рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах

На первом этапе главной задачей является разучивание техники выполнения основных стоек, передвижений, блоков и ударов. Упражнения для физической подготовки в основных занятиях на этом этапе применяются в рамках решения дополнительных задач. Объем этих упражнений необходимо повышать очень осторожно.

На втором этапе общий объем технической работы не изменяется, но происходит его перераспределение за счет большей доли относительно сложных базовых техник. Необходимо планомерно использовать подготовительные упражнения, что позволяет вносить постоянную коррекцию в технику выполнения приемов и избежать заучивания ошибок.

На третьем этапе увеличивается объем технической работы за счет разучивания новых техник, перераспределения объемов изучаемых техник, выполнения их в усложненных вариантах. Кроме того, на этом этапе уделяется большее внимание разучиванию комбинаций и связок. Эти тенденции характерны и для динамики тренировочных нагрузок на четвертом этапе подготовки.

Следует отметить, что плотность тренировочной нагрузки повышается от этапа к этапу. А так как продолжительность всех основных занятий планируется одинаковой и составляет два часа (20 - 30 мин. на разминку, примерно 70 мин. на разучивание и совершенствование техники, 20 мин. на физподготовку в основной части занятия, 5 - 10 мин. на заминку), то ясно, что плотность и соответственно объем нагрузки могут быть увеличены только за счет сокращения интервалов отдыха в упражнениях и повышения интенсивности работы.

На третьем и четвертом этапах в основных занятиях можно увеличивать объем нагрузок для развития физических качеств. Следует только помнить, что разучивание техники не должно проходить в состоянии утомления. Так как на двух занятиях в неделю невозможно решить все задачи тренировки, то те из них, которые связаны с физической подготовкой, необходимо решать на дополнительных занятиях в утреннее и вечернее время.

План распределения нагрузок в недельных циклах тренировки на различных этапах годичного цикла (для начинающих) представлен в Приложении 1.

2.4.Структура тренировочного занятия


В стуктуре каждого тренировочного занятия, как правило, выделяют три его части: подготовительную (или разминку), основную и заключительную.

Разминка. Целью подготовительной части является разминка, в ходе которой осуществляется подготовка занимающихся к выполнению специальных приемов и действий боевых искусств или упражнений физической подготовки. Различают общую и специальную разминку. Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе. Задача специальной разминки - подготовка к занятию тех суставов, связок, мышц, ударных поверхностей, на которые ложится наибольшая нагрузка при выполнении специфических для боевых искусств приемов и действий.

Основная часть тренировочного занятия. При решении в тренировочном занятии одной главной задачи основная его часть строится в порядке последовательного выполнения заданий и упражнений, обеспечивающих решение как этой главной задачи, так и дополнительных задач занятия.

Заключительная часть занятия. В спортивной тренировке эту часть занятия чаще всего называют заминкой. Смысл ее - в обеспечении переключении функциональных систем организма на восстановительный режим. Плавный переход от интенсивной тренировки к отдыху предупреждает возможные функциональные нарушения, которые могут возникнуть при резком прекращении напряженной тренировки, особенно у тех, кто малотренирован и не имеет достаточного опыта самостоятельных занятий.

Определение целей и задач при обучении боевым искусствам - ключ к разработке эффективной тренировочной программы. Должна ли тренировка вырабатывать навыки самозащиты или координацию, уменьшать вес, улучшать состояние сердечно-сосудистой системы, подготавливать к соревнованиям или вырабатывать уверенность и самооценку?

Оценив личные нужды, каждый может начать кроить под них собственную тренировочную программу. Поэтому, прежде всего, необходимо определить цель тренировок, затем определить и поставить себе задачи, выработать программу или методы для их решения.

Тренировки должны стать частью общего плана развития и улучшения боевых навыков и дополнять и усиливать приемы. План тренировки должен быть тщательно продуман и соответствовать индивидуальным нуждам обучающегося или группы обучающихся в данный момент времени. Следует определить, сколько времени в неделю предполагается тратить на упражнения. Обычные тренировки боевым искусствам должны включать в себя растяжку, тренировки сердечно-сосудистой системы, реакции, общую подготовку, силовую тренировку, конкретные навыки и практические занятия.

