рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Государственный бюджет


3.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов

Орган исполнительной власти , орган местного самоуправления вносят проект закона  ( решения ) о бюджете на очередной финансовый год ( вместе с вышеназванными документами и материалами ) на рассмотрение законодательного (представительного)  органа , представительного органа местного самоуправления  в срок , определенный для федерального бюджета- БК РФ ( 15 августа ) , бюджета субъекта РФ – законом субъекта , местного бюджета – правовыми актами местного самоуправления . Указанными же законодательными ( правовыми ) актами определяется и порядок  рассмотрение проекта закона ( решения ) о бюджете и его утверждения . Одновременно с проектом закона  о бюджете рассматриваются  проекты законов о бюджетах  государственных внебюджетных фондах . В процессе расс мотрения в проект закона  ( решения ) могут быть внесены изменения .

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года ( до 1 октября Правительство и Банк России  представляет в ГД дополнительные материалы , указанные ст. 193 БК РФ ). Совет ГД (в период парламентских каникул – ее председатель ) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представительных документов требованиям закона , после получения которого  проект направляется в Совет Федерации , комитеты Государственной Думы , другим субъектам  законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение . Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях .

Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта :

в первом чтении -30 дней со дня внесения в ГД ,

во втором  - 15  дней со дня принятия в первом чтении ,

в третьем -  25 дней со дня принятия во втором ,

в четвертом – 15 дней со дня принятия в третьем чтении .

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в течение 5 дней  со дня его принятия  передается на рассмотрение  Совета Федерации . СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосует в целом . В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования . В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию , перерабатывается , передается в Государственную Думу  для утверждения в одном чтении  ,затем повторно передается в Совет Федерации  для окончательного утверждения . Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой  повторным голосованием не менее чем двумя тремя голосов . В случае не подписания закона Президентом в течение 14 дней  закон направляется в согласительную комиссию  и вновь рассматривается Федеральным Собранием . Для преодоления вето Президента  требуется не менее двух трех голосов Федерального Собрания .

В случае не принятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года или не вступления его в силу до 1 января  по другим причинам Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года .


3.4 Исполнение бюджетов.


Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке ( для федерального бюджета – подписания Президентом РФ ) . В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов ( в настоящее время осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к казначейской – первоначально на эту систему перейдет федеральный бюджет , затем – бюджеты более низких уровней ). На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения  и исполнение бюджетов , управление счетами  бюджетов и бюджетными средствами . Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств  от имени и по поручению  бюджетных учреждений . Особая роль   определена Федеральному  казначейству  Министерства финансов РФ – именно этот орган обеспечивает соблюдение  принципа единства кассы – зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый  счет бюджета  и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета . Осуществление бюджетных операций  через счета казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета . Для исполнения федерального бюджета  предусмотрено открытие в казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя , распорядителя и получателя средств бюджета . Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге казначейства  и вести сводный реестр бюджетополучателей .

Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи – документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников  финансирования дефицита бюджета , устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между  получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ .

Исполнение  бюджета по доходам предусматривает :

-перечисление  и зачисление доходов на единый счет бюджетов ;

-распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

-возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов ;

-учет доходов бюджета и составление отчетности  о доходах бюджета .

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования . Основные этапы санкционирования : составление и утверждение  бюджетной росписи ( в течение 17 дней со дня утверждения бюджета ) , утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей , утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств  и бюджетным учреждениям  , утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей  , принятие денежных  обязательств  бюджетополучателями , подтверждение  и выверка  исполнения  денежных обязательств . Процедура финансирования заключается в расходовании  бюджетных средств .

За исполнение доходной части  бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный  таможенный комитет (и их органы на местах ) , которые , помимо сбора налогов и других платежей  в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в казначейство  , а также органы , распоряжающиеся государственным ( муниципальным ) имуществом .

Если в процессе  исполнения бюджета  происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет  ,  вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа , от 5 до 10 % - органа исполнительной власти , свыше 10 –законом (решением) , принимаемым  органом законодательной (представительной) власти . Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок , исполнительный орган вправе  самостоятельно  произвести пропорциональное сокращение (секвестр) расходов) .

Уполномоченный исполнительный орган  представляет ежеквартальные , полугодовые  и годовые отчеты  об исполнении бюджетов , контрольный орган и казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению  представительным органом .

Важнейшая задача  исполнительного бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов  и других доходов в целом и по каждому  источнику , а  также финансирование мероприятий в суммах и сроки , утвержденные бюджетом .

    

3.5.Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.


Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении  бюджетов является  одной из форм финансового контроля , осуществляемого законодательными ( представительными ) органами власти (последующий контроль ).

Для  контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный  орган – Счетную палату  (данный орган участвует  также в предварительном  контроле – при рассмотрении и утверждении  проекта  федерального бюджета ).

Отчет  об исполнении бюджета   готовит орган , исполняющий бюджет , на основании отчетов главных распорядителей , распорядителей и получателей  бюджетных средств . Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство Финансов РФ.

Отчет об исполнении  федерального бюджета  представляется в Государственную Думу  и Счетную палату Правительством РФ   в форме федерального закона  не позднее 1 июня  вместе с отчетами  об исполнении  внебюджетных фондов  и следующими документами и материалами :

-отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ ;

-отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных  государственных гарантиях ;

-отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам ;

-отчетом о доходах ,полученных от использования гос.имущества ;

-сводными отчетами о выполнении плановых зданий по предоставлению  государственных (муниципальных) услуг ;

-годовыми  отчетными сметами доходов и расходов  бюджетных учреждений по главным распорядителям  бюджетных средств ;

-реестром федеральной государственной собственности  и отчетом о состоянии внешнего  и внутреннего долга РФ на первый и последний день  отчетного финансового года ;

-отчетом  федерального казначейства о рассмотрении делах и наложенных взысканий  за нарушения бюджетного законодательства .

