рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики на ...

100,5

100,5

107,6

101,7

102,0

Обувь

100,3

100,7

106,8

100,8

101,1

Моющие и чистящие средства

100,5

100,5

105,4

101,4

101,8

Табачные изделия

100,9

100,5

108,6

102,9

102,4

Электротовары и другие бытовые приборы

100,2

100,2

102,2

100,7

100,6

Телерадиотовары

100,1

99,9

98,9

100,1

99,9

Строительные материалы

100,7

100,9

112,2

102,2

101,5

Бензин автомобильный

99,4

99,8

107,9

99,1

101,9

Медикаменты

100,3

100,4

103,3

101,0

100,6


В марте из наблюдаемых групп непродовольственных товаров опережающими темпами росли цены на печатные издания, которые за месяц подорожали на 1,8%, в том числе еженедельные газеты - на 4,8%.

Кроме того, на 0,9-2,9% увеличились цены на отдельные виды одежды и обуви весенне-летнего ассортимента, парфюмерно-косметических товаров, строительных материалов, медикаментов, табачных, чулочно-носочных изделий, сумки дамские из кожзаменителя, а также на шины для легковых автомобилей и электрические осветительные лампы.

В то же время снижение цен на 0,3-0,7% отмечалось на отдельные виды зимней обуви, телерадиотоваров, медицинских товаров, а также на телефонные аппараты сотовой связи, мониторы для персональных компьютеров, бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) и дизельное топливо.

Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению представлены ниже[21]:

Таблица 2.4. Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению в процентах

 

К предыдущему
месяцу

Март 2007г. к

Справочно март
2006г. к декабрю 2005г.

февраль

март

марту
2006г.

декабрю
2006г.

Жилищно-коммунальные

101,3

100,2

114,9

112,7

115,6

жилищные

101,5

100,2

113,5

110,0

114,1

оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов

101,1

100,2

112,5

110,2

115,4

содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья в результате приватизации

101,4

100,1

112,7

110,4

115,2

услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ

102,9

100,5

117,4

112,1

115,7

вывоз мусора

101,3

100,5

115,5

111,9

113,3

коммунальные

101,2

100,2

115,7

114,1

116,4

водоснабжение и канализация

101,7

100,2

116,7

115,1

118,0

отопление

101,2

100,2

115,1

113,4

116,3

водоснабжение горячее

101,8

100,4

116,8

115,8

117,7

газоснабжение

100,8

100,0

120,3

115,9

110,7

электроснабжение

100,1

100,0

111,7

111,5

116,5

Медицинские

101,0

101,6

113,4

104,4

104,7

Пассажирского транспорта

104,2

100,8

115,2

106,7

105,8

Связи

110,3

100,1

112,3

110,4

100,5

Организаций культуры

101,1

100,6

114,1

103,3

104,7

Санаторно-оздоровительные

101,0

100,5

113,4

103,7

105,4

Дошкольного воспитания

100,8

101,4

123,9

105,4

109,4

Образования

100,9

100,5

116,3

102,6

101,9

Бытовые

100,9

101,6

112,6

103,9

104,4

Зарубежного туризма

100,1

100,3

106,0

100,3

98,6

Физкультуры и спорта

101,4

100,9

116,5

105,4

105,2

Страхования

100,6

101,1

109,0

103,3

100,4


В марте отмечалось значительное замедление темпов роста тарифов на все виды жилищных и коммунальных услуг. В то же время услуги гостиниц стали дороже на 1,8%, а аренда квартир у частных лиц - на 0,8%.

В группе бытовых услуг цены на малярные работы увеличились на 2,8%, на пошив и ремонт одежды - на 1,7-2,4%, шиномонтаж колес легкового автомобиля - на 2,0%.

Из услуг пассажирского транспорта более всего возросла стоимость комбинированного билета для проезда в городском транспорте - на 1,9%, а также тарифы на проезд в пригородном поезде и трамвае - соответственно на 1,8% и 1,2%.

Среди остальных наблюдаемых видов услуг цены на отдельные виды услуг стоматологии, а также плата за начальный курс обучения вождению легкового автомобиля увеличились на 2,0-2,7%, стоимость отдельных видов страховых услуг, цены на экскурсионные услуги, билеты в музеи и на выставки, на доступ в Интернет - на 1,1-1,8% [21].

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в марте составил 100,5% (с начала года - 101,7%) (см. Приложение 1).

Подводя итог данному вопросу, необходимо подчеркнуть, что темпы снижения инфляции на современном этапе развития Российской Федерации свидетельствуют о качественном изменении российской экономики в лучшую сторону. Хотя нам далеко до европейского уровня по темпам инфляции, снижение ощутимо. В то же время в снижении инфляции в нашей стране есть определенные нюансы, а именно возможное негативное воздействие на экспорт при более существенных темпах снижения инфляции.

Сопоставление уровня инфляции с уровнем рентабельности в промышленности свидетельствует о готовности российской экономики к расширенному воспроизводству.

3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ


Антиинфляционная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве стран мира.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Одним из основных механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос, в рыночной экономике является функциональная экономическая система (ФЭС), регулирующая размеры денежной массы в обращении и уровень инфляции.

Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию количество денежной массы в обращении и уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты регулирования, как:

-       политика обязательных резервов;

-       уровень процентной ставки Центрального банка;

-       регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков;

-       операции на открытом рынке. [6, c.11]

В этой связи условно функциональную экономическую систему по регулированию количества денежной массы в обращении и уровня инфляции можно изобразить в виде следующей схемы (рис. 3.1)

Рис. 3.1. Система регулирования уровня инфляции

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

В развитии Российской Федерации выделяют четыре раз­личных периода антиинфляционной политики.

Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфля­ции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и, наконец, нынешний период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.

Реализация комплекса антиинфляционных мер позволила существенно замедлить рост потребительских цен в стране.

Можно выделить следующие направления антиинфляционной политики в Российской Федерации:

1. Выдавать кредиты исключительно после возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. [6, c.8]

2. Восстановление доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Центрального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.

3. Повышение эффективности банковского сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.

4. Центральному банку очень важно удерживать намеченную траекторию обменного курса и инфляции. Ценообразование предприятий ориентированно на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него. [2, с.5]

5. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынка. Решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

6. Снижение норм обязательных резервов и их формирование в белорусских рублях. В этом случае банки не заинтересованы в спекулятивном понижении курса белорусского рубля, так как выигрыш на курсовых спекуляциях будет съеден необходимостью пополнения резервов, снижение которых резко уменьшит разрыв между стоимостью ресурсов и ставками кредитов. [16, c.13]

Подводя итог, отметим, что антиинфляционная политика находится в настоящее время на четвертом этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействия инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение проведенного курсового исследования необходимо сделать следующие выводы.

Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Инфляция представляет собой обесценение бумажных денег; в рыночной экономике этот процесс, как правило, связан с ростом цен; в командно-директивной экономике или в экономике, в которой продолжают большую роль играть нерыночные факторы, инфляция выражается и в росте цен, и в дефиците многих товаров и услуг. Инфляция, понимаемая таким образом, носит многофакторный характер: на ее оказывают воздействие и факторы денежного обращения и факторы производства и предложения товаров.

В зависимости от различного размера роста цен различают три вида инфляции: ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.

Истоки инфляционных явлений коренятся: в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений, стереотип хозяйственных мотиваций экономических агентов; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни и т.д.

Отличительной чертой переходного периода в России, как и в большинстве стран с транзитивной экономикой, являются мощные инфляционные процессы, сопровождающиеся соответствующими негативными социально-экономическими последствиями. Поэтому снижение инфляции на протяжении ряда лет является стратегической целью проводимой в России политики.

Проведенный анализ показывает, что наметилась устойчивая тенденция к снижению уровня инфляции и приближению ее к допустимому уровню, что свидетельствует об определенных успехах государства в реализации мер антиинфляционной политики.

Тем не менее, рассматриваемая проблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции, в основе которой лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры,  повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.


Список использованных источников

1.     Введение в рыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / А.Я. Лившиц, И.Н. Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высш. шк., 1995. – 447с.

2.     Домбровский М. и др. Инфляционные последствия девальвационного кризиса в России и на Украине. // Вопросы экономики. – 1999. - №8, с.27-48

3.     Гаврилов В. Факторы инфляции в Российской Федерации // Вопросы экономики. -2004. -№ 5. -C.4-12.

4.     Гнездовский Ю.Ю., Мороз Е.П. Инфляция в условиях реформирования экономики Российской Федерации // Вопросы статистики. -2003. -№ 6. -C.22-27.

5.     Костин Л. Занятость, заработанная плата и инфляция. // Человек и труд. – 1999. - № 2, с.33-36

6.     Ковалев М. Как обуздать инфляцию. // Банковский вестник. -2001. -№4. -С.8-15.

7.     Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. -М.: Инфра-М, 1997. -725с.

8.     Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. -В 2-х томах. -Т.1,2. -М.: Республика, 1992. -412с.

9.     Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций. -М.: Инфра-М, 1997. -345с.

10. Ореховский П.А. Общая экономическая теория. -Ч.2. -Обнинск: МАСЗ, 2000. -303с.

11. Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика. -2005. -№ 4. -C.95-105.

12. Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2006 год // Деньги и кредит. -2005. -№ 11. -C.3-29.

13. Сидоренко А. Пять лет сплошных побед // Вопросы экономики. -2001. -№3. -С.5.

14. Сошникова Л.А., Гнездовский Ю.Ю. Моделирование и анализ инфляции в Российской Федерации // Вопросы статистики. -2005. -№ 4. -C.31-33.

15. Тарасевич Л.С., Гребенников П. Макроэкономика: Учебник. -М.: Высшее образование, 2005. - 654с.

16. Тарасов В., Крылович И. Сезон инфляции. // Вопросы экономики. -2002. -№3. -С.13.

17. Тарханов О. Инфляция // Общество и экономика. -2004. -№ 10. -C.136-156.

18. Тимошенко Л.М. Инфляционное таргетирование: сущность и условия реализации // Вопросы экономики. -2003. -№3. -С.52-62.

19. Тихонов А. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность. // Банковский вестник. -2002. -№5. -С.2-6.

20. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. -М.: БЕК, 1996. -678с.

21. Сайт государственного комитета статистики www.gsk.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.