Конституционное право Китая и Испании
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Китае…..5
2 Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Испании..8
3 Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Китае
и Испании в сравнении………………………………………………………….12
4 Социальные, экономические и культурные права, свободы и обязанности в
Испании и Китае в сравнении с социальными, экономическими и культурными
правами, свободами и обязанностями в России……………….14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...17
Введение
Экономические, социальные и культурные права и
свободы представляют собой обязательную часть, звено единой системы
конституционных прав граждан. Определяя их место и роль в общей системе прав
человека и гражданина, следует учитывать, что и для международного права и для
национальных правовых систем современных демократических государств характерно
отношение к правам человека как к единому комплексу. Не может быть более важных
и менее важных прав человека. Все они по-своему необходимы, являются жизненно
важными.
В настоящее время социально-экономические
права имеют всеобщее признание, в том числе и на международно-правовом уровне.
Они закреплены как во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, так и в
специальных документах - Международном пакте об экономических, социальных
и культурных правах (1966 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.), а также
в иных международно-правовых актах, посвященных различным направлениям
международного сотрудничества в области социально-экономических прав человека.
Конституции и другие нормы конституционного
права провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания.
Социальные, экономические и культурные права и
свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества.
Важнейшими из этих прав является право на владение и распоряжение частной
собственностью, право на образование, свободное вероисповедание. В числе
социально-экономических завоеваний трудящихся можно назвать также страхование
по безработице, обеспечение пенсиями престарелых и инвалидов, охрану женского и
детского труда. Эти фундаментальнейшие права обеспечены всеми средствами
юридической защиты от посягательства, как со стороны отдельных лиц, так и
органов самого государства.
При всем многообразии, неоднородности
соответствующей группы прав и свобод, для них характерно такое общее свойство,
как единство материального содержания. Оно определяется тем, что только данная
группа прав и свобод самым непосредственным образом связана с отношениями
собственности, экономическими и социальными элементами гражданского общества.
Осуществление этих прав означает участие граждан в осуществлении экономической
власти, в пользовании достижениями культуры, социальными благами общества.
Социально-экономические права направлены в этом плане на удовлетворение
важнейших, наиболее значимых для каждого человека потребностей в жилье и
питании, работе и отдыхе и т.п.
Нередко социальные, экономические и культурные
права выступают как права-гарантии, то есть выполняют гарантирующие функции по
отношению к другим правам и свободам.
Правовое положение личности в обществе и
государстве определяется не только правами и свободами, но и юридическими
обязанностями.
Конституционно-правовой институт обязанностей
граждан оформляться и приобретать юридическое выражение лишь после второй
мировой войны.
Традиционными обязанностями, которые
государство молчаливо или открыто возлагает на своих граждан, являются:
подчинение законам и иным нормативным актам, уплата налогов и воинская
повинность. В новейших конституциях появляется не только сам термин
«обязанности граждан», но даже соответствующие главы и разделы.
1 Конституционное регулирование
экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина в Китае
Современный период определяется в Конституции
Китая как «начальная стадия строительства социализма» (преамбула), а китайское
общество — как социалистический строй. Одновременно в ней говорится о
«социализме с китайской спецификой», о «социализме в модернизированном виде». В
Китае ставится задача осуществить социалистическую модернизацию общества,
которая должна привести к созданию зрелого социалистического общества примерно
в течение 100 лет.
В Конституции сказано, что эксплуататоры как
класс ликвидированы, но вместе с тем упоминается о внешних и внутренних вражеских
силах и элементах. В ней содержится много демократических положений, говорится
о правах граждан, но различаются, с одной стороны, права трудящихся, с другой —
права остальных людей. Система органов государства исходит из
марксистско-ленинских положений, отрицающих разделение властей,
предусматривающих сосредоточение государственной власти в руках
представительных органов типа советов снизу доверху, из принципа
демократического централизма.
В Китае принята социалистическая концепция прав
человека, которая отвергает понятие естественных прав и связывает правовой
статус личности с природой общества и государства.
Наиболее широкими правами в Китае, как и в
других странах, обладают его граждане. Гражданами Китая считаются лица, хотя бы
один из родителей которых является китайским гражданином и которые родились на
территории Китая или другой страны, но не приобрели гражданство последней.
