При
выборе сегмента потребительского рынка следует чётко разграничивать виды
отдыха, для каждого из них находить своего потребителя, более точно и полно
учитывать его потребности и уровень развлечения.
Для
участия в туре высокой категории сложности следует вводить ограничения по
возрасту и медицинским показателям, согласовывая их предварительно с врачом и
требуя от туриста рекомендацию или разрешение на участие в туре.
Интересы
различных туристских групп позволяют выделять мотивы, элементы которых
определяют выбор туриста.
Также
туристская активность зависит от ряда факторов, не связанных непосредственно с
туризмом, но влияющих на объем и форму спроса на туристский продукт. ВТО
выделяет внешние факторы, которые дают направление развитию туризма и формируют
направленность туристских потоков, а именно:
1) демографические
и социальные изменения. Проявляются в том, что все большее число людей
предпочитают выделять время и деньги на путешествие. К основным демографическим
и социальным изменениям относится: старение населения, тенденция к поздним
бракам, возрастание доли одиноких людей, повышение семейного дохода, быстрый
рост числа бездетных семейных пар по сравнению с ростом народонаселения,
повышение семейного дохода, возрастание осознания возможностей туризма и
другие;
2) экономические
и финансовые изменения. Туризм чувствителен к тому, на какой фазе (подъем или
спад) находится экономика. Кризис 1997-1998 гг. сказался на развитии туризма во
многих странах. В России спад выездного туризма произошел после августовского
(1998 г.) падения курса рубля, что снизило покупательскую способность населения
и сокращение числа людей с высокими для осуществления зарубежных поездок. Это
отразилось на туристской индустрии в странах с теплым климатом, которые были
ориентированы на удовлетворение потребностей российских туристов, имевших, но
не использовавших возможности отправиться в путешествие;
3)
состояние транспортной инфраструктуры и средств информационного обеспечения.
Использование более совершенных видов транспорта, средств информационного
обеспечения, а также оформление туров через компьютер упростят организацию
поездок и доставку туристов к месту туристского назначения.
Мотивы
туризма зависят от многих факторов. К ним относятся: специфическая особенность
различных групп людей, уровень туристской индустрии принимающей страны
(региона), реклама нового туристского продукта, отзывы о ранее реализованном
туристском продукте и др.
Все
факторы, вызывающие потребность в туризме, можно разделить на 4 группы;
культурно-познавательная, региональная, экономическая, психологическая. Каждая
из этих групп может включать в себя различные подгруппы виды мотивов.
Познавательная
группа – интерес человека к историческим, культурным, хозяйственным,
природно-климатическим факторам.
К
историческим достопримечательностям относится всё культурное наследие страны,
её исторические и археологические памятники. Особый интерес вызывают также
обычаи, одежда, кухня и другие проявления народного творчества.
Хозяйственные
факторы включают в себя своеобразие форм ведения хозяйства.
Природно-климатические
факторы туризма являются очень привлекательными для туристов. К ним относятся
рельеф, флора и фауна местности, которые играют существенную роль в создании
определённых видов туризма, особенно зимнего спортивного, морского, горного и
т. д. Природно-климатические элементы в мотивации туризма относятся к
психологическим и биологическим потребностям населения городов.
Географические
и климатические условия благоприятствуют развитию летних и зимних видов спорта.
Особую привлекательность имеют районы, где условия способствуют лечению и
оздоровлению туристов, в том числе курортные зоны.
К
группе региональных факторов можно отнести и событийность, насыщенность района,
которая может стать причиной посещения данного региона туристами. Например,
театральные и музыкальные фестивали, кинофестивали, ярмарки, выставки и т. п.
К
группе экономических факторов относятся социально-экономические условия
туристского путешествия. Это доходы покупателей туристского продукта, цены на
туры, услуги и товары в местах назначения, принимающих туристов, уровень
развития туристской индустрии, а также уровень развития в целом сферы услуг,
транспортной системы, сферы торговли, в том числе наличие магазинов для иностранных
туристов, реализующих им товары по низким ценам. Экономические факторы играют
первостепенную роль при формировании ассортимента недорогих товаров и влияют на
количество туристов со средними доходами.
Психологические
факторы включают мотивы, побуждающие туристов путешествовать и которые отвечают
их психологическим потребностям. К ним относятся особые интересы и наклонности
человека, мировоззрение и т. п.
Анализ
показывает, что только немногие туристы приезжают снова в те же места, где они
уже были прежде, исключая случаи присутствия экономических или сентиментальных
мотивов. По мере увеличения своих доходов человек отдаёт предпочтение
психологическим мотивам при выборе нового туристского маршрута [38, с. 45].
Таким
образом, туристские мотивы как существенный элемент спроса являются объектом
целого ряда влияний, которые могут быть не связаны напрямую с туризмом, но при
этом воздействуют как на объём, так и на формы спроса и выбора туристского
продукта и услуг. Одни из этих влияний могут быть доминирующими, другие -
побочными, однако все они обладают определённой возможностью усиливать своё
воздействие на принятие решения о путешествии и выбор туристского продукта.
Глава
2 Мотив как фактор туризма
2.1.
Мотивация выбора туристического продукта
Туризм
давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано
или поздно он ощущает потребность отправиться в путешествие. Стремление
человека к разнообразию впечатлений приобретает четкие очертания, когда он
приходит к решению провести свободное время вне дома, рассчитывая с переменой
мест снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой.
