Заключение
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль
в экономической и социальной жизни промышленно развитых странах. Во-первых, он
обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую
специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в
потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создавать
атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух
предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Обобщая все вышесказанное малое предпринимательство,
воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в
результате изменений количества субъектов рынка, повышение квалификации и
степени преобщенности все более и более широких слоев населения к системе
предпринимательства и делового администрирования.
В целом надо сказать, что введение единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности предполагает реализацию
государством фискальных задач в условиях хронического недобора налогов
Министерством налогов и сборов. По мнению экспертов Министерства экономики
Российской Федерации, это нововведение позволит увеличить налоговые поступления
в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз. Кроме того, появление этого
налога позволит значительно сократить оборот “теневого” капитала в сфере малого
бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как торговля,
общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание
населения и другие виды платных услуг.
Однако при рассмотрении единого налога на вмененный доход
нельзя ограничиться лишь фискальной стороной данного налога. Разработчики
Закона о едином налоге на вмененный доход добивались, чтобы законопроект также
обеспечил динамику роста налогооблагаемой базы. Увеличение сбора налогов
предполагается получить не за счет роста налогового бремени, а за счет вывода
из теневого сектора значительной части предприятий. Малое предприятие теперь
будет платить только один налог, ставка которого не превысит 20% вмененного
дохода. Единый налог включает в себя и платежи во внебюджетные фонды, которые
будут осуществляться уже без участия предприятия на уровне казначейства. Это
позволит предельно упростить учет.
При этом следует отметить другое важное обстоятельство:
налог на вмененный доход будет регрессивным. Регрессивность его заключается в
том, что после уплаты налога, задним числом его ставка не может быть
скорректирована, даже если предприятие добьется значительного увеличения
реально полученного дохода по сравнению с вмененным доходом. Это поощряет
предпринимателей эффективнее использовать имеющиеся производственные площади,
совершенствовать коммерческую деятельность.
Принятый закон, безусловно, не лишен недостатков, среди
которых наиболее главным является пренебрежение принципам рыночной экономики,
что проявляется в том, что малые предприятия одних отраслей подпадают под
обложение единым налогом на вмененный доход, а малые предприятия других нет. В
результате наносится серьезный ущерб предпринимательству за счет
"выравнивания" положения предприятий с точки зрения прибыльности бизнеса.
Кроме того, следует отметить, что закон ориентирован на
предприятия, которые работают только с конечным потребителем. В то же время
подавляющее большинство малых предприятий кроме того что осуществляют розничную
и оптовую продажу еще ведут и производство. Примером тому служат мини-пекарни,
каждая из которых производит продукцию и продает ее через собственный ларек, а
часть ее оптом реализует в другие магазины. При этом вмененный же доход
определяется только по розничной торговле.
Еще одним недостатком закона о едином налоге на вмененный
доход является то, что при его расчете используется численность сотрудников
предприятия, занизив которую можно без особого труда минимизировать платеж, а
за это, по существующим юридическим нормам, привлечь к ответственности уже
нельзя.
Таким образом, подводя итоги, надо сказать, что Закон
о едином налоге на вмененный доход содержит в себе еще много недоработок и
неточностей, что безусловно будет препятствовать применению его на практике.
Однако, учитывая сложности переходного периода можно допустить, что такие формы
налогообложения, если они применяются временно и технологичны в уплате,
стимулируют производство товаров и услуг, могут иметь право на существование.
Список использованной литературы
1.
Аносова Т.Ф., Субботина Е.Е. Инвестиционная
политика в Челябинской области по отношению к малому бизнесу// Вестник
Челябинского университета. Сер. 8. Экономика. Социология. Социальная работа.,
№1, 2001 г.
2.
Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое
предпринимательство М.: 1999г.
3.
Барковский А.Н., Ушакова Н.А. Взаимодействие
предпринимательских структур стран СНГ//Проблемы прогнозирования, №2,2001 г.
4.
Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии
экономики -ЭКО№8,2000г.
5.
Братчикова Н.В. Малое предпринимательство:
упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход в 2003
году// Законодательство и экономика,№11, 2002 г.
6.
Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской
деятельности: государственное и межфирменное. – М.: учеб. пособие ИНФРА – М ,
2000г.
7.
Гражданский кодекс РФ.
8.
Емельянова Л.В. Упрощенная система налогообложения,
учета и отчетности// Налоговый вестник, №9, 2001 г.
9.
