рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налоговая система РФ и проблемы оптимизации налогового бремени

3)                показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.

4)                показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

  Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

 Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так же исчесления налоговой нагрузки на работника.

Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному валовому внутреннему продукту. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределённой с помощью налогов.

Налоговое бремя на население мировая практика оценивает также на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень налогообложения отдельного работника, а с другой – как уровень налогообложения населения в целом. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.

   Показатель уровня налогового бремени на население можно рассчитать по следующей формуле:

Бр =

(1)

где Бр – уровень налогового бремени;

       Н все уплаченные населением налоги, включая косвенные;

        Чн – численность населения страны;

         Д – сумма полученных населением доходов.

При оценки налогового бремени населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размеров оплаты труда.

Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.

Так же как и на макроуровне, методика определения налогового бремени

на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и суммой полученного им дохода.

Согласно одной из методик налоговое бремя хозяйствующих субъектов оценивается как процентное отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. Для анализа динамики налогового бремени должен быть выбран такой показатель, который отражал бы действительный, и при том единый, источник уплаты всех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Поэтому следующие показатели налогового бремени основаны на сопоставлении уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты.

Суть одной из существующих методик исходит из положения, что каждая группа налогов в зависимости от источника, за счёт которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.

Общий знаменатель, к которому в соответствии с данной  методикой приводится уровень тяжести налогового бремени хозяйствующего субъекта, представляет собой прибыль предприятия.

В данном случае используются следующие формулы определения уровня хозяйствующего субъекта:

Бр = , или

(2)

Бр =

   (3)

  где  Бр – уровень налогового бремени;

        Нп  - налоги, уплачиваемые из прибыли;

        Нс – налоги, относимые на издержки производства и обращения;

             Нф – налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;

             Нр – налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;

             Пр – расчётная прибыль, включающая косвенные налоги и сумму затрат на производство и реализацию;

         Пч – чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Эти показатели отражают то, какая часть расчётной прибыли изымается у налогоплательщика в форме налогов и каково соотношение суммарной величины уплаченных налогов и прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.

Следующий метод количественной оценки налогового бремени хозяйствующего субъекта определяется как соотношение созданной им и отдаваемой государству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и достаточно универсальным источником уплаты всех налогов. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку налогового бремени для различных типов производств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показателя для различных экономических стрктур.

Используется следующая формула:

Бр =   

(4)

где Н – сумма уплаченных фактически налогов, за исключением налога на доходы физических лиц;

       Дс – добавленная стоимость.

При этом необходимо также иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьёзным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнёта среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей налогоплательщика. Но вместе с тем этот показатель необходим, так как налоги устанавливает и оно должно учитывать этот средний показатель.

Мировой опыт показывает, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика, эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определённая часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути  минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы.

В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1% к ВВП ежегодно, примерно в таких же параметрах предполагается снижение налогового бремени в 2006-2008 годах. Налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования – основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, были осуществлены в 2001-2004 годах. Важнейшим результатом налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику. Так, с 2002 года были снижены, а с 2003 года окончательно отменены «оборотные налоги»: на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Одновременно с этим, в целях снижения налогового бремени, отменено 15 местных налогов и сборов. Уменьшению налогового бремени на экономику способствовало также снижение ставок налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, а начиная с 2004 года с 20% до 18% снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж, с 2005 года произошло существенное снижение ЕСН.

ФНС России предполагает ежегодное снижение налогового бремени на 2006-2008 годы в размере около 1% к объему ВВП. В частности, с 2006 года снижение налогового бремени предусматривается за счет:

- установления общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, а также осуществления следующих мер, относящихся к налогу на прибыль организаций;

- введения «амортизационной премии» в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10% стоимости введенных в действие основных фондов;

- увеличения с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы (15 млрд рублей в год);

- совершенствования действующего порядка отнесения затрат на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (отнесение в полной сумме затрат на осуществление НИОКР, не давших положительного результата, уменьшение срока для отнесения на расходы затрат на НИОКР);

- а также за счет индексации специфических ставок акцизов на 9%, по табачным изделиям – на 15%;

С 2007 года снижение налогового бремени будет осуществляться за счет cовершенствования механизма применения нулевой ставки для экспортеров; принятия при расчете налоговой базы переходящих убытков в полном объеме; введения дифференцированных ставок НДПИ при добыче нефти в зависимости от объективных условий – для организаций, имеющих худшие условия для добычи нефти.

