рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Историческая обусловленность современных тенденций развития ногайского этноса

О ногайской литературе XIV — нач. XX вв. нельзя говорить, не касаясь письменности и письменного языка ногайского народа того времени. О наличии у ногайцев в XIV — начале XX вв. письменности свидетельствуют многочисленные исторические факты.

 Имя Кет-Бугы Найманлы встречается в ногайской дореволюционной поэзии, в частности, в произведениях ногайского поэта XVI в. Досмамбета Азаулы. V в. по Х в. пользовались древнетюркским руническим алфавитом.[4, С. 97] С VIII в. среди них стала распространяться уйгурская письменность. М. А. Усманов, говоря о значении уйгурского письма для восточных регионов монгольской империи, пишет: «Несколько иную картину мы наблюдаем Средней Азии, Восточной Европе XIII—XIV вв., то есть в «западных улусах» монгольской империи, где уйгурское письмо не получило всеобщего распространения. И это вполне понятно: население таких регионов, как Хорезм, Булгар, Северный Кавказ и Крым, уже были письменными — имели свой более или менее развитый литературный язык на основе арабской графики. Поэтому, несмотря на официальное положение уйгурской графики, она не смогла вытеснить арабо-тюркскую письменную традицию». Ногайские племена, проживавшие от Волги до Иртыша, приняв ислам, не сразу отказались от привычного для них уйгуро-найманского письма. Даже в XVIII в. в ногайской письменности арабская графика не могла окончательно вытеснить уйгуро-найманскую. Все же с XVIII в. до 1928 г. ногайский алфавит уже строился на арабской графике.[18, С. 37]

Обширная дипломатическая переписка великих русских князей с ногайскими ханами и мурзами XV—XVII вв. сохранилась в архивных материалах. Посольского приказа под названием «Ногайские дела». Часть их опубликована в целой серии томов. Говоря о языке грамот и посланий ногайских князей и мурз, Г. Перетяткович писал: «Князья и мурзы ногайские грамоты свои в Москву писали обыкновенно на своём языке, и оне для государя переводились толмачами въ посольскомъ приказе».[17, С. 286]

В XV—XVI вв. состав переводной тюркской, в том числе ногайской, документалистики на Руси сильно пополнился. «Интересы усиливающегося русского государства,— пишет А. С. Дёмин,— требовали перевода грамот и посланий не только глав государств — ногайских и казанских царей, крымских ханов, турецких султанов, но... и посланий лиц гораздо менее значительных — мурз, купцов и т. д.; переводили... даже их письма к женам и братьям... Например, перевод грамоты ногайского мурзы Мусы... великому князю Ивану III, сделанный в 1490 г., четко и лаконично формулировал
принципы дружбы и союзничества». «Ногайский говор также находил некоторый доступ к официальному языку международной переписки крымско-татарского ханского правительства». [11, С. 56]

Письменность была необходима во внутригосударственном делопроизводстве ногайских ханств и в общественной жизни ногайцев XIV—XVII вв. Выдача ханских тарханных ярлыков , указов-фирманов, подсчет населения, налогообложение, подсчет войск, снаряжения и фуража, учет расходов казначейства на военные и государственные нужды, подготовка служителей культа,—все это немыслимо без письменности. Именно поэтому был так высок спрос на писчую бумагу, которую ногайцы часто покупали на Руси.

Имеются сведения, почерпнутые из ногайских рукописей начала XX в., что в прошлом у ногайцев существовали исторические сочинения «Тарихи-и-ногай» («История ногайцев») и «Таварих-и-ногай» («Ногайские летописи»).
Уход в Турцию в конце XVIII в. свыше 500 тыс. ногайцев привёл к гибели и исчезновению большей части письменной культуры, созданной ногайским народом. Оставшиеся в России кавказские, мелитопольские, астраханские и крымские ногайцы продолжали пользоваться своей письменностью и литературным ногайским языком.

