рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Мировой опыт примененния налога на добавленную стоимость

Мировой опыт примененния налога на добавленную стоимость

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.П. ОГАРЕВА




Экономический факультет

Кафедра экономики и организации производства




РЕФЕРАТ

ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ


Мировой опыт применения НДС




                                                                                    

 

 

 

 

                                                                                     Выполнил: студент 3 курса

Экономического факультета

301 гр., спец. Бухгалтерский

                                                                                      учёт, анализ и аудит

                                                                                      Мартынов Д.П.

                                                                                      Научный руководитель:

                                                                                      Глотова О.К.






САРАНСК 2003


СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………3


Глава № 1

Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………...5


Глава №2

История  возникновения  и  развития  НДС  в  мире и  в  России…………………………………………………………8


Глава  3. 

Особенности  обложения  НДС  внешнеэкономической деятельности…………………………………………………13


Список  использованной литературы………………………21



















Введение.


В  начале  90-х  годов  в  России  начались  рыночные  преобразования.  Реформированию  были  подвергнуты  все  сферы  экономической  жизни  общества.  Особенное  внимание  уделялось  ранее  неизвестным  в  нашей  стране  налоговым  отношениям.  Одним  из  первых  обязательных  платежей,  введенных  в  практику  налогообложения,  явился  налог  на  добавленную  стоимость.  За  шесть  лет  своего  существования  он  прочно  укрепился  в  налоговой  системе  Российской  Федерации. 

В  настоящее  время  НДС  -  один  из  важнейших  федеральных  налогов.  Основой  его  взимания,  как  следует  из  названия,  является  добавленная  стоимость,  создаваемая  на  всех  стадиях  производства  и  обращения  товаров.  Это  налог  традиционно  относят  к   категории  универсальных  косвенных  налогов,  которые  в  виде  своеобразных  надбавок  взимаются  путем  включения  в  цену  товаров,  перенося  основную  тяжесть  налогообложения  на  конечных  потребителей  продукции,  работ,  услуг. 

НДС  как  наиболее  значительный  косвенный  налог  выполняет  две  взаимодополняющие  функции:  фискальную  и  регулирующую.  Первая  (основная),  в  частности,  заключается  в  мобилизации  существенных  поступлений  от  данного  налога  в  доход  бюджета  за  счет  простоты  взимания  и  устойчивости  базы  обложения.  В  свою  очередь  регулирующая  функция  проявляется  в  стимулировании  производственного  накопления  и  усилении  контроля  за  сроками  продвижения  товаров  и  их  качеством. 

За  период  существования    налога  на  добавленную  стоимость  действующий  механизм  его  исчисления  и  взимания  претерпел  существенные  изменения.  В  связи  с  этим  у  налогоплательщиков  возникает  множество  вопросов  по  толкованию  и  разъяснению  порядка  обложения  данным  налогом.  Это  обстоятельство,  главным  образом,  и  обуславливает  актуальность  выбранной  темы.

Как  известно,  НДС  является  вторым  по  значимости  после  налога  на  прибыль  налогом,  уплачиваемым  предприятиями  и  организациями.  Вопросы  его  исчисления  и  уплаты  привлекают  к  себе  пристальное  внимание  многих  отечественных  экономистов  и  широко  обсуждаются  на  страницах  периодической  печати.  Таким  образом,  проблематика  настоящей  дипломной  работы  прежде  всего  связана  со  сложностью  и  неоднозначностью  трактования  действующего  законодательства  по  НДС.  Заинтересованность  в  разрешении  данного  вопроса  и  послужила  основной  причиной  выбора  темы  моего  дипломного  исследования.

Целью  данной  работы  является  анализ  действующей  практики  исчисления  и  взимания  налога  на  добавленную  стоимость  в  Российской  Федерации.

В  процессе  проводимого  исследования  решаются  следующие  задачи:

-ознакомление  с  историей  развития  НДС  в  мире  и  в  России;

-исследование  природы  налога  на  добавленную  стоимость,  характеристика  его  основных  элементов;

-рассмотрение  состава  плательщиков  НДС,  объектов  обложения  и  облагаемого  оборота;

-изучение  состава  льгот,  применяемых  при  исчислении  и  взимании  НДС;

-выявление  особенностей  обложения  данным  налогом  основных  средств  и  нематериальных  активов;

-анализ  действующего  порядка  обложения  НДС  внешнеэкономической  деятельности.

