На месте современных Нейского переулка
и Комсомольской улицы были расположены слободы, где жили крестьяне бывшей
деревни Кочево, получившие при сселении льготы. Позднее в этих же слободах жили
солдаты парфеньевского гарнизона со своими семьями.
В 17 в. границы Московского
государства расширились к востоку, и Парфеньев потерял свое военное значение:
крепость была разрушена, пушкари стали заниматься ремеслами. (40) Лишь по
пятницам тихий город Парфеньев оживлялся, в дни базара. Через город Парфеньев
проходил торговый тракт из Вятки, Казани на Галич, в Петербург, Вологду,
Архангельск. Парфеньев стал застраиваться вдоль этого тракта, появилась широкая
Большая Посадская улица. Она в то время выполняла роль площади. В дни ярмарок
по ее бокам ставились многочисленные балаганы, ларьки, лотки. Здесь продавали
все, что только можно было себе представить: галантерея, обувь, сушеная
Галичская рыба, сушеные фрукты, церковную утварь и иконы, привезенные
богомазами из Палеха и Мстеры, глиняную посуду из деревни Кокушкино, деревянную
посуду из деревни Телегино. Мест на Большой Посадской улице не хватало, и
тогда торговцы перемещались в переулки. В Пожарном переулке можно было купить
грабли, кошели, рогожи и т.д. В Конном переулке продавали скотину: лошадей,
коров, овец и др. Дрова, сено и солому можно было купить в самом конце
Посадской улицы.(41)
В Парфеньеве было шесть трактиров, где
после церковной службы разрешалось продавать горячительные напитки. Но первый
кабак в Парфеньеве появился в 1617 г., по разрешению Михаила Романова, о чем
свидетельствует сохранившаяся грамота. Кабацкий двор а Парфеньеве находился на
Посаде, поварня, где изготавливали вино и пиво, стояла отдельно.
Продажа вина, которая являлась
государственной монополией, давала самые большие сборы денег. За незаконное
изготовление и тем более продажу вина взимались штрафы. Вино привозили из
Галичского питейного дома в Парфеньевский питейный дом в бочках, а затем
продавалось ведрами, полуведрами, чарками, кружками, полукружками. Сохранился
контракт с князем И.М.Одоевским, владельцем винокуренного завода в Унженской
вотчине, по которому в Парфеньево было прислано 429 ведер вина.(42) Кроме
Парфеньева питейные дома устраивали и в селах, например в Бушнево.
18 декабря 1708 г. вышел указ Петра
Ι об учреждении губерний и о росписании к ним городов: «Великий государь
указал, по именному своему великого государя указу, в своем великого государя
великом Российском государстве для всенародной пользы учинить 8 губерний и к
ним росписать города. И по тому его великого государя именному указу, те
губернии и к ним принадлежащие города, в Ближайшей Канцелярии росписаны, и
табели за подписанием его государевой руки, начальствующим тех губерний,
которые прилучилися быть в армии розданы, велено им в тех губерниях о денежных
сборах и о всяких делах присматриваться, и для доношения ему великому государю
о тех губерниях готовым быть, где он великий государь укажет». (43) Город Парфеньев,
таким образом, отошел к Архангелогородской губернии, куда всего входило 20
городов.
Реформы и войны Петра Ι требовали
больших денежных и материальных средств. Жители Парфеньева платили огромное
количество налогов: ямские, полонянические – на выкуп пленных, корабельные – на
строительство флота и т.д. По окончанию Северной войны освободилось много
русских войск, но из-за неспокойной политической обстановки демобилизовывать их
было нельзя. Петр Ι приказал расположить их в глубине страны, в особых
полковых округах, а на местное население возложил содержание войск. Так, в
Парфеньеве был расквартирован Казанский пехотный полк. Был выстроен особый
штабный двор на горе, называющийся Полковушка. Позднее на том месте было
кладбище. Полковой двор имел форму прямоугольника, и был застроен по периметру
зданиями складов, казарм и т.д. Семейных солдат разместили в особых домах, их
было всего 22 постройки; солдаты были так же размещены в ближайших деревнях
Парфеньева.(44)
2.2 История посада Парфентьева в период
с 1778 г. по 19 в.
