На втором этапе отбора выявляются
одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования
учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР,
УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной
подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение
контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и
изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения;
выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.
В ходе второго этапа отбора
осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с
целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации.
В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания,
медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения
сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа
результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной
спортивной ориентации занимающегося.
Каждый вид спорта предъявляет
специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена.
Основными методами отбора на данном
этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические
исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические
и социологические обследования.
Антропометрические
обследования
позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в
учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных
школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей
данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные
представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и
т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической
гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного
значения и т.п.
Медико-биологические
исследования
дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической
подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований
особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных
процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных
нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае
уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и
подростки.
Педагогические контрольные
испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях
индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди
физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных
результатов, существуют так называемые консервативные, генетически
обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются
развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и
способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков
в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести
быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение
и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода,
экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые
психические особенности личности спортсмена.
В системе отбора контрольные
испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то,
что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем,
т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению
двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые
контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о
сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и
очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный
результат спортсмена зависит не столько от исходного Уровня физических качеств,
сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки.
Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена
к обучению в том или ином виде деятельности.
Психологические обследования позволяют оценить проявление
таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе,
самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность
мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль Психологических обследований
за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.
Сила, подвижность и уравновешенность
нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной
нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в
процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у
спортсменов самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности
мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию
на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе,
способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др.
Учитывается также спортивное трудолюбие.
С целью выявления волевых качеств
спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной
форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит
успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем
настойчивости — выполнение относительно сложных в координационном отношении
упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть необходимость
всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их
оценка должна даваться в процессе тренировки, соревнований, а также в
лабораторных условиях.
Социологические обследования выявляют интересы детей и
подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы
формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и
агитационной работы среди детей школьного возраста.
Окончательное решение о привлечении
детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной
оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух
показателей. Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора
обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации
о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами
спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий,
возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные
нормативы и т.д.).
На третьем этапе отбора с целью
поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки,
СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов
с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских
соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда
комплектуются группы спортивного совершенствования.
На четвертом этапе отбора в каждом
олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные
сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей:
1) спортивно-технические результаты и
их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);
2) степень закрепления техники
выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в
экстремальных условиях;
3) степень технической готовности и
устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.
По итогам соревнований, а затем и
комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов,
индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской
подготовки. Отбор кандидатов в основные составы сборных команд областей,
краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала,
дальнейшего развития физических качеств, совершенствования функциональных
возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков,
способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической
устойчивости спортсмена в соревнованиях. В процессе этого этапа отбора
кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности;
уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической
подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.
Основной формой отбора кандидатов в
сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не
только сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении
двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж
регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической
подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне
результатов мастера спорта международного класса.
Отбор и спортивная
специализация
Спортивный "отбор" или
"выбор"? Для приобщения к систематической спортивной деятельности нужны,
само собой разумеется, определенные предпосылки. К числу важнейших из них
относятся, кроме прочих, индивидуальная предрасположенность к ней, личностные
установки, потребности, интересы. Несомненно также, что их выявление, формирование
и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в
том числе направленно воздействующих и стихийных. Вероятность того, что
процесс спортивного совершенствования будет развертываться в оптимальном варианте,
во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного
развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде
спорта и соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть
формирование магистральной нацеленности спортивной деятельности и
целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с
индивидуальной предрасположенностью.
Это обстоятельство, а также
ускоренный прогресс современного спорта и сильное обострение конкуренции на
международной спортивной арене обусловили актуальность проблематики
спортивного отбора в ее исследовательских и организационно-практических
аспектах. Проблемам отбора в последние несколько десятилетий посвящено
достаточно много исследований и публикаций. В ряде стран, развитых в
спортивном отношении, сложилась и разветвленная практика спортивного отбора.
Тем не менее, само понятие "спортивный отбор" пока не получило вполне
согласованного истолкования. Большинство специалистов так или иначе связывает
его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (задатки,
способности, одаренность) к достижениям в каком-либо виде спорта, определением
в зависимости от этого направленности спортивной специализации и выделением из
общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относительно
более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им
предпочтительные условия для спортивного совершенствования.
Практика внедрения отбора в этом
смысле оказалась противоречивой. С одной стороны, она содействовала
активизации поиска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы
их подготовки, с другой — в своих утвердившихся формах имеет и отрицательные
свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения
— фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельности
тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как "малоперспективные"
или вовсе "бесперспективные" и на этом основании не попадает в
контингент спортсменов, охватываемых хорошо налаженными формами спортивной
подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях
такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само
понятие "спортивный отбор" зачастую фактически вкладывается смысл
отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как
бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл.