Растяжки особенно важны в занятиях любого мастера боевых искусств. Шею, плечи, запястья, спину, бедра, ноги, подколенные и ахилловы сухожилия, голени всегда следует растягивать перед тренировкой. Чем более вы гибки, тем меньше шанс получить травму; вы также сможете увеличить диапазон движений в области конкретной связки, достигая большей разносторонности и лучше исполняя конкретные приемы. Растяжки не должны длится более 5 мин.

Тренировка сердечно-сосудистой системы - основа успеха в боевых тренировках. В течение каждой тренировки сердце необходимо упражнять хотя бы по 20 мин. Бег, езда на велосипеде, прыжки со скакалкой - вот упражнения, которыми можно тренировать сердечно-сосудистую систему.

Также следует работать и над тренировкой реакции, поскольку правильно исполняемые приемы зависят от подсознательной реакции. Реакцию следует развивать постоянно, чтобы избавиться от задержки перед ответом противнику.

Необходимо работать и над общим состоянием тела, развивая силу главных групп мышц и общий тонус. Общее развитие - ключ ко всему. Примерами таких упражнений являются отжимания, подъемы торса и приседания.

Тренировка конкретных умений - та сфера, где можно и нужно использовать тренажеры.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что в пользу развития восточных единоборств говорят исследования, проведенные специалистами[24] на предмет полезности занятий в целях укрепления здоровья детей. В частности, было установлено, что занятия ушу всесторонне воздействует на человека, делают его более совершенным, расширяют его психофизические возможности, а значит, и возможности адаптации к ритму современной жизни. Универсальность системы ушу позволяет начинать занятия практически при любом состоянии здоровья и в любом возрасте.

В период с 1995 по 1999 г. на базе школы-сада № 105 г. Улан-Удэ в ходе внедрения физкультурно-оздоровительной программы, одной из важных составляющих который были занятия ушу, изучалось влияние физических упражнений на уровень физического здоровья (УФЗ) и физической подготовленности (УФП) детей 3-10 лет (А.В. Гаськов и др., 2000). Обсуждая результаты проведенной работы, можно констатировать:

1. В целом за указанный период наблюдается устойчивый рост показателей уровня физического здоровья детей - с 8,4 балла в сентябре 1995 г. до 11,25 балла в апреле 1998 г. Повысился уровень их физической подготовленности: с 55,3% в 1995 г. до 77,5% в 1998 г.

2. Сравнение результатов тестирования УФП детей дополнительно занимавшихся ушу, и детей, занимавшихся только по оздоровительной программе, показало статистически достоверное преимущество первых по 4 из 7 показателей ОФП. В группе ушу ОФП детей улучшилась по подтягиванию, разгибанию рук в упоре лежа, динамометрии и гибкости.

3. Отмечена положительная динамика УФЗ детей, занимавшихся ушу.

Данные психологического тестирования детей, занимающихся в группах ушу, которое проводилось психологом М.П. Базаржаповой в апреле и ноябре 2000 г. по методическим рекомендациям, разработанным в Лаборатории социально-психологических исследований Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева (Эткинд, 1985), свидетельствуют о том, что с увеличением продолжительности занятий в группах ушу:

1. Улучшается нервно-психическое состояние детей: повышается чувство уверенности и оптимизма, энергичность, эмоциональная уравновешен ность, оптимизм в отношении будущего, снижается уровень тревожности.

2. Повышаются эмоциональная удовлетворенность, эмоциональное приятие отношений с матерью, с братом, в семье, к ушу, к сестре, к настоящему и будущему, к тренеру ушу. У детей, занимающихся ушу более трех лет, наблюдается полное эмоциональное приятие значимых людей и понятий. Это означает, что у этих детей позитивное, радостное восприятие себя и мира.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод об объективном улучшении психофизического состояния детей 7-14 лет в результате занятий ушу.


ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

3.1.Воспитание физической и духовной культуры личности

в восточных единоборствах


Приступая к разработке методики тренировочного процесса в восточных единоборствах, прежде всего, обозначим его основную педагогическую цель – воспитание физической и духовной культуры личности.