Кольцова Т.А., Мишенина М.С. Налогообложение
субъектов малого предпринимательства// Финансы, №8, 2002 г.
10.
Кузнецова Л.Ю. Проблема дифференциации статуса
предпринимателя в учете// Вопросы статистики№1, 2002 г.
11.
Кузнецова Н.А., Басалаева Е.В. Особенности
налогообложения в малом бизнесе//Финансы, №11. 2001 г.
12.
Кузнецов Н.Г., Чернышева Н.И. Оптимизация системы
единого налога на вмененный доход// Финансы, №6. 2001 г.
13.
Лапуста М.Г. Предпринимательство: уч. пособие.-
М.:ИНФРА- М, 2002г.
14.
Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и
среднего предпринимательства в ЕС и России// Менеджмент в России и за рубежом,
№1, 2001 г.
15.
Макинтайр Р. Малые предприятия в экономике
переходного периода: анализ проблем и экономическая политика// Экономическая
наука современной России, №1, 2002 г.
16.
Мамбеталиев Н.Т., Бобоев М.Р. Налогообложение
малого предпринимательства в государствах – членах ЕврАзЭС// Налоговый Вестник,
№2, 2002 г.
17.
Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика,
организация, финансы.- М.: 1999г.
18.
О налогообложении малых предприятий// Бухгалтерский
учет, №19, 2002 г.
19.
Орлов О. Перспективы развития малого
предпринимательства в России// Вопросы экономики, №7, 2002г.
20.
Орлов О. Малое предпринимательство в России:
развитие или стагнация?// Вопросы экономики, №10, 2001 г.
21.
Пудов А.Н. Субъекты малого предпринимательства и
оплата ЕСН// Пенсия, №9, 2002г.
22.
Рагимов С.Н., Единый налог на вмененный доход в
свете нового законодательства// Финансы, №12, 2002 г.
23.
Рагимов С.Н., Петров Б.В. Современные проблемы
развития малого предпринимательства в России// Финансы, №11, 2001 г.
24.
Российская газета, №20, 2000г.
25.
Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого
предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в
России// Менеджмент в России и за рубежом, "2, 2001г.
26.
Трофимов А.А. Поможем малому предпринимательству//
Финансы, №12, 2001 г.
27.
Трубников А.А. Налогообложение индивидуальных
предпринимателей в 2001 году// Бухгалтеский учет, №18, 2001 г.
28.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности
для организаций – субъектов малого предпринимательства/ Состав. О.В. Крат.- М.:
Экзамен, 2002 г.
29.
Шеховцов А. Законодательство и развитие малого
бизнеса в регионах// Вопросы экономики, №4, 2001 г.
30.
Шестоперов О. Современные тенденции развития
малого предпринимательства в России // Вопросы экономики, № 4, 2002г.
31.
Эффективность поддержки малого
предпринимательства//Вопросы экономики,№7,2002г.
32.
Юкша Я.А. Хозяйственные общества в России в начале
XXI века// Юрист, №10, 2002 г.
33.
Закон Челябинской области от 28 ноября 2002 г. N
113-ЗО "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности" (с изменениями от 27 февраля 2003 г.)
34.
Закон РФ от от 27 февраля 2003 г. № 141-ЗО «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности» Закон РФ от29.05.2002 № 57ФЗ
35.
Глава 262 "Упрощенная система
налогообложения" НК РФ
36.
Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2001).
37.
Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об
упрощенной системе, налогообложения учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства"
38.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от
29.05.2002г.)
39.
Конституция СССР, 1992 года
40.
Закон«Обиндивидуальнойтрудовой деятельности» от 1986
г.
41.
Закон «О государственном предприятии»
(распространенный на все предприятия с 1989 года)
42.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании
совместных предприятий с участием иностранного капитала, принятые 1987 год).
43.
Постановление СМ СССР № 790 «О мерах по созданию и
развитию малых предприятий» от 08.08.1990г
44.
Постановление СМ и Правительства РФ «О
первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446
45.
Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении
экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г.
46.
Приказ федеральной службы занятости России «Об
утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными
гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им
субсидий» № 37 от 30.03.1993 г.
47.
Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. №
409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на
1994-1995 гг.»
48.
Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой
политики»№ 1004 от23.05.1994г.
49.
Постановление Правительства РФ «О сети
региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434
50.