Ногайский язык, испокон веков на Северном Кавказе (исключая Дагестан) выполнявший функцию языка межнационального общения, продолжал эту свою роль до 80-х годов XIX в. Тот факт, что в Ставропольском краевом архиве хранится свыше 7000 деловых документов, написанных на ногайском языке арабским шрифтом, свидетельствует о распространенности письменности на ногайском языке и в XIXв.[4, С. 81]

В 1931 г. открывается творческий путь крупнейшего ногайского писателя Фазиля Абдулжалилова (1913—1974). Начав со стихов и рассказов, он уже до войны перешел к крупным прозаическим полотнам. Его пьеса «Побежденные враги» (1936) и особенно повесть «Двое из многих» (1936) явились большим вкладом в ногайскую советскую литературу довоенного периода.[6, С. 37]

Ногайская литература послевоенного времени характеризуется новыми идейными и художественными достижениями. Она вступает в пору своей зрелости. Поэты и прозаики стали глубже проникать в жизнь народа и исторические события, полнее раскрывать характеры своих героев, смелее и органичнее использовать приёмы устного народного творчества и опыт замечательной русской литературы. Литература дагестанских ногайцев представлена поэтами и прозаиками М. КурманГалиевым, 3. Кайбалиевым, К. Ораз- баевым, Г. Аджигельдиевым, К. Темир- булатовой, А. Култаевым, Б. Кулун, С. И. Капаев. чаковой и др., а кубанских ногайцев — Ф. Абдулжалиловым, А. Мурза-бековым, С. Капаевым, С. Заляндиным, Б. Карасевым, К. Кумратовой, А. Киреевым, И. Капаевым, Т. Керейтовой, М. Киримовым, Д. Туркменовым, Б. Баисовым и др.[5, С. 66]

Успехи современной ногайской литературы, прежде всего, связаны с прозой. В ее развитии и воспитании литературных кадров большую роль сыграл поэт и прозаик Ф. Абдулжалилов. В его произведениях нашли отражение тяжелая жизнь бедняков-ногайцев под гнетом баев и князей, рост их протеста против нещадной эксплуатации (повесть «Асантай», 1955), острая социальная борьба в ногайских аулах в период коллективизации (романы «Бурный поток», 1960; «Хороша нива у коллектива», 1966), ратные подвиги народов нашей страны на полях сражений с фашизмом (повести «Семья сильных», 1950; «Сын отца», 1968), современная трудовая и культурная жизнь ногайского народа, дружба народов, борьба с пережитками прошлого, за коммунистическое отношение к труду и жизни (повести «Крутые повороты», 1961; «Хорошая примета»., 1962; «На берегу Аксу», 1962; «Дороги, дороги...», 1964; «Когда приходит весна», 1967; «Серая пыль», 1970).[30, С.83]

Другой видный ногайский поэт и прозаик — С. И. Капаев (род. в 1927 г.). Особенно плодотворны были для него 50—60-е годы. За короткий срок он создал большое число стихотворений, рассказов, повестей и роман «Бекболат».[4, С. 35]

Капаев пришел в ногайскую литературу как мастер рассказа. Опираясь на традиции ногайского народного рассказа «айту» и «хабар», творчески используя опыт русских мастеров рассказа, прежде всего А. П. Чехова, С. Капаев возродил этот слабо развитый жанр ногайской художественной литературы. Рассказы С. Капаева, вошедшие в ряд сборников, поднимают такие острые и актуальные проблемы современности, как воспитание детей («Кто виноват»), взаимоотношения супругов («Чужой дядя»), дружба советских народов («Азиз», «Обида», «Верный друг»), призвание человека («Переправа», «Девушка с сумкой») и т.д. Творческие успехи Капаева в жанре рассказа были серьезным шагом к эпическим полотнам — повести и роману.

Рассматривая жизнь современного ногайского села, автор глубоко раскрывает внутренний мир своих земляков. Так, в повести «В ауле Акшокырак» перед нами зримо предстают жизнь современного ногайского аула, громадные сдвиги, происшедшие как в культурной и трудовой деятельности аульчан, так и в их психологии.

