В международной практике ведения бухгалтерского учета наиболее широко
применяются два метода оценки ФИФО и ЛИФО.
Метод ФИФО заключается в оценке материальных ценностей по их
первоначальной стоимости, что означает: «первая партия на приход и она же
первая в расход», т. е. расход материальных ценностей оценивается по стоимости
их приобретений в определенной последовательности: сначала списываются в расход
материалы по цене первой закупленной партии, затем второй, третьей и так далее
в порядке очередности до расхода общего количества. Порядок оценки не зависит
от фактической последовательности расходования партий поступивших материалов.
По методу ЛИФО оцениваются материальные ценности по восстановительной
стоимости (по текущим ценам) исходя из правила: «последняя партия на приход -
первая в расход». Материальные ценности, выданные со склада, оцениваются по
стоимости последнего приобретения, затем предыдущего и т. д., хотя фактическое
движение на складе может быть иным.
Методы ФИФО и ЛИФО в условиях изменения цен требуют организации
аналитического учета материалов не только по их видам, но и по партиям
поступления. Это значительно усложняет учет и повышает его трудоемкость.
Оба метода имеют как преимущества, так и недостатки. Преимущества метода
ФИФО состоят в том, что он прост, соотносится с нормальным физическим потоком
материалов, позволяет манипулировать прибылью, и сумма в балансе будет приблизительно
совпадать с текущей рыночной стоимостью ценностей, а недостатки — в констатации
«бумажных» доходов, при использовании в налоговых целях организации будут
уплачивать более высокие налоги. Его целесообразно применять при составлении
баланса, поскольку стоимость запасов на конец отчетного периода наиболее близка
к текущим ценам и реальнее представляет активы организации.
Преимущества метода ЛИФО заключаются в том, что в период высокой
инфляции ценности показываются по самой большой стоимости, т. е. по последним
ценам приобретения. В этом случае, чем больше стоимость проданных товаров, тем
меньше прибыли и соответственно снижаются налоги. Недостатками этого метода
являются недооценка стоимости запасов и наличие возможности манипулировать
доходами.
Имеют место и другие методы оценки материалов: базовых оценок,
специфической идентификации, ХИФО – следующая партия в приход, первая в расход,
цена последней покупки и др.
Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства организации
АПК, как и другие предприятия, создают и пополняют запасы товарно-материальных
ценностей как составной части их производственных фондов.
С увеличением объемов производства особую актуальность представляют
вопросы рационального формирования и использования указанных запасов и
обеспечения их безусловной сохранности; ресурсосбережение выступает важным
направлением эффективного ведения хозяйства, на что обращается особое
внимание. Осуществлению этих задач способствует организация надлежащего
экономического контроля на каждом предприятии. Основными задачами аудита
товарно-материальных ценностей на предприятии является проверка:
- состояния
учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
- соответствия
фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям
предприятия;
- выявления
непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного
ущерба и виновных лиц;
- полноты
и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и
списания товарно-материальных ценностей;
- обоснования
и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива,
нефтепродуктов и других ценностей, своевременности и качества инвентаризаций и
правильности принимаемых но результатам ревизии решений.
На каждом предприятии должна быть разработана конкретная программа
внутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием материальных
ресурсов, которая должна предусматривать подробный перечень проверяемых вопросов,
сроки проверки и фамилии исполнителей. Программа носит комплексный характер и
включает сведения по видам ресурсов.
В условиях полной документальной ревизии целесообразно сначала проверить
организацию складского хозяйства, состояние хранения, учета и сохранности
товарно-материальных ценностей, затем выявить полноту, своевременность и
правильность оприходования всех поступающих на предприятие ценностей по
отдельным каналам поступления и отраслям производства. После этого
устанавливают полноту, своевременность и правильность списания ценностей по отдельным
направлениям их выбытия. Заканчивается ревизия выявлением соблюдения
установленного порядка нормирования товарно-материальных ценностей,
соответствия их фактического остатка нормативному, наличия излишних ценностей и
соответствия данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской, статистической и
оперативной отчетности об их наличии и движении.
Основными источниками ревизии являются: первичные документы по движению
товарно-материальных ценностей, данные регистров аналитического и синтетического
учета, инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, данные
бухгалтерской и статистической отчетности.
