Основные цели инвентаризации:
1) выявление фактического наличия имущества;
2) сопоставление фактического наличия с учетными
данными;
3) проверка полноты отражения в учете
обязательств.
В соответствии со ст.
12 ФЗ "О бухгалтерском учете", проведение инвентаризации
обязательно:
- при передаче имущества организации в аренду,
выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального
унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской
отчетности;
- при смене материально-ответственных лиц;
- при установлении фактов хищения,
злоупотребления, а также порчи ценностей;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других
чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при ликвидации или реорганизации предприятия
перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
-
в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии с задачами, решаемыми посредством
процедуры инвентаризации их принято классифицировать по следующим признакам.
1. По полноте охвата средств:
- полная - инвентаризация всего имущества и
финансовых обязательств, например, при ликвидации предприятия или ежегодно
перед составлением годового баланса;
- неполная - инвентаризация отдельных видов
имущества или финансовых обязательств, например, при смене
материально-ответственного лица.
2. По характеру проведения инвентаризация бывает:
- плановая - производится в предусмотренные сроки;
- служебная - при смене
материально-ответственного лица, в случае стихийных бедствий;
- внеплановая - проводится по требованию
оперативно-следственных органов, суда. Главное условие се проведения - внезапность.
По виду средств, подлежащих инвентаризации:
- основных средств;
- нематериальных активов;
- финансовых вложений;
- товарно-материальных ценностей;
- незавершенного производства и расходов будущих
периодов;
- животных и молодняка животных;
- денежных средств, денежных документов и бланков
документов строгой отчетности;
- расчетов;
- резервов предстоящих расходов и платежей и др.
Порядок назначения и проведения инвентаризации по
каждому виду указанных средств отражен в разделе 3 Методических указаний по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.95 г.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата
их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при
каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев
обязательного проведения инвентаризации.
Ответственность за правильность проведения инвентаризации
несут руководитель предприятия и главный бухгалтер.
Общие правила проведения инвентаризации
регламентируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и
финансовых обязательств от 13.06.95 г.
Количество плановых инвентаризаций па
предприятии, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств,
проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем и оговаривается в
приказе об учетной политике, кроме случаев обязательной инвентаризации,
рассмотренных выше.
При проведении инвентаризации по требованию
органа дознания, следователя или ревизора при проведении ревизии руководитель
предприятия создает комиссию с участием ревизоров, в состав которой включаются:
1)
представители администрации предприятия и органа, назначившего
инвентаризацию;
2)
работники бухгалтерской службы (для осуществления подсчетов при
инвентаризации);
3)
другие специалисты (инженеры, экономисты, техники);
4)
могут быть включены представители внутренней службы аудита
предприятия, независимых аудиторских организаций;
5)
материально-ответственные и другие заинтересованные лица. Участие
материально-ответственного лица обязательно при проверке фактического наличия
имущества. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении
инвентаризации служит основанием для признания ее результатов
недействительными.
Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо
должно дать подписку о том, что им сданы в бухгалтерию все документы по
операциям с инвентаризуемыми ценностями, для того чтобы исключить составление
бестоварных документов задним числом. Во время проведения инвентаризации все
операции по приему и отпуску ценностей прекращаются.
По результатам фактической проверки полученные сведения о
фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств
записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в
двух экземплярах. Описи должны составляться в момент проведения
инвентаризации, при этом составление черновиков с последующей перепиской не
допускается. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество
указывают в описях по номенклатуре и в единицах, принятых в учете. Исправления
должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и
материально-ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные
строки. По каждой странице инвентаризационной описи должен производиться
подсчет количества и сумм по указанным ценностям. Описи подписывают все члены
инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи
материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией
имущества в их присутствии, об отсутствии к членам инвентаризационной комиссии
каких-либо претензий.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные
проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с
участием членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц обязательно
до открытия склада, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных
проверок правильности оформления инвентаризации оформляются актом контрольной
проверки и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности
проведения инвентаризаций.
Результатами инвентаризации может быть
установлено:
1)
совпадение книжных (учетных, документальных) и фактических остатков.
Это идеальный результат инвентаризации. Однако такое совпадение может быть
вызвано заполнением описей не путем фактической проверки, а на основе книжных
остатков или со слов материально-ответственного лица;
2)
превышение учетных остатков над фактическими, в результате чего
образуется недостача;
3)
превышение фактических остатков над учетными, то есть наличие
излишков товарно-материальных ценностей.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О бухгалтерском
учете" "выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим
наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах
бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и
соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у
бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах
норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх
норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал
во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества или порчи ценностей
списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации на
уменьшение финансирования (фондов)".
Часть выявленной недостачи может быть списана в
пределах норм естественной убыли (например, усушки, утруски). Следует знать,
что естественная убыль не может быть начислена почти по всем промышленным товарам
(инструмент, ткани, обувь и др.) и по некоторым, прежде всего штучным,
продовольственным товарам (например, консервы). Начисление естественной убыли
производится только после инвентаризации при наличии и в пределах недостачи.
Следует также отличать от естественной убыли порчу ценностей,
на которую материально-ответственное лицо в присутствии комиссии составляет
специальные акты. Испорченные товары после утверждения акта руководителем
организации должны быть реализованы (например, на корм скоту) или уничтожены,
что также оформляется документально. На товары, списанные в результате порчи,
естественная убыль не начисляется.
Если в результате инвентаризации выявлены
излишки, необходимо установить истинную причину их образования. Излишки могут
возникнуть вследствие ошибок в бухгалтерском учете. Однако зачастую
значительные излишки создаются в результате обсчета, обмана потребителей, также
путем завоза неоприходованного товара, приписок в инвентаризационных описях.