Иностранцы и лица без гражданства могут быть приняты в китайское гражданство,
если они имеют близких родственников в Китае или у них есть иные основания для
приобретения гражданства (вопрос о наличии оснований решается министерством
общественной безопасности, которое ведает вопросами приема в гражданство, его
утраты и восстановления). Двойное гражданство в Китае не признается, но
законные права и интересы иностранцев охраняются.
Закрепляя равенство граждан перед законом (ст.
33), равные права женщин и мужчин во всех областях (ст. 48), Конституция
содержит достаточно широкий перечень их прав и свобод, а также обязанностей
граждан КНР.
Наибольшее внимание уделяет Конституция
закреплению социально-экономических прав и свобод, которые рассматриваются в
КНР как приоритетные. К их числу относятся право на труд (ст. 42), на отдых
(ст. 43), право на пенсионное обеспечение (ст. 44), право на получение
материальной помощи от государства и общества в старости, в случае болезни, или
потери трудоспособности (ст. 45), право собственности и ее наследования (ст.
13), право на образование (ст. 46). Кроме того, Конституция закрепляет ряд прав
в социально-культурной области, в частности, свободу научно-исследовательской
деятельности литературно-художественного творчества и деятельности в других
областях культуры (ст. 47).
Конституционные обязанности граждан КНР, так
же как и права, соответствуют социалистической доктрине прав человека и в этой
связи имеют ряд характерных особенностей. Прежде всего, обращает на себя
внимание чрезвычайно широкий, по сравнению с другими странами, круг основных
обязанностей, причем многие из них имеют ярко выраженную идеологическую
направленность. Некоторые обязанности носят не только правовой характер, но и
представляют собой сочетание правовых и моральных обязанностей. Более того,
целый ряд обязанностей носит чисто моральный характер, например, обязанность
трудящихся относиться к своему труду как хозяев страны (ст. 42).
К числу основных обязанностей граждан КНР
относятся обязанности соблюдать Конституцию и законы страны хранить
государственную тайну; беречь общественную собственность; соблюдать трудовую
дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали охранять
безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию,
при этом воинская служба и участие в народном ополчении является почетной
обязанностью граждан; защищать единство государства и сплоченность всех
национальностей страны; в соответствии с законом платить налоги. Праву на
образование соответствует конституционная обязанность учиться, а праву на труд
— почетная обязанность всех трудоспособных граждан трудиться. К числу конституционных
также относится обязанность родителей содержать и воспитывать
несовершеннолетних детей, а совершеннолетних детей — содержать и поддерживать
родителей.
Одной из специфических особенностей китайских
граждан является обязанность супругов «осуществлять политику планирования
рождаемости» (ст.49), что связано со сложной демографической ситуацией в
стране. Так, в городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в
сельской местности – не более двух.
Конституция подчеркивает, что граждане КНР,
осуществляя свои права и свободы, не должны наносить ущерб интересам
государства, общества и коллектива, законным свободам и правам других граждан
(ст.51).
Таким образом, правовой статус личности в КНР
базируется на социалистической доктрине прав человека и вместе с тем отражает
традиционные китайские воззрения на роль человека в обществе, умаляя ценность
отдельной человеческой личности и акцентируя внимание на преобладании
коллективистских начал в общественной жизни. Для правового статуса личности в
КНР характерны следующие особенности:
-
определение правового
статуса личности в зависимости от категории, к которой данное лицо относится
(гражданин, лицо без гражданства, иностранец);
-
отрицание концепции
“естественных прав” — права и свободы предоставляются гражданам КНР только
самим социалистическим государством, и только государство определяет перечень
и объем этих прав и свобод;
-
права и свободы имеют ярко
выраженную социалистическую направленность, поскольку они служат целям и
задачам строительства социализма в Китае. Многие права и свободы
дифференцируются по социально-классовому признаку, в частности, различаются
права граждан и права трудящихся (например, право на образование имеют все
граждане, а право на отдых — только трудящиеся);
-
на первое место в иерархии
прав в Китае выдвигаются социально-экономические права. В Конституции говорится
о праве на труд, отдых, пенсионное обеспечение (пенсии получают лишь работавшие
в государственных предприятиях – 1/10 всех занятых),
образование, о праве собственности и ее наследования. Названы также
социально-культурные права: свобода научной и исследовательской деятельности,
литературно-художественного творчества, деятельности в других областях
культуры.