В обеспечении сохранности и рационального использования товарно-материальных
ценностей важное значение имеет правильная организация складского хозяйства, в
понятие которого входит наличие необходимых помещений и емкостей для их
хранения с набором измерительных, учетных, противопожарных и охранных средств.
Поэтому при осуществлении экономического контроля за состоянием хранения и
сохранности товарно-материальных ценностей в первую очередь следует уделять
внимание организации складского хозяйства.
Особые контрольные функции в этом отношении возложены на главного
бухгалтера предприятия. При его непосредственном участии осуществляется вся
организаторская работа по подготовке мест хранения товарно-материальных
ценностей, обеспечению их необходимыми весоизмерительными и противопожарными
средствами и тарой, зачислению отдельных лиц на должности материально ответственных
работников, инструктаж.
С лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должен
заключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
На выявление всех недостатков в организации складского (учета) хозяйства,
хранения и сохранности товарно-материальных ценностей направлен последующий
контроль за указанными операциями, основной формой которого являются
документальные ревизии.
В ходе ревизии устанавливают наличие и состояние складских помещений и
других емкостей, предназначенных для хранения соответствующих видов
товарно-материальных ценностей, подъездных путей и околоскладских площадок,
весоизмерительных приборов, противопожарных средств, охраны, хранения и
складского учета. Проверку складских помещений и емкостей для хранения товарно-материальных
ценностей рекомендуется проводить путем их осмотра в натуре в начале ревизии.
Аудиторы устанавливают техническое состояние тех или иных помещений
(наличие исправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных
проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование
стеллажными полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной
тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности,
температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблюдение
действующего порядка клеймения весов и других измерительных приборов,
обеспечения ими потребностей ревизуемого предприятия. Необходимо помнить, что
материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-,
сорторазмерам материалов должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить
возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения
каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются
наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса.
Для хранения, например, запасных частей на складах применяют стеллажи,
где на каждый вид отводится своя полка или ее часть; отдельные запасные части
из-за своего веса (размера) хранятся на полу; строительные материалы,
пиломатериалы, круглый лес складывают в штабеля; для хранения сыпучих продуктов
используют закрома, бункера, траншеи (зерно, корма); нефтепродукты хранятся в
резервуарах, бочках.
Правильность показания весов и других измерительных материалов проверяют
путем взвешивания или перевешивания заранее подготовленной партии ценностей;
взвешивания гирь или измерения объема емкостей. Результаты такой проверки
отражаются в промежуточном акте, который подписывает аудитор, материально
ответственное лицо и другие лица, принимавшие участие в этой проверке. Если
выявлены расхождения в показании приборов, то аудитор требует письменное
объяснение материально ответственных лиц и устанавливает причины расхождений и
последствия, к которым они могли привести или привели.
На практике нередко имеют место случаи совершения хищений и потерь из-за
плохо организованной охраны и противопожарной защиты складов. В связи с этим
необходимо выяснить, установлены ли надлежащие запоры, сигнализация, освещение
подступов к складам, сторожевая охрана; имеются ли в наличии и в исправном
состоянии противопожарные средства, соблюдены ли сроки зарядки огнетушителей.
Тщательной проверке подлежит состояние работы по приемке и отпуску
товарно-материальных ценностей на складах, в кладовых и других местах их
хранения. Для этого рекомендуется в процессе ревизии провести фактический
контроль приема и отпуска отдельных видов продуктов и материалов.
В частности, присутствуя при приемке тех или иных материально-технических
средств, ревизионная группа может установить, как соблюдается установленный
порядок приемки продукции производственно-технического назначения по
количеству и качеству, составляются ли приемные акты и коммерческие акты в
случаях нарушения целостности упаковки, пломбирования вагонов, недостач
материальных ценностей в пути, правильно ли составляются внутренние документы и
записи в регистрах складского учета на оприходование поступивших ценностей,
производится ли их биркование, метка. При проверке отпуска отдельных видов
продуктов и материалов выявляют наличие основания данной хозяйственной
операции, правильность оформления затребованного и фактически отпущенного
количества, своевременность отражения этой операции в регистрах складского
учета. Правильность ведения учета в местах хранения ценностей оказывает большое
влияние на состояние складского (учета) предприятия, так как при запущенности
его создаются наиболее благоприятные возможности для нарушений и
злоупотреблений. Для этого необходимо ознакомиться с фактическим состоянием
складского учета на отдельных складах. Проверяется: наличие в достаточном
количестве книг или инвентарных карточек складского учета материалов;
правильность их заполнения и ведения по хранимым ценностям; своевременность
осуществления в них учетных записей и составления ежемесячных отчетов о
движении материальных ценностей; правильность и своевременность проведения их
инвентаризаций, сличения ее результатов и принятия соответствующих мер по
регулированию инвентаризационных разниц.