Физкультурно-спортивная деятельность в социальном аспекте представляется как исторически определенный тип социальной практики физкультурного воспитания, проявляющийся в ее различных видах (оздоровительной, прикладной, спортивной, образовательной, пропагандистской, самосовершенствовании и пр.). Виды и формы физкультурно-спортивной деятельности личности могут быть самыми разнообразными в рамках морфологии, аксиологии, праксиологии и антологии. Причем основными признаками их оценки будут являться: частота и затраты времени; результат и динамика изменений качеств личности. Третий ориентир - мотивационная составляющая личности. Мотив - это причинно-следственный аспект, побуждающий личность к действию или бездействию. Мотивы, как правило, подразделяются на социально значимые, личностно значимые и профессионально значимые, положительные и отрицательные. Мотивы определяются знаниями, убеждениями, установками, интересами и потребностями. Личностный смысл мотива представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертываются ее деятельность и общение.

Четвертый ориентир - совокупная характеристика структуры личности. В общей педагогике имеется много примеров попыток структурировать личность. В нее включаются основные свойства, качества и признаки личности. Все варианты в определенной степени отличаются друг от друга. Это говорит о том, что, во-первых, данная проблема довольно сложна, во-вторых, идеально структурировать личность, по всей видимости, невозможно и, в-третьих, делать это все-таки надо, но при этом следует идти по пути приближения структуры личности к педагогической технологии. Разработанные М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным[25], а также В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой[26] структурные модели физической культуры личности служат пятым ориентиром в ее структуризации с позиции технологических требований. Все модели в определенной степени дополняют друг друга и расширяют представления об основных составляющих физической культуры личности.

Физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляю щей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности.

В целом же формирование физической культуры личности представляется как процесс целенаправленного, организованного с помощью специальных методов и разнообразных средств и форм активного обучающего взаимодействия преподавателей и обучающихся. При ведущей и направляющей роли преподавателя обеспечивается полноценное усвоение знаний, умений, навыков развития умственных и физических сил и творческих способностей. Практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение учащимися ценностей физической культуры.

Центральной фигурой, системообразующим началом педагогической технологии, процесса физической культуры является преподаватель - носитель содержания образования, организатор педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности.

Профессионализм - учет индивидуально-психологических и физических особенностей занимающихся, адекватная их возможностям нагрузка, решение оздоровительных, образовательно-воспитательных задач, учет желаний и интересов учащихся, разнообразие, новизна, эмоциональность занятий, а также личность преподавателя (его общекультурный уровень, эрудиция, научная и методическая подготовка, ответственность, трудолюбие, убежденность, разумная требовательность, педагогическое мастерство) являются психолого-педагогическими факторными условиями, обеспечивающими качество воспитательного и тренировочного процесса.

В процессе разработки методики тренировочного процесса в восточных единоборствах мы не ограничивались исключительно достижениями современной педагогической и психологической науки. В качестве важнейшего элемента мы рассматривали достижения древней традиции боевых искусств Востока. Хотя, следует признать ярко выраженное отличие многих положений древней традиции от современных подходов. Современные подходы более прагматичны и не учитывают духовную составляющую тренировочного процесса, ограничиваясь лишь тезисом о необходимости учета творческих способностей обучающихся.

В процессе длительного, в несколько тысячелетий, пути эволюции, в древней традиции были не только сохранен, но и усовершенствован ряд таких идей, которые, к сожалению, не встречаются в современном педагогическом процессе, но их можно успешно использовать и в настоящее время. Анализ многочисленных историко-эволюционных путей педагогической мысли Китая указывает на гармоничное сочетание в восточных единоборствах воинского профессионализма, ученого интеллекта и гуманного благородства; именно эта ее черта издревле привлекала к ней и солдат, и книжников, и монахов.

Древние методики с трудом адаптируются в сознании и спортивной жизни  современного человека. Анализ противоречивого существования боевых искусств в современном мире показывает взаимодействие разнонаправленных сил. Традиция, с одной стороны, утрачивает свою изначальную ценность, уступая место деструктивным тенденциям, а с другой - мобилизует свои могучие защитные силы, возрождая свои идеалы и ценности в условиях нового этапа демократического освоения и межкультурной консолидации. Утрата целостности традиции восточных боевых искусств в наш век, обособление относительно самостоятельных направлений ее развития порой ведут к чисто потребительскому отношению к культурному наследию[27].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.