– паспорт
гражданина РФ или документ, его заменяющий, –работодатели – физические лица,
имеющие гражданство РФ;
– документы,
удостоверяющие личность и гражданство иностранного гражданина, – работодатели –
физические лица, имеющие иностранное гражданство;
– документы,
удостоверяющие личность, – работодатели – физические лица, не имеющие
гражданства.
Для получения государственной услуги содействия в подборе
необходимых работников при последующих обращениях работодатели представляют
заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных
рабочих мест (вакантных должностей)».
2.3
Муниципальное управления в сфере образования
Образовательный
уровень населения – одна из важнейших характеристик муниципального образования,
определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.
Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и
значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве
муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.
Муниципальная политика в сфере образования строится на основе
государственной политики, базирующейся на следующих принципах:
– гуманистический
характер образования,
– приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
– свободного
развития личности;
– общедоступность
образования,
– адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
– светский
характер образования в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях;
– свобода
и плюрализм в образовании.
В России проводится политика реформирования сферы
образования. Предусматривается переход к 12- летнему образованию, введение
единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без
вступительных экзаменов поступить в любой вуз в случае набора нужного числа
баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают
тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются
возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи,
профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования
развивается платное образование во всех звеньях – от детских садов до
университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование
становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его
коммерциализации, усиливается неравенство граждан при его получении. Однако
интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в
увеличении конкурса в вузы.
Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней
единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с его
разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием
утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают
проблемы бюрократизма управления: отсутствие четких требований, предъявляемая к
управленцам; неопределенность специфического содержания управления
образованием; негативные последствия распада ранее существующей системы
управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и
прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг).
Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.
Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов
местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ,
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной
программы развития образования», «О компенсационных выплатах на питание
обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального
образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и
детей оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты. Данные
законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ,
приказах Минобразования России, региональном законодательстве.
Система
управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность
взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных
образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих
их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм,
типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных
им учреждений и организаций.
Деятельность
муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об
образовании, учреждениями соответствующих типов и видов, утверждаемыми
Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных
учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные
органы управления образованием. На основании их решения органы управления
муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное
управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование –
участки земли.
При
этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением
может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены
законодательством РФ и субъектом РФ, а также правовыми актами органов местного
самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.
Органам местного самоуправления в целях осуществления
государственной политики в области образования переданы полномочия по
планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных)
органов управления образованием, определению их структуры и полномочий,
назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием.
На территории муниципального образования может располагаться
большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм
собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с
немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты
интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.
Изменения в системе образования требует совершенствования
управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на
развитие системы образования с помощью специальных форм, методов и средств,
дающих поднять эффективность образования на должный уровень.
Таким образом, уровень населения является одной из важнейших
характеристик муниципального образования. Муниципальная политика в сфере
образования строится на основе государственной политики. Система управления
образованием на муниципальном уровне состоит из взаимосвязанных элементов:
образовательных стандартов различного управления и направленности, сети
реализующих им образовательных учреждений независимо от их
организационно-правовых форм, типов, муниципальных органов управления
образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
2.3.1 Анализ реализации национального проекта образования в МО
Щербиновский район Краснодарского края
Реализация нацпроекта «Образование» началась с декабря 2005
года, когда были определены направления всей работы, в системе образования. Это
коснулось прежде всего стимулирования труда педагогов, осуществляющие функции
классного руководителя. И с января 2006 года всем им – а в районе это 238
человек – стала начисляться премия президента от 214 до1000 рублей за классное
руководство в зависимости от количества учащихся в классе.
На следующем этапе работы, связанном с нацпроектом, провели
конкуре на лучшее общеобразовательное учреждение района, успешно внедряющее
ииновационные проекты, или, говоря проще, современные педагогические
технологии. В результате, исходя из положений, установленных законодательством,
в районе определились две такие школы – это СОШ №1 и 6 станицы
Старощербиновской и села Екатериновка.
Образование сегодня, безусловно, является государственным
приоритетом, и доказательство тому – национальный проект «Образование», ставший
основой в работе отрасли в 2006 году. По итогам работы в 2006 году можно
отметить, что все, что было намечено в рамках национального проекта на этот
год, реализовано в полном объеме. Достаточно сказать, что это позволило
привлечь в район около 10 миллионов рублей средств консолидированного бюджета.
Однако нацпроект стал не только и не столько фактором, обеспечивающим
финансирование сферы образования: можно в полной мере оценить стимулирующую
роль национального проекта как для учителей, так и для образовательных
учреждений.
Реализация национального проекта «Образование» в Щербиновском
районе шла по нескольким направлениям.
Основное направление – это вознаграждение педагогов,
выполняющих функции классных руководителей, которое получают 238 учителей. На эти
цели затрачено более 3,4 миллиона рублей, а сумма вознаграждения в зависимости
от количества учащихся в классе составляет от одной тысячи до 240 рублей.
Сегодня нужно ставить вопрос не столько о выплате
вознаграждения как такового, сколько об эффективности работы классного
руководителя.