Теме борьбы с фашизмом посвящены повести «Полноводная Тазасу», «Мост» (1966), «Журавленок» (1974). В образах бесстрашных партизанок Коконай, Канитат и Кырлув (Крымхан) отражены глубоко национальные характеры. Они как бы продолжают патриотические традиции героинь народного эпоса Карлыгаш из «Копланлы батыр», Акюнус из «Эр Таргыл» и др. Но это образы женщин, рожденных и воспитанных при Советской власти. Если героини фольклора боролись и отдавали жизнь за свободу своего народа, то Канитат, Коконай и Кырлув отдали свою жизнь за свободу всей страны, всех советских народов. Героини Капаева одновременно национальны и интернациональны.[14, С. 156]

Одной из характерных черт ногайской поэзии 60-х годов является то, что в ней заметное развитие получает поэма. Меняется и форма стиха. В творчестве С. Капаева, Г. Аджигельдиева одиннадцатисложные стихи начинают уступать место семисложным. Широко применяются начальная рифма и аллитерация. В этом сказывается возрождение элементов ногайского стихосложенияXV—XVII веков.

Первые поэмы на ногайском языке были написаны М. Курманалиевым («Тучи рассеялись», 1935) и Ф. Абдулжалиловым («Много видевшая Кубань», 1940). В 60-е годы развитие национальной поэмы, очень популярного жанра народной поэзии, связано с именами Ф. Абдулжалилова, С. Капаева, Г. Аджигельдиева, К. Кумратовой, С. Кумукова.

Расцвет Родины, дружба советских народов, героизм земляков в минувшей войне, созидательный труд современников, благодарность народа партии и Ленину, борьба за мир — такова основная тематика поэзии Ф. Абдулжалилова, собранной в трех его поэтических сборниках «Шумит Кубань» (1955), «Кубань—моя песня» (1957), «Когда отточено перо» (1969).[6, С. 85]

Человек труда, умножающий народное богатство, любовь к родному краю, чистота взаимоотношений между людьми занимают центральное место в поэтическом творчестве С. Капаева (сборники «Горный родник», 1957; «Степь проснулась», 1958; «Тайны моего сердца», 1969).[7, С. 94]

Истоки поэзии А. Мурзабекова уходят в 30-е годы, но как поэт он раскрылся в послевоенное время. Для поэзии Мурзабекова, собранной в трех сборниках  («Мое слово», 1959; «Широкие дороги», 1966; «Мои степи») и воспевающей советского современника, характерны афористичность, образность и дидактизм.

В 60-х годах получает развитие философское направление в поэзии. Эта тенденция связана с именем талантливого поэта Г. Аджигельдиева (1939— 1969). Лучшие его произведения вошли в сборник «Тропинка» (1962). Они отличаются глубиной содержания и новизной формы. Молодой поэт популярен прежде всего своей любовной лирикой. Перу Аджигельдиева принадлежат такие поэмы: «Оперился» (1962), «Ответ на вопрос», «Украденная любовь» (1966), «Сундук» (1967), «Даровой хлеб» (1969) и др., в которых он поднимает актуальные вопросы современности и часто обращается к теме войны и мира. [18, С. 36]

В 60-е годы дебютирует в ногайской поэзии К. Кумратова, поэтесса ярко выраженного лирического дарования. Многие ее стихи превратились в популярные песни, получившие широкое распространение, она одинаково известна любовной и гражданской лирикой. Сегодняшний день для нее — это «секунды огромных побед, время космического открывания, время улыбок, счастья, цветения...». В победе Октябрьской революции она видит возрождение своего народа, а все прекрасное в жизни ногайцев и их будущее связывает с дружбой народов СССР. «Русский народ, мой народ, большой... сделал большим, широким душой маленький мой ногайский народ...»,— пишет поэтесса. Развивая в своих стихах тему мира, К. Кумратова воспевает подвиги защитников страны, говорит о подвиге отцов, призывает учиться у них мужеству и любви к советской Отчизне. В любовной лирике она воспевает бережное отношение к человеку, его чувствам, в ее стихах о любви мягкая женственность сочетается с требовательностью к любимым («Любовь не шутка»).[5, С. 284]

