рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Иконография Екатерины II

 В 1787 году, во время путешествия Екатерины   в Херсон,   Шибанов  находился в штате  Г.А. Потемкина.   Именно в это время им был написан портрет Екатерины II в дорожном костюме ( ГРМ, 1787 г.).

Как и на портрете Боровиковского,   Екатерина Шибанова  как бы  сведена с «некого пьедестала и стала объектом «художественного суждения»[128]. Но если  композиция Боровиковского  вся  направлена   на раскрытие образа Екатерины как человека, чему  способствует и    общий живописный тон картины, и элегантный пейзаж,    меланхолический образ гуляющей дамы, то  на портрете Шибанова этого нет. 

 Екатерина Боровиковского  сразу  призывает зрителя «ответить образу к нему обращенному, волной симпатии» [129], Шибанов же только показывает  нам  реалистичный, официальный   образ путешествующей императрицы.   В красном одеянии,   с  императорскими орденами,   в меховой шапке,  Екатерина, не вызывает у зрителя  каких либо чувств – восхищения,  симпатии, преклонения.   Это портрет стареющей женщины,   которую Шибанов изобразил «« безжалостно правдиво» [130] , он   не приукрасил образ    ни одной деталью, как  в художественном оформлении портрета,  так и не попытался  придать лицу черты духовности.       

         Иконография Екатерины II в миниатюрных портретах

В  XVIII веке в  русском изобразительном искусстве  возникает такая  особая разновидность  портрета,   как миниатюра.   Миниатюры  это небольшие произведения, выполненные  на  эмали, фарфоре,  картоне, пергаменте, бумаге, на тонких костяных пластинках и металле.

Маленькие по  размерам  миниатюры   предполагали «особые взаимоотношения со зрителем» [131].  В станковом портрете   модель   по своим масштабам более близка  к зрителю,  а   образ, представленный  миниатюрой,     затрудняет  его восприятие, как изображение  реального человека. «И если станковый портрет можно сопоставить с зеркалом, то миниатюра, скорее, воспоминание об отражении»[132].

Иконография Екатерины II в миниатюре представлена портретами, выполненными на кости и эмали. 

Во второй половине XVIII  века, в условиях господства классицизма,   появляются миниатюрные портреты, выполненные в виде камеи.

Примером такого изображения может служить  миниатюрный портрет Екатерины  II ( не ранее 1785г, ГРМ), русского миниатюриста И.Я. Пескорского. Портрет   выполнен на  тонкой пластинки из кости.

Миниатюра имеет круглую форму, где  в  золотистом металлическом обрамлении,  на   ровном,  серебристо-голубом  фоне,  выполнен  оплечный портрет  Екатерины II в профиль.

Изображение императрицы на этой миниатюре напоминает  рельеф, с особой тщательностью вырезанный  в  мраморе,  с четкими границами форм, что свидетельствует  о приверженности миниатюриста к классическим образцам. 

Эффект «белизны тонко проработанного камня»[133]  воссоздан  мастером   путем колористического решения  миниатюры – отсутствием ярких контрастов, и  нанесением прозрачных голубовато-сиреневатых теней  на натуральный цвет пластины. 

Миниатюрные портреты на эмали во второй половине XVIII века «все  больше тяготеют к воспроизведению станковых оригиналов»[134] .  Так русские миниатюристы А.И. Чернов   и П.Г. Жарков обращаются к  творчеству выдающихся  портретистов Ф.С. Рокотова и В.Л. Боровиковского.

Профильный портрет Екатерины II (1765 г., ГРМ)   написан  А.И. Черновым с использованием оригинала Ф.С. Рокотова (Портрет Екатерины II, 1763г, ГТГ). Однако, он изменяет его, помещая изображение в овал  и  дополняя  его  роскошным обрамлением и, таким образом,  создает новое самостоятельное произведение, напоминающее «по композиции и художественным приемам» [135]  медаль.

Данному изображению Екатерины II  присущи  барельефные  формы, выдающиеся вперед на плоском темно-сером фоне, что  роднит эту миниатюру с  камеями.

В этой миниатюре  овальное изображение Екатерины, мастер поместил в обрамление, выполненное  так же  в овальной форме   с  неровными  краями.  

Необычайно нарядно и красочно  выполнено обрамление портрета, которое  несет аллегорические мотивы.   В верхней части, на ярко желтом фоне восходящего солнца,    изображен орел – символ России  с широко раскрытыми крыльями, который своими мощными когтями, удерживает   портрет Екатерины II.  В своем  клюве  он держит лавровый венок, которым он   как бы венчает русскую самодержицу.    По бокам  изображены два Амура, поддерживающие выполненный в обрамлении портрет.  В нижней части, на темно-голубом фоне, символизирующем небо,   изображены   атрибуты   воинских доблестей России - флаги,  военные барабаны,   древнее  воинское оружие, орденский бант. 

