3.3 Рассмотрение
и утверждение бюджетов
Орган
исполнительной власти , орган местного самоуправления вносят проект закона (
решения ) о бюджете на очередной финансовый год ( вместе с вышеназванными
документами и материалами ) на рассмотрение законодательного
(представительного) органа , представительного органа местного самоуправления
в срок , определенный для федерального бюджета- БК РФ ( 15 августа ) , бюджета
субъекта РФ – законом субъекта , местного бюджета – правовыми актами местного
самоуправления . Указанными же законодательными ( правовыми ) актами
определяется и порядок рассмотрение проекта закона ( решения ) о бюджете и его
утверждения . Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются
проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах . В процессе
расс мотрения в проект закона ( решения ) могут быть внесены изменения .
Проект федерального
закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в
ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы
Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года ( до 1 октября
Правительство и Банк России представляет в ГД дополнительные материалы ,
указанные ст. 193 БК РФ ). Совет ГД (в период парламентских каникул – ее
председатель ) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки
заключения о формальном соответствии представительных документов требованиям
закона , после получения которого проект направляется в Совет Федерации ,
комитеты Государственной Думы , другим субъектам законодательной инициативы
для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение .
Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях .
Установленная БК
РФ продолжительность рассмотрения проекта :
в первом чтении
-30 дней со дня внесения в ГД ,
во втором - 15
дней со дня принятия в первом чтении ,
в третьем - 25
дней со дня принятия во втором ,
в четвертом – 15
дней со дня принятия в третьем чтении .
Принятый
Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной
финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на
рассмотрение Совета Федерации . СФ рассматривает закон в течение 14 дней со
дня представления Государственной Думой и голосует в целом . В случае одобрения
в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и
обнародования . В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию
, перерабатывается , передается в Государственную Думу для утверждения в одном
чтении ,затем повторно передается в Совет Федерации для окончательного
утверждения . Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой
повторным голосованием не менее чем двумя тремя голосов . В случае не
подписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в
согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием . Для
преодоления вето Президента требуется не менее двух трех голосов Федерального
Собрания .
В случае не
принятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года или не
вступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Дума
может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального
бюджета в первом квартале очередного финансового года .
3.4 Исполнение
бюджетов.
Исполнение
бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке ( для
федерального бюджета – подписания Президентом РФ ) . В Российской Федерации
устанавливается казначейское исполнение бюджетов ( в настоящее время
осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к
казначейской – первоначально на эту систему перейдет федеральный бюджет , затем
– бюджеты более низких уровней ). На органы исполнительной власти возлагается
организация исполнения и исполнение бюджетов , управление счетами бюджетов и
бюджетными средствами . Указанные органы являются кассирами всех распорядителей
и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных
средств от имени и по поручению бюджетных учреждений . Особая роль
определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ – именно этот
орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы – зачисление всех
поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета
на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с
единого счета бюджета . Осуществление бюджетных операций через счета
казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа
исполнения бюджета . Для исполнения федерального бюджета предусмотрено
открытие в казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя , распорядителя
и получателя средств бюджета . Федеральное казначейство должно регистрировать
все бюджетные операции в Главной книге казначейства и вести сводный реестр
бюджетополучателей .
Исполнение
бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи – документа о
поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из
источников финансирования дефицита бюджета , устанавливающего распределение
бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в
соответствии с бюджетной классификацией РФ .
Исполнение
бюджета по доходам предусматривает :
-перечисление и зачисление
доходов на единый счет бюджетов ;
-распределение в
соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
-возврат излишне
уплаченных в бюджет сумм доходов ;
-учет доходов
бюджета и составление отчетности о доходах бюджета .
Бюджеты по
расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на
едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования .
Основные этапы санкционирования : составление и утверждение бюджетной росписи
( в течение 17 дней со дня утверждения бюджета ) , утверждение и доведение
уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей ,
утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и
бюджетным учреждениям , утверждение и доведение уведомлений о лимитах
бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей , принятие
денежных обязательств бюджетополучателями , подтверждение и выверка
исполнения денежных обязательств . Процедура финансирования заключается в
расходовании бюджетных средств .
За исполнение
доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и
Государственный таможенный комитет (и их органы на местах ) , которые , помимо
сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об
исполнении бюджетов в казначейство , а также органы , распоряжающиеся
государственным ( муниципальным ) имуществом .
Если в процессе
исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет ,
вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового
органа , от 5 до 10 % - органа исполнительной власти , свыше 10 –законом
(решением) , принимаемым органом законодательной (представительной) власти .
Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок ,
исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональное
сокращение (секвестр) расходов) .
Уполномоченный
исполнительный орган представляет ежеквартальные , полугодовые и годовые
отчеты об исполнении бюджетов , контрольный орган и казначейство. Годовой
отчет подлежит утверждению представительным органом .
Важнейшая задача
исполнительного бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления
налогов и других доходов в целом и по каждому источнику , а также финансирование
мероприятий в суммах и сроки , утвержденные бюджетом .
3.5.Составление
отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Рассмотрение и
утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового
контроля , осуществляемого законодательными ( представительными ) органами
власти (последующий контроль ).
Для контроля за
исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган – Счетную палату (данный
орган участвует также в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении
проекта федерального бюджета ).
Отчет об
исполнении бюджета готовит орган , исполняющий бюджет , на основании отчетов
главных распорядителей , распорядителей и получателей бюджетных средств .
Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является
Министерство Финансов РФ.
Отчет об
исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и
Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1
июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими
документами и материалами :
-отчетом о
расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ ;
-отчетами МФ РФ и
иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и
кредитов и о предоставленных государственных гарантиях ;
-отчетом о
внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам ;
-отчетом о
доходах ,полученных от использования гос.имущества ;
-сводными
отчетами о выполнении плановых зданий по предоставлению государственных (муниципальных)
услуг ;
-годовыми
отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным
распорядителям бюджетных средств ;
-реестром
федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и
внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года ;
-отчетом
федерального казначейства о рассмотрении делах и наложенных взысканий за
нарушения бюджетного законодательства .
Счетная палата
проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в
течение 1,5 месяцев после представления отчетов в ГД , используя материалы и
результаты проведенных проверок и ревизий . ГД рассматривает отчет об
исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения
заключения Счетной палаты , после чего принимает решение об утверждении или
отклонении отчета .
4.
бюджетная
политика Российской Федерации и направления ее совершенствования.
Бюджетная
политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных
задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета ,
управления государственным долгом является одним из основных инструментов
экономической политики государства . бюджетная политика на очередной финансовый
год определяется Бюджетным посланием Президента РФ ,направляемом Федеральному
Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Так как наиболее
важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов ,
выполнение бюджетных обязательств , управление бюджетным дефицитом и
государственным долгом , то и эффективность всей бюджетной политики может
быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти
в указанных направлениях . Состояние государственных финансов оказывает весьма
сильное воздействие на реальную экономику , поэтому динамика основных
макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев
успешности варианта осуществляемой бюджетной политики .
В качестве
критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующее :
-уровень
собираемости бюджетных доходов в целом ,налогов в частности ;
-уровень
выполнения бюджетных обязательств ;
-величину
бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга ;
-объем финансовых
ресурсов ,отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета ;
-уровень
монетизации бюджетного дефицита ;
-величину
валютных резервов , используемых для финансирования бюджетного дефицита ;
-динамику
валового внутреннего продукта ;
-уровень
безработицы ;
-степень
выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете .
В условиях
России к вышеназванным показателям можно добавить критерии ,
характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики
:
-масштабы эмиссии
денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты) ;
-величину
просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного
финансирования ;
-величину
просроченной задолженности по оплате труда государственного заказа .
Основные
направления бюджетной политики до 2006 года, разработанные Министерством
финансов РФ , в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют
следующие :
-осуществление
налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой
основе собираемости налогов ;
-осуществление
бюджетной реформы на основе принятия бюджетного кодекса и упорядочения
бюджетного процесса в РФ ;
-полномасштабный
переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов , местных
бюджетов и внебюджетных фондов ;
-сокращение
государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств ;
-сокращение
дефицита федерального бюджета до 2 % ВВП ;
-снижение
государственных заимствований , увеличение сроков их погашения при уменьшении
доходности государственных ценных бумаг процентных ставок до уровня ,
обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики ;
-совершенствование
межбюджетных отношений .
Анализ
экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить
действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной
бюджетной политики , определенных на основе международного опыта . Это
базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика
жесткого ограничения государственных расходов , обеспечивающая низкий уровень
( или полное отсутствие ) бюджетного дефицита ,способствующая поддержанию на
кредитном рынке низких процентных ставок , увеличению финансирования частного
сектора . Такая политика содействует достижению устойчивых темпов
экономического роста , снижению безработицы , а следовательно , и повышению
уровня народного благосостояния .
Заключение
Государственный
бюджет , являясь основным финансовым планом государства , главным средством
аккумулирования финансовых средств , дает политической власти реальную
возможность осуществления властных полномочий , дает государству реальную
экономическую и политическую власть . С одной стороны, бюджет , являясь всего
лишь комплексом документов , разрабатываемых одной ветвью власти и
утверждаемых другой , выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует
избранный государством стиль осуществления управления страной . Бюджет по
отношению к осуществляемой властью экономической политике является
производным продуктом , он полностью зависит от избранного варианта развития
общества и самостоятельной роли не играет .
Однако именно
бюджет , показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и
реально имеющих резервов , определяет налоговый климат страны , именно бюджет
, фиксируя конкретные направления расходования средств , процентное
соотношение расходов по отраслям и территориям , является конкретным
выражением экономической политики государства . Через бюджет происходит
перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта .
Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики ,
инвестиционной активности повышения эффективности производства , именно через
бюджет осуществляется социальная политика .
Таким образом ,
бюджет , объединяя в себе основные финансовые категории ( налоги ,
государственный кредит , государственные расходы ), является ведущим звеном
финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так
и политическую роль в любом современном обществе.
Список
использованной литературы :
1.
Бюджетный
Кодекс Российской Федерации
2.
Булатов
А.С.«Экономика .Учебник.». Москва , экономистъ , 2005 г.
3.
Океанова
З.К. «Экономическая теория». Москва,2003 г.
4.
Российская
экономическая академия им. Г.В.Плеханова «Экономическая теория.Учебник.» Москва
,ИНФРА-М,2006 г.
5.
Райзберг
Б.А. «Курс экономики.Учебник.» Москва,ИНФРА-М,2006 г.
6.
Чепурин
М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории». Киров, издательство
«АСА»,1999 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|