Особого мастерства требует от писателей детская литература. В ногайской детской литературе одни из лучших — стихи А. Киреева, вошедшие в его сборники «Бабочка» (1968),«Телеграмма» (1971), «Зеркало» (1976), «Голубь» (1978). Они играют заметную роль в воспитании у юных читателей чувства дружбы, честности, трудолюбия, любви к родному краю и всей стране.[15, С. 94]

В дагестанской группе ногайских поэтов плодотворно работает А. Култаев. Первые его стихи напечатаны на страницах ногайских газет в 60-е годы. С тех пор он создал значительное количество стихов и поэм, увидевших свет в его сборниках «В пути» (1966), «Судьба моя» (1970), «Ожидание» (1971), «Встреча» (1974), «Преданность» (1976). Поэзия Култаева обогатила, прежде всего гражданскую лирику ногайской литературы Дагестана. Творческие удачи поэта связаны с темой дружбы народов, созидательного труда и роста культурного благосостояния тружеников родного для поэта степного края.

Все громче слышатся в современной ногайской литературе поэтические голоса М. Аубежиева, Д. Туркменова, Д. Шихмурзаева, М. Авезова, М. Калмыкаева, М. Кожаева и др.

Современная ногайская литература, как и литература других братских народов, находится на подъеме. Лучшие достижения ее — романы, повести, рассказы, поэмы, стихотворения — стали достоянием всех народов страны.

3.     Фольклор  как результат исторического развития ногайского

этноса.


Исторический путь ногайского народа оставил глубокие следы в фольклоре.

В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни, сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены песни колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-назидания, частушки, казацкие, исторические.

Обрядовая поэзия ногайцев представлена свадебными и похоронными песнями, а также широко бытующими песнями-здравицами (алгыс) и песнями-проклятиями (каргыс).[19, С. 45]

Большой, популярностью пользуются у ногайцев сказки, легенды, преданиям «хабары» — рассказы о реальных событиях, лицах и «таварых»— народные прозаические повести с элементами художественного вымысла.

Особое место в ногайском фольклоре принадлежит народному эпосу. Наконец, большое развитие получило афористическое творчество - афоризмы, пословицы, поговорки, загадки.

Как и у всех народов, основными носителями  и  распространителями фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказители и другие исполнители,  выделившиеся из народной среды. Среди них самое почетное место занимали «йырау»— исполнители героических поэм. Лирические дестаны исполняли «бахшы». Популярны были «энгимеши» — рассказчики легенд и преданий, «эртегиши»-сказочники, «шешен» — знатоки пословиц, поговорок, загадок и афоризмов. Слово «шешен» означает «мудрый», «красноречивый». Всеобщей любовью пользовались «йыршы» — исполнители всех видов песен, «шынгшы» — исполнители частушек (шынг, дияр, инар, бейит), «бозлаушы» - А.-Х. Ш. Джанибеков. Исполнители причитаний, «шуклаушы» — исполнители заговоров и заклинаний. Имена прославленных певцов прошлого, таких, как Коркут, Шез-баян, Кет-Буга Найманлы, Сыбра, Жиренше Шешен и многих других, ногайский народ бережно сохранил в памяти до наших дней.[15, С. 96] После Октября народные певцы и сказители своим искусством активно помогали ногайцам строить новую жизнь; партийные и советские органы окружили их заботой, организовывали публичные выступления и олимпиады.

В 1920-х годах крупнейшим певцом был Ажи-Молла йырау Ногман улы, погибший от рук врагов Советской власти. В 20—30-ые годы в Ногайских степях стали широко известны Муса йырау, Касым, а также Идрис Исхак улы, исполнявший цикл поэм «Сорок ногайских богатырей», Эстувган йырау, Узлюккен Амит кызы—исполнительница причитаний; на Кубани—Хаджи- Исхак Кумук улы, Бекмурза Исун улы (Болай йырау) и многие другие.[7, С. 78]

Из современных наиболее крупных исполнителей ногайского фольклора следует назвать в Ногайском районе Дагестана Курай Лукманова, Сулеймана Сарсеева, Юмали Аджимурзаева, Абдул-Керима Ганиева, Юманбета Койба- кова, в Нефтекумском районе Ставропольского края — Зеида Кайбалиева, Ногмана и Магомета Колдасовых, в Шелковском районе Чечено-Ингушетии — Али-Киси Кадрашова, в Карачаево-Черкесии Хаджи-Исхака Кумукова, Халила Найманова, Хангерея Джемакулова и др.