-
ряд конституционных
обязанностей сформулирован в виде общих принципов и носит моральный характер
(например, обязанность защищать честь и интересы родины);
-
конституированы некоторые
обязанности, характерные для других отраслей права, например, обязанность
соблюдать дисциплину труда;
-
отсутствует конституционное
закрепление материальных гарантий многих прав и свобод, что ведет к нарушениям
прав человека. Поэтому следует проводить четкие различия между юридическим и
фактическим статусом китайских граждан; большое внимание уделяется
конституционному закреплению прав этнических китайцев, проживающих за рубежом
(хуацяо) и членов их семей.
2 Конституционное регулирование
экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина в Испании
На содержание испанской Конституции оказали влияние
принятые ранее конституционные акты ряда европейских демократических
государств. В частности, Конституция Италии 1947 г. и Основной закон
ФРГ 1949 г. оказали влияние на разделы испанской Конституции об
автономных образованиях, о правах и свободах граждан, о Конституционном суде;
шведская Конституция 1975 г. и Конституции других скандинавских стран — на
правовое положение главы государства — Короля и на институт народного защитника
(омбудсмена), и т. д.
Многие конституционные положения были впоследствии
дополнены органическим и обычным законодательством, существенно детализировавшим
конституционные нормы. Среди них: органические законы о регулировании различных
видов референдума, о Конституционном суде, о народном защитнике, о Генеральном
совете судебной власти, о Государственном совете, о религиозной свободе, о
регулировании права на объединение и другие.
Основной закон 1978 г. построен по
классическому западноевропейскому образцу; он содержит основные структурные
элементы, присущие актам такого уровня в этом регионе, и включает преамбулу,
общие положения, раздел о правах и обязанностях, об основных принципах социально-экономической
политики, разделы об органах государственной власти, об экономике и. хозяйстве,
о территориальной организации государства, о Конституционном суде, об изменении
Конституции, а также дополнительные, переходные, отменяющие и заключительные положения.
Конституция Испании в довольно подробной форме
закрепляет основные права и обязанности граждан страны. В этом отношении
основной закон Испании по своему содержанию является одним из наиболее
демократичных в Европе. Появление такого раздела объясняется, видимо,
длительным периодом отсутствия демократических прав и свобод человека и
гражданина в Испании в период франкистской диктатуры. Поэтому вполне
закономерно, что Конституция 1978 г. в качестве основы политического порядка и
социального мира провозглашает достоинство личности, нерушимость ее
неотъемлемых прав, свободное развитие личности, уважение личности к закону и
правам других людей. При этом нормы, обеспечивающие основные права и свободы,
закрепленные Конституцией, соответствуют Всеобщей декларации прав человека,
международным договорам и соглашениям по тем же вопросам, ратифицированным
Испанией. При этом публичные власти в соответствии с Конституционными нормами
обеспечивают условия действительного и эффективного осуществления принципов
свободы и равенства, свободного участия всех граждан в политической,
экономической, культурной и социальной жизни страны.
Конституция закрепляет широкий спектр личных
прав и свобод человека. Провозглашается право каждого на жизнь, на физическую и
моральную неприкосновенность, запрещено подвергать кого-либо пыткам, негуманным
или унизительным наказаниям. Наказание в виде смертной казни отменено, за
исключением случаев, предусмотренных военными уголовными законами в военное
время. Конституция гарантирует свободу идеологии, вероисповедания и отправления
культов, при этом никто не обязан объявлять о своей идеологии, религии или
верованиях.
Конституция довольно осторожно подходит к
проблеме взаимоотношений государства и церкви. При этом никакая религия не
может быть государственной, однако публичные власти должны принимать во
внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать
соответствующие отношения сотрудничества с Католической церковью и другими
конфессиями. Эта конституционная норма крайне важна для Испании, традиционно
являющейся католической страной.
Страницы: 1, 2
|