По периметру
котлована прослежено свыше четырех десятков ямок от кольев, составлявших каркас
юрты. В срединной части ее имелся ямный очаг. Подобные жилища-юрты овальной
формы исследовались еще на двух раннеболгарских поселениях – около Кладенци в
Толбухин-ском округе, в Стермен близ г. Бяла, Нова Черна в Силистренском округе.
На 261 поселении у с. Река Девня найдена глиняная модель юртообразного жилища. Исторические
источники свидетельствуют, что и внутри Болгарского государства, и за его
пределами вплоть до начала IX в. в составе населения отчетливо различались два
основных этноса. Они были разными и по хозяйственно-культурному типу, и по
социально-общественной структуре. Их культурное различие отчетливо проявляется
в погребальных памятниках. Могильные древности славян рассматриваемого периода
эволюционировали из предшествующих.
По-прежнему
широко был распространен обряд кремации умерших с последующим захоронением
остатков трупосожжений в грунтовых могильниках. Встречаются в этих некрополях и
трупоположения, но они немногочисленны. Среди трупосожжений есть безурновые и
урновые, последние иногда имели покрытия. Эта деталь обрядности, по всей
вероятности, была воспринята славянами Балканского полуострова от местного
фракийско-романского населения. Основная масса захоронений лишена вещевых
находок.
Между остатками трупосожжений встречаются кальцинированные кости животных. Как
считают исследователи этих древностей, это - остатки жертвенного мяса,
брошенного в погребальный костер. Одним из характернейших погребальных
памятников протоболгар является могильник близ Нови Пазар, датируемый концом
VIII и началом IX в. В нем открыты трупоположения, ориентированные Северо-северо-восток
– Юго-юго-запад. В одной из могил рядом с мужчиной был погребен конь.
Захоронения сопровождались обильным и разнообразным вещевым инвентарем.
Это костяные накладки лука, сабля и другие предметы, а также горшки с
яйцевидным туловом и кувшины. Аналогичные могильники открыты и в других местах.
О протоболгарской принадлежности их свидетельствуют ориентировка
трупопо-ложений, наличие коня и вещевые материалы. К протоболгарам У. Фидлер
относит и некоторые биритуальные могильники. Исследователь полагает, что
захоронения по обряду ингумации в таких некрополях принадлежат преимущественно
протоболгарам. Для этих могил типичны ниши.
Сверху над скелетными захоронениями обычно клались камни, что объясняется
исследователями боязнью вампиризма умерших. Номадские элементы в
трупо-положениях проступают весьма отчетливо. Антропологические изыскания подтверждают
это: черепа из захоронений несут некоторые монголоидные особенности. Среди
захоронений по обряду кремации биритуальных некрополей доминируют безурновые.
Остатки
жертвенного мяса свойственны как для сожжений, так и для трупоположений, но в
последних находки их (кости коня, коровы и овцы) обычны, а в трупосожжениях
встречаются далеко не всегда. У.Фидлер считает, что захоронения по обряду
кремации в таких могильниках могли принадлежать и протоболгарам, и славянам, но
дифференцировать их не представляется возможным.
К смешанным в этническом отношении памятникам У.Фидлер причисляет также
некрополь Истрия-Капул Винлор, в котором было раскопано 55 трупоположений
(многие из них имели ниши) и 197 погребений по обряду кремации умерших. К
подобным памятникам принадлежит и могильник в Султана и некоторые другие.
Процесс сближения протоболгар и славян носил естественно-исторический характер.
В новых
естественно-географических и культурно-исторических условиях, в которых
оказались протоболгары в Западном Причерноморье, сохранение ими кочевого
хозяйственного уклада оказалось бесперспективным. В этом регионе не было
обширных степных пространств. Свободные перегоны скота были ограниченными,
поскольку значительные площади удобных земель были освоены земледельческим населением.
Проживая в тесном общении со славянами, протоболгары стали переходить к 262
оседлому образу жизни.
Проживание
славянского населения и протоболгар на одних поселениях и использование одних
могильников для захоронений умерших свидетельствуют не только о территориальном
смешении, но и о начавшемся процессе метисации. Протоболгарский этнос перенимал
у славян не только атрибуты земледельческого уклада, но и многие элементы быта
и духовной жизни.
По сравнению со
славянским населением численность протоболгар была незначительной, а по мере
расширения Болгарского государства за счет присоединения новых славянских
земель доля протоболгарского этноса постоянно уменьшалась. Его представители
оказались рассеянными на широкой территории, и славянская среда все более и
более активно поглощала отдельные группы протоболгар. Со временем погребений,
которые можно более или менее уверенно связывать с болгарами-тюрками,
становится все меньше и меньше.
Славянам-земледельцам при их численном преобладании не было нужно осваивать
тюркский язык. Непосредственными их администраторами были старейшины, жупаны и
князья из славянской среды. Во главе воинских формирований, состоявших из
славян, стояли военачальники-славяне. Поэтому проникновение тюркского элемента
в славянские диалекты было весьма незначительным.
