Методика и организация тактической подготовки
Саратовский
военный институт внутренних войск МВД России
кафедра тактики
Курсовая работа
Тема:
«МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»
Выполнил:
курсант Люкшин Ю.П.
Руководитель:подполковник
Казанцев Л.Ю.
Дата
сдачи: “5” декабря 2005 года
Оценка:
Подпись
научного руководителя:
г. Саратов-2005
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
3
1.
Основы методики преподавания тактики
5
1.1
Содержание и цели изучения тактики
5
1.2
Принципы обучения
8
2
Формы и методы проведения занятий по тактической подготовке 13
3
Методика подготовки и проведения занятий
17
Заключение
25
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие
преобразования в социально-политической и экономической жизни общества обусловливают
необходимость изменений в идейно-теоретической и профессиональной подготовке
военных специалистов. В настоящее время исследование данного вопроса является
актуальным так как в условиях дальнейшего повышения боеспособности Внутренних
войск МВД России становится улучшение качественных параметров в военном
строительстве. Это связано с тем, что уровень подготовки офицерского состава
отстает от современных требований, предъявляемых к развитию военного дела.
Главным недостатком в обучении и воспитании выступает слабое развитие у них
творческого начала и инициативы, их приверженность к шаблону, недостаточные
практические навыки во владении вооружением и военной техникой, а также в
управлении подразделениями и частями. Простое заучивание теоретических
положений приводит к тому, что многие офицеры не умеют творчески применять свои
знания в конкретных условиях обстановки, теряются при резких ее изменениях.
Наличие указанных недостатков в определенной степени являются следствием
применения традиционной методики преподавания учебных дисциплин. В частности,
тактики общевойсковых подразделений, в связи с отставанием отдельных
положений, и рекомендаций от требований жизни. Целью исследования является
раскрытие сущности требований, которые сводятся к тому, чтобы перейти от
методики, акцентированной на запоминание учебного материала, к творческому
обучению, развитию активного мышления курсантов, умения самостоятельно решать
нестандартные задачи, использовать знания для творческого решения возникающих
военных, социальных, моральных, психологических и других проблем. Объективной
закономерностью совершенствования учебного процесса является его
интенсификация.
Содержание
тактики, как теории и практики подготовки и ведения боя соединениями, частями и
подразделениями, а, следовательно, и ее предмета постоянно меняется в связи с
продолжающимся оснащением войск новым вооружением и военной техникой, совершенствованием
их организационной структуры. С изменением характера современного боя,
возникшим в последнее время многообразием его форм, меняется и методика
изучения тактики. Поэтому в современных условиях каждый преподаватель должен,
глубоко и всесторонне овладеть методикой преподавания предмета, изучить
существующие формы, методы, средства обучения и воспитания, их соответствие
современным требованиям, выявить и обобщить основные направления их развития и
применения в образовательном процессе.
Дальнейшее
развитие учебной материально-технической базы и совершенствование подготовки
преподавателей обеспечат переход к более эффективному использованию существующих
и поиску новых форм обучения военнослужащих.
1. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАКТИКИ
1.1. Содержание и цели изучения тактики
Содержание
учебной дисциплины «Тактика» определяется учебной программой. В ее основу
положены требования правительства Российской Федерации и МВД РФ о подготовке
высококвалифицированных военных кадров для решения задач обороноспособности страны.
Программа
подготовки по дисциплине "Тактика" разрабатывается в соответствии с
требованиями военной доктрины Российской Федерации и положениями военной реформы.
Основными
задачами дисциплины являются:
-
Обучение общетеоретическим и методологическим положениям тактики боя общевойсковых
подразделений, которые необходимы для формирования у обучаемых фундаментальных
знаний, удовлетворяющих потребностям практики войск к решению задач по
управлению частями и подразделениями в бою;
-
выработка у обучаемых практических умений по подготовке общевойскового боя,
всестороннему обеспечению и непрерывному управлению подразделениями в ходе его
ведения.
Программа
обучения предусматривает изучение в ходе учебного процесса вопросов тактики с
учетом достижений военной науки, опыта боевой подготовки войск, боевых действий
в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах.
Целями
учебной дисциплины являются:
-
Глубокое изучение теоретических положений, направленных на развитие творческого
тактического мышления обучаемых, привития им умения выявлять, анализировать, отслеживать
наиболее перспективные направления развития средств и способов вооруженной
борьбы;
-
выработка четкого представления о пространственной картине боя и практических
умений по управлению общевойсковыми подразделениями в бою в различных условиях
тактической обстановки, способности прогнозировать динамику его развития и
возможные конечные результаты.