При  написании  работы  были  изучены  и  использованы  основные   законодательные  акты,  регулирующие  порядок  исчисления  и  уплаты  НДС  в  РФ.  В  частности,  Закон  РФ  от  27.12.91г.  №2118-1  «Об  основах  налоговой  системы  в  РФ»,  Закон  РФ  от  06.12.91г.  №1992-1  «О  налоге  на  добавленную  стоимость»  с  учетом  внесенных  в  них  изменений  и  дополнений,  подзаконные  нормативные  акты,  а  также  статистические  материалы,  статьи,  опубликованные  в  экономических  и  финансовых  журналах.























Глава № 1. Налог на добавленную стоимость (НДС).


         Налог на добавленную стоимость является чисто федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников, речь о которых пойдёт позже.     

    В российском законодательстве налог на добавленную стоимость (далее НДС)представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью  реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

   Хотелось бы подчеркнуть, что важным является определение облагаемого оборота, так как от этого напрямую зависит величина выплат в бюджет. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализованной продукции (работ и услуг), которая исчисляется исходя из:

   - свободных, рыночных цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;

    - исходя из государственных регулируемых  оптовых цен и тарифов, (без включения в них налога на добавленную стоимость), применяемых на некоторые виды продукции топливно-энергетического комплекса и услуг производственно-технического назначения (услуги связи, грузовые транспортные перевозки и другие).

    - исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость, применяемые на некоторые потребительские товары и услуги, оказываемые населению. 

   В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализованные ими товары (работы и услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счёт увеличения прибыли, суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счёт предстоящих поставок или выполнения работ и услуг на расчётный счёт, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчётным документам за реализованные товары, работы и услуги.

    На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции (работы и услуги)по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяется рыночная цена на аналогичную продукцию, работы и услуги, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Если же предприятие не могло реализовать продукцию, работы и услуги по ценам выше себестоимости из-за снижения качества продукции или каких-либо потребительских свойств (включается и моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции. Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим её фактической себестоимость, реализовало (или реализовывало)аналогичную продукцию по ценам выше её фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисляемые из максимальных цен реализации этой продукции.

   При реализации продукции по ценам ниже себестоимости  (речь идёт о приобретенной продукции у другого предприятия для дальнейшей перепродажи) возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными после реализации продукции, относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении у предприятия после уплаты налога на прибыль, и зачёту в счёт предстоящих платежей или возмещению из бюджета не подлежит. При осуществлении обмена продукцией (товарами и услугами) либо её передачи безвозмездно облагаемый оборот определяется исходя из средней цены реализации такой же или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором происходит обозначенная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной  продукции (работ, услуг)за месяц - исходя из цены её последней реализации, но не ниже фактической себестоимости. В случае, если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, то к данной продукции при исчислении налога применяется рыночная цена на аналогичную продукцию или схожий товарозаменитель, но она не должна быть ниже фактической себестоимости.

  При использовании  внутри предприятия товаров собственного производства, затраты по которым не относятся на  издержки  производства  и обращения ,  используется стоимость аналогичных товаров,  а при их отсутствии - фактическая себестоимость.

     При натуральной  оплате  труда товарами собственного производства облагаемым оборотом будет стоимость товаров,  исходя из свободных розничных цен,  включая торговую надбавку , а если на эти товары применяются государственные регулируемые цены - исходя из этих цен.

    Не облагаются налогом (в общих чертах):

    а) внутризаводской оборот

   б) продажа,  обмен,  безвозмездная  передача приобретенных с НДС основных средств и товаров для непроизводственных целей,  за исключением их реализации по цене выше покупной. Это не относится к сельскохозяйственным предприятиям,  у которых  НДС  по  приобретенным  основным средствам и  указанным  выше  товарам не включается в налогооблагаемую базу.

     Для строительных,  строительно-монтажных  и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных  работ,  принятых заказчиком, с  учетом изменений цен.  Такого рода работы,  выполненные хозяйственным способом,  приравниваются к работам, выполненным  на сторону и облагаются в общем порядке.

















Глава№2. История   возникновения   и   развития   НДС   в   мире   и   в  России.

Налог  на  добавленную  стоимость  является  сравнительно  молодым  налогом.  Большинство  из  ныне  действующих  налогов  были  введены  в  практику  в  XIX  веке.  Некоторые  налоги,  такие  как  акцизы,  земельный  налог,  известны  еще  с  древних  времен.  НДС  стал  применяться  лишь  в  XX  веке.  Конкретная  же  схема  обложения  НДС  была  разработана  в  1954 году  французским  экономистом  М. Лоре,  с  легкой  руки  которого  он  и  был  введен  во  Франции  в  1958 году.1  В  то  же  время  добавленная  стоимость  начала  использоваться  в  статистических  и  аналитических  целях  еще  с  конца  прошлого  века. 