Славянами был усвоен лишь минимум прото-болгарских слов, касающихся в основном
титулатуры должностных лиц, некоторые воинские термины, наименования
специфически протоболгарских бытовых вещей, слов, выражавших основы счета и
понятия времени. На территории единого государственного образования в условиях
совместного проживания славян и протоболгар и их тесного взаимодействия начиная
с рубежа VIII и IX вв., а в основном в IX столетии формируется единая
археологическая культура.
Ядром ее стали
земли Западного Причерноморья между поречьем Дуная и Балканскими горами. Отсюда
эта культура быстро распространилась и на левый берег нижнего Дуная, и севернее
вплоть до Прутско-Днестровского междуречья. Расцвет ее падает на период с IX по
начало XI в.
Элементы
славянизации протоболгар выявляются уже в конце VIII в. Тюркские надписи этого
времени при передаче антропонимов, топонимов и должностной номенклатуры, как
показал В. Бешевлиев, обнаруживают славянское языковое влияние. В этих надписях
первой четверти IX в. славянские подданные хана еще отличаются от болгар-тюрок.
Но позднее термин болгары стал ассоциироваться со всем населением Болгарского
государства. В отличие от предшествующего периода болгарский хан Крум (803 – 814
гг.) в изданных им законоположениях уже не делал никаких различий по
этническому признаку. В составе администрации Болгарского государства уже
присутствовали славяне, и роль их постепенно возрастала.
Так, при Круме
послом Болгарии в Константинополе был славянин Драгомир, среди приближенных
хана находились лица со славянскими именами. В середине IX в. существенные
этнические различия среди основной массы населения Болгарского государства уже
не усматриваются. Если прежде византийские авторы употребляли термин болгары в
двух значениях (им обозначались и протоболгары, и население Болгарского
государства), то с середины IX в. он стал однозначным (все население Болгарии
без вычленения болгар-тюрок).[15]
С этого времени можно говорить о начальном этапе становления болгарской
народности как одного из этноязыковых образований славянства. Славянский язык
вскоре становится государственным языком Болгарии.
Вместе с тем,
остается несомненным, что в среде складывающейся славянской народности
некоторое время продолжали сохраняться небольшие островки тюркоязычных
протоболгар.
Глава 3. Фракийский компонент
Вопрос о роли
фракийского этнического компонента в этногенезе болгарского этноса остается не
вполне ясным. Одни исследователи полагают, что фракийское население Балканского
полуострова в те столетия, когда эти земли входили в состав Римской империи,
было романизировано и не сохранилось к началу средневековья.
Однако
топонимические материалы свидетельствуют все же о сохранении редкого
фракийского населения, преимущественно в горных местностях Мисии, где они и
контактировали со славянами. В этой связи высказывается предположение о том,
что фракийцы в процессе славянского расселения были вытеснены с удобных земель.
Следы воздействия фракийской культуры на славян выявляются не в археологических
данных, а в материалах этнографии (в элементах праздничных обрядов, свадебных и
похоронных ритуалах, религиозных представлениях, а также в деталях одежды и
украшений) и некоторых фольклорных особенностях.
Это послужило основанием
для утверждений о значительном участии местного фракийского населения в
этногенезе болгарской народности. Согласно
исследованиям болгарского лингвиста Б. Симеонова, в лексике болгарского языка
имеется много слов, воспринятых от фракийского субстрата.
Исследователь
полагает, что в римское время фракийское население Балканского полуострова не
было окончательно романизировано. Здесь получила распространение не латинская
речь, а сформировался фракийско-латинский язык; с этим-то населением и
встретились славяне. Следовательно, таким образом, фракийский этнос, его язык и
культура стали компонентами формирующейся болгарской
народности.[16]
По-видимому,
активное славяно-фракийское взаимодействие относится в основном к периоду
первоначального освоения славянами балканских земель, который весьма слабо
представлен археологическими материалами. Допустимо также предположение о
контактах славян с остатками фракийцев в горных местностях, откуда смешанное
славяно-фракийское население могло расселяться в равнинных землях по мере
стабилизации жизни в Первом Болгарском государстве.
Глава 4. Роль религиозного
фактора в консолидации болгарской народности
Мощным импульсом
в становлении и укреплении болгарского этноса стало принятие христианства.
Сохранение двух видов языческой религии – славянской и протоболгарской –
препятствовало оформлению единства духовной жизни складывающейся болгарской народности.[17]
Для укрепления болгарской державы и формирования единой болгарской народности
пришлось преодолевать этнические различия между группами, населяющими Болгарию
– праболгарами, славянами, фракийцами и др. Кроме того, для приобщения
государства к европейской христианской культуре было необходимо утвердить
христианство официальной религией.
В 864 г. византийская
армия вторглась в пределы Болгарии, и болгары во главе с ханом Борисом (852-889
гг.) под давлением Византии приняли христианство. Попытка протоболгарской знати
помешать принятию новой религии была пресечена самым решительным образом.
Христианство укрепило центральную власть Болгарского государства и сыграло
заметную роль в завершении ассимиляционного процесса, то есть в слиянии
протоболгар со славянами.