«О государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ», принятого в развитии Федерального закона от
14.06.1995 года № 88-ФЗ
1. Для вида предпринимательской деятельности "оказание
бытовых услуг" определяется значение корректирующего коэффициента К2 (К2бу),
которое рассчитывается следующим образом:
К2бу = Кас х Кмо х Кз, где:
Кас - коэффициент, учитывающий ассортимент услуг;
Кмо - коэффициент, учитывающий особенности ведения
предпринимательской деятельности в муниципальном образовании (районе, городе областного
значения, городе с территориальным районом, закрытом
административно-территориальном образовании);
Кз - коэффициент, учитывающий особенности ведения
предпринимательской деятельности внутри муниципального образования (района,
города областного значения, города с территориальным районом, закрытого
административно-территориального образования);
"Kв - коэффициент, учитывающий особенности
осуществления данного вида предпринимательской деятельности исключительно в
субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни.";
Определяются следующие значения Кас для указанного вида
деятельности:
1) ремонт обуви, услуги по чистке обуви, ремонт часов,
ремонт и изготовление металлоизделий, услуги фотоателье, фото- и
кинолабораторий, услуги по прокату, за исключением проката кинофильмов, ремонт
изделий из кожи и меха, ремонт и пошив одежды, ремонт и техническое
обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, бытовых
приборов, услуги парикмахерских, услуги бань и душевых, услуги химчисток,
прачечных - 0,30;
2) ремонт и изготовление ювелирных изделий, ремонт
компьютеров и оргтехники - 0,70;
3) прочие виды бытовых услуг - 0,83.
2. Для вида предпринимательской деятельности "оказание
услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных
средств" определяется значение корректирующего коэффициента К2 (К2у),
которое рассчитывается следующим образом:
К2у = Кас х Кмо х Кз, где:
Кас - коэффициент, учитывающий ассортимент услуг;
Кмо - коэффициент, учитывающий особенности ведения
предпринимательской деятельности в муниципальном образовании (районе, городе
областного значения, городе с территориальным районом, закрытом
административно-территориальном образовании);
Кз - коэффициент, учитывающий особенности ведения
предпринимательской деятельности внутри муниципального образования (района,
города областного значения, города с территориальным районом, закрытого
административно-территориального образования);
Kв - коэффициент, учитывающий особенности осуществления
данного вида предпринимательской деятельности исключительно в субботу,
воскресенье и нерабочие праздничные дни.
Определяются следующие значения Кас для указанного вида
деятельности:
1) услуги по хранению автотранспортных средств на платных
стоянках - 0,83;
2) прочие услуги по ремонту, техническому обслуживанию и
мойке автотранспортных средств - 0,50.
3. Для вида предпринимательской деятельности
"розничная торговля" определяется значение корректирующего
коэффициента К2 (К2рт), которое рассчитывается следующим образом:
К2рт = Кас х Кмо х Кз, где:
Кас - коэффициент, учитывающий ассортимент товаров;
Кмо - коэффициент, учитывающий особенности ведения
предпринимательской деятельности в муниципальном образовании (районе, городе
областного значения, городе с территориальным районом, закрытом
административно-территориальном образовании);
Кз - коэффициент, учитывающий особенности ведения
предпринимательской деятельности внутри муниципального образования (района,
города областного значения, города с территориальным районом, закрытого
административно-территориального образования);
Kв - коэффициент, учитывающий особенности осуществления
данного вида предпринимательской деятельности в определенном месте, которое
организуется по решению органов местного самоуправления для работы
исключительно в субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни.
Определяются следующие значения Кас для указанного вида
деятельности:
1) торговля коврами, ювелирными изделиями из драгоценных
металлов и камней, изделиями из натуральных кожи и меха (в том числе обувью),
пивом, алкогольной продукцией, табачными изделиями, технически сложными
товарами бытового назначения, в том числе бытовой радиоэлектронной аппаратурой,
вычислительной и множительной техникой, электробытовыми машинами и приборами,
фото- и киноаппаратурой, телефонными аппаратами, автомобилями и запасными
частями к ним - 0,60;
2) торговля детскими товарами, газетами, журналами,
книгами, учебно-методической литературой, школьными наглядными пособиями,
товарами, бывшими в употреблении (кроме автомобилей и запасных частей к ним), -
0,22;
3) торговля остальными товарами - 0,50.
В случае реализации в одном месте организации розничной
торговли нескольких видов товаров, предусмотренных в подпунктах 1-2 настоящего
пункта, для расчета базовой доходности применяется максимальное значение Кас.