Недостача или излишки могут быть также следствием пересортицы.
Пересортица товарно-материальных ценностей имеет
место, если однородные товары окажутся одновременно в недостаче и в излишках,
например, куры I категории будут в недостаче, а куры II категории - в излишке.
Причинами пересортицы могут быть:
1) ошибки материально-ответственного лица при
приемке или отпуске ценностей (случайные, по неопытности);
2) злоупотребления материально-ответственного
лица (искусственное создание пересортицы за счет обмана покупателей);
3) ошибочные записи в бухгалтерском учете – в
этом случае на виновное лицо накладывается административное взыскание;
4) умышленное внесение неверных записей в
первичные документы и документы бухгалтерского учета в целях запутывания
сортового учета товаров.
Образующаяся в результате пересортицы суммовая
разница (суммовая недостача) должна быть взыскана с виновных лиц. Суммовая
разница от продажи товара при пересортице должна быть возвращена покупателю.
К документам, представляемым для оформления списания недостач
имущества сверх норм естественной убыли, должны быть приложены решения
следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц,
либо заключение внутренней или внешней экспертизы о причинах порчи ценностей.
Выявленные в ходе инвентаризации факты
пересортицы, могут быть урегулированы путем взаимного зачета излишков и
недостач. Но это допускается в виде исключения только у одного и того же
проверяемого лица в отношении имущества одного и того же наименования и в
тождественных количествах.
По истечении 10 дней после окончания
инвентаризации все данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с
данными инвентаризации.
Таким образом, инвентаризация является одним из
условий правильности ведения бухгалтерского учета. Она способствует реализации
охранительной функции бухгалтерского учета. Нарушение порядка проведения
инвентаризации в ряде случаев может рассматриваться как условия,
способствовавшие совершению преступления.
Вопрос 4 Методы фактической проверки и
комплексный анализ
сомнительных хозяйственных операций в
правоприменительной
деятельности.
Право требовать проведение инвентаризации при
наличии для этого достаточных оснований закреплено п.25 ст. 11 Закона РСФСР
"О милиции".
При назначении и при решении вопроса о проведении
ревизии там, где у подозреваемых лиц имеются в подотчете товарно-материальные
ценности, в обязательном порядке должна проводиться инвентаризация и снятие денежных
остатков. Одновременно инвентаризация проводится и в местах (складах,
магазинах), имеющих производственный контакт с подозреваемыми лицами.
В качестве оснований для назначения
инвентаризации по инициативе правоохранительных органов могут выступать данные:
1)
о фактах обсчета, обмеривания, обвешивания потребителей, превышения
установленных тарифов, то есть действий, за которые предусмотрена
ответственность по ст.200 УК РФ "Обман потребителей";
2)
о фактах сокрытия доходов и имущества предприятия, то есть действий,
за которые предусмотрена ответственность по ст. 195 УК РФ "Неправомерные
действия при банкротстве" (сокрытие имущества или имущественных
обязательств, сведений об имуществе, его размере и местонахождении, передача
имущества в иное владение, отчуждение имущества, фальсификация бухгалтерских и
иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность предприятия,
совершенные при банкротстве или в предвидении банкротства и причинившие
крупный ущерб), ст. 196 "Преднамеренное банкротство" (умышленное
создание или увеличение неплатежеспособности предприятия), ст.197
"Фиктивное банкротство" (заведомо ложное объявление о своей
несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов), ст. 198, 199
"Уклонение от уплаты налогов";
3)
о хищениях товарно-материальных ценностей и денежных средств; при
сигналах о хищениях, связанных с пересортицей продукции;
4)
при наличии информации о реализации неучтенных товаров предприятиях
торговли и общественного питания, особенно если эти товары принимали не на
"свободное место" и их можно выявить сопоставлением данных приходных
документов и ярлыков на товаре;
5)
при получении информации об изготовлении на предприятии неучтенной
продукции, если она еще не вывезена со склада;
6)
если имеются достоверные данные о наличии товаров, оборудования,
материалов, поступление которых не подтверждено приходными документами (ст.
174 "Легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества,
приобретенных незаконным путем", ст. 175 "Приобретение или сбыт
имущества, заведомо добытого преступным путем») и др.
Этап подготовительных действий, направленный на
обеспечение внезапности и эффективности проверки, начинается с организации
рабочей группы, члены которой примут участие в контроле или работе инвентаризационной
комиссии в качестве представителей общественности (как правило, это внештатные
сотрудники милиции, возможно, налоговые инспекторы).
Непосредственное проведение инвентаризации начинается
с прекращения кассовых операций, прекращения дальнейшего отпуска и приема денежных
средств и товаров, изъятия всех приходно-расходных бухгалтерских документов в
присутствии руководителя подразделения.
По этим документам материально-ответственные лица
составляют последний к моменту начала инвентаризации товарный (материальный,
кассовый) отчет. При необходимости просматриваются и изымаются все учетные
документы (книги, журналы, ведомости). Необходимым мероприятием при подготовке
к инвентаризации является пломбирование складских помещений.
Следователь или оперативный сотрудник никогда не
является членом инвентаризационной комиссии и не подписывает документы,
оформляемые инвентаризационной комиссией. Вместе с тем по его требованию в
состав инвентаризационной комиссии может быть включен ревизор или другой специалист
(бухгалтер, аудитор, экономист).
Инвентаризацию следует начинать с кассы
предприятия, проверяя фактическое наличие денег, ценных бумаг, чековых книжек,
документов строгой отчетности и данные последнего кассового отчета,
составленного кассиром перед началом инвентаризации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|