-
состояние сохранности
собственности; условия, способствующие совершению преступлений и т.п.;
3.
Силы и средства оперуполномоченного правоохранительного органа:
-
наличие и качественная
характеристика конфиденциальных сотрудников;
-
перечень субъектов, с
которыми взаимодействует оперуполномоченный, и формы взаимодействия;
-
техническая
вооруженности оперативного сотрудника и т.д.
Выявлению и раскрытию фактов
замаскированных хищений наркотикосодержащего сырья и готовых наркотических
средств на предприятиях, занимающихся их изготовлением, переработкой, хранением
и реализацией, способствуют изучение:
-
технологии производства,
порядка учета, расходования, транспортировки, хранения этих средств;
-
данных в отношении
материально-ответственных и иных лиц, имеющих непосредственный доступ к
наркотикам, источников их материальной обеспеченности, ее соответствия
получаемым доходам; образа жизни, связей, наличия судимостей и других материалов,
свидетельствующих о вероятной преступной деятельности проверяемых;
-
материалов ревизий
хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, рекламаций на поставки
сырья и готовой продукции; других документов, касающихся производства,
приобретения, хранения, уничтожения, отпуска и расходования наркотиков;
-
структуры и порядка
осуществления охраны предприятий, учреждений, организаций и иных объектов,
осуществления пропускного режима на них;
-
порядка подбора и
расстановки кадров, имеющих непосредственное отношение к операциям с
наркотиками.
Сотрудники подразделений
правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий на
объектах производства и хранения наркотиков должны быть нацелены на выявление:
-
наркоманов, потребителей
наркотиков[4],
лиц, ранее судимых за хищения государственной собственности и преступления,
связанные с наркотическими средствами, среди материально ответственных и иных
лиц, имеющих доступ к наркотикам;
-
рецептов, выписываемых
на вымышленных больных и лиц, которым не предписано медицинское потребление
наркотических средств;
-
случаев
замены наркотиков в ампулах и иных емкостях другими средствами;
-
фактов
присвоения наркотиков за счет их фиктивного списания на научные исследования
или лечение онкологических или других категорий больных;
-
подложных документов на
уничтожение наркотикосодержащих медикаментов с просроченными сроками хранения и
фактов присвоения таких лекарств;
-
оперативной и иной
информации о появлении в незаконном обороте на обслуживаемой территории партии
наркотических средств и принятие мер к установлению их количества, объемов,
периодичности появления, особенностей маркировки, расфасовки, упаковки.
Таким образом, правильная
организация оперативной работы на указанных объектах в целях проведения
профилактических и оперативно-розыскных мероприятий не может быть обеспечена
без тщательного изучения особенностей их производственной деятельности, знания
контингента работающих, которым доверены операции с наркотическими средствами,
состояния сохранности государственной собственности на том или ином
предприятии.
Кроме вышеперечисленных
предприятий, занимающихся производством, хранением, распределением и
использованием наркотических средств, подразделения правоохранительных органов
осуществляют оперативное обслуживание и других объектов и территорий, к которым
относятся:
-
акционерные общества,
агропромышленные комплексы, занимающиеся культивированием конопли;
-
населенные пункты, где
неоднократно фиксировались незаконные посевы запрещенных к возделыванию
культур;
-
населенные пункты,
расположенные вблизи массивов дикорастущей конопли;
-
районы, прилегающие к
транспортным коммуникациям, расположенным вблизи от мест культивирования либо
дикого произрастания наркотикосодержащих растений;
-
предприятия по
переработке[5],
хранению, производству наркотикосодержащего сырья.
Их оперативное обслуживание
имеет своей задачей выявление фактов незаконных посевов мака и конопли,
установление лиц, прибывающих в данную местность с целью хищений
наркотикосодержащих растений с засеянных плантаций либо заготовки дикорастущей
конопли для дальнейшего кустарного изготовления наркотиков, скупщиков сырья и
кустарно изготовленных наркотиков.
Оперативное обслуживание территорий
и объектов обеспечивается совокупностью следующих организационных мер:
-
изучение, анализ, оценка
оперативной обстановки на закрепленной территории или ее отдельных частях;
-
определение режимов
оперативного обслуживания конкретных объектов и территорий;
-
организация системы
сбора информации, представляющей оперативный интерес;
-
планирование
оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению и раскрытию
преступлений, связанных с наркотиками.
Комплексный анализ и оценка
сложившейся обстановки позволяет оперативным работникам правоохранительных
органов принимать адекватные решения для осуществления взаимодействия между
различными службами и подразделениями.
