей у
человека необходимо определить упражнения, в которых проявляется сила.
Создать представление у занимающихся
о методических аспектах при выполнении упражнений на развитие силы. К основным
из них относятся:
1. Величина отягощения должна быть
такая, чтобы учащийся мог выполнить не менее 4-х повторений этого упражнения в
одном подходе. При этом частота сердечных сокращений у него должна быть не
более 170 ударов в минуту. Лучше всего если учащийся сможет выполнить 8-12
повторений в предложенном упражнении. Можно объяснить учащимся, что нецелесообразно
применять упражнение - отжимание в упоре лежа - для развития силовых
возможностей, если оно выполнено им не более 2-х повторений в одном подходе.
Для этого необходимо предварительно укрепить мышцы рук с помощью других,
адекватных силовым возможностям занимающегося, других упражнений и только затем
использовать это упражнение для развития силовой выносливости.
2. В каждом подходе, для развития
силовых качеств, необходимо повторять выполнение упражнений до
"отказа".
3. Интервалы отдыха между подходами
должны быть не более 2-3 минут.
4. После выполнения упражнений на
силу желательно выполнить несколько упражнений на расслабление мышц и гибкость
отдельных звеньев тела.
5. В недельном микроцикле следует рационально чередовать упражнения на
быстроту, силу и выносливость. В силу возрастных особенностей учащихся
(например, учащихся 3-х классов) воспитание силы у них осуществляется
преимущественно использованием непредельных отягощении (чаще всего с
использованием собственного веса тела) с предельным числом повторений. Поэтому
все упрощенные правила выполнения упражнения на силу даются применительно
указанного метода развития силовых возможностей занимающегося ( см.
Приложение 6, стр. ).
Выносливость.
Это качество человека представляется
- как способность длительно выполнять упражнение и противостоять утомлению.
Существует два вида выносливости: общая и специальная. На первой из них
остановимся более подробно ниже.
Необходимо заметить, что выносливость
можно развивать с помощью практически любых физических упражнений, но лучше
всего с помощью упражнений из циклических видов спорта - ходьбы, бега,
плавания, езде на велосипеде, ходьбы на лыжах, бега на коньках, подвижных и
спортивных игр. При дистанционном выполнении упражнений на выносливость без перерывов,
их необходимо выполнять в среднем и медленном темпе. При этом частота сердечных
сокращений не должна превышать 150 ударов в минуту, что вполне обеспечивает
оптимально работу организма занимающегося в течение - 10-15 минут.
Это качество можно развивать с
помощью выполнения простейших гимнастических упражнений, выполнение которых
необходимо производить без перерыва. Такой способ выполнения упражнений на
выносливость называется "поточное" выполнение упражнений. Используя
этот метод необходимо акцентировать внимание занимающихся на
теоретико-практических занятиях, что именно он является основным на первых
парах развития этого качества. Продолжительность такого комплекса упражнений
также должна составлять 10-15 минут. Обратить внимание учащихся и на то, что
при выполнении упражнений на выносливость необходимо концентрировать свои
усилия на правильном дыхании: не задерживать его, в случае необходимости
дышать через нос и рот одновременно. При этом необходимо расслабить просто
нижнюю челюсть, акцент сделать на полноценный выдох (при произвольном вдохе).
Интенсивность упражнений на
выносливость учащимся младших классов объяснить трудно. Вместе с тем при этом
можно дать такую рекомендацию: скорость выполнения должна быть такой, чтобы
учащийся при выполнении упражнения мог разговаривать или дышать через нос ( см.
Приложение 5, стр.67 и Приложение 6, стр.69 ).
Гибкость.
Под гибкостью понимаются
морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата,
определяющих амплитуду различных движений человека. Этот термин более приемлем
для оценки суммарной подвижности в суставах тела. При рассмотрении гибкости в
отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность в
голеностопных, локтевых, плечевых суставах и др.). Это качество человека
является необходимой основой эффективного совершенствования в виде
деятельности, связанной с техническим совершенствованием в большинстве
локомоций движения. При недостаточной гибкости у человека резко усложняется и,
конечно же, замедляется процесс освоения двигательных навыков, столь
необходимых в спортивной деятельности и быту индивида.