Болгарская
держава превратилась в одну из крупных европейских монархий, и имеются все
основания говорить о завершении к началу Х в. процесса становления болгарской народности, славянской по языку, своему облику
и культуре. В правление Симеона (893 – 927 гг.) официальным для Болгарского
государства становится славянский язык, все делопроизводство велось уже на
славянском языке.[18]
В те же годы
совершился переход к церковнослужению на славянском языке. Столица государства
была перенесена из Плиски, связанной с протоболгарскими традициями, в Преслав,
который стараниями царя Симеона существенно перестраивается и преображается.
Возводятся новые оборонительные стены, белокаменный государев дворец
расширяется, за его пределами строятся многочисленные жилища, а в окрестных
долинах и предгорьях – монастыри и усадьбы феодалов. IX столетие было периодом
становления раннесредневековых болгарских городов как торгово-ремесленных
центров.[19]
Заключение
Первый период формирования болгарской народности связан со
взаимодействием и метисацией более значительного по численности славянского
этноса с протоболгарами и какими-то остатками древнего местного населения
(фракийцами).
Становление этой
народности, прежде всего, было процессом этногенетическим. Протоболгары,
многократно уступавшие по своей численности славянскому и автохтонному
населению и вынужденные приспосабливаться к новому хозяйственно-культурному
укладу жизни, оказались ассимилированными. Весь уклад жизни и быта протоболгар
претерпевал коренные изменения и становился одинаковым со славянским.
Создавалась новая этническая общность.
Термин «болгары» из узко племенного (то есть этнонима тюркского племени) в
условиях территориального смешения славянского и протоболгарского этносов стал
обозначать всех подданных Болгарского государства, а с формированием
единой народности, славянской по своей основе и языку, превратился в
самоназвание новой этнической общности.
Ареалом
становления болгарской народности была в основном
область взаимодействия славянского и протоболгарского этносов, которая
соответствовала лишь территории Болгарского государства на первом этапе его
истории. В дальнейшем государственные границы многократно изменялись, не
оказывая существенного влияния на формирование и
эволюцию болгарской народности.
Список источников и
литературы
1. Ангелов Д.
Проблемы предгосударственного периода на территории будущего Болгарского
государства // Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных
славянских государств и народностей. М., 1987. С. 5 – 9.
2. Ангелов Д.
Формирование болгарской народности. Ее развитие в эпоху средневековья (IX – XIV
вв.). София, 1978.
3. История южных
и западных славян. В 2-х томах. М., 1998.
4. Краткая
история Болгарии с древнейших времен до наших дней. М., 1987.
5. О формирование этнического самосознания болгарской
народности в V – Х вв. // Развитие этнического самосознания славянских народов
в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 49 – 82.
6. Петров П.
Военно-политические союзы болгарских славян в VII в. // Этносоциальная и
политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М.,
1987. С. 44 – 49.
7. Седов В. В.
Славяне в древности. М., 1994.
8. Седов В. В.
Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002.
9. Седов В. В.
Этногенез ранних славян // Вестник Российской академии наук. Т. 73. №7 (2003).
С. 594 – 605.
10. Шабашов А.
В., Шабашова М. Н. Этнонимия и антропонимия праболгар в связи с реконструкцией
их ранней истории // Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины.
Киев, 2002. С. 272 – 275.
Примечания
[1] Седов В. В. Этногенез ранних
славян // Вестник Российской академии наук. Т. 73. №7 (2003). С. 594 – 605.
[2] Ангелов Д. Проблемы предгосударственного
периода на территории будущего Болгарского государства // Этносоциальная и
политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М.,
1987. С. 5 – 9.
[3] Ангелов Д. Формирование
болгарской народности. Ее развитие в эпоху средневековья (IX – XIV вв.). София,
1978.
[4] Петров П.
Военно-политические союзы болгарских славян в VII в. // Этносоциальная и
политическая структура раннефеодальных славянских государств и народностей. М.,
1987. С. 44 – 49.
[5] Седов В. В. Славяне в
древности. М., 1994.
[6] Седов В. В. Славяне.
Историко-археологическое исследование. М., 2002.
[7] Седов В. В. Этногенез ранних
славян… С. 594 – 605.
[8] Шабашов А. В., Шабашова М.
Н. Этнонимия и антропонимия праболгар в связи с реконструкцией их ранней
истории // Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины. Киев,
2002. С. 272 – 275.
[9] Там же.
[10] Ангелов Д. Формирование… С.
49.
[11] Петров П. Указ. соч. С. 44.
[12] Там же.
[13] Ангелов Д. Проблемы
предгосударственного периода… С. 9.
[14] Там же.
[15] Там же.
[16] Седов В. В. Указ. соч. С.
594 – 605.
[17] О формирование этнического
самосознания болгарской народности в V – Х вв. // Развитие этнического
самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 49
– 82.
[18] Краткая история Болгарии с
древнейших времен до наших дней. М., 1987. С. 87.
[19] Там же. С. 88.
Страницы: 1, 2
|