Счетная палата  проводит проверку отчета об исполнении  федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев  после представления отчетов в ГД , используя  материалы и результаты  проведенных проверок и ревизий . ГД рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения  заключения  Счетной палаты , после чего  принимает решение об утверждении  или отклонении отчета .


4.          бюджетная политика Российской Федерации и направления ее совершенствования.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета , управления государственным долгом  является одним из основных инструментов экономической политики государства . бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ ,направляемом  Федеральному Собранию  в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики  являются  сбор бюджетных доходов , выполнение бюджетных обязательств , управление бюджетным дефицитом и государственным долгом , то и  эффективность  всей бюджетной  политики может быть оценена по результативности  деятельности органов  исполнительной власти  в указанных направлениях . Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие  на реальную экономику , поэтому динамика  основных макроэкономических  показателей также может  выступать одним  из критериев успешности  варианта осуществляемой бюджетной политики .

В качестве критериев эффективности бюджетной политики  можно предложить следующее :

-уровень собираемости  бюджетных доходов  в целом ,налогов в частности ;

-уровень выполнения бюджетных обязательств ;

-величину бюджетного дефицита  и скорость роста  государственного долга ;

-объем финансовых ресурсов ,отвлекаемых на обслуживание  государственного бюджета ;

-уровень монетизации бюджетного дефицита ;

-величину валютных резервов , используемых для финансирования  бюджетного дефицита ;

-динамику  валового внутреннего  продукта ;

-уровень безработицы ;

-степень выполнения  законодательных и приравненных к ним  актов о бюджете .

В условиях России  к вышеназванным  показателям можно  добавить  критерии , характеризующие специфику  современного этапа в развитии  российской экономики :

-масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты) ;

-величину  просроченной  задолженности по оплате труда из-за отсутствия  бюджетного финансирования ;

-величину просроченной задолженности по оплате труда государственного заказа .

Основные направления бюджетной политики  до 2006 года, разработанные Министерством финансов РФ , в качестве приоритетных направлений бюджетной политики  называют следующие :

-осуществление налоговой реформы  на основе принятия Налогового кодекса и повышение  на этой основе  собираемости налогов ;

-осуществление бюджетной реформы на основе принятия  бюджетного кодекса  и упорядочения  бюджетного процесса  в РФ ;

-полномасштабный  переход на казначейское  исполнение бюджетов РФ  и ее субъектов , местных бюджетов и внебюджетных фондов ;

-сокращение государственных расходов при полном выполнении  бюджетных обязательств ;

-сокращение  дефицита  федерального бюджета до 2 % ВВП ;

-снижение  государственных заимствований , увеличение  сроков их погашения при уменьшении  доходности  государственных ценных бумаг  процентных ставок до уровня , обеспечивающего движение финансовых  ресурсов  в реальный сектор экономики ;

-совершенствование  межбюджетных отношений .

Анализ  экономики  России за последние  несколько лет  позволяет  подтвердить действенность  и в российских  условиях  важнейших  составляющих  успешной бюджетной политики , определенных  на основе  международного  опыта . Это  базирующаяся на реалистичном  уровне государственных обязательств  политика жесткого ограничения государственных расходов , обеспечивающая  низкий уровень ( или полное отсутствие ) бюджетного дефицита ,способствующая поддержанию  на кредитном рынке  низких процентных ставок , увеличению  финансирования частного сектора . Такая политика  содействует  достижению  устойчивых  темпов экономического роста , снижению безработицы , а следовательно , и повышению уровня народного  благосостояния .

Заключение


Государственный бюджет , являясь основным  финансовым планом государства , главным средством аккумулирования финансовых средств , дает политической власти  реальную возможность  осуществления властных полномочий , дает государству  реальную  экономическую и политическую  власть . С одной стороны, бюджет , являясь всего лишь комплексом документов , разрабатываемых одной ветвью власти  и утверждаемых другой , выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный  государством стиль осуществления  управления страной . Бюджет по отношению к осуществляемой  властью экономической  политике является производным  продуктом , он полностью зависит от избранного варианта  развития общества  и самостоятельной роли  не играет .

Однако именно бюджет , показывая размеры необходимых  государству  финансовых ресурсов  и реально имеющих резервов , определяет налоговый  климат страны , именно бюджет  , фиксируя конкретные  направления  расходования средств , процентное соотношение  расходов по отраслям  и территориям , является конкретным  выражением экономической политики государства . Через бюджет  происходит перераспределение  национального дохода  и внутреннего валового продукта . Бюджет выступает  инструментом  регулирования  и стимулирования  экономики , инвестиционной  активности повышения  эффективности производства , именно через бюджет  осуществляется социальная политика .

Таким образом , бюджет , объединяя в себе основные финансовые  категории ( налоги , государственный кредит , государственные расходы ), является ведущим звеном  финансовой системы  любого государства  и играет как важную экономическую, так и политическую роль  в любом современном обществе.

Список  использованной литературы :

1.                 Бюджетный Кодекс Российской Федерации

2.                 Булатов А.С.«Экономика .Учебник.». Москва , экономистъ , 2005 г.

3.                 Океанова З.К. «Экономическая теория». Москва,2003 г.

4.                 Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова «Экономическая теория.Учебник.» Москва ,ИНФРА-М,2006 г.

5.                 Райзберг Б.А. «Курс экономики.Учебник.» Москва,ИНФРА-М,2006 г.

6.                 Чепурин М.Н., Киселева  Е.А. «Курс экономической теории». Киров, издательство «АСА»,1999 г.



Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.