рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Интеграционные группировки на американском континенте

В завершение отметим, что в общем виде интеграция для ведущих промышленных держав выступает как функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил. Что же касается стран третьего мира, то для них интеграция это, прежде всего средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации, ослабить то напряжение, с которым связано их экономическое развитие. Более конкретно это означает: [7]

·        ускорение темпов экономического роста;

·        создание оптимальной структуры хозяйства;

·        ослабление зависимости от бывших метрополий;

·        изменение подчиненного положения в системе международного разделения труда.


§ 1.3. Виды международной экономической интеграции



Международная экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней:[8]

·        Зону свободной торговли (ЗСТ);

·        Таможенный союз, (ТС);

·        Единый рынок (ЕР);

·        Полная экономическая интеграция.

У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов - цен, процентов и т.д. - на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.


Таблица 2. СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ[9]

Ступени

Сущность

Примеры

1. Зона свободной торговли

Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки

ЕЭС в 1958–1968
ЕАСТ с 1960
НАФТА с 1988
МЕРКОСУР с 1991

2. Таможенный союз

Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран

ЕЭС в 1968–1986
МЕРКОСУР с 1996

3. Общий рынок

Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки

ЕЭС в 1987–1992

4. Экономический союз

Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте

ЕС с 1993

5. Политический союз

Проведение единой внешней политики

Пока примеров нет

 

 


Глава 2. Особенности интеграционных объединений стран американского континента


§ 2.1. Зона свободной торговли США – Канада


Центростремительные интеграционные тенденции развиваются не только в Западной Европе. Аналогичные процессы наблюдаются в Северной Америке.

Так, начиная с 1988 года в Северной Америке усиливаются процессы международного экономического сотрудничества, в частности создаётся зона свободной торговли США - Канада.[10]

Создание такой зоны ставило перед собой следующие цели: отменить тарифы в торговли двух стран в десятилетний период; снять национальные преференции на все правительственные контракты стоимостью 25.000 долларов США (вместо 171.000 долл. США); запретить ограничения в торговле топливом и энергией, за исключением тех, которые связаны с национальной безопасностью и исчерпыванием энергетических ресурсов; отменить тарифные и либерализовать нетарифные барьеры в торговле двух стран сельхозпродукцией; создать национальные режимы для взаимного инвестирования, которые оценивались в 58 млрд. долл. США; снять ограничения при создании новых фирм и др.

Будучи логическим продолжением и развитием зоны свободной торговли между США и Канадой, с 1 января 1994 г. началась реализация соглашения США, Канады и Мексики о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), заключенного 17 декабря 1992 г. НАФТА открывает путь к созданию целостного рыночного пространства континентального масштаба. Речь идет о демонтаже не только чисто торговых барьеров, но и о либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы и других аспектах обеспечения прозрачности границ между тремя государствами Северной Америки. Уже к концу нынешнего века в значительной мере сформируется зона свободной торговли с населением свыше 375 млн. человек и совокупным валовым продуктом порядка 8 трлн. долл. в год (в современных ценах).[11]

Таким образом, решающая роль в развитии североамериканской интеграции принадлежит, естественно, США: и в плане тихой интеграции с соседними странами, и с точки зрения инициирования и эволюции организационно-политических форм межгосударственного сотрудничества в этих целях. США на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу.

Важное изменение вносит договор в режим миграции капиталов. В отношениях между США и Канадой последний уже достаточно либерализован. С 29 декабря 1993 г. в Мексике введен закон, расширяющий возможности иностранных инвесторов. В ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства разрешается вкладывать капиталы в любых пропорциях, финансировать принципиально новые виды экономической деятельности, производство новых товаров и услуг. Правда, иностранцам запрещается пока инвестировать в разведку и добычу энергоносителей и радиоактивных руд, транспортную и коммуникационную инфраструктуру. В дальнейшем долевое участие в тех сферах, где оно ограничено, намечается расширить: с 1 января 2001 г. -до 51, а с 1 января 2004 г. - до 100%. В предприятиях по сборке автомобилей, изготовлению узлов и деталей к ним, а также в строительных фирмах 100 процентное участие разрешено уже с 1 января 1999 г.

Кроме того, Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях, что позволит американскому и канадскому финансовому капиталу взять в свои руки до 1/3 мексиканского страхового рынка.

Экономика Канады тесно связана с экономикой США.

Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады - 20%.[12] Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции - чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности.

 

§ 2.2. Интеграционное сотрудничество в Южной Америке


В настоящее время в Латинской Америке и Карибском бассейне осуществляется ряд инициатив в области региональной интеграции, отчасти в результате охватившей этот регион в последние годы волны либерализации торговли и отчасти в ответ на соглашение стран Севера о создании Североамериканской зоны Свободной торговли.

Некоторые из этих инициатив являются строго двусторонними. Например, Чили подписала в апреле 1992 года соглашение о свободной торговле с Венесуэлой, уже являющейся её третьим крупнейшим торговым партером в Латинской Америке.