На
основе учебной программы разрабатываются тематический план. В тематическом
плане отражается содержание изучения тем по тактике с указанием времени,
отводимых на их изучение, а также формы проведения занятий и другие вопросы.
Время,
отводимое на изучение дисциплины "Тактика", определяется исходя из
того, что она является профилирующей.
В
результате изучения дисциплины "Тактика" военнослужащие должны:
знать:
-
Теоретические основы тактики, тенденции ее развития в современных условиях;
-
предназначение и структуру видов Вооруженных сил, родов войск и специальных
войск, принципы их организационно-штатного построения;
-
методы оценки боевых возможностей общевойсковых подразделений;
-
влияние военно-географических условий и факторов на боевые действия войск;
-
основы современного общевойскового боя, закономерности и принципы его ведения;
-
основы боевого применения подразделений и всестороннего обеспечения их действий;
-
основные положения по боевому применению подразделений родов войск и специальных
войск;
-
основы организации огневого поражения противника в общевойсковом бою;
-подготовку
и ведение оборонительного, наступательного боя мотострелкового подразделения;
-
подготовку и осуществление передвижения войск, и расположение их на месте;
-
опыт боевого применения частей и соединений в Великой Отечественной войне, в
локальных (региональных) войнах и вооруженных конфликтах послевоенного периода.
уметь:
-
Представлять пространственную картину современного общевойскового боя, прогнозировать
динамику его развития и конечный результат;
-
осуществлять подготовку боевых действий взвода (роты) и их передвижение;
-
осуществлять управление подразделениями в бою и в ходе их передвижения;
-
организовывать и осуществлять всестороннее обеспечение боевых действий и передвижения
подразделений;
-
организовывать и осуществлять восстановление боеспособности подразделений, а
также продолжение ведения ими боевых действий.
Знания
и умения военнослужащие получают не только на занятиях по изучению тактики, но
и ряда других дисциплин в ходе отработки теоретического и практического курсов.
Теоретический
курс состоит из лекций, семинаров, групповых занятий и зачетов. На них курсанты
получают определенные теоретические знания. На занятиях практического курса,
который представлен комплексными и тактическими задачами, практическими заданиями
в составе взвода, ротным тактическим учением, полевыми выходами, стажировкой в
войсках и выполнением курсовых работ, обучаемые углубляют, расширяют и
закрепляют полученные ранее знания, а также приобретают умения и вырабатывают
определенные навыки.
1.2 Принципы обучения.
Обучение
- процесс двухсторонний, включающий преподавание и учение. Деятельность
преподавателя представлена преподаванием, а деятельность обучаемых - учением.
Под
преподаванием тактики понимается последовательная и целенаправленная работа преподавателей
по вооружению обучаемых знаниями и умениями, необходимыми для выполнения
функциональных обязанностей при занятии командных и штабных должностей в
подразделениях ВВ.
Процесс
обучения тактике строится в соответствии с установившимися принципами военного
обучения.
Принципы
военного обучения - это основные исходные положения, определяющие характер
обучения в соответствии с целями подготовки курсантов в институте по тактике.
При этом каждый принцип содержит определенные рекомендации, способы и приемы, которые
позволяют практически решать вопросы методики обучения.
Принципами
обучения являются: научность обучения; учить тому, что необходимо на войне;
наглядность и доступность обучения; прочность усвоения материала; систематичность,
последовательность и комплексность в обучении; индивидуальный подход к
обучаемым; сознательность и активность обучаемых.
Научность
обучения требует, чтобы знания были достоверными, правильно отражали
действительность, соответствовали современному уровню развития военной науки.
Положения
тактики должны рассматриваться в развитии, во взаимосвязи и взаимообусловленности,
а каждое решение на бой должно приниматься в соответствии с конкретными,
объективно существующими взаимосвязанными условиями обстановки. Обучать тактике
необходимо на базе новейших достижений теории военного искусства и практики
боевой подготовки, используя последние достижения науки в области как техники,
так и технических средств обучения.
Учить
тому, что необходимо на войне - является важным принципом преподавания тактики.
Учебную обстановку следует максимально приближать к боевой действительности, не
допускать шаблона, упрощений и условностей. Тактическая обстановка всегда
должна быть сложной, противника рассматривать сильным и активным. Обстановка
должна побуждать обучаемых принимать нестандартные решения с элементами
внезапности, хитрости, оправданного риска, проявлять инициативу и творчество.
Теоретические
знания, закрепляются на занятиях в классе и в поле в условиях, приближенных к
боевым, участии в тактических учениях.
