рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Контроль за движением производственных запасов

В международной практике ведения бухгалтерского учета наиболее широко применяются два метода оценки ФИФО и ЛИФО.

Метод ФИФО заключается в оценке материальных ценно­стей по их первоначальной стоимости, что означает: «первая партия на приход и она же первая в расход», т. е. расход матери­альных ценностей оценивается по стоимости их приобретений в определенной последовательности: сначала списываются в рас­ход материалы по цене первой закупленной партии, затем вто­рой, третьей и так далее в порядке очередности до расхода об­щего количества. Порядок оценки не зависит от фактической последовательности расходования партий поступивших мате­риалов.

По методу ЛИФО оцениваются материальные ценности по восстановительной стоимости (по текущим ценам) исходя из правила: «последняя партия на приход - первая в расход». Материальные ценности, выданные со склада, оцениваются по стоимости последнего приобретения, затем предыдущего и т. д., хотя фактическое движение на складе может быть иным.

Методы ФИФО и ЛИФО в условиях изменения цен требуют организации аналитического учета материалов не только по их видам, но и по партиям поступления. Это значительно усложня­ет учет и повышает его трудоемкость.

Оба метода имеют как преимущества, так и недостатки. Преимущества метода ФИФО состоят в том, что он прост, соотно­сится с нормальным физическим потоком материалов, позволяет манипулировать прибылью, и сумма в балансе будет приблизи­тельно совпадать с текущей рыночной стоимостью ценностей, а недостатки — в констатации «бумажных» доходов, при исполь­зовании в налоговых целях организации будут уплачивать более высокие налоги. Его целесообразно применять при составлении баланса, поскольку стоимость запасов на конец отчетного периода наиболее близка к текущим ценам и реальнее представля­ет активы организации.

Преимущества метода ЛИФО заключаются в том, что в пе­риод высокой инфляции ценности показываются по самой большой стоимости, т. е. по последним ценам приобретения. В этом случае, чем больше стоимость проданных товаров, тем меньше прибыли и соответственно снижаются налоги. Недос­татками этого метода являются недооценка стоимости запасов и наличие возможности манипулировать доходами.

Имеют место и другие методы оценки материалов: базовых оценок, специфической идентификации, ХИФО – следующая партия в приход, первая в расход, цена последней покупки и др.

2. КОНТРОЛЬ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ


2.1. Проверка состояния складского хозяйства

Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства организации АПК, как и другие предприятия, создают и пополняют запасы товарно-материальных ценностей как составной части их производственных фондов.

С увеличением объемов производства особую актуальность представляют вопросы рационального формирования и использо­вания указанных запасов и обеспечения их безусловной сохраннос­ти; ресурсосбережение выступает важным направлением эффек­тивного ведения хозяйства, на что обращается особое внимание. Осуществлению этих задач способствует организация надлежащего экономического контроля на каждом предприятии. Основными задачами аудита товарно-материальных ценностей на предприятии является проверка:

-      состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;

-      соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;

-      выявления непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;

-      полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания товарно-материальных ценностей;

-      обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других ценностей, своевре­менности и качества инвентаризаций и правильности принимаемых но результатам ревизии решений.

На каждом предприятии должна быть разработана конкретная программа внутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием материальных ресурсов, которая должна предусмат­ривать подробный перечень проверяемых вопросов, сроки проверки и фамилии исполнителей. Программа носит комплексный характер и включает сведения по видам ресурсов.

В условиях полной документальной ревизии целесообразно сна­чала проверить организацию складского хозяйства, состояние хране­ния, учета и сохранности товарно-материальных ценностей, затем выявить полноту, своевременность и правильность оприходования всех поступающих на предприятие ценностей по отдельным каналам поступления и отраслям производства. После этого устанавливают полноту, своевременность и правильность списания ценностей по от­дельным направлениям их выбытия. Заканчивается ревизия выявле­нием соблюдения установленного порядка нормирования товар­но-материальных ценностей, соответствия их фактического остатка нормативному, наличия излишних ценностей и соответствия данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской, статистической и опе­ративной отчетности об их наличии и движении.

Основными источниками ревизии являются: первичные доку­менты по движению товарно-материальных ценностей, данные ре­гистров аналитического и синтетического учета, инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, данные бухгалтерской и статистической отчетности.