Второе направление – поощрение лучших учителей.
Здесь уместно будет сказать, что установленную Президентом
России В.В. Путиным премию в размере 100 тысяч рублей в крае получили 406
учителей, в том числе учитель истории средней школы №5 О.Б. Шейкин.
Победителями районного этапа конкурса стали учитель начальных
классов средней школы №5 Н.Б. Березина, учителя: биологии – Е.В. Маракуша (СОШ
№10), английского языка – И.А. Ильичева (СОШ №2), математики – Л.А. Вивчарь
(СОШ №1), русского языка и литературы – Е.Л. Карпенко (СОШ №7) и учитель
истории СОШ №3 Т.А. Васькова. Этим педагогам главой района В.П. Филоновым
вручены грамоты и денежные премии на августовском совещании учителей.
В этом году необходимо значительно увеличить число участников
конкурса и всемерно популяризировать работу лучших учителей района в средствах
массовой информации, а также через методические объединения. Задача эта крайне
важная, поскольку в конечном итоге речь идет об обобщении передового опыта и
повышении профессионального уровня учительства района.
Третье направление – конкурс общеобразовательных учреждений,
активно внедряющих инновационные образовательные программы и технологии.
Здесь безусловным лидером в районе стал коллектив средней
школы №1 имени А.В. Ляпидевского, руководит которым опытный педагог Л.В.
Макаренко. В качестве премии этому коллективу вручен грант Президента России в
размере одного миллиона рублей.
Школа распорядилась такой солидной суммой очень толково. В
рамках реализации программы развития школы уже закуплены такие необходимые
учебные кабинеты, как начальной школы, русского языка и литературы,
иностранного языка, истории, географии, математики, универсальный интерактивный
предметный кабинет. Все эти приобретения, безусловно, скажутся на улучшении
качества образовательного процесса, достижении хороших результатов, что,
кстати, уже нашло свое подтверждение: школа заняла в этом учебном году первое
место по результатам районного и зонального этапов краевых предметных олимпиад.
Очередное направление – информатизация образования. По району
затраты на эти цели уже составили 320 тыс. рублей, которые выделены их средств
краевого бюджета (по краю эта цифра составляет около 30 миллионов рублей). В
школы района поставлено 11 автоматизированных рабочих мест, к скоростному
интернету по графику подключена средняя школа №5 районного центра. Отдел
образования изыскал средства на приобретение компьютеров для средних школ № 4 и
№ 11. И делается все это для повышения качества общего образования за счет информатизации
и переоснащения учебно-демонстрационной базы. Кроме того, 2006-2007 учебный год
должен стать годом ликвидации компьютерной безграмотности среди учительства
района. Эта задача уже успешно решается в школах №1, 5, 6 и других.
Пятое направление – оснащение школ современным оборудованием.
Решение этой серьезнейшей проблемы стало возможным благодаря
нацпроекту. Так, школы №3, 6 получили кабинеты истории; №6, 9 – кабинеты
географии; №2 – кабинет физики и №6 – интерактивную доску.
В январе будут получены кабинет химии для средней школы №1,
три кабинета математики для школ №5, 11,13.
Кроме этого, приобретены 60 комплектов мебели, которые
направлены во все без исключения школы района. На эти цели из районного бюджета
затрачено 1436 тысяч рублей, 1393 тысячи рублей –из краевого бюджета[8].
В плане реализации национального проекта «Образование»
удалось решить проблему подвоза учащихся на занятия. Необходимо отметить в этой
связи то внимание, которое уделяет ей администрация района, губернатор Кубани
А.Н.Ткачев. Благодаря этому удалось решить вопрос с подвозом учащихся в школы
№10, 6 и 13, которые получили специально оборудованные школьные автобусы.
2.4
Муниципальное управление в сфере здравоохранения
Здравоохранение является одним из важнейших подразделений
социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение
конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию
благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения
предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения,
предусматривающие:
– новые
подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с
учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;
– формирование
новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в
условиях рыночной экономики;
– приоритетность
в системе здравоохранения профилактических мероприятий по снижению
заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения эпидемий;
– защиту
прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как
исходное условие формирования здорового образа жизни.
Правовой
основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья
населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском
страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также иные нормативные
правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.
Конституция
РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее
субъектов. В соответствии с этим система управления здравоохранением носит
иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи
населению оказывается на муниципальном уровне. Муниципальная система
здравоохранения включает в себя находящиеся в муниципальной собственности
лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения,
ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную
собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории
муниципального образования, а также органы муниципального управления охраной
здоровья населения.
Главная
цель муниципального здравоохранения – удовлетворение потребностей населения в
услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного
самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных
стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например
удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах
общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг
(лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.),
обеспечение их качества и т. п.
Федеральное
законодательство возлагает решение вопросов местного значения в сфере
здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К числу этих
вопросов отнесены вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключением
санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в
амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи
женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более
сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему
здравоохранения в виде государственных полномочий, передаваемых органам
местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|