Производственная
гимнастика
Этот вид
оздоровительной физкультурыиспользуется в различных формах непосредственно на
производстве. Вводная гимнастика перед началом работы способствует активизации
двигательных нервных центров и усилению кровообращения в рабочих мышечных
группах. Она необходима особенно в тех видах производственной деятельности,
которые связаны с длительным сохранением сидячей рабочей позы и точностью
выполнения мелких механических операций.
Физкультурные
паузы организуются непосредственно во время работы. Время их проведения
определяется фазами изменения уровня работоспособности -- в зависимости от вида
деятельности и контингента работающих. Физкультурная пауза по времени должна
опережать фазу снижения работоспособности. С помощью выполнения упражнений с
музыкальным сопровождением для незадействованных мышечных групп (по механизму
активного отдыха) улучшается координация деятельности нервных центров, точность
движений, активизируются процессы памяти, мышления и .концентрации внимания,
что благотворно влияет на результаты производственного процесса.
Утренняя
гигиеническая гимнастика
Утренняя
гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в
рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня
работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации
нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной
систем.
Во время утренней
гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и
мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что
способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних
органов.
Образовательно-развивающие
виды гимнастики.
К этим видам
гимнастики относятся: основная, женская, атлетическая и
профессионально-прикладная.
Основная
гимнастика. Располагает большими возможностями для решения оздоровительных,
образовательных и воспитательных задач. Они могут быть реализованы за счёт
многоструктурности упражнений и многофункциональности каждого из них. Это
открывает перед педагогом неисчерпаемые возможности творческого подхода к
обогащению занимающихся системой специальных знаний, умений и навыков. Такими
знаниями в области гимнастики могут быть сведения о ней как о
спортивно-педагогической дисциплине: о её содержании, социальной значимости,
истории, технике исполнения упражнений и законах, лежащих в её основе; о
возможности использования упражнений в оздоровительных, образовательных и
воспитательных целях; о воздействии на отдельные органы и системы организма с
целью повышения их функциональных возможностей, развития двигательных и
психических способностей к избранному виду учебной, спортивной или
профессиональной деятельности, обогащения учащихся разносторонним опытом, обучения
прикладным упражнениям и др.
Упражнения
основной гимнастики в сочетании со словом педагога и музыкальным сопровождением
являются эффективным комплексным средством и методом воспитания у занимающихся
личностных свойств: добросовестного, глубоко осознанного и активного отношения
к занятиям гимнастикой, к учёбе, трудовой и общественной деятельности.
Широкие
возможности использования основной гимнастики в целях гармонического физического
и духовного развития личности сделали её самостоятельным средством и методом
физического воспитания всех возрастных категорий занимающихся. Поэтому она
положена в основу государственных программ физического воспитания детей
дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших специальных учебных
заведений, а также лиц среднего и пожилого возраста. Систематические занятия в
зрелом возрасте способствуют поддержанию высокой физической и умственной
работоспособности на долгие годы. В школе основная гимнастика включена в уроки
физической культуры, применяется в группах здоровья, общей физической
подготовке. На занятиях используется весь арсенал входящих в неё упражнений.
Женская
гимнастика
Женская
гимнастика учитывает особенности организма и психологического склада женщин.
При подборе упражнений, методических приёмов учитываются прежде всего функции
материнства, поэтому специальное внимание обращается на развитие силы,
быстроты, выносливости мышц ног, таза, живота и спины. В занятия включаются все
виды общеразвивающих гимнастических упражнений: вольные упражнения без
предметов и с предметами, упражнения на гимнастической стенке, скамейке и др. В
занятиях с женщинами большое место занимают упражнения художественной
гимнастики, элементы бальных и народных танцев и музыка. Музыкальному
сопровождению занятий уделяется особое внимание. С помощью этих упражнений
развиваются координация движений, гибкость, плавность, грациозность, красота
движений, формируется правильная и красивая осанка, укрепляется здоровье,
повышается физическая и умственная работоспособность.
Гимнастика с
профессиональной направленностью
Гимнастика с
профессиональной направленностью объединяет упражнения и методические приёмы, с
помощью которых можно своевременно, до начала профессионального обучения,
повышать функциональные возможности организма, изучать и развивать двигательные
и психические способности, воспитывать личностнве свойства, необходимые
занимающимся в избранном виде профессиональной деятельности. Развитию
профессиональных способностей и формированию прикладных двигательных навыков
большое внимание уделяется при занятиях гимнастикой в средних и высших
специальных заведениях. Здесь фактически вся физическая подготовка носит
прикладной характер, т.е. она ориентирована на развитие способностей,
необходимых занимающимся для успешного овладения избранным видом трудовой
деятельности и достижения в ней профессионального мастерства.