В обеспечении сохранности и рационального использования то­варно-материальных ценностей важное значение имеет правильная организация складского хозяйства, в понятие которого входит нали­чие необходимых помещений и емкостей для их хранения с набором измерительных, учетных, противопожарных и охранных средств. Поэтому при осуществлении экономического контроля за состоянием хранения и сохранности товарно-материальных ценностей в пер­вую очередь следует уделять внимание организации складского хо­зяйства.

Особые контрольные функции в этом отношении возложены на главного бухгалтера предприятия. При его непосредственном участии осуществляется вся организаторская работа по подготовке мест хранения товарно-материальных ценностей, обеспечению их необхо­димыми весоизмерительными и противопожарными средствами и тарой, зачислению отдельных лиц на должности материально ответ­ственных работников, инструктаж.

С лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должен заключаться договор о полной индивидуальной материаль­ной ответственности.

На выявление всех недостатков в организации складского (учета) хозяйства, хранения и сохранности товарно-материальных ценностей направлен последующий контроль за указанными опе­рациями, основной формой которого являются документальные ревизии.

В ходе ревизии устанавливают наличие и состояние складских помещений и других емкостей, предназначенных для хранения соответствующих видов товарно-материальных ценностей, подъездных путей и околоскладских площадок, весоизмерительных приборов, противопожарных средств, охраны, хранения и складского учета. Проверку складских помещений и емкостей для хранения товар­но-материальных ценностей рекомендуется проводить путем их ос­мотра в натуре в начале ревизии.

Аудиторы устанавливают техническое состояние тех или иных помещений (наличие исправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование стеллажными полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и других изме­рительных приборов, а также поддержание режима влажности, тем­пературы и освещенности. При этом обращают внимание на соблю­дение действующего порядка клеймения весов и других измеритель­ных приборов, обеспечения ими потребностей ревизуемого предпри­ятия. Необходимо помнить, что материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-, сорторазмерам материалов должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса.

Для хранения, например, запасных частей на складах применяют стеллажи, где на каждый вид отводится своя полка или ее часть; от­дельные запасные части из-за своего веса (размера) хранятся на полу; строительные материалы, пиломатериалы, круглый лес складывают в штабеля; для хранения сыпучих продуктов используют закрома, бункера, траншеи (зерно, корма); нефтепродукты хранятся в резер­вуарах, бочках.

Правильность показания весов и других измерительных материа­лов проверяют путем взвешивания или перевешивания заранее под­готовленной партии ценностей; взвешивания гирь или измерения объема емкостей. Результаты такой проверки отражаются в проме­жуточном акте, который подписывает аудитор, материально ответ­ственное лицо и другие лица, принимавшие участие в этой проверке. Если выявлены расхождения в показании приборов, то аудитор тре­бует письменное объяснение материально ответственных лиц и уста­навливает причины расхождений и последствия, к которым они мог­ли привести или привели.

На практике нередко имеют место случаи совершения хищений и потерь из-за плохо организованной охраны и противопожарной за­щиты складов. В связи с этим необходимо выяснить, установлены ли надлежащие запоры, сигнализация, освещение подступов к складам, сторожевая охрана; имеются ли в наличии и в исправном состоянии противопожарные средства, соблюдены ли сроки зарядки огнетуши­телей.

Тщательной проверке подлежит состояние работы по приемке и отпуску товарно-материальных ценностей на складах, в кладовых и других местах их хранения. Для этого рекомендуется в процессе ре­визии провести фактический контроль приема и отпуска отдельных видов продуктов и материалов.

В частности, присутствуя при приемке тех или иных материаль­но-технических средств, ревизионная группа может установить, как соблюдается установленный порядок приемки продукции про­изводственно-технического назначения по количеству и качеству, составляются ли приемные акты и коммерческие акты в случаях нарушения целостности упаковки, пломбирования вагонов, недос­тач материальных ценностей в пути, правильно ли составляются внутренние документы и записи в регистрах складского учета на оприходование поступивших ценностей, производится ли их биркование, метка. При проверке отпуска отдельных видов продуктов и материалов выявляют наличие основания данной хозяйственной операции, правильность оформления затребованного и фактически отпущенного количества, своевременность отражения этой опе­рации в регистрах складского учета. Правильность ведения учета в местах хранения ценностей оказывает большое влияние на состоя­ние складского (учета) предприятия, так как при запущенности его создаются наиболее благоприятные возможности для нарушений и злоупотреблений. Для этого необходимо ознакомиться с фактичес­ким состоянием складского учета на отдельных складах. Проверя­ется: наличие в достаточном количестве книг или инвентарных карточек складского учета материалов; правильность их заполне­ния и ведения по хранимым ценностям; своевременность осуществления в них учетных записей и составления ежемесячных отче­тов о движении материальных ценностей; правильность и своевре­менность проведения их инвентаризаций, сличения ее результатов и принятия соответствующих мер по регулированию инвентариза­ционных разниц.


