рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Использование методов фактического контроля в деятельности аппаратов по борьбе с экономическими прес...

Основные цели инвентаризации:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) сопоставление фактического наличия с учетными данными;

3) проверка полноты отражения в учете обязательств.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "О бухгалтерском учете", проведение ин­вентаризации обязательно:

- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарно­го предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально-ответственных лиц;

- при установлении фактов хищения, злоупотребления, а также порчи ценностей;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных си­туаций, вызванных экстремальными условиями;

- при ликвидации или реорганизации предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;

-                     в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В соответствии с задачами, решаемыми посредством процедуры инвентаризации их принято классифицировать по следующим признакам.

1. По полноте охвата средств:

- полная - инвентаризация всего имущества и финансовых обяза­тельств, например, при ликвидации предприятия или ежегодно перед состав­лением годового баланса;

- неполная - инвентаризация отдельных видов имущества или финансо­вых обязательств, например, при смене материально-ответственного лица.

2. По характеру проведения инвентаризация бывает:

- плановая - производится в предусмотренные сроки;

- служебная - при смене материально-ответственного лица, в случае стихийных бедствий;

- внеплановая - проводится по требованию оперативно-следственных органов, суда. Главное условие се проведения - внезапность.

По виду средств, подлежащих инвентаризации:

- основных средств;

- нематериальных активов;

- финансовых вложений;

- товарно-материальных ценностей;

- незавершенного производства и расходов будущих периодов;

- животных и молодняка животных;

- денежных средств, денежных документов и бланков документов стро­гой отчетности;

- расчетов;

- резервов предстоящих расходов и платежей и др.

Порядок назначения и проведения инвентаризации по каждому виду указанных средств отражен в разделе 3 Методических указаний по инвента­ризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.95 г.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, пе­речень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев обязатель­ного проведения инвентаризации.

Ответственность за правильность проведения инвентаризации несут руководитель предприятия и главный бухгалтер.

Общие правила проведения инвентаризации регламентируются Мето­дическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обяза­тельств от 13.06.95 г.

Количество плановых инвентаризаций па предприятии, дата их прове­дения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем и оговаривается в приказе об учетной политике, кроме случаев обязательной инвентаризации, рассмотрен­ных выше.

При проведении инвентаризации по требованию органа дознания, сле­дователя или ревизора при проведении ревизии руководитель предприятия создает комиссию с участием ревизоров, в состав которой включаются:

1)                 представители администрации предприятия и органа, назначившего инвентаризацию;

2)                 работники бухгалтерской службы (для осуществления подсчетов при инвентаризации);

3)                 другие специалисты (инженеры, экономисты, техники);

4)                 могут быть включены представители внутренней службы аудита предприятия, независимых аудиторских организаций;

5)                 материально-ответственные и другие заинтересованные лица. Уча­стие материально-ответственного лица обязательно при проверке фактического наличия имущества. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо должно дать подписку о том, что им сданы в бухгалтерию все документы по операциям с инвентаризуемыми ценностями, для того чтобы исключить со­ставление бестоварных документов задним числом. Во время проведения ин­вентаризации все операции по приему и отпуску ценностей прекращаются.

По результатам фактической проверки полученные сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Описи должны со­ставляться в момент проведения инвентаризации, при этом составление чер­новиков с последующей перепиской не допускается. Наименования инвента­ризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по но­менклатуре и в единицах, принятых в учете. Исправления должны быть ого­ворены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и мате­риально-ответственными лицами. В описях не допускается оставлять не­заполненные строки. По каждой странице инвентаризационной описи должен производиться подсчет количества и сумм по указанным ценностям. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутст­вии, об отсутствии к членам инвентаризационной комиссии каких-либо пре­тензий.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц обя­зательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация. Результаты кон­трольных проверок правильности оформления инвентаризации оформляются актом контрольной проверки и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

Результатами ин­вентаризации может быть установлено:

1)                 совпадение книжных (учетных, документальных) и фактических ос­татков. Это идеальный результат инвентаризации. Однако такое совпадение может быть вызвано заполнением описей не путем фактической проверки, а на основе книжных остатков или со слов материально-ответственного лица;

2)                 превышение учетных остатков над фактическими, в результате чего образуется недостача;

3)                 превышение фактических остатков над учетными, то есть наличие излишков товарно-материальных ценностей.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "О бухгалтерском учете" "выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачис­ляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества или порчи цен­ностей списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации на уменьшение финансирования (фондов)".

Часть выявленной недостачи может быть списана в пределах норм ес­тественной убыли (например, усушки, утруски). Следует знать, что естест­венная убыль не может быть начислена почти по всем промышленным това­рам (инструмент, ткани, обувь и др.) и по некоторым, прежде всего штучным, продовольственным товарам (например, консервы). Начисление естествен­ной убыли производится только после инвентаризации при наличии и в пре­делах недостачи.

Следует также отличать от естественной убыли порчу ценностей, на которую материально-ответственное лицо в присутствии комиссии составля­ет специальные акты. Испорченные товары после утверждения акта руково­дителем организации должны быть реализованы (например, на корм скоту) или уничтожены, что также оформляется документально. На товары, списан­ные в результате порчи, естественная убыль не начисляется.

Если в результате инвентаризации выявлены излишки, необходимо ус­тановить истинную причину их образования. Излишки могут возникнуть вследствие ошибок в бухгалтерском учете. Однако зачастую значительные излишки создаются в результате обсчета, обмана потребителей, также путем завоза неоприходованного товара, приписок в инвентаризационных описях. Недостача или излишки могут быть также следствием пересортицы.