Реформой
Екатерины ΙΙ в 1778 г. Парфеньев был разжалован в посад и присоединен
к Галичской провинции. Изменились и значение Парфеньева, и его управление, и
даже жизнь жителей. Теперь он входил в состав Кологривского уезда, и в его
истории начался новый этап. (45) Потеряв статус уездного города, Парфеньев
«пребывал в полудреме, развитием промышленности и ремесел не занимался,
капиталами на губернию <…> не гремел». (46) Несмотря на географическое
положение уезда, отстоящего от границ империи на многие километры, и
окруженного непроходимыми лесами, в Парфеньеве пребывал гарнизон из трех
десятков человек, положенный по штатам.
Каково было население уезда – сказать трудно.
По указу Екатерины ΙΙ от 11 октября 1764 г. в уезде не должно было
проживать более 30 тыс. человек. Но, как считает Л. Ковалева, в уезде
насчитывалось намного меньше жителей, т.к. «этот северный лесной край никогда
не был густо населен».(47) До наших дней дошли Памятные книжки Костромской
губернии, по которым можно судить о численности населения посада в 1862 г. Оно
составляло около 950 человек, из них основная масса была мещане (671 человек).
В посаде насчитывалось 194 купца, 49 представителей православного духовенства,
а так же 12 почетных граждан, потомственных и личных, и 11 потомственных
дворян. В 1861 г. в посаде родилось 26 человек, все они были законнорожденные,
умерло 22 человека, в основном это были дети до 5 лет.(48) Что касается занятий
населения, то в Парфентьеве было 14 хлебников, 17 плотников, 7 булочников. Были
так же портные, кузнецы, тележники, два цирюльника, один печник и один столяр.
(49)
В посаде имелась Ратуша, где в 1853 г. бургомистром был В.
Толстопятов, а ратманами И.И.Пуганов и Ф.С.Дубровин. Все они были мещане.
Главой Думы был Яков Тимофеев, гласным – А.И.Суханов. Должность секретаря
Ратуши и секретаря Думы исполнял М.М.Пятнин. В Парфентьеве был так же военный
пристав Николай Алексеевич Цветков. (50)
В посаде исправно работала почтовая контора, в которой
почтмейстером в 1853 г. был Максим Иванович Божков. Почта приходила в
Парфентьев каждую среду, а отправляли ее по воскресеньям. (51)
Одной из особенностей данного периода истории можно назвать
появление каменных церквей в посаде на месте деревянных. В 1790 г. на
территории крепости, на месте древней часовни строят зимнюю, каменную церковь,
которая стала соборной церковью Парфентьева. Она была выстроена в классическом
стиле и была богато украшена внутри. В церкви были устроены приделы во имя
святого Николая, святого Дмитрия Ростовского и Воскресения Христова. В ограде
церкви стояла деревянная часовня. В соборной церкви была мемориальная доска в
честь посещения ее в 1824 г. императором Александром Ι. Заслуживает
внимания и внутренне убранство храма, которое было выполнено костромскими
мастерами братьями Дурляпиными. Резные из дерева иконостасы с изумительным
рисунком напоминали окаменелости. Эта резьба была истинным произведением
искусства народных умельцев.
В 1848 г. на месте деревянной Ризположенской церкви строят каменную
Макарьевскую летнюю церковь. В том же году деревянную Рождественскую церковь
сменил каменный Рождественский храм с колокольней.(52) Она была миниатюрна,
скромна и поражала гармоничностью своих форм. Строитель как бы задался целью
отразить в ее архитектуре бедность и отчужденность существовавшего когда-то на
этом месте монастыря. И от этого ее вид выигрывал в своем архитектурном облике
в сравнении со стоящей напротив соборной Ризположенской церковью, помпезность
и надменность которой бросается в глаза.
Другой особенностью данного периода истории Парфентьева является
развитие образования и медицины. Кологривское земство с первых же дней своего
существования занялось рассмотрением данных вопросов. В 1835 году в
Парфентьеве было открыто приходское училище, а к началу земских реформ было
четыре начальных училища Министерства Государственных имуществ (Преображенское,
Матвеевское, Дорфеевское и Потрусовское). (53)
Расходы на медицину в 1866 г. возросли почти вдвое. Появились
особые медицинские участки, после чего было решено начать строительство
больниц. К делу было привлечено местное население: с души собирали в год 5
копеек на устройство в Парфентьеве больницы.(54) Предполагалось, что жители
позднее будут пользоваться больницей бесплатно. На собранные деньги вскоре был
куплен деревянный дом г-жи Максимовой. Затем его променяли на участок земли для
строительства больницы, которое началось уже в 1877 г., а закончилось через
год. (55) Строительство шло под руководством Е.Николаева и И.Ф.Дубровина. Работы
были проведены с особой тщательностью: здание возвышалось на каменном
фундаменте, бревна тщательно отбирались, все щели были предусмотрительно
заделаны мхом и паклей.