2.2. Проверка полноты оприходования и правильности оценки производственных запасов

Важным звеном организации систематического контроля за обоснованностью поступления, полнотой и своевременностью оприходования приобретенных ценностей является предварительный и текущий контроль за указанными операциями, осуществляемый общественными контролерами, вышестоящими организациями. В ходе предварительного контроля выявляют наличие расчетов потребнос­ти, договоров и других оснований для совершения сделки по постав­щикам той или иной партии ценностей, соблюдение действующего порядка выдачи доверенностей на их получение, сроков условий дос­тавки, формы расчетов.

Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и оприходования указанных товарно-материальных ценностей путем проверки товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной сверки с документами по оприходованию этих ценностей или фактическим осмотром и ин­вентаризацией их в натуре.

Всестороннему изучению подлежат указанные операции при документальных ревизиях. Особое внимание в этих случаях следует об­ратить на обоснованность приобретения тех или иных ценностей, своевременность их оприходования и эффективность использова­ния. Необходимо выяснить, соблюдается ли на предприятии порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценнос­тей и отчетности по их использованию. При этой проверке необходимо выяснить: ведется ли на предприятии журнал учета выдачи доверенностей по типовой форме; соблюдается ли установленный порядок отчетности за полученные доверенности; выдаются ли доверенности только работникам данного предприятия, отчитавшимся по предыдущим доверенностям; на какой срок выдаются доверенности (как правило, они должны выдаваться на срок не более 15 дней или в исключительных случаях при систематическом получении материа­ла — на месяц); возвращаются ли неиспользованные доверенности на следующий день после истечения срока их действия; сдает ли доверенное лицо после получения ценностей документы о выполнении поручений и о сдаче на склад материальных ценностей. Тщательно проверяют соблюдение порядка хранения книжек доверенностей и текущего контроля за этими операциями со стороны главного бух­галтера.

Своевременность оформления документов при приемке и отпус­ке ценностей и записи в книги или карточки складского учета прове­ряется при обследовании мест хранения товарно-материальных цен­ностей. При этом необходимо выяснить наличие на складе неучтен­ных излишков, договоров (контрактов) и разовых сделок по поставщикам материальных ресурсов.

Объектом исследования аудиторско-ревизионных проверок яв­ляется оперативная и служебная информация.

На проверяемом предприятии изучается учет в журнале посту­пивших грузов по каждому поставщику об ассортименте и сроках поставки материальных ресурсов по договору (контракту) и прове­ряется на основании документов фактически поступивший ассорти­мент материалов с указанием даты поступления. При этом проверка достоверности приведенной информации является важной деталью аудита. Для этого информацию, содержащуюся в оперативном учете, сопоставляют с данными бухгалтерского учета.

Выявить нарушавших условия договора (контракта) поставщи­ков позволяет достоверная информация о выполнении договорных обязательств. При установлении факта нарушения условий договора (контракта) к нарушителям предъявляются штрафные и другие сан­кции. Если штрафные санкции не были удовлетворены, следует вы­яснить, не связано ли это с пропуском исковой давности или непра­вильным и неполным оформлением исковых материалов через хо­зяйственные суды и выявить конкретных виновников. Эту информа­цию можно получить при изучении бухгалтерских регистров по уче­ту расчетов по претензиям на счете 63 «Расчеты по претензиям» и до­кументов, на основании которых отражены записи в этих регистрах, а также материалов служебной переписки по предъявленным претен­зиям.

Регистры синтетического и аналитического учета по счетам, на которых собирается информация о наличии и движении ценностей (счет 15 «Заготовление и приобретение материалов», счет 16 «Откло­нения в стоимости материалов», счет 10 «Материалы» в разрезе суб­счетов и прочие), отчеты материально ответственных лиц с прило­женными к ним первичными документами, регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и прочие регистры являются источниками проверки полноты оприходования товар­но-материальных ценностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.