 Во всех торжественных случаях в жизни ногайца звучат песня, поучительный рассказ, устраиваются состязания исполнителей. Стихотворные жанры ногайского фольклора неразрывно связаны с фольклором музыкальным. [14, С. 22]

Большинство ногайских музыкальных инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся имеются такие, как кобыз, домбра, дутар, сыбызгы, кабал, карнай, зурнай, даулбаз и др.

Современные народные сказители и "Певцы, в отличие от прежних, не являются профессионалами. Тем не менее они — главные хранители древнейших традиций сказительства.                          

Первые дошедшие до нас записи и публикации ногайского фольклора принадлежат Алибеку Шарапову  и относятся к 1830 г. Во второй половине XIX — начале XX в. стали широко известны фольклористы А. Архипов, М. Османов, Н. Семенов, В. Радлов, Ч.Валиханов, Г. Ананьев, П. Фалев.[4, С. 35]

Систематический сбор и научное изучение фольклорного наследия ногайцев начались только после победы Великой Октябрьской социалистической революции и связаны с именем А.Х. Ш. Джанибекова. Результатом его тридцатилетней работы (1905—1935 гг.) среди всех групп ногайцев явилось создание рукописного четырехтомника, названного «Сокровищницей слов», куда вошли памятники ногайского эпоса, песенный фольклор, сказки и афористическое творчество. А.Х. Ш. Джанибеков опубликовал только часть своих записей. Собиранием и публикацией ногайского фольклора немало занималась С. А. Джанибекова-Калмыкова и продолжает заниматься фольклорист А. И. Сикалиев. В результате проводимых А. И. Сикалиевым с 1966 г. фольклорных экспедиций собран обширный материал, который хранится в рукописных фондах КЧНИИ.

Наиболее известны поэмы: «Ахмет, сын Айсыла», «Копланлы батыр», «Эдиге», «Мамай», «Маната», «Манашы улы Туякбай», «Эр Таргыл», «Мусевке батыр», «Шора батыр», «Адиль-Солтан», «Сорок ногайских богатырей», «Карасай-Казы», «Эр Кусеп», «Эр Косай», «Аманхор», «Эр Кокше», «Камбар батыр» и др.[19, С. 224]

Исторические факты, имена исторических личностей, этнографические данные, а также топонимика и гидронимика, которые содержатся в ногайском эпосе, позволяют исследователям определить эпоху и территорию формирования ногайских эпических поэм. В основе большинства их лежат исторические события, которые происходили в жизни ногайских государств в лице Большой и Малой Ногайских Орд и Астраханского ханства, занимавших в XIII—XVII вв. степное пространство между Иртышом и Дунаем, включая и степи Северного Кавказа.

Эпос ногайцев сложился относительно поздно - в XIV-XVII вв., т.е. после того, как уже сложились ногайский народ и его государственность, когда социальное развитие и классовое расслоение в ногайском феодальном обществе достаточно определились. Он отличается реалистическим изображением действительности, историчностью, отсутствием религиозного фанатизма.[14, С. 35]

В эпосе сильно выражен классовый антагонизм. Основным его содержанием является изображение народного героизма. Народность поэм состоит, прежде всего, в идеях защиты Родины от внешних врагов и борьбы с эксплуататорами. «Только там появлялась народная поэзия,— писал Н. Г. Чернышевский,— где масса народа волновалась сильными и «благородными чувствами, где совершались силою народа великие события».

Такими периодами в истории ногайских племен были борьба с монгольскими завоевателями в XIII в. и золотоордынскими ханами в конце XIV в., междоусобная борьба ногайских князей в XVI в. и борьба с джунгарским нашествием в XVII в. При всем этом обострялась социальная борьба трудового люда против произвола мурз и ханов.