Интересно общее колористическое решение  этой миниатюры. Если  императрица изображена на  ровном темно сером фоне,  в спокойных тонах, то  общий  фон обрамления  богат цветовыми палитрами. В  нем  присутствуют сочетания   темных и светлых тонов  –  яркие в верхней части –  золотисто - желтый, символизирующий    солнечный  свет, в нижней части -  насыщенный темно-голубой, символизирующий небо, все  образы и предметы выписаны  яркими, насыщенными  красками.  

Обращаясь к оригиналу М. Шибанова, П.Г. Жарков  пишет миниатюрный  портрет Екатерины II  в дорожном костюме ( 1788г., ГРМ),  в характерной для миниатюры овальной форме, помещая его в   скромное обрамление.  Жарков  изображает  императрицу  крупным планом, как бы приближая  «модель к зрителю» [136]. В колористическом решении  портрета,   художник отходит от  обилия и яркости в цветовой гамме, присущих миниатюре на эмали.

И хотя  изображению  присущи и ярко-красные, оранжевые,  темно-коричневые цвета,  с сочетанием «холодной сероватой голубизны в глазах»[137] Екатерины, колорит портрета   кажется спокойным и мягким, что усиливается некоторой,  нехарактерной   миниатюрам, выполненным на  эмали,   расплывчатостью линий.    

К концу XVIII века миниатюры на эмали увеличиваются в размерах, что связано с  « общими тенденциями к станковизации в искусстве» [138]     . В отличие от классической овальной формы,  миниатюры выполняется в прямоугольном обрамлении, что еще больше приближает их к станковой живописи. Миниатюры могли «наряду со станковыми  живописными полотнами быть частью убранства интерьера»[139]. Именно таким является          Портрет Екатерины с текстом "Наказа" в руках ( конец 1760-х - начало 1770-х гг,, ГЭ) неизвестного миниатюриста второй половины XVIII века.

Рассматривая данный портрет,  уместно обратиться к   истории царствования Екатерины   II.

Известно, что Екатерина пользовалась славой просвещенной монархини,  она  считала себя ученицей Вольтера, Монтескье и Дидро. Русская императрица, взойдя на престол,  полагала, что сможет хотя бы частично воплотить их идеи в жизнь.

В 1766 году Екатерина II издала Манифест о созыве Комиссии об Уложении - собрании выборных представителей разных сословий - для выработки нового свода законов, который отразил бы интересы всех ее подданных.

К первому собранию депутатов императрица написала "Наказ", декларирующий равенство граждан перед законом, гласность суда, общественное просвещение.  Однако суть "Наказа" не соответствовала психологии русского общества. Императрица натолкнулась на сопротивление дворянства, не позволившего ей изменить существующие крепостнические порядки. Почувствовав угрозу своей власти, императрица отказалась от этих прогрессивных идей.

Эта  миниатюра прямоугольной формы,  с  медным обрамлением в виде лавровых ветвей, верх которого венчает украшение,  напоминающее  российский  герб с изображенным  двуглавым орлом.   По своему содержанию это   сюжетная картина, восходящая к  так называемому  «кабинетному» портрету, показывающему портретируемого за определенным занятием в тиши рабочего кабинета. 

На рассматриваемой миниатюре императрица,   представлена в своем рабочем кабинете, занимающаяся составлением  «Наказа» - свода российских законов.  Атрибуты  императорской власти отложены в сторону, все внимание  царствующей особы сосредоточено  на  правке  начертанного проекта.  

Серебряное платье Екатерины имеет меховую отделку, что характерно для изображения  кабинетных портретов государственных деятелей.

На рабочем столе императрицы, помимо книг стоит бюст Петра I.  Екатерина как бы советуется с Петром, продолжая реализовывать его великие замыслы во славу российского государства. 

В истории императорского портрета это первое произведение, где  образ царствующего  монарха  представлен   не отвлеченно величественным, как на официальных парадных портретах,  не  возвышенным    покровителем  мифологических муз, а  государственным деятелем, занятым законотворчеством. 

Заключение


Русская портретная живопись  в XVIII веке  развивалась в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями сменявших друг друга барокко, рококо, классицизма, а в последнее десятилетие XVIII века  с параллельными им явлениями сентиментализма с одновременным появлением реалистических тенденций.

Иконография Екатерины II в русском искусстве XVIII  века  представлена  двумя основными линиями развития  портретного жанра.

Основная линия представлена произведениями русских художников    А. Антропова, И. Аргунова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, М. Шибанова, а так же миниатюрами  И. Чернова, И. Пескорского, П. Жаркова .

Другая  линия -  «россика»,  представлена  произведениями  француза Л. Каравака,   немецкого художника  Г.-Х Гроота,  итальянцев П. Ротари и С. Торелли,  австрийца  И.-Б Лампи,  датчанина В. Эриксена, шведа А. Рослина.

Портретируя Екатерину II,   и  живописцы «россики» и  русские живописцы  выполняли официальные заказы и не в полной мере могли  отобразить духовные качества модели.  Однако в  портретах  русских художников   более ярко проявляется индивидуальность образа.