В случае осуществления данного вида предпринимательской
деятельности в определенном месте, которое организуется по решению органов
местного самоуправления для работы исключительно в субботу, воскресенье и
нерабочие праздничные дни, вместо коэффициента Кз применяется коэффициент Кв,
имеющий значение 0,60.
4. Для вида предпринимательской деятельности
"общественное питание" определяется значение корректирующего
коэффициента К2 (К2оп), которое рассчитывается следующим образом:
К2оп = Ктп х Кмо х Кз, где:
Ктп - коэффициент, учитывающий тип предприятия
общественного питания;
Кмо - коэффициент, учитывающий особенности ведения
предпринимательской деятельности в муниципальном образовании (районе, городе
областного значения, городе с территориальным районом, закрытом
административно-территориальном образовании);
Кз - коэффициент, учитывающий особенности ведения
предпринимательской деятельности внутри муниципального образования (района,
города областного значения, города с территориальным районом, закрытого
административно-территориального образования);
Kв - коэффициент, учитывающий особенности осуществления
данного вида предпринимательской деятельности исключительно в субботу,
воскресенье и нерабочие праздничные дни.
Определяются следующие значения Ктп для указанного вида
деятельности:
1) рестораны, бары, кафе - 0,83;
2) общедоступные столовые, закусочные, буфеты, кафетерии,
кулинарии - 0,65;
3) столовые и другие точки общественного питания,
расположенные на территориях организаций, обслуживающих исключительно работников
данных организаций, предприятия общественного питания социальной сферы,
столовые и иные точки общественного питания образовательных учреждений - 0,08.
5. Для вида предпринимательской деятельности "оказание
автотранспортных услуг" определяется значение корректирующего коэффициента
К2 (К2ау), которое рассчитывается следующим образом:
К2ау = Ку х Кмо х (Кв), где:
Ку - коэффициент, учитывающий вид автотранспортных услуг;
Кмо - коэффициент, учитывающий особенности ведения
предпринимательской деятельности в муниципальном образовании (районе, городе
областного значения, городе с территориальным районом, закрытом
административно-территориальном образовании);
Кв - коэффициент, учитывающий особенности осуществления
предпринимательской деятельности исключительно в субботу, воскресенье и
нерабочие праздничные дни.
Определяется значение Ку для указанного вида деятельности -
1,0.
В случае осуществления данного вида предпринимательской
деятельности исключительно в субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни
для расчета коэффициента К2ау применяется коэффициент Кв, имеющий значение
0,60.
6. Определяются следующие значения Кмо для видов
предпринимательской деятельности, указанных в статье 2 настоящего Закона:
1) города Челябинск, Магнитогорск - 1,0;
2) город Миасс - 0,90;
3) город Озерск, город Сатка и Саткинский район - 0,80;
4) города Трехгорный, Златоуст, районы Брединский,
Еткульский - 0,70;
5) города Снежинск, Южноуральск, Троицк, Копейск, поселок
Локомотивный, Кизильский район - 0,60;
6) города Кыштым, Чебаркуль, Верхний Уфалей, город Аша и
Ашинский район, город Карталы и Карталинский район, районы Октябрьский, Уйский
- 0,50;
7) города Пласт, Усть-Катав, Карабаш, город Катав-Ивановск
и Катав-Ивановский район, город Касли и Каслинский район, районы Сосновский,
Агаповский, Чесменский - 0,40;
8) города Еманжелинск, Коркино, районы Аргаяшский,
Нагайбакский, Варненский, Увельский, Верхнеуральский, Троицкий, Нязепетровский,
Красноармейский, Чебаркульский - 0,30;
9) районы Кусинский, Кунашакский - 0,20.
7. Определяются следующие значения Кз для видов
предпринимательской деятельности, указанных в статье 2 настоящего Закона:
1) зона 1-1,20;
2) зона 2-1,0;
3) зона 3 - 0,80;
4) зона 4 - 0,70;
5) зона 5 - 0,60.
Границы указанных зон в муниципальных образованиях
(районах, городах областного значения, городах с территориальным районом и
закрытых административно-территориальных образованиях) устанавливаются
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. До установления
границ зон в указанных муниципальных образованиях значения Кз, определенные
подпунктами 1-5 настоящего пункта, не применяются.
8. В случае осуществления предпринимательской деятельности,
указанной в подпунктах 1, 2, 4 статьи 2 настоящего Закона, исключительно в
субботу, воскресенье и нерабочие праздничные дни вместо коэффициента Кз
применяется коэффициент Кв, имеющий значение 0,60.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|