Произведения ногайского эпоса представляют собой ценный источник наших знаний о развитии народного мироощущения. Эпос запечатлел не только ратные подвиги народа, его борьбу против эксплуататоров, но и хозяйство, общественный строй, быт, обычаи, идеалы ногайцев давно минувших эпох. Если в поэме «Ахмет, сын Айсыла», повествующей о событиях середины XIV в., преобладают мотивы борьбы за создание семьи, освобождение личности и уничтожения сословных привилегий, то в «Эдиге» в конце XIV в. на первый план выдвигаются идеи создания ногайского государства. В эпоху распада Золотой Орды и борьбы народов, входивших в ее состав, за создание своей государственности, ногайский эпос «Эдиге» с его антизолотоордынской направленностью нашел широкое распространение среди казахских, каракалпакских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских племен.[24, С. 284]

Широко распространены и пользуются большой любовью бытовые сказки. Они многочисленны и в сюжетном отношении разнообразны. Герои бытовых сказок — обыкновенные люди, действующие с помощью не волшебных предметов и всесильных помощников, а реальных положительных личных качеств — ловкости, смекалки, ума, храбрости. Врагами положительных героев также являются вполне реальные представители эксплуататорских классов — ханы, баи, кулаки, ростовщики. В большинстве ногайских бытовых сказок («Одинокий парень», «День — месяцу родня», «Охотничья овца», «Старик Женали» и др.) восхваляют ум, трудолюбие, мастерство, верность в дружбе, осуждается жадность, трусость, жестокость и другие пороки. Идеи сказок направлены не только против угнетателей, но и против всех носителей человеческих пороков, что хорошо видно, например, в сказке «Ленивая дочь бая».[15, С. 49]

Своеобразна и поэтика ногайской сказки. Зачин ее настраивает слушателя на определенный лад, создает эмоциональный фон, подчеркивает древность происходящих в сказке событий, когда еще существовали чудеса. Для многих волшебных сказок характерен такой зачин: «В давно прошедшие времена, когда была четырехлетняя коза, когда дочь хана была судьей, когда были деревянное сито, каменное корыто, был, оказывается, некто, кто, вскипятив чистую воду, снимал сливки, муравьев превращал в овец... Вот тогда же был сандрнби» Зачин других» сказок следующий: «В древние времена, когда на льду росла пшеница, когда с гиком её жали серпом, когда грач был судьей, а дочь хана была колдуньей, жил-был бай...»[27, С. 173]

Конец сказки почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано, положительные герои и народ начали лучшую жизнь.

Большое развитие получило у ногайцев афористическое творчество. В пословицах (такпаклар), поговорках (айтувлар) и загадках (юмаклар) запечатлены вековые наблюдения народа, его мудрость и жизненный опыт. В них отразились представления минувших поколений о призвании человека, о труде, о добре и зле, о религии и т. д.

Среди этих кратких, чрезвычайно метких изречений по любому поводу, для любого явления и поступка людей имеются готовые, проверенные веками образцы характеристик, объяснений и советов. «В простоте слов,— говорил А. М. Горький,— самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».[14, С. 222]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


История, хозяйство, материальная и духовная культура ногайцев, имея собственное развитие, в то же время представляют собой результат сложных этнических и культурных взаимодействий с другими народами, издавна обитавшими по соседству с ними.

До этого они прошли ряд исторических этапов. Ногайская Орда, возникшая в конце XIV в., расшатала устои Золотой Орды и способствовала ее распаду. Крупным событием в жизни ногайцев стало установление уже в XV в. русско-ногайских дипломатических и экономических связей. Не последнюю роль в этом играла служба ногайских князей в русской армии.

 Веками широкие массы ногайцев подвергались жестокой эксплуатации местных князей, а позднее и русского царизма. Многие участвовали в крестьянских восстаниях под руководством Степана Разина, Емельяна Пугачева, а уже в середине XIX в. и в 1916 году выступили против эксплуататоров, и хотя были разгромлены, приобрели революционный опыт.[4, С. 76]

В XIX в. развитию ногайской культуры способствовали введение преподавания ногайского языка на основе арабской графики в школе г. Ногайска, издание книг на ногайском языке в Астрахани, открытие школ с преподаванием русского и ногайского языков в Ачикулаке в 1869 г., в Нижне-Мансуровском в 1877 г.

