Прежде чем
рассчитывать величины безубыточности, следует убедиться, что соблюдаются следующие
условия и допущения:
1.
издержки
производства и маркетинга являются функцией объема производства или продаж
(например, при использовании оборудования);
2.
объем
производства равен объему продаж;
3.
постоянные
эксплуатационные издержки одинаковы для любого объема производства;
4.
переменные
издержки изменяются пропорционально объему производства, и, следовательно,
полные издержки производства также изменяются пропорционально его объему;
5.
продажные
цены на продукт или продуктовый комплекс для всех уровней выпуска (продаж) не
изменяются во времени. Поэтому общая стоимость продаж является линейной
функцией от продажных цен и количества проданной продукции;
6.
уровень
продажных цен на единицу продукции, переменные и постоянные эксплуатационные
издержки остаются постоянными, т.е. эластичность спроса по цене для вводимых
ресурсов и продукции равна нулю;
7.
величины
безубыточности рассчитываются для одного продукта; в случае разнообразия
номенклатуры ее структура, т.е. соотношение между производимыми количествами,
должна оставаться постоянной.
Анализ
безубыточности позволяет определить:
1.
требуемый
объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;
2.
зависимость
прибыли предприятия от изменения торговой цены, переменных и постоянных
издержек;
3.
значение
каждого продукта в доле покрытия общих затрат. К преимуществам этого метода
следует отнести:
4.
простоту
использования;
5.
наглядность
при планировании прибыли;
6.
иллюстративность
при демонстрации влияния операционных изменений на прибыльность предприятия;
7.
помощь в
определении оптимального соотношения постоянных и переменных издержек.
Ключевыми
элементами анализа соотношения "издержки - объем - продукция -прибыль
выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности),
производственный левередж и маржинальный запас прочности.
Маржинальный
доход - это
разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и
суммой переменных затрат.
Порог
рентабельности (точка безубыточности) - это такая выручка от реализации, при которой
предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей, т.е. результата
от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие
постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
Производственный
левередж -
это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема
реализации продукции (работ, услуг).
Маржинальный
запас прочности - это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции
(работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).
Для
проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является
деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные
затраты не зависят от объема производства, а переменные - изменяются с ростом
(снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего
постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей
практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма
маржинального дохода.
Величина
маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и
получение прибыли.
Существует
два способа определения величины маржинального дохода.
При
первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все
переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов
(общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся
к категории переменных затрат.
При
втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения
постоянных затрат и прибыли предприятия.
Под средней
величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и
средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает
вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Нормой
маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от
реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального
дохода в цене товара.
Использование
этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить
размер прибыли при различных объемах выпуска.
Анализ
соотношения "издержки - объём – продукция - прибыль" иногда называют
анализом точки безубыточности. Эту точку также называют "критической"
или "мертвой", или точкой "равновесия". Для вычисления
точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений и
маржинального дохода.
При графическом
методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного
графика " издержки - объём – продукция - прибыль ".
Рисунок
1. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)
Метод
уравнений
основан на исчислении прибыли предприятия по формуле:
Выручка
- Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль
Детализируя
порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:
(Цена
за единицу х Количество единиц) - (Переменные затраты на единицу х Количество
единиц) - Постоянные затраты = Прибыль
Разновидностью
метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка
безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:
Точка
безубыточности = Постоянные затраты / Норма маржинального дохода.
Маржинальный
запас прочности - это величина, показывающая превышение фактической выручки от
реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей
безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:
Маржинальный
(Фактическая выручка - Пороговая выручка) запас прочности = Фактическая
выручка х 100 %
Чем
выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.
Производственный
левередж
(leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью
предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных
затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в
зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной
деятельности.
Необходимым
условием применения механизма производственного левереджа является
использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат
предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат
в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина
прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Производственный
левередж определяется с помощью следующей формулы:
либо
= или
где Эпл
- эффект производственного левереджа;
МД - маржинальный доход;
Зпост
- постоянные
затраты;
П - прибыль.
Понимание
механизма проявления производственного левереджа позволяет целенаправленно
управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения
эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных
тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.
