рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Использование естественных сил природы в физическом воспитании школьников

Глава 3.

Планирование уроков физической культуры с использованием природных средств


Каждый обладает практически неограниченными возможностями для закаливания. В отличие от других средств оздоровления многие закаливающие процедуры не требуют времени, специальных условий и оборудования.

В начале учебного года в план урока необходимо включить небольшую беседу о пользе занятий на свежем воздухе, познакомить детей с методами и процедурами закаливания.

Урок 1. Тема: «Гимнастика с закаливанием». Задачи учителя: обучать закаливанию на занятиях гимнастикой; осваивать с детьми поточный способ выполнения общеразвивающих упражнений, разви­вать выносливость; акцентировать внимание детей на сохранении правильной осанки при выполнении упражнений. Игровое название урока: «Наука босых ног». Игровая цель детей: выбрать для себя при­емы закаливания.

Содержание. «Приближаются холода. Стоит по­думать, как уберечься от простудных заболеваний. Всем давно известно, что лучшая защита организ­ма – закаливание. Еще в Спарте дети воспитыва­лись в суровых спартанских условиях: ходили круг­лый год босиком, в легкой одежде и купались в холодной воде. Гимнастические упражнения пре­красно сочетаются с закаливанием. Например, мно­гие любят ходить и выполнять упражнения босиком. А на поверхности стопы имеются особые точки, ко­торые связаны со слизистой оболочкой дыхатель­ных путей. Если постепенно начать выполнять упражнения босиком (сначала можно в носках) на природе или в зале, но обязательно с открытой форточкой, то это будет хорошей подготовкой к лыжному сезону». (Сообще­ние о приемах закаливания, интересных при­мерах с закаливанием.)

Урок 2. Тема: «Оздоровительный бег». Задачи учителя: рассказать ученикам о пользе бега, о его оздоровительном действии. Дать понятия: «Здоровый образ жизни», раскрывая понятия «здоровье», «здоровый режим жизни», «резервы человеческого организ­ма». Это поможет убедить учеников в необходимо­сти регулярных занятий физическими упражнения­ми, в следовании требованиям здорового образа жизни. Игровое название урока: «Дышите - не дышите». Цель: Научиться правильно дышать во время бега, контролировать свое состояние в зависимости от предлагаемой нагрузки, научиться определять частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Содержание. «Здоровый режим жизни – это режим, обеспе­чивающий сохранение и расширение резервов че­ловеческого организма. Под резервами человечес­кого организма академик Н.М.Амосов понимает раз­ницу в показателях работоспособности отдельного органа, системы, всего организма при максималь­ном напряжении и состоянием покоя. Например, в состоянии покоя сердце перекачивает 4-5 л крови в минуту. При напряженной работе этот объем у хорошо тренированных людей может достигать 40 л, т.е. резервный коэффициент равен 10 л.

Резервы нужны человеку для успешного сопротивления болезням. При болезнен­ном повышении температуры до +40° обмен ве­ществ увеличивается в два раза. То есть в минуту сердце должно перекачивать 8 л крови. Человек, обладающий такими резервами, легко перенесет болезнь. Детренированное сердце, не обладающее такими резервами, увы, не справляется с возрос­шими требованиями. Человек умирает от «сердеч­ной недостаточности». Такое положение и с други­ми системами организма.

Режим бега надо выбирать самому. Объективной оценкой правильности выбранного режима будет частота сердечных сокращений, которая определяется сразу после окончания бега и через 1 мин.

Начинать бег нужно медленно, таким образом, чтобы все время хватало воздуха при дыхании только носом. Если при этом начинает недоставать воздуха и его приходится прихватывать, открывая рот, - надо немедленно снизить скорость бега до такого предела, чтобы хватало воздуха при дыхании только носом. Субъективные ощущения при этом режиме будут такими: ноги бегут сами, дыхание носовое, ничего не мешает, хочется увеличить скорость. Пульс во второй половине бега – 120-130 уд/мин., а замеренный сразу и через 1 мин. После окончания бега за 10 сек. Составит соответственно 20-22 и 13-15 ударов.

Чтобы бег способствовал закаливанию, важно правильно одеваться, особенно в холодную, ветреную и сырую погоду. Зимой одежда подобна лыжной: свитер, рейтузы, тренировочный костюм, брюки и куртка из непродуваемой ткани, вязаная шапочка, варежки. Весной и осенью хорошо бегать в костюме из ткани «болонья», а летом – в тонком костюме или майке и трусах. В солнечные и жаркие дни необходима светлая шапочка с козырьком.

При резком снижении температуры необходимо в начале тренировки бежать медленнее обычного, дышать неглубоко. Только после хорошего разогрева занимающимся простуда, как правило, не грозит. Наиболее опасная простудная зона сказывается в период, когда организм начинает активно остывать. В это время занимающийся чувствует нарастающую холодность и влажность одежды, замечает любое дуновение ветра, как бы увеличивающее холод воздуха. Поэтому в холодную, ветреную и сырую погоду, окончив бег и подсчитав пульс, следует быстро проделать гимнастику и вернуться в теплое помещение. Летом и теплой осенью сразу после гимнастики, пока разогрев еще не прошел, хорошо искупаться в открытом водоеме. При этом чем "горячее" спортсмен, тем лучше. Если уже началось остывание, нужно ждать его завершения не менее 1 часа и купаться очень недолго. Регулярные купания позволяют постепенно привыкнуть к охлаждающейся среде, хорошо закаливают. Купание можно заменить контрастным душем, несколько раз меняя температуру воды – от теплой к прохладной и со временем совсем холодной. Важно продолжать водные процедуры круглый год, и особенно зимой. При затруднениях утренний душ можно заменить мытьем ног в прохладной воде, постепенно увеличивая время пребывания в ней.