С гуманистической, общечеловеческой
позиции все, что делается в процессе приобщения к спорту для определения спортивной
предрасположенности и ориентации индивида, следует, конечно же, трактовать не
как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной
специализации, которые возможно полно соответствовали бы индивидуальным задаткам
и разумно сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно,
разумеется, выявить индивидуальные возможности достижения результатов в том
или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспективы
лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата. Гораздо важнее
определить то, в каком конкретно направлении наиболее целесообразно
ориентировать спортивную деятельность приобщаемых и приобщенных к спорту, чтобы
с возможно большей эффективностью содействовать развитию их индивидуальных
способностей, формированию и удовлетворению возвышающих личность потребностей
и интересов. Ни о каком отборочном "отсеивании" кого-либо,
сопряженном с ограничением доступа к систематической спортивной деятельности,
особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если,
разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) — каждому в нормальных
социальных условиях должны быть предоставлены равные возможности для удовлетворения
спортивных интересов.
Свой оправданный смысл спортивный
отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования
профессионально-ориентированных спортивных учреждений (специализированных
школ-интернатов спортивного профиля и т.п.) и аналогичных групп спортсменов,
подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших достижений.
Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спортивно-конкурентной основе
комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям
высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных
спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным
характером спорта и, в принципе, не "отбраковывает" никого и не
лишает спортивных перспектив, напротив, может стимулировать спортивные
дерзания.
Неодномоментность и динамичность
спортивной ориентации. Специалисты сходятся во мнении, что верно определить
индивидуальную предрасположенность к спортивным достижениям путем каких-либо
одноразовых процедур (наблюдение, тестирование и т.п.) за короткое время
невозможно. Невозможно по двум основным причинам:
во-первых, спортивная
предрасположенность — многосложный комплекс индивидуальных свойств
(биофизических и личностно-психических), ряд которых созревает и проявляется не
одновременно, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной
деятельности;
во-вторых, индивидуальные возможности
спортивных достижений и личностные установки на их реализацию динамичны,
причем изменяются как в силу естественных особенностей индивидуального
развития, так и под воздействием социальных условий жизни. Отсюда следует, что
диагностику (от "диагноз" — распознание, определение) индивидуальной
спортивной предрасположенности, а значит, и опирающуюся на нее спортивную
ориентацию необходимо осуществлять не в качестве некоего разового мероприятия,
а в качестве поэтапно возобновляемого процесса.
Многолетнюю спортивную деятельность
принято подразделять с известной условностью на три большие стадии, каждая из
которых охватывает ряд лет индивидуальной жизни, — стадию базовой подготовки,
стадию максимальной реализации спортивно-достиженческих возможностей и стадию
"спортивного долголетия" [5]. Закономерности оптимального построения
системы подготовки спортсмена обязывают в пределах первой стадии обеспечивать
первичную спортивную ориентацию и уточнять ее к исходу этой стадии с относительно
твердым выбором предмета углубленной спортивной специализации, направления и
параметров последующей спортивной деятельности.
Эта стадия и ее внутренние этапы не
имеют единых для всех временных границ, поскольку они значительно колеблются в
зависимости от индивидуального возраста начала занятий спортом, реально
складывающихся особенностей содержания и построения спортивной тренировки,
характера соревновательной деятельности, индивидуальных особенностей развития
спортсмена, других факторов и обстоятельств. Приблизительно можно сказать, что
с начала систематической спортивной деятельности в детском и подростковом
возрасте во многих случаях бывает достаточно двух-трех лет, чтобы в первом
приближении корректно определить целесообразное направление спортивной
специализации и спрогнозировать спортивные перспективы. Однако эта первичная
ориентация в дальнейшем подлежит более или менее существенным коррекциям,
особенно когда в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нужно будет
решать, идти ли ему в сферу спорта высших достижений либо ограничиться сферой
ординарного, общедоступного спорта.
Заключение
Для каждого кандидата отбор в
конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату.
Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в
группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а
отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления,
дисквалификации, перевода основного спортсмена в число запасных и т. д.
Спортивный отбор продолжается
постоянно в процессе спортивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в
спортивную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по
каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок
времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь
различную величину—от нескольких секунд до нескольких лет. Так, например,
начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую
многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спортсменов по ходу
соревновательной деятельности, разрешенные правилами некоторых видов спорта,
нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение
нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполнения
соперником семиметрового штрафного броска).
Процедура спортивного отбора включает
в себя три этапа:
·
определение специфики
требований, которые предъявит будущая деятельность;
·
прогнозирование возможностей
конкретных кандидатов;
·
принятие положительного или
отрицательного решения с его последующей реализацией.
Список литературы
1.
Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.:
Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.
2.
Основы теории и методики
физической культуры: Учеб. Для техн. Физ. Культ. / Под ред. А. А. Гужаловского.
- М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
3.
Теория и методики физического
воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03
"Физ. Культура" / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и
др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
4.
Матвеев Л. П. Основы общей
теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература,
1999.
Страницы: 1, 2
|