Мотивов,
которыми руководствуется турист, много. У туриста всегда присутствует целая
гамма побудительных мотивов, из которых лишь определённые могут иметь
существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия
окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под
воздействием определённых обстоятельств способен оказывать влияние на поведение
потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор туристского
продукта.
Понимание
туристских мотивов позволяет обеспечивать соответствие спроса и предложения и,
как результат, повышение конкурентоспособности предприятия за счет
удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте.
Мотивы
в определённой степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя
туристского продукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов.
Специфические
интересы различных туристских групп позволяют выделить четыре категории
туристских мотивов, элементы которых определяют выбор туриста.
1.
Природные и климатические мотивы. Рельеф местности, растительность, температура
воздуха и так далее чрезвычайно привлекательны для туриста, играют существенную
роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный и так
далее. Географические ресурсы не могут не влиять на деятельность туристского
предприятия, тем более что вопросы рационального использования природных
ресурсов, охрана окружающей среды переходят в разряд глобальных. Природные
факторы (климат, топография, флора и фауна) - важнейший элемент побуждения
клиентов к совершению путешествия и привлечения туристов в тот или иной регион
или страну [31, с. 103].
Таким
образом, географическое расположение может являться мотивом к поездке. Климат,
флора и фауна зависит от естественных качеств места туристского назначения, что
придаёт району специфическую привлекательность [34, с. 12-56].
2.
Культурные мотивы. Исторические места, музеи, картинные галереи, выставки,
археологические памятники, народные ремёсла и другие составляют культурное
наследие страны. Культурное самовыражение народов всегда вызывает интерес.
Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и
населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных
туристских мотивов.
Наилучший
способ знакомства с другой культурой является туризм. Гуманитарное значение
туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, её
творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда
было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории
и культуры другого народа - это одна из задач, которую в полной мере способен
решать туризм. Важной частью восстановительной функции туризма является
познание мира (увидеть, услышать, ощутить мир своими глазами), они несут в себе
большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны
обогащает духовный мир человека.
Культура
является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления
независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей
исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов
подхода к их дальнейшему развитию.
Самосознание
и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей
немыслимы без приобретения знаний в области культуры.
На
конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения культуры.
Первое
общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее всё, что
создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную
деятельность, производство, потребление, литературу и искусство, образ жизни и
человеческое достоинство. Второе определение специализированного характера,
построенное на «культуре культуры», на моральных, духовных, интеллектуальных и
художественных аспектах жизни человека [33, с.25].
Культурное
наследие любого народа составляют не только произведения художников,
архитекторов, музыкантов, писателей, труды учёных и так далее, но и
нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали,
религиозные ритуалы и тому подобное.
Давно
стал самостоятельным и выделился такой вид туризма, как культурный, или
познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны,
включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями
бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор для познавательного
туризма может дать любая местность, но для массового развития требуется
определённая концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно
выделить:
1.
Памятники
археологии.
2.
Культовую
и гражданскую архитектуру.
3.
Памятники
ландшафтной архитектуры.
4.
Малые и
большие исторические города.
5.
Сельские
поселения.
6.
Музеи,
театры, выставочные залы и другое.
7.
Социокультурную
инфраструктуру.
8.
Объекты
этнографии, народные промыслы и ремёсла, центры
прикладного искусства.
9.
Технические
комплексы и сооружения.
При
посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы,
составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов
определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью
по отношению к местам спроса.
Особенности
культуры различных регионов мира всё чаще побуждают людей проводить отпуск в
путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному
обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов
туристского интереса.
Познавательный
туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнаёт
о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является
важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.
Развитие
культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для
привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включён в
так называемую политику культурных отношений.
Уровень
культурного развития может быть использован также для создания благоприятного
имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры
могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях
местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической
базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от
уникальности культурного национального наследия.
Объекты
культурного национального наследия должны быть представлены разумно и
творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело, и продукция одной
страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В
культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским
направлением, должен обладать культурными уникальными комплексами и предлагать
их на туристский рынок.
Оценка
культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными
методами:
1) ранжированием
культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;
2)
необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет
сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала
для туризма.
Эти
методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые
специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и
достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их
доступностью и построением экскурсионных маршрутов. И представление о ценности
культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей
туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.
Важной
характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия
ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с
долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту.
Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового
культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и другое.
Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский
период в России, утратили свою притягательность с изменением идеологических
установок в обществе.
Поэтому
одной из основных задач организаторов туризма является не только создание
культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный
исторический период. Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов,
должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия,
способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о
своём культурном потенциале в расчёте на привлечение потенциальных туристов.
Составляющие
культуры в формировании туристского интереса.
Различные
области деятельности способны вызвать сильный мотив к путешествию и интерес к
туристскому направлению. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы
культуры народа, как искусство, наука, религия, история и другие.
Один
из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к
туристской поездке, является изобразительное искусство. Его повсеместное усиление
связано, с тенденцией выставлять, на известных курортах (в помещениях гостиниц)
произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления
туристов с культурой региона.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|