Аргентина и Чили сокращают препятствия на пути своей двусторонней торговли и объём их трансграничной торговли в середине 90-х годов составил свыше 1 млрд. долл. США. Боливия и Мексика договорились провести либерализацию 60% своей взаимной торговли в 1993 году, а оставшихся 40% - к 1997 году. В свою очередь, Мексика подписала в 1991 году договор о свободной торговле с Чили, который предусматривает поэтапное устранение всех барьеров в двусторонней торговле к 1998 году и стал причиной 80% увеличения объёма торговли Чили с Мексикой в 1992 году. Перу заключила с Боливией и Венесуэлой двусторонние соглашения, отменяющие тарифы и ограничения на импорт из этих стран. [13]

С учетом мирового опыта развития страны Латинской Америки выдвинули новую концепцию региональной интеграции, которая представляет собой не альтернативу интеграции в мировое хозяйство, а наилучшую, на их взгляд, основу для развития связей Латинской Америки с другими районами мира. Для этого была поставлена задача изменения прежнего стиля интеграции, нацеленной первоначально на замену импорта в рамках региональных рынков, что не соответствовало новой модели развития латиноамериканских стран. Стала разрабатываться четко сформулированная концепция так называемого открытого регионализма, т.е. интеграция, основанная на низких таможенных барьерах и более открытая для мирового рынка.

Существует несколько причин, которые привели к ускорению интеграции в Латиноамериканском регионе.[14]

Первая причина - усиливающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и инвестиций, с другой - побуждали к созданию более крупных и открытых рынков. Стало ясно, что ограниченность и даже закрытость рынка неизбежно ведет к замедлению темпов развития по всем направлениям. 

Второй причиной ускорения интеграционных процессов стала предпринятая южноамериканскими странами в конце 80-х годов либерализация внешней торговли. Реализация программ по введению единых тарифов и снятию нетарифных ограничений создала условия для подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было невозможно осуществить в условиях закрытых экономик. Установление льготных тарифов или их полная отмена в определенных секторах экономики стимулировали товарообмен в регионе.

Третья причина состоит в радикальном пересмотре механизмов интеграции в регионе. Как известно, в 1960 г. был подписан Договор Монтевидео о создании зоны свободной торговли, включающей страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), а с 1980 года - Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Согласно договору была создана жесткая тарифная система, в ряде случаев себя не оправдывавшая, а с позиции сегодняшнего дня - невыгодная. Страны должны были предоставить режим наибольшего благоприятствования для всех стран ЛАСТ, а не только своим партнерам, что в дальнейшем привело бы к обоюдной выгоде. На практике страны перестали предлагать своим приоритетным партнерам товары по льготным тарифам, поскольку это автоматически распространялось и на других членов ЛАСТ. Это стало наносить, в конечном счете, ущерб национальным экономикам со стороны конкурирующих производителей третьих стран. Договор Монтевидео через двадцать лет был пересмотрен и согласно новым условиям он допускал заключение торговых соглашений с несколькими или даже с одной страной. Было констатировано, что общее снижение тарифов не служит целям латиноамериканской интеграции, которая должна углубляться постепенно, в результате подписания участниками соглашений, рассматривавшихся как строительные блоки для полного снятия тарифов в будущем.

К четвертой причине ускорения интеграционных процессов следует отнести положительные изменения в политической жизни континента. Начавшийся процесс демократизации, в общем, дает основания полагать, что конфликтные ситуации типа футбольных войн исчезнут, и не будут влиять на экономические преобразования.

 

§ 2.3. Становление МЕРКОСУР


В наблюдающейся активизации интеграционных процессов в Южной Америке все более заметную роль играет МЕРКОСУР - Общий рынок стран Южного конуса, созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в короткий срок превратившийся в один из основных участников реальной региональной Интеграции. В настоящее время МЕРКОСУР - это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн. чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалась отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе к 31 декабря 1994 г.: свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи в валютно-финансовой сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон, единый порядок определения происхождения товаров. В результате предпринимаемых усилий взаимный товарооборот вырос с 3,5 млрд. долл. в 1991 г. до 11,5 млрд. долл. в 1995 году.[15]

Для руководства процессом интеграции в переходный период в конце 1994 г. были созданы Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел). Группа общего рынка - исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Становление МЕРКОСУР не обходится без трудностей. Несмотря на поставленные цели, страны-члены этой группировки не сумели договориться к намеченному сроку (1 января 1995 г.) о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле. Участники МЕРКОСУР условились временно на переходный период сохранить значительное число изъятий из общего режима, которые варьируются для каждой из четырех стран. В Частности, Уругвай получил право на наиболее обширный список временных исключений из беспошлинной торговли между странами-членами МЕРКОСУР - 950 позиций единой таможенной номенклатуры блока на срок до 2000 г., Аргентина - 221 позицию до 1999 г., Бразилия - 28 позиций до 1999 г., Парагвай - 272 позиции до 2000 г. Не удалось согласовать в предполагавшиеся сроки и единые внешние тарифы на импорт товаров из стран, не входящих в МЕРКОСУР. Тем не менее, сторонами согласован график, в соответствии с которым предполагается ежегодно равными долями снижать эти тарифы вплоть до их полной отмены в согласованные заново сроки.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.