Пересортица товарно-материальных ценностей имеет место, если однородные товары окажутся одновременно в недостаче и в излишках, на­пример, куры I категории будут в недостаче, а куры II категории - в излишке. Причинами пересортицы могут быть:

1) ошибки материально-ответственного лица при приемке или отпуске ценностей (случайные, по неопытности);

2) злоупотребления материально-ответственного лица (искусственное создание пересортицы за счет обмана покупателей);

3) ошибочные записи в бухгалтерском учете – в этом случае на винов­ное лицо накладывается административное взыскание;

4) умышленное внесение неверных записей в первичные документы и до­кументы бухгалтерского учета в целях запутывания сортового учета товаров.

Образующаяся в результате пересортицы суммовая разница (суммовая недостача) должна быть взыскана с виновных лиц. Суммовая разница от про­дажи товара при пересортице должна быть возвращена покупателю.

К документам, представляемым для оформления списания недостач имущества сверх норм естественной убыли, должны быть приложены реше­ния следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие ви­новных лиц, либо заключение внутренней или внешней экспертизы о причи­нах порчи ценностей.

Выявленные в ходе инвентаризации факты пересортицы, могут быть урегулированы путем взаимного зачета излишков и недостач. Но это допус­кается в виде исключения только у одного и того же проверяемого лица в от­ношении имущества одного и того же наименования и в тождественных ко­личествах.

По истечении 10 дней после окончания инвентаризации все данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с данными инвентаризации.

Таким образом, инвентаризация является одним из условий правильно­сти ведения бухгалтерского учета. Она способствует реализации охранитель­ной функции бухгалтерского учета. Нарушение порядка про­ведения инвентаризации в ряде случаев может рассматриваться как условия, способствовавшие совершению преступления.


Вопрос 4 Методы фактической проверки и комплексный анализ

сомнительных хозяйственных операций в правоприменительной

 деятельности.


Право требовать проведение инвентаризации при наличии для этого достаточных оснований закреплено п.25 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции".

При назначении и при решении вопроса о проведении ревизии там, где у подозреваемых лиц имеются в подотчете товарно-материальные ценности, в обязательном порядке должна проводиться инвентаризация и снятие де­нежных остатков. Одновременно инвентаризация проводится и в местах (складах, магазинах), имеющих производственный контакт с подозреваемыми лицами.

В качестве оснований для назначения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов могут выступать данные:

1)     о фактах обсчета, обмеривания, обвешивания потребителей, превы­шения установленных тарифов, то есть действий, за которые предусмотрена ответственность по ст.200 УК РФ "Обман потребителей";

2)     о фактах сокрытия доходов и имущества предприятия, то есть дейст­вий, за которые предусмотрена ответственность по ст. 195 УК РФ "Неправо­мерные действия при банкротстве" (сокрытие имущества или имуществен­ных обязательств, сведений об имуществе, его размере и местонахождении, передача имущества в иное владение, отчуждение имущества, фальсифика­ция бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономиче­скую деятельность предприятия, совершенные при банкротстве или в пред­видении банкротства и причинившие крупный ущерб), ст. 196 "Преднаме­ренное банкротство" (умышленное создание или увеличение неплатежеспо­собности предприятия), ст.197 "Фиктивное банкротство" (заведомо ложное объявление о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кре­диторов), ст. 198, 199 "Уклонение от уплаты налогов";

3)     о хищениях товарно-материальных ценностей и денежных средств; при сигналах о хищениях, связанных с пересортицей продукции;

4)     при наличии информации о реализации неучтенных товаров пред­приятиях торговли и общественного питания, особенно если эти товары при­нимали не на "свободное место" и их можно выявить сопоставлением данных приходных документов и ярлыков на товаре;

5)     при получении информации об изготовлении на предприятии неуч­тенной продукции, если она еще не вывезена со склада;

6)     если имеются достоверные данные о наличии товаров, оборудова­ния, материалов, поступление которых не подтверждено приходными доку­ментами (ст. 174 "Легализация (отмывание) денежных средств и иного иму­щества, приобретенных незаконным путем", ст. 175 "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем») и др.

Этап подготовительных действий, направленный на обеспечение внезапности и эффективности проверки, начинается с организации рабочей группы, члены которой примут участие в контроле или работе инвентариза­ционной комиссии в качестве представителей общественности (как правило, это внештатные сотрудники милиции, возможно, налоговые инспекторы).

Непосредственное проведение инвентаризации начинается с прекра­щения кассовых операций, прекращения дальнейшего отпуска и приема де­нежных средств и товаров, изъятия всех приходно-расходных бухгалтерских документов в присутствии руководителя подразделения.

По этим документам материально-ответственные лица составляют по­следний к моменту начала инвентаризации товарный (материальный, кассо­вый) отчет. При необходимости просматриваются и изымаются все учетные документы (книги, журналы, ведомости). Необходимым мероприятием при подготовке к инвентаризации является пломбирование складских помеще­ний.

Следователь или оперативный сотрудник никогда не является членом инвентаризационной комиссии и не подписывает документы, оформляемые инвентаризационной комиссией. Вместе с тем по его требованию в состав инвентаризационной комиссии может быть включен ревизор или другой спе­циалист (бухгалтер, аудитор, экономист).

Инвентаризацию следует начинать с кассы предприятия, проверяя фак­тическое наличие денег, ценных бумаг, чековых книжек, документов строгой отчетности и данные последнего кассового отчета, составленного кассиром перед началом инвентаризации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.