Атлетическая
гимнастика
Занятия
атлетической гимнастикой вызывают выраженные морфофункциональные изменения
(преимущественно нервно-мышечного аппарата): гипертрофию мышечных волокон и
увеличение физиологического поперечника мышц; рост мышечной массы, силы и
силовой выносливости. Эти изменения связаны в основном с длительным увеличением
кровотока в работающих мышечных группах в результате многократного повторения
упражнений, что улучшает трофику (питание) мышечной ткани.
Необходимо
подчеркнуть, что эти изменения не способствуют повышению резервных возможностей
аппарата кровообращения и - аэробной производительности организма. Более того,
в результате значительного прироста мышечной массы ухудшаются относительные
показатели важнейших функциональных систем -- жизненный индекс (ЖЕЛ на 1 кг
массы тела) и максимальное потребление кислорода (МПК на 1 кг).
Кроме того,
увеличение мышечной массы сопровождается ростом жирового компонента,
увеличением содержания холестерина в крови и повышением артериального давления,
что создает благоприятные условия для формирования основных факторов риска
сердечно-сосудистых заболеваний.
При наблюдении за
30-летними мужчинами, в течение двух лет занимающимися атлетической
гимнастикой, было отмечено повышение артериального давления в среднем со 121/70
до 130/78 мм рт. ст. (а у 30 % из них--де 140/80 мм рт.ст.), снижение жизненного
индекса (в результате увеличения массы тела) с 72 до 67 мл/кг, увеличение ЧСС в
покое с 71 до 74 уд/мин (Ю. М. Данько, 1974). При выполнении функциональной
нагрузочной пробы количество атипических реакций на нагрузку увеличилось от 2
до 16 (из 30 обследованных), время восстановления пульса -- от 2,9 до 3,7 мин.
По данным электрокардиографического исследования, обнаружено перенапряжение
миокарда у 12 % занимающихся.
Помимо увеличения
мышечной массы, этим негативным изменениям способствуют также большое нервное
напряжение и задержка дыхания при натуживании. При этом резко повышается
внутригрудное давление, уменьшается приток крови к сердцу, его размеры и
ударный объем; в результате снижается миокардиальный кровоток и развивается
кратковременная ишемия миокарда. При длительных перегрузках, нередко имеющих
место в атлетической гимнастике, указанные изменения могут приобрести
необратимый характер (особенно у людей старше 40 лет). Вот почему наращивание
мышечной массы не должно быть самоцелью.
Атлетические упражнения
можно рекомендовать в качестве средства общего физического развития для молодых
здоровых мужчин -- в сочетании с упражнениями, способствующими повышению
аэробных возможностей и общей выносливости.
Так, например,
при сочетании упражнений с отягощениями со спортивными играми отмечено
повышение физической работоспособности по тесту PWC170 с 1106 до 1208 кгм/мин,
а с беговой тренировкой -- до 1407 кгм/мин, тогда как при занятиях
"чистым" атлетизмом такого эффекта не наблюдалось (А. Н. Мамытов,
1981).
При сочетании
силовых упражнений с плаванием и бегом (4 раза в неделю -- атлетическая
гимнастика и 2 раза -- тренировка на выносливость) наряду с выраженным
увеличением силы и силовой выносливости отмечено увеличение показателей теста
PWC170 с 1100 до 1300 кгм/мин и МПК с 49,2 до 53,2 мл/кг.
Необходимо также
учесть, что силовые упражнения сопровождаются большими перепадами артериального
давления, связанными с задержкой дыхания и натуживанием. Во время натуживания в
результате снижения притока крови к сердцу и сердечного выброса резко падает
систолическое и повышается диастолическое давление. Сразу же после окончания
упражнений -- вследствие активного кровенаполнения желудочков сердца
систолическое давление поднимается до 180 мм рт. ст. и более, а диастолическое
резко падает.
Эти негативные
изменения могут быть в значительной степени нейтрализованы при изменении
методики тренировки (работа с отягощениями не более 50 % от максимального веса
и подъем снаряда в фазе вдоха), что автоматически исключает задержку дыхания и
натуживание. Данная методика предложена специалистами Болгарии, где
атлетическая гимнастика широко применяется в оздоровительных целях.
Необходимо
критически отнестись к целесообразности ее использования лицами среднего и
пожилого возраста (учитывая возрастные изменения- сердечно-сосудистой системы и
отрицательное влияние на факторы риска). Занятия атлетической гимнастикой, как
уже отмечалось, могут быть рекомендованы здоровым молодым людям при условии
оптимизации тренировочного процесса и сочетания атлетических упражнений с
тренировкой на выносливость (бег и др.). Люди более зрелого возраста могут
использовать лишь отдельные упражнения атлетического комплекса, направленные на
укрепление основных мышечных групп (мышц плечевого пояса, спины, брюшного
пресса и др., в качестве дополнения после тренировки на выносливость в
циклических упражнениях.
Гимнастика
в программе Олимпийских игр.
Спортивная гимнастика неизменно входит в
программу Олимпийских игр, занимая в ней одно из центральных мест.