НДС  относится  к  группе  косвенных  налогов.  Необходимо  отметить,  что  для  них  характерна  в  основном  фискальная  функция.  Их  появление  обычно  связано  с  возрастанием  потребности  государства  в  доходах  в  связи  с  ростом  расходов.  Исторически  первой  формой  косвенных  налогов  выступали  акцизы,  которые  взимались  с  отдельных  видов  товаров.  В  противоположность  им  НДС  представляет  собой  универсальный  акциз,  так  как  обложению  им  подлежат  все  товары. 

Одной  из  первых  форм  косвенного  налогообложения  явился  налог  с  продаж,  сходный  по  характеру  с  НДС.  Предпосылкой  возникновения  налога  с  продаж  послужила  острая  нехватка  средств  в  связи  с  огромными  военными  расходами  в  период  I  Мировой  войны.  Данный  налог  взимался  многократно  на  каждой  стадии  движения  товара  от  производителя  к  потребителю.  В  результате  его  функционирования  цена  реализуемого  товара  значительно  повышалась,  что  вызывало  огромное  недовольство  как  покупателей,  так  и  производителей.  Прежде  всего  это  было  связано  с  тем,  что  потребители  вынуждены  были  покупать  товары  по  сильно  завышенной  цене,  вытекающей  из  многократного  обложения  оборотов  налогом  с  продаж.  С  другой  стороны  производители  несли  значительные  убытки  вследствие  снижения  спроса  на  свою  продукцию.  Это  явилось  предпосылкой  к  тому,  что  после  I  Мировой  войны  непопулярный  налог  был  упразднен,  но  ненадолго.  Государственный  бюджет,  сильно  обремененный  возросшими  расходами  в  период  II  Мировой  войны,   требовал  дополнительных  источников  пополнения  доходов.  Налог  с  продаж,  отвечавший  фискальным  требованиям,  был  введен  вновь.  Необходимо  отметить,  что  произошло  некоторое  совершенствование  механизма  обложения  данным  налогом.  Во-первых,  он  начал  взиматься  однократно  и,  как  правило,  на  стадии  розничной  торговли,  тем  самым  не  сильно  замедляя  оборот  капитала.  Во-вторых,  поступление  средств  в  казну  также  происходило  более  быстрыми  темпами,  так  как  возросла  оборачиваемость  средств.  В  то  же  время  при  таком  положении  вещей  государство  терпело  некоторые  убытки  в  результате  потери  части  доходов  из-за  невозможности  осуществлять  полный  контроль  за  всеми  стадиями  производства  и  обращения  товара.  При  многократном  обложении  объекта  фискальные  органы  имели  возможность  получать  оперативную  информацию  о  движении  капитала  при  подаче  налоговых  деклараций.  При  однократном  обложении  только  последней  стадии  обращения  -  розничной  торговли  -  такая  возможность  терялась.  Вышеперечисленные  факторы  послужили  основными  причинами  к  возникновению  налога  на  добавленную  стоимость,  который  давал  возможность  государству  контролировать  весь  процесс  производства  и  обращения  товаров  (в  том  числе  оптовую  и  розничную  торговлю).

Широкое  распространение  НДС  получил  благодаря  подписанию  в  1957  году  в  Риме  договора  о  создании  Европейского  экономического  сообщества,  согласно  которому  страны  его  подписавшие  должны  были  гармонизировать  свои  налоговые  системы  в  интересах   создания  общего  рынка.  В  1967  году  вторая  директива  Совета  ЕЭС  провозгласила  НДС  главным  косвенным  налогом  Европы,  предписывая  всем  членам  Сообщества  ввести  данный  налог  в  свои  налоговые  системы  до  конца  1972  года.  В  том  же  1967  году  налог  на  добавленную  стоимость  начал  функционировать  в  Дании,  в  1968  -  в  ФРГ.  Шестая  директива  Совета  ЕЭС  1977  года  окончательно  утвердила  базу  современной  европейской  системы  обложения  НДС,  чем  способствовала  унификации  взимания  данного  налога  в  Европе.  Последние  уточнения  в  механизм  обложения  НДС  были  сделаны  в  1991  году  десятой  директивой,  и  ее  положения  были  включены  во  все  налоговые  законодательства  стран-членов  ЕЭС.1

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.