Оперативное обслуживание
объектов и территорий невозможно без планирования и осуществления целого
комплекса негласных мероприятий, основу которого составляет работа по подбору и
расстановке негласного аппарата.
Положительных результатов в
борьбе с наркобизнесом добиваются там, где умело организуют работу по подбору и
расстановке негласных источников информации. Это способствует созданию
стабильного негласного аппарата, могущего оказать эффективную помощь в борьбе с
наркопреступностью.
Вопрос 3. Особенности организации оперативного обслуживания
объектов и помещений легального оборота наркотических
средств,
психотропных, сильнодействующих веществ и прекурсоров
С учетом складывающейся в настоящее время в Российской Федерации
ситуации в целях контроля распространения медицинского применения наркотиков и
технологий их приготовления первостепенное значение приобретает строгое
соблюдение законодательных, административных и контрольно-технологических
требований, регламентирующих производство, хранение, транспортировку и
медицинское использование лекарственных средств и препаратов, содержащих
наркотические средства.
Для достижения этих целей целесообразно усилить государственный
контроль за производством и продажей специальных химикатов и оборудования,
используемых для производства наркотических средств и находящихся под международным
контролем.
Необходима также система рационального использования медикаментов,
содержащих наркотические средства, и контроль за их использованием со стороны
уполномоченных на то государственных органов.
Следует разработать эффективную систему контроля за выращиванием
наркотикосодержащих растений сельскохозяйственными предприятиями и
организациями, не допускающую утечки наркотикосодержащего сырья.
Результатом осуществления этих мероприятий
должно стать сбалансирование спроса и предложения наркотических средств для
использования в законных целях и предотвращение их распространения по
незаконным каналам.
В Российской Федерации 8 января
1998 года был принят Федеральный закон о наркотических средствах и
психотропных веществах, который устанавливает правовые основы
государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных
веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны
здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
В статье 5 Закона установлена
Государственная монополия на определённые виды деятельности:
Статья 5. Государственная монополия на основные виды
деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
1. В Российской Федерации действует государственная
монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических
средств, психотропных веществ: культивирование растений, разработку,
переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств,
психотропных веществ.
2. Виды деятельности, указанные в пункте 1 настоящей
статьи, а также производство наркотических средств или психотропных веществ,
внесенных в Список II, осуществляются только государственными унитарными
предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
3. Изготовление наркотических средств или психотропных
веществ, внесенных в Список II, осуществляется государственными или
муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в
соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Нарушение государственной монополии на виды деятельности,
указанные в пунктах 1-3 настоящей статьи, влечет ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
5. Производство и изготовление
психотропных веществ, внесенных в Список III, а также препаратов, указанных в
пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляются предприятиями
и учреждениями независимо от форм собственности в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Изготовление лекарственных средств, не внесенных в
списки II и III и содержащих малые количества препаратов,
указанных в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляется
предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности в порядке,
установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Далее необходимо привести статью
8 Закона, так как она устанавливает общий порядок деятельности, связанной с
оборотом наркотических средств и психотропных веществ:
1. Оборот наркотических средств и психотропных веществ
на территории Российской Федерации осуществляется только в целях и порядке,
установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Все виды деятельности, связанные с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, на территории Российской
Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской
Федерации и международными договорами Российской Федерации только после
получения разрешения на конкретный вид деятельности, а также разрешения на
использование объектов и помещений, где осуществляются виды деятельности,
связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок
выдачи указанных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.
3. Правительство
Российской Федерации устанавливает порядок допуска лиц к работе с
наркотическими средствами и психотропными веществами.
4. Правительство Российской Федерации устанавливает
перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и
используемых для производства и изготовления наркотических средств,
психотропных веществ (далее ‑ инструменты или оборудование), а также
правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки,
пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования,
ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной
территории Российской Федерации, уничтожения:.
Непосредственно лицензионной деятельности посвящена следующая глава
Закона:
Глава Ш. Особенности лицензионной деятельности, связанной с
оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Статья. 9. Основные требования к лицензионной деятельности,
связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
1. Виды деятельности, связанные с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации:
культивирование растений, разработка, производство, изготовление, переработка,
хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение,
приобретение, использование, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств,
психотропных веществ, внесенных в списки II и III, подлежат включению
в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется разрешение.
2. Лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, выдаются федеральными органами
исполнительной власти и специально уполномоченными органами в соответствии с
порядком осуществления лицензионной деятельности на территории Российской
Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности,
связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
утвержденными Правительством Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3
|