Весь инструментарий для больницы Парфентьева был выписан от лучших
мастеров: управа удовлетворила все требования первых врачей. Однако с врачами
возникали постоянные проблемы: они часто менялись по тем или иным причинам.
Некоторые были слишком корыстны и не желали бесплатно обслуживать жителей,
поэтому увольнялись. Однако позднее выяснилось, что бесплатное лечение
увеличивает земские сметы до огромных размеров, и вопрос отпуска даровых
лекарств требовал пересмотра. Дискуссии по поводу бесплатной медицины не
смолкали. Одни утверждали, что ее нужно запретить, т.к. при даровом лечении многие
считали больницы особым приютом, и находились там долгое время, по 6 месяцев,
не желая работать и симулируя болезнь. Другие были сторонниками бесплатной
медицины, делая все для больных, проявляя настоящую заботу и участие. Таким был
А.Т.Виноградов, парфентьевский врач, который занял должность в 1879 г. и
положил конец постоянной смене врачей. (56) До самой смерти он со знанием дела
выполнял свои обязанности, был предан своему делу до конца, и даже получил
благодарность от земства. Его портрет висел в больнице, была даже особая койка
имени А.Т.Виноградова. Он был не только врачом, но и общественным деятелем.
А.Т.Виноградов читал лекции в народном доме, хлопотал о поднятии жалованья
медицинскому персоналу. (57)
Что касается образования в Парфентьеве, то достижения в этой
области были довольно скромными. Среди учителей не было таких ярких личностей,
как А.Т.Виноградов. В 1870-80 гг. в уезде было 17 начальных училищ, а позднее
был поставлен вопрос об увеличении их числа, таким образом, чтобы образование могли
получить все жители уезда. (58) Постепенно учащихся становилось все больше с
каждым годом. Курс обучения в то время длился 3-4 года, в школах были устроены
ночлежные приюты для детей, живших далеко от места учебы. Однако эти приюты не
отличались особой чистотой и порядком. Санитарные попечительства обследовали
каждую школу, и составляли описания санитарных норм. Врачи объективно оценивали
обстановку с целью изменения и улучшения условий. Некоторые школы признавались
удовлетворительными, другие – никуда не годными.
В школы детей отдавали с неохотой, ведь в семье рабочих рук
становилось меньше. Для привлечения учеников ввели преподавание кройки и шитья
для девочек и ремесленные классы для мальчиков.
Идея создания библиотек возникла в связи с тем, что дети теряли
навыки чтения, если они не имели возможности их использовать. В 1891 г. было
решено создать передвижную училищную библиотеку, т.е. систему обмена книгами
между школами. Это была временная мера. И все-таки, «надо было не просто
предоставить народу возможность пользоваться книгами, но и воспитать
потребность в чтении».(59) В 1890-х гг. распространились чтения с туманными
картинами: это были своего рода первые просмотры слайдов. Но из-за
несовершенной оптики четкой картинки не получалось, поэтому парфентьевцы
смотрели туманные изображения, откуда и пошло название. После прокатившейся
волны моды на чтения, стали открываться читальни. В Парфентьево чтения
проводились в народном доме.
В 1898 г. Кологривское уездное земство приняло решение об
организации яслей для грудных детей на время летних работ в полях.
А.Т.Виноградов активно принял участи в открытии первых ясель. Кроме того, в
Парфентьево было два приюта: в сельце Ивановском и в деревне Воловцово.
Основателем второго стал земский начальник А.Э.Ерта; а его жена стала
попечительницей.