Недостаточная подвижность в суставах
ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных
способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации,
снижению экономичности работы. При этом часто является причиной повреждения
мышц и связок, т.е. спортивного травматизма.
В качестве методических основ
развития гибкости можно широко использовать в занятиях общеподготовительные
упражнения, с элементами сгибаний и разгибаний, наклонов и поворотов туловища.
Эти упражнения направлены на повышение подвижности во всех суставах и
осуществляются без учета специфики вида деятельности. Вспомогательные упражнения
подбираются с учетом специфики рода деятельности (например, вида спорта).
Упражнения на гибкость могут носить
активный, пассивный и смешанный характер. Арсенал средств, применяемых для
развития гибкости, также разделяется на развивающие пассивную, активную и
смешанную гибкость. Развитию активной гибкости способствуют упражнения,
выполняемые как без отягощении, так и с отягощениями. К ним относятся маховые и
пружинящие движения, рывки и наклоны. Отягощения повышают эффективность
упражнений вследствие увеличения амплитуды движения, за счет использования силы
инерции.
Наряду с использованием таких
упражнений в отдельных частях урока, они могут составлять программы отдельных
тренировочных занятий. Однако упражнения на гибкость часто включаются в
комплексные занятия, в которых наряду с развитием гибкости планируется развитие
и других качеств, например, силы. Упражнения на гибкость могут составлять и
значительную часть утренней гимнастики и мероприятий, проводимых в режиме дня
учащихся. При планировании работы по развитию гибкости необходимо иметь в виду,
что активная гибкость развивается в 1,5-2 раза медленнее пассивной (с помощью
партнера, отягощении и др.). Разное время требуется и на развитие подвижности в
разных суставах. Этот показатель зависит от многих факторов: от структуры
сустава и мышечной ткани, возраста ребенка, а в конечном счете - от построения
тренировочных воздействий.
В зависимости от характера
упражнений, применяемых для развития гибкости, особенностей конкретного
сустава, возраста и пола учащегося, темпа движений продолжительность
упражнений может колебаться в пределах от 20 секунд до 2-3 минут. При этом
активные статические упражнения непродолжительны. Пассивные сгибательные и
разгибательные движения могут выполняться длительное время ( см. Приложение 2,
стр.64 ).
Координационные
способности.
Координационные способности это
умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и
находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных
ситуаций.
В структуре координационных
способностей человека выделяют:
а) способность к овладению новыми
движениями;
б) умение дифференцировать и
управлять различными характеристиками движений;
в) способность к комбинациям и
импровизации в процессе проявления конкретной двигательной деятельности.
При разучивании новых двигательных
действий (основополагающие принципы построения программ в Общеобразовательных
средних школах) необходима способность к сложно координационной двигательной
сфере (спортивных играх, единоборствах и др.), т.е. там, где двигательная деятельность
учащегося характеризуется особенно большим разнообразием и значительной
координационной сложностью.
Способность школьника
дифференцировать и управлять различными характеристиками движений проявляется
в плавности движений, способности удерживать равновесие и др.
Способность к комбинациям и
импровизации в процессе выполнения конкретного двигательного задания является
одним из важнейших факторов, определяющих результативность и скорость в
овладении сложно координационными действиями индивида.
Высокий уровень координационных
способностей позволяет учащемуся более быстро овладевать новыми двигательными
навыками, рационально к тому же использовать имеющийся запас навыков и двигательных
качеств силы, быстроты, гибкости в конкретных ситуациях и сложно
координационных двигательных заданиях. Чем больше количество, разнообразие и
сложность основных навыков у человека (что обычно называют его двигательной
базой), тем быстрее и эффективнее приспосабливается он к неожиданным условиям,
при решении сложных двигательных задач, тем адекватнее реагирует он на
требования возникающей ситуации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|