Важным звеном организации систематического контроля за обоснованностью
поступления, полнотой и своевременностью оприходования приобретенных ценностей является
предварительный и текущий контроль за указанными операциями, осуществляемый общественными
контролерами, вышестоящими организациями. В ходе предварительного контроля
выявляют наличие расчетов потребности, договоров и других оснований для
совершения сделки по поставщикам той или иной партии ценностей, соблюдение
действующего порядка выдачи доверенностей на их получение, сроков условий доставки,
формы расчетов.
Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и оприходования
указанных товарно-материальных ценностей путем проверки товарно-транспортных
накладных, счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной
сверки с документами по оприходованию этих ценностей или фактическим осмотром и
инвентаризацией их в натуре.
Всестороннему изучению подлежат указанные операции при документальных
ревизиях. Особое внимание в этих случаях следует обратить на обоснованность
приобретения тех или иных ценностей, своевременность их оприходования и
эффективность использования. Необходимо выяснить, соблюдается ли на
предприятии порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных
ценностей и отчетности по их использованию. При этой проверке необходимо
выяснить: ведется ли на предприятии журнал учета выдачи доверенностей по
типовой форме; соблюдается ли установленный порядок отчетности за полученные
доверенности; выдаются ли доверенности только работникам данного предприятия,
отчитавшимся по предыдущим доверенностям; на какой срок выдаются доверенности
(как правило, они должны выдаваться на срок не более 15 дней или в
исключительных случаях при систематическом получении материала — на месяц);
возвращаются ли неиспользованные доверенности на следующий день после истечения
срока их действия; сдает ли доверенное лицо после получения ценностей документы
о выполнении поручений и о сдаче на склад материальных ценностей. Тщательно
проверяют соблюдение порядка хранения книжек доверенностей и текущего контроля
за этими операциями со стороны главного бухгалтера.
Своевременность оформления документов при приемке и отпуске ценностей и
записи в книги или карточки складского учета проверяется при обследовании мест
хранения товарно-материальных ценностей. При этом необходимо выяснить наличие
на складе неучтенных излишков, договоров (контрактов) и разовых сделок по
поставщикам материальных ресурсов.
Объектом исследования аудиторско-ревизионных проверок является
оперативная и служебная информация.
На проверяемом предприятии изучается учет в журнале поступивших грузов
по каждому поставщику об ассортименте и сроках поставки материальных ресурсов
по договору (контракту) и проверяется на основании документов фактически
поступивший ассортимент материалов с указанием даты поступления. При этом
проверка достоверности приведенной информации является важной деталью аудита.
Для этого информацию, содержащуюся в оперативном учете, сопоставляют с данными
бухгалтерского учета.
Выявить нарушавших условия договора (контракта) поставщиков позволяет
достоверная информация о выполнении договорных обязательств. При установлении
факта нарушения условий договора (контракта) к нарушителям предъявляются
штрафные и другие санкции. Если штрафные санкции не были удовлетворены,
следует выяснить, не связано ли это с пропуском исковой давности или неправильным
и неполным оформлением исковых материалов через хозяйственные суды и выявить
конкретных виновников. Эту информацию можно получить при изучении
бухгалтерских регистров по учету расчетов по претензиям на счете 63 «Расчеты
по претензиям» и документов, на основании которых отражены записи в этих
регистрах, а также материалов служебной переписки по предъявленным претензиям.
Регистры синтетического и аналитического учета по счетам, на которых
собирается информация о наличии и движении ценностей (счет 15 «Заготовление и
приобретение материалов», счет 16 «Отклонения в стоимости материалов», счет 10
«Материалы» в разрезе субсчетов и прочие), отчеты материально ответственных
лиц с приложенными к ним первичными документами, регистры синтетического и
аналитического учета расчетов с поставщиками и прочие регистры являются
источниками проверки полноты оприходования товарно-материальных ценностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|