Достаточно сравнить  два коронационных портрета   Екатерины II  С. Торелли (ГРМ, между 1763 и 1766)  и  И. Аргунова ( ГРМ,  1762 г).   Оба  полотна  выполнены со всеми необходимыми атрибутами, присущими  парадному императорскому портрету,  они  изысканы,  красивы и торжественны,  но от портрета С. Торелии  веет  какой -  то  скованностью и  официальной неприступностью, а на портрете И. Аргунова императрица - молодая, красивая женщина, которой царское облачение и регалии,  не мешают    приветливо улыбаться  зрителю.

Русские художники сумели придать определенные индивидуальные черты, даже тем  императорским изображениям, которые  они  копировали с  портретов, выполненных  иностранцами.

А. Антропов, создавая копии  портрета Екатерины II ( 1753г., ГРМ)  с оригинала Г.-Х Гроота   и с  уже вышеупомянутого коронационного портрета  Екатерины II ( 1766 г., ГРМ) работы С. Торелли,    по-своему    выбирая их колористическое  решение,  лишает  модели  холодности и придает им больше естественности. Изображение великой княгини Екатерины Алексеевны у Гроота   выглядит несколько утонченно. У  Антропова, благодаря применению более  сочного    цветового колорита   и  немного размытого общего фона портрета,  Екатерина  предстает перед зрителем молодой, цветущей девушкой,  какой и подобает быть  жене наследника русского престола.

Копируя коронационный  портрет Екатерины II с    оригинала С. Торелии,  Антропов  так же меняет колористическое решение   фона портрета, делая его спокойнее,  теплее,  без ярких пятен, что  несколько смягчает его официальность и холодность. 

Обращаясь к теме античности, живописцы использовали, прежде всего,  аллегорические  мотивы.

Сравнивая портреты аллегорического содержания  представителей «россики»  И.-Б. Лапми (портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории, не позднее 1793г, ГРМ) и  С. Торелли (портрет  Екатерины II  в образе Минервы,  покровительницы искусств, ГРМ, 1770 г.) с полотном Д. Левицкого «Екатерина-законодательница в храме богини Правосудия (ГРМ, 1783г) хочется,  отметь  богатую   аллегорическую  программу последнего произведения. И если портреты И.-Б Лампи и С.Торелли только   поражают своей помпезностью и откровенной лестью императрице, то полотно  Левицкого заставляет задуматься о глубоком смысле представленной аллегории: о величии России и о делах, совершаемых для ее процветания.

Обращение к античности в период классицизма сделало  популярным профильный портрет императорских особ.  Еще с петровских времен царский профиль попал на   монету и медаль и постепенно  «сделался достоянием живописи»[140].   Одними из самых популярных профильных     изображений   Екатерины II  являются портреты Ф. Рокотова (портрет Екатерины II, 1763 г., ГТГ) и    В. Эриксена (портрет Екатерины  II перед зеркалом, 1768г, ГЭ).  

Профильные портреты характерны и для миниатюры того времени, так  с оригинала   портрета  Екатерины II   Ф. Роктова    И. Чернов написал миниатюрный портрет императрицы, а И. Пескорский выполняет  по - античному прекрасный  скульптурный  ее профиль.

Русские живописцы стремились   раскрыть «средствами изобразительного искусства  образ человека»[141],  даже  если это   правящий монарх. Такую попытку делает В. Боровиковский в своем портрете   Екатерины II  на прогулке в Царскосельском парке (ГТГ,  1794 г.).  В. Л. Боровиковский  слега приоткрывается   чисто человеческое начало в образе Екатерины II.

И, наконец,  реалистично,  правдиво,  Екатерину II пишет М. Шибанов. Он не воспевает великую государыню,   не заставляет испытывать   зрителя к ней теплые чувства,  он просто пишет ее правдиво.

В истории развития портретной живописи художник приобретал  тем большее значение,   чем  глубже  раскрывал характерные черты человека своей эпохи:  душевные, моральные, умственные качества.   А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, М. Шибанов и В. Боровиковский писали Екатерину в разные периоды ее жизни, и, думается, придерживались именно этого принципа в написании портретов государыни.

Список использованной литературы

1.                 Г. Лебедев .Русские художники XVIII века. И. Никитин, И. Аргунов, Л. Боровиковский. М., 1937г .

2.                 К. Кузьминский Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий. Развитие русской портретной живописи XVIII века, М., 1938 г.

3.                 А.И. Архангельская. Боровиковский. Анализ творчества. Издание ГТГ., 1946г.

4.                 Г.В. Жидков. М. Шибанов художник второй половины XVIII века. М.,  1954г.

5.                 Ю.К. Золотов «Французский портрет XVIII века» М., 1968г.

6.                 А. Л. Вейнберг.  Два неизвестных портрета работы Луи Каравака// Русское искусство XVIII- -первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1968г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.