Практика использования описанных методов расчёта налогового бремени показывает, что в чистом виде ни одна из них не даёт объективной картины напряженности налоговых обязательств. Только комбинация разных показателей приближает к адекватной оценке налогового бремени.

Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты теневого бизнеса, дальнейшем укреплением налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных  налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.


2.2 Налоговые риски и их характеристика


Понятие «налоговый риск» субъективно, в наиболее общем виде – это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщика.

Активные шаги налогоплательщика по снижению налоговых  платежей, приводят к тем или иным действиям со стороны исполнительных органов государства. Речь идёт о мощном арсенале способов и средств налогового контроля, предоставленных налоговым органам, которые должны установить ход осуществления большинства хозяйственных операций и порядок исполнения той или иной сделки.

Пределы налогового планирования

К пределам налогового планирования относятся законодательные ограничения. Налогоплательщикам следует учитывать и исполнять следующие из них:

1. Государственная регистрация, порядок которой регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ. При этом для осуществления отдельных видов деятельности, нужно получить лицензию.

2. Постановка на налоговый учёт. Налогоплательщики должны встать на учёт в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения её обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а так же по месту нахождения принадлежащего им недвижемого  имущества и транспортных средств.

3. Применение контрольно-кассовой техники. Если хозяйствующий субъект производит расчёты за товары, работы и услуги посредством денежных средств или платёжных карт, ему придётся применять указанную технику, данный регламент регулируется Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчётов с использованием платёжных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ.

4. Сертификация товаров, работ, услуг. Многие производимые и реализуемые товары, работы и услуги подлежат обязательной сертификации. Данные отношения регулируются Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.

5. Ведение бухгалтерского и налогового учета. Порядок ведения бухгалтерского учёта регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996 г. № 129- ФЗ и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчётности.

Меры административного воздействия позволяют ограничить текущее налоговое планирование налогоплательщика. Налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов, они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкциях.

Мнимая и притворная сделка

Субъект вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов договорных отношений. На этом и построен метод замены отношений, т.е. операция, предусматривающая обременительное налогообложение, заменяется на другую, позволяющую достичь примерно ту же цель и при этом иметь «облегчённый» вариант налогообложения.

Мнимая сделка- сделка, совершённая лишь для вида для вида, без намерения создавать соответствующие ей правовые последствия. Мнимая сделка является ничтожной, т.е. недействительной с момента заключения, независимо признания её таковой в суде. Мнимая сделка является такой независимо от формы её заключения и фактического исполнения их обязательств. Последствия мнимой сделки установленные ст. 167 ГК.

Притворная сделка- это сделка, которая совершенна с целью прикрыть другую сделку. Притворная сделка также не направлена на возникновение вытекающих из неё правовых последствий, прикрывает иную сторону волю участников сделки и в силу этого признаётся ничтожной. В этих случаях применяются правила о сделке, которую участники действительно имели в виду.

Виды сделок, которые привлекают внимание налогового инспектора:

-                     нетипичные сделки, особенно с фирмами, имеющими льготный режим налогообложения;

-                     сделки, сущность которых противоречит их форме;

-                     сделки, исполненные нетипичными для данного хозяйствующего субъекта способом, особенно происшедшего в конце налогового периода;

-                     значительная доля сделок с некоторыми контрагентами в ущерб другим;

-                     явно убыточные сделки;

-                     сделки, в которых цена превышает рыночную.

Взаимозависимые лица

Взаимозависимость организаций и физических лиц нежелательна, поскольку налоговые органы исходя из этой зависимости могут в судебном порядке признать сделки мнимыми или притворными. В подобных случаях шансов у налогоплательщика выиграть дело значительно меньше, а у налоговых органов - значительно больше.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности представляемых ими лиц.

Пункт 1 ст. 20 НК РФ устанавливает три случая признания налогоплательщиков взаимозависимыми лицами:

1.                Участие одной из организаций в другой. Вне судебной процедуры взаимная зависимость двух организаций может быть установлена налоговыми органами в том случае, если одна из них непосредственно или косвенно участвует в другой не менее чем на 20%.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.