Несмотря на то, что Кологривское земство, по мнению Л.Сизинцевой
«было самым неповоротливым, консервативным, а его гласные – самыми
неуступчивыми и скаредными», (60) все же оно было в состоянии решить многие
проблемы: от образования до строительства дорог и прокладывания телеграфных
линий. Кроме того, в Парфентьево, хоть и с опозданием, приходили все новшества
из больших городов.
Среди выдающихся людей Парфентьева
стоит выделить писателя-этнографа С.В.Максимова, родившегося здесь в 1831 г. в
семье почтмейстера. (61) В этой настоящей костромской
глуши Сережа Максимов провел детство. Часто предоставленный самому себе, он
играл с крестьянскими ребятишками и не понаслышке знал о сельских заботах,
сельских традициях и обычаях. Здесь он учился в Парфеньевском народном училище,
потом два года — в Кологривском уездном училище. В 1842 году Максимов поступил
в Костромскую гимназию, которую через восемь лет успешно закончил. Он мечтал о
филологическом факультете, но занятия литературой доходными никогда не были, а
в то время модными стали естественные науки, и потому Максимов оказался в
Московском университете на факультете медицины. Но мечта о филологии не
исчезла, и потому молодой студент времени зря не терял — стал сотрудничать с
журналом «Москвитянин». После двух лет учебы в Москве Максимов переехал в
Петербург, не оставляя надежды поступить на филологический факультет уже
Петербургского университета. Но судьба опять распорядилась иначе: он стал
слушателем медико-хирургической академии. Попутно, «в подспорье к скудным
средствам существования», он начал работу в «Справочном энциклопедическом
словаре» Старчевского. В 23 года Максимов наладил связи с журналом «Библиотека
для чтения», где были опубликованы его первые очерки — в основном они были
написаны по воспоминаниям детских лет о жителях родного Парфеньева. Сборник
«Лесная глушь» — по впечатлениям путешествия по Владимирской губернии, «Год на
Севере» — о путешествии на русский Север, организованном морским ведомством.
Географическое общество за эту книгу удостоило писателя золотой медали. (62)
Побывал С.В.Максимов и на Амуре, писал очерки о ссыльных и заключенных. Он знал
многих людей — старообрядцев, нищих, бродяг. А в свои последние годы по заданию
князя Тенишева занялся изучением жизни родной губернии, костромских крестьян.
В посаде Парфентьеве существовало
огромное количество традиций. Одна из них – это плачи по призванным на военную
службу. Призывника провожали до станции к поезду на лошадях, молодежь пела,
мать причитала. Сбором плачей в 1879-х гг. занимался Ф.Д.Нефедов. Он записывал
причитания во всем Кологривском уезде. (63)
2.3
История села Парфеньево в 20 в.
В начале 20 в. в Парфеньеве продолжает развиваться образование и
медицина. В 1907 г. больницу Парфеньева признали межуездной в связи с тем, что
там лечились жители Галичского и Чухломского уездов. Это привело к тому, что в
больнице учредили должность второго врача и решили устроить родильный приют.
Кроме того, повсеместно открывались новые медицинские участки, что облегчило
работу парфеньевских врачей с уменьшением числа больных. В 1916 г. был
составлен проект новой больницы, т.к. прежняя уже не отвечала современным
требованиям. (64)
В
течение первого десятилетия 20 в. начинают ежегодно строить школы. В 1908 г. их
число достигает 81. К 1915 г. многие школы имели несколько комплектов учащихся,
число учеников выросло за семь лет больше чем на 2000 человек. С 1906 г.
вводится всеобщее обучение. Число училищ так же растет. Если до 1915г. в
Парфеньеве было лишь одно приходское училище, то после 1915 г. в уезде
насчитывается 130 училищ, из них высшее начальное училище, открытое в 1908 г.,
и мужское и женское приходские училища находились непосредственно в самом
Парфеньеве. Их финансировали государственное казначейство и Кологривское
земство, присылавшее земское пособие на такие дела, как изучение ремесел,
иностранных языков и т.д. (65)
В Советское время посад Парфентьев приобрел
статус села. В 30-е гг. были разрушены многие церкви. Так, например, каменный
Рождественский храм до сих пор находится в полуразрушенном состоянии, а кирпич
от разобранной колокольни «использован на подсыпку дороги». (66) В 1937 г. была
разрушена деревянная часовня в ограде каменной Ризположенской церкви. Сама
церковь, однако, уцелела и до сих пор является действующей.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|