При
управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение
постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства
и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до
преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинального
дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки
безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой
прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных
затрат можно отнести: снижение численности работников основного и
вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их
труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в
периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для
предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.
Для
отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства еще не
является официально рекомендованным, в связи с чем пока он используется в основном
для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить
по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители,
работающие в условиях реального рыночного хозяйства.
3.
Задача
Предприятие приобрело сырьё стоимостью 30 000
евро. Курс Нацбанка на дату ввоза составил 2 711, 49 руб. за 1 евро, на
дату оплаты 2 745, 18 руб. за 1 евро. НДС уплаченный при ввозе товара
14 755 554 руб.
Отразить в бухгалтерском учёте предприятия
данные хозяйственной операции, рассчитать и отразить в бухгалтерском учёте
возникшие курсовые разницы.
Решение:
1.
Дт 10 Кт 60 81344700
2.
Дт 19 Кт 60 14755554
3.
Дт 60 Кт 52 96100254
4.
Дт 91 Кт 60 1010700
Заключение
Главной целью
курсовой работы является раскрытие понятий «формирование уставного фонда с
иностранными инвестициями» и анализ соотношения «издержки – объём – продукция -
прибыль».
В первой части курсовой работы были рассмотрены
теоретические основы
формирование
объявленного уставного фонда с иностранными инвестициями в течение первого года
со дня государственной регистрации и второго каждым участником. Продление
сроков формирования уставного фонда с иностранными инвестициями.
Государственная регистрация предприятий с
иностранными инвестициями осуществляется Министерством внешних экономических
связей РФ. Предприятия с иностранными инвестициями создаются в форме
акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных
хозяйственных обществ и товариществ, а также в иных формах, не противоречащих
законодательным актам Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для регистрации
изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы предприятия с
иностранными инвестициями, устанавливается Советом Министров Российской
федерации.
Во
второй части рассматривается Анализ соотношения «издержки – объём – продукция -
прибыль» в экспортно-импортных операциях коммерческой организации. Ключевыми
элементами анализа соотношения "издержки - объем - продукция
-прибыль" выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности),
производственный левередж и маржинальный запас прочности.
Маржинальный
доход - это
разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и
суммой переменных затрат.
Порог
рентабельности (точка безубыточности) - это такая выручка от реализации, при которой
предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей, т.е. результата
от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие
постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
Производственный
левередж - это
механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема
реализации продукции (работ, услуг).
Маржинальный
запас прочности
- это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ,
услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).
Для
отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства еще не
является официально рекомендованным, в связи с чем пока он используется в
основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации.
Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут
производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства
Список использованных источников
1. Авдокушин Е.Ф. Международные
экономические отношения: Уч. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИВЦ
«Маркетинг», 1999. – 264с.
2. Гофман Н.В., Маховикова Г.А.
Основы внешнеэкономической деятельности. – СПб.: Питер, 2001. – 280с.
3. Дегтярева О.И., Полянова
Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. – 2-изд. –
М.: Дело, 2000. – 320 с.
4. Жданов А.И. Практическое
руководство по внешнеэкономической деятельности. – СПб: Питер, 2001 – 224 с.
5. Назаренко В.М., Назаренко
К.С. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности. – М.: Центр
экономики и маркетинга, 2000 – 512 с.
6. Потеряхин А.В., Чередниченко
С.В. Методические указания к курсовому проекту по дисциплине: «Основы
внешнеэкономической деятельности». – Ростов-н/Д: РГУПС, 2002. – 65 с.
7. Стровский, Л.Е.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Л.Е. Стровский; учеб. - М.:
ЮНИТИ, 2004. - 847 с.
8. Стровский Л.Е., Казанцев
С.К., Паршина Е.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 823 с.
9. Фомичев, В.И. Международная
торговля : учеб. для вузов / В.И. Фомичев. -2-е изд., перераб. и доп. - М.:
ИНФРА-М, 2001. - 446 с.
10. Экономический словарь/Е.Г. Багудина;
отв. ред. А.И. Архипов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 – 624 с.
11. www.cfin.ru - сайт по международным формам
расчетов
12. www.rusimpex.ru – сайт внешней торговли
России «Россия-Экспорт-Импорт»
Страницы: 1, 2
|