Связи ногайцев с русскими, а также и соседними народами Северного Кавказа — абазинами, черкесами, карачаевцами, кумыками, осетинами, объединение с ними вокруг одних административных, экономических и культурных центров наложили определенный отпечаток на национальное развитие ногайского народа. В результате взаимовлияний появились новые элементы в хозяйстве, поселениях, жилище, пище, одежде, духовной культуре ногайцев.[24, С. 45]

Преобразилась духовная культура ногайского народа. Ленинская национальная политика дала возможность ногайцам за короткий срок развить свою национальную по форме и социалистическую по содержанию культуру, приобщиться к культуре других народов СССР, а также и к мировой культуре. Среди ногайцев вырос большой отряд интеллигенции, в том числе писателей и ученых. Доктор физико-математических наук В. Р. Кирейтов удостоен высокого звания Лауреата Государственной премии СССР за 1987 год в области науки и техники. На ногайском языке выходят газеты и книги в Махачкале и Черкесске, ведется радиовещание.

Расцвела ногайская литература, одновременно развивающаяся в Карачаево-Черкесской автономной области и Дагестанской АССР. Ее героями стали труженики, строящие под руководством КПСС новую жизнь. Национальная литература впитала в себя не только давние литературные, но и богатые фольклорные традиции народа.[4, С. 284]

В целом ногайский народ  получил все возможности для общественно-экономического и культурного развития и успешного строительства новой жизни. В братской семье народов России он вносит свой вклад в экономику и культуру страны.


ЛИТЕРАТУРА

1. Р. А. Агеева. Какого мы роду племени? М., 1975.

2. Анчабадзе Ю. Д., Волкова Н. Г. Этническая история Северного Кавказа 16 - 19 века.- М., 1993.

3. Беджиев Х.Х. Хумаринское городище. - Черкесск, 1973.

4. Викторин М.В. Социальная организация и обычное право ногайцев. - Л., 1985.

5. Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в 18 - начале 20 века.- М., 1974.

6. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. - М., 1973.

7. Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в 19 - начале 20 века. - М., 1976.

8. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев. - М., 1976.

9. Гордабов Б.А. Исторический очерк. -  М., 1965.

10. Грамматика ногайского языка, ч. I. – Черкесск, 1973.

11. Греков Б.Д. Золотая орда и ее падение. - М., 1950.

12. Иванов П.И. Очерки истории каракалпаков. - М., 1975. 

13. Калмыков И. Х., Керейтов Р.Х., Сиклиев А. И.- Ногайцы:

Историко - этнографический очерк. - Черкесск, 1988.

14. Керейтов Р.Х. Семья и брак у кубанских ногайцев. - М., 1973.

15. Кочекаев Б. Социально-экономическое развитие ногайского народа. – Черкесск, 1973.

16. Народы России: имена и судьбы .// словарь-справочник. – М.: «Academia», 2000. 

17. Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине 17 века. – М., 1948.

18. Пономарев А. Куманы-половцы. - Л., 1973.

19. Плетнева С.А. Половецкая земля. - М., 1975.

20. Современная культура и быт народов Дагестана. - М., 1971.

21. Фадеев С. А. Очерки экономического развития Предкавказья. - М., 1957. 

22. Фарфаровский С.В. Ногайцы ставропольской губернии. - М., 1979.                                                    

23. Федоров С. О. Кочевники восточной Европы под властью золотоордынских ханов.- М., 1966.

24. Федеров Я. А. Историческая этнография Северного Кавказа.- М., 1983.

  25. Ферран. Путешествия из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар в 1709 г.- РВ, 1842.

 26. Хозяйственное описание Астраханской  и  Кавказской  губерний  по  гражданскому и ес­тественному их состоянию в отношении к земледелию, промышленности и домоводству. - СПб., 1809.

27. Черенков Л.Н. Таврические ногайцы (Последний кочевой народ Причерноморской этноконтактной зоны (география, динамика, методы изучения). - М., 1989.

28. Черепнин Л.В. Монголо-татары на Руси. - М., 1977.         

                                                                                   

                                                     

            

                                                        




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.