Важное
значение имеет проведение занятий в поле на незнакомой местности в любое время
года и суток.
В
современных условиях большое значение приобретает фактор времени, поэтому при
обучении курсантов необходимо создавать обстановку, в которой обучаемые вынуждены,
будут осуществлять организацию боя, уточнять решения в ходе его ведения, отдавать
необходимые распоряжения и ставить задачи в такие же сроки, какими они могут
быть в реальном бою.
Наглядность
и доступность обучения - один из важнейших принципов. Наглядность обучения
способствует созданию у обучаемых правильных и конкретных представлений о
предмете тактики и характере современного общевойскового боя в целом.
Применение средств наглядности активизирует деятельность обучаемых, развивает у
них способность связывать теорию с практикой, воспитывает внимательность,
аккуратность, сообразительность, повышает интерес к занятиям.
На
занятиях по тактике могут применяться следующие средства наглядности:
-
Графические (карты, схемы, рисунки, чертежи, таблицы);
-
экранные (кинофильмы, диафильмы, телевидение, диапозитивы, слайды);
-
объемные (макеты местности, стенды);
-
имитационные (макеты, модели, очаги пожаров, зоны заражения и районы заграждений,
имитация выстрелов и разрывов);
-натуральные
(поучительная местность с характерным рельефом, ориентирами, препятствиями,
заграждениями, оборудованными позициями; боевая техника, машины управления).
Применение
наглядных средств обучения сопровождается пояснениями, даваемыми
преподавателем. При этом важно, чтобы обучаемые были активными участниками, а
не просто наблюдателями. Сочетание наглядности и активной работы обучаемых,
преодоление ими трудностей, моральное и физическое напряжение способствуют
выработке у них умений и навыков.
В
интересах закрепления знаний и выработки у обучаемых умений, важно научить их
графически выражать свои мысли на доске мелом, в тетрадях или на картах карандашом
или фломастером, на экране монитора с использованием возможностей-программ
компьютерной графики.
Следующим
принципом обучения является принцип "прочность усвоения материала". В
ходе его реализации используется весь ход преподавания, его построение, отбор содержания
изучаемого материала, организация и методика. Наиболее эффективными в достижении
прочности знаний, умений и навыков являются логичность, доказательность,
эмоциональность преподавания материала, способствующая не только его прочному
запоминанию, но и обострению внимания, развитию интереса у обучаемых, созданию
установки на непроизвольное, прочное запоминание стержневых положений, наиболее
важных военно-профессиональных приемов и действий: организация повторения
изученного, причем не копирующего, а углубляющего, предупреждающего забывание
знаний и обогащающего их; обеспечение регулярности учебной работы,
систематического упражнения в практическом применении знаний, умений и навыков;
проверка усвоения учебного материала, а также самоконтроль обучаемых.
Систематичность,
последовательность и комплексность в обучении - принцип, обеспечивающий
успешное и глубокое овладение теорией и приобретение практических умений. В
соблюдении этого принципа важную роль играют тщательно продуманное составление
программ и тематических планов, а также планирование учебного процесса.
Необходимо
также учитывать взаимосвязь занятий по тактике с другими учебными дисциплинами.
Этим достигается комплексность обучения.
Изучаемый
материал доводится до обучаемых логически законченными частями с четким
выделением закономерностей науки, основных ее идей, постоянным увязыванием
теории с практической деятельностью офицеров. Разделы тактики, факты и примеры
даются обучаемым не в виде изолированных явлений, а как единое целое, связанное
ведущей идеей. Систематичность и последовательность во многом зависят от
постоянной высокой требовательности преподавателя к обучаемым.
Индивидуальный
подход к обучаемым, как один из принципов обучения, предполагает учет
особенностей психологии и уровня подготовки каждого курсанта. Это становится
возможным только при отличном знании преподавателем индивидуальных особенностей
обучаемых.
Учет
индивидуальных особенностей не означает предъявления разных требований к
подготовке. Требования должны быть одинаковыми для всех. Индивидуальный подход
необходимо осуществлять с таким расчетом, чтобы стимулировать наиболее сильных обучаемых
к более углубленной работе, а слабых, подтягивать до требуемого программой
уровня. В любом случае недопустимо такое положение дел, когда основное внимание
при обучении уделяется либо только отстающим, либо только успевающим. Разумное
наращивание нагрузок и трудностей в обучении, постоянный контроль, поддержка и
помощь, забота о здоровом настроении в коллективе способствует усвоению
учебного материала.
Страницы: 1, 2
|