Правда, гимнастическая программа самых первых Игр современности
(1896) несколько отличалась от нынешних Олимпиад. 18 гимнастов, представлявших
в Афинах 5 стран, соревновались в отдельных видах многоборья: не только в
привычных нам упражнениях (за исключением вольных), но также в групповых
упражнениях на параллельных брусьях и перекладине и в лазанье по канату.
Господство родоначальников гимнастики – немцев – во всех видах программы было
практически безраздельным.
Первым в истории абсолютным чемпионом Олимпийских игр по
спортивной гимнастике стал в 1900 француз Гюстав Сандра. Первенство среди
команд и в отдельных видах многоборья на Олимпиаде в Париже не разыгрывалось.
На Играх 1904 в программе соревнований среди гимнастов появилась
еще одна необычная дисциплина: упражнения с булавами. Как известно, подавляющее
число участников Олимпиады в Сент-Луисе представляли США. Так что
безоговорочный успех американцев на гимнастическом помосте был вполне
предсказуем.
На следующих двух Олимпиадах не было равных итальянцу Альберто
Бралья. На Играх 1912 к своему титулу абсолютного чемпиона он добавил также
«золото», завоеванное в составе сборной Италии в командном зачете.
Соревнования по отдельным видам гимнастического многоборья вновь
появились в олимпийской программе уже после Первой мировой войны – на Играх
1924.
Четыре года спустя в олимпийском турнире по гимнастике впервые
приняли участие женщины. Правда, следующую Олимпиаду гимнастки опять пропустили
– и лишь с 1936 стали участвовать в них постоянно. Примечательно, что в
программу олимпийского турнира 1936 по женской гимнастике входили и упражнения
на параллельных брусьях. А на Олимпиаде-48 женщины выполняли обязательные
упражнения на кольцах. Одно время в программу олимпийского турнира по женской
гимнастике входили и групповые упражнения с различными предметами (булава, мяч
и пр.), позже ставшие составной частью художественной гимнастики. На Играх 1952
в формулу соревнований по женской гимнастике было внесено существенное
изменение: спортсменки впервые выступили в индивидуальном зачете (на четырех
снарядах). В своем нынешнем виде олимпийская программа по женской гимнастике
окончательно определилась в 1960 (Мужчины разыгрывают награды по схеме 6+1+1 с
1936).
В командном зачете в истории олимпийских турниров по гимнастике не
было и нет равных женской сборной СССР, 10 раз поднимавшейся на высшую ступень
пьедестала почета. У мужчин чаще других побеждали команды СССР и Японии – по 5
раз. Четырежде праздновала победу мужская сборная Италии – правда, это было еще
до Второй мировой войны.
Звание абсолютного чемпиона Олимпийских игр считается высшим
титулом в спортивной гимнастике. Выдающаяся советская гимнастка Лариса Латынина
добилась уникального достижения. В ее коллекции 18 олимпийских наград (из них 9
золотых: 6 получено в личном и 3 в командном соревнованиях). Повторить, – а,
тем более, превзойти, – этот рекорд пока не удалось никому из олимпийцев. 7
золотых медалей (все – в индивидуальном зачете) завоевала чешская гимнастка
Вера Чаславска (Одложикова). Столько же «золота» (а также 5 серебряных и 3
бронзовых медали) в коллекции наград Николая Андрианова. (Андрианов и Латынина
– два самых титулованных в истории мировой гимнастики спортсмена.) Другой наш
гимнаст Александр Дитятин на Олимпиаде-80 установил еще один своеобразный
рекорд, завоевав 8 – из 8 возможных – наград: в командном зачете, в «абсолюте»
и в отдельных видах многоборья (3 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовая медали).
Достойно завершил «советскую эпоху» в олимпийской гимнастике
Виталий Щербо: выступая на Играх-92 в составе объединенной команды стран СНГ,
он завоевал 6 золотых медалей.
Гимнастика в России
Самобытная
система физического воспитания, издревле сложившаяся в России, содержала
множество различных упражнений гимнастического характера. Идеи всестороннего, в
том числе и физического, воспитания, оказавшие большое влияние на общественное
мнение, содержались во взглядах полководца А.В. Суворова (1799-1880), педагога
К.Д. Ушинского (1824-1876). Собственно гимнастика, как средство физического
воспитания, утвердилась лишь в конце XVIII века, когда в 1774 году по приказу
Екатерины II была включена в программу обучения в сухомлинском кадетском
корпусе.
В
30-е гг. XIX в. гимнастика была введена в обучение войск гвардии, а в 50-е гг.
и всей русской армии, в программы средних учебных заведений. В 1855 г. в
Санкт-Петербурге был открыт гимнастическо-фехтовальный зал, где офицеры, а за
плату и все желающие, могли заниматься гимнастикой. Военным ведомством
организуется ряд курсов ("кадров"), готовивших преподавателей
гимнастики для армии, которым предоставлялось право преподавать ее и в учебных
заведениях: гимназиях и реальных училищах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|