Заключение


Особенностью использования естественных средств природы в физическом воспитании школьников является включение в его содержание спортивных упражнений с элементами спортивных игр (ходьба на лыжах, катание на коньках, на велосипеде, плавание, элементы игр в бадминтон, настольный теннис и др.).

В осенний период основное внимание уделяется упражнениям в ходьбе и беге, в прыжках со скакалкой, в длину, в высоту, с места, в метании предметов.

В зимний период рекомендуется ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, бег. В зимний период дыхательные упражнения на воздухе не проводятся. Летом закрепляют и совершенствуют основные движения и упражнения, особенно плавание. Рекомендуются занятия в лесу, парке.

Закаливание может быть поистине неисчерпаемым источником преумножения здоровья детей с самого раннего возраста. Благодаря использованию естественных сил природы достигаются:

-         улучшения здоровья и повышения запаса жизненных сил;

-         оптимизм;

-         стремление к целенаправленной  созидательной деятельности;

-         живость ума и улучшение памяти;

-         творческая настроенность, влечение к занятиям спортом, подвижным играм, туризму, желание приобщиться к красоте природы и искусству;

-         морально-волевая устойчивость против соблазнов, ведущих к вредным пристрастиям;

-         радость общения с людьми.

Необходимо научить школьников сознательно управлять функциями собственного организма, повышать резервы здоровья, необходимые для самовыражения в созидательной деятельности. Без сознательного, деятельного стремления каждого к укреплению и развитию своего здоровья эффективность усилий педагогов и органов здравоохранения в этом направлении будет невелика.


Выводы


Исходя из опыта, накопленного физической культурой и проделанной работы, в настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей:

1.     закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье;

2.     необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

3.     занятия должны осуществляться систематически;

4.     необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

5.     начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года);

6.     закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребенка;

7.     возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий происходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.


Практические рекомендации


Используя естественные силы природы как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия для занятий физическими упражнениями, которые дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека, необходимо следить за влиянием на организм этих факторов, изучать функциональные возможности организма. Для этого с первого дня занятий школьники должны вести спортивный дневник. Для последующего анализа и наглядности следует в блокноте отвести для каждого дня одну страничку. Если  гимнастика или воздушно-водные процедуры в какой-то день не состоялись, чистая страничка будет напоминать об этом. Заполняется дневник вечером. Если закаливающих процедур или прогулок на свежем воздухе не было – указывается причина. Во время болезней и при травмах записи продолжаются, указываются диагноз врача, средство лечения, ежедневная температура и свои ощущения. Ведение дневника поможет эффективнее лечиться и уточнить, как идет восстановление после болезни, а также сравнить состояние своего здоровья и ощущения с периодом, когда закаливанию не уделялось достаточного внимания.

Проводя уроки физкультуры на улице, особенно в холодную погоду, давая ученикам большую двигательную нагрузку, преподавателю необходимо следить за утомлением учеников.

Внешние признаки утомления представлены в табл. 1.

Таблица 1

Внешние признаки утомления у школьников


Наблюдаемые признаки и состояние

ребенка

Степень напряженности утомления

небольшая

средняя

Окраска кожи лица, шеи

Небольшое покраснение лица, выражение его спокойное

Значительное покраснение лица, выражение его напряженное

Потливость

Незначительная

Выраженная потливость лица

Дыхание

Несколько учащенное, ровное, носовое

Резко учащенное, глубокое смешанное

Движения

Бодрые, задания выполняются четко

Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других – заторможенность, при беге – колет левый бок

Самочувствие

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий.


 


Список используемой литературы


1.     Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до 100 лет – М.: Химия, 1993.

2.     Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1988.

3.     Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Педагогика, 1992.

4.     Галицкий А.А. Парная и сауна. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

5.     Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

6.     Залесский М. Стань сильным. – М.: Детская литература, 1991.

7.     Искусство быть здоровым / Рец. – проф. Зациорский В.М. Ч. 2 – М.: Физкультура и спорт, 1987.

8.     Котляров М.Н. Распрощаемся с простудой. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

9.     Лаптев А.П. Азбука закаливания. – М.: Прометей, 1987.

10. Матвеев Л.П. Советская система физического воспитания. – М.: Знание, 1980.

11. Морозов Н.Ф.  Законы природы и здоровье человека. – М.: Прометей, 1992.

12. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / Под. ред. Л.Е. Любомирского – М.: Педагогика, 1989.

13. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений 10, 11 классов.  – М.: Аст, 2000.

14. Популярная медицинская энциклопедия / Гл. ред. акад. Петровский Б.В. – М.: Советская энциклопедия, 1988.

15. Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. – Л.: Медицина, 1988.

16. Скрипалев В.И. Закаляйся как сталь. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

17. Спорт в школе – 2000. – № 39-40.

18. Физическая культура в школе. – 2000. – № 1-6.

19. Хрипкова А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. - М.: Педагогика, 1992.

20. Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологический аспект спортивной ориентации и отбора. – М.: Физкультура и спорт, 1984.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.