Блистательный
расцвет литературы был вызван установкой на восстановление связей с
античностью. Именно эта посылка окончательно разрушила синкретизм средневековой
словесности. Поскольку главным в искусстве эпохи Возрождения было подражание не
конкретным произведениям античных авторов, а основным принципам создания этих
произведений, мастера Возрождения внимательно изучали труды теоретиков античной
литературы: «Поэтику» Аристотеля и «Послание к Пизонам» Горация. Часто
положения этих трудов абсолютизировались, возводились в догму, а сами
Аристотель и Гораций восхвалялись как непререкаемые авторитеты. Однако ни
Аристотель, ни Гораций не могли полностью обеспечить потребность в развернутом
учении о законах поэтического творчества иного времени и иной цивилизации.
Поэтому, «истолковывая их», гуманисты Возрождения создавали практически новую
поэтику, соответствующую их собственным эстетическим принципам. Установка на
подражание античным образцам привела к кардинальному пересмотру системы
литературных жанров: в драматургии на смену мистерии, моралите и мираклю пришли
трагедия и комедия; в лирике появились ода, сонет и пастораль; в эпосе
сформировались новелла и роман. Сонеты Ф. Петрарки вызвали целую волну
европейского «петраркизма», новеллистка Дж. Бокаччо определила характер
развития этого жанра вплоть до наших дней, тогда как романы Ф. Рабле
(«Гаргантюа и Пантагрюэль») и М. Сервантеса («Дон Кихот») заложили основу для
создания ведущего эпического жанра нового времени. Наконец, драматургия У.
Шекспира на многие годы стала основой репертуара лучших европейских театров.
В заметке, озаглавленной «Различие положения в конце древнего мира (ок.
300 года) и в конце средневековья (в 1453 году)» Ф. Энгельс говорит о «могучем
литературном подъеме XIV века», а в его известной оценке места
Данте в истории культуры в качестве рубежа выступает 1300 год (Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 506; Т. 22. С. 382.) Ренессансной литературе
приходилось вскрывать свойственное многим людям того времени переплетение
героического энтузиазма, титанической энергии и разносторонности с чертами
феодальными и с хищничеством «первоначального накопления». Не случайно
художниками Возрождения, особенно в Англии – Кристофером Марле и Шекспиром, –
была создана галерея персонажей, исторических, легендарных, современных, у
которых необузданный индивидуализм перерастает в неслыханное злодейство.
Завоеватель Тамерлан, ростовщик Варавва у Марле, шекспировские короли – от
Иоанна до Ричарда III, многие частные лица – Эдмунд, Яго,
Шейлок – отражают и воплощают жестокость времени, злодейские умыслы, ранее не
доступные средневековому «патриархальному» варварству. «Первоначальное
накопление» в эпоху Возрождения было двойником исторического прогресса.
Театр в эпоху
Возрождения становится самостоятельным видом искусства и занимает свое особое
место в системе художественной культуры человечества. Этому процессу
способствовала ориентация гуманистов на античность. Из трудов Аристотеля они
почерпнули основные принципы организации театрального действа и теорию таких
драматических жанров, как комедия и трагедия. Если в период Средневековья
театральные действа были составной частью народной ярмарочной культуры (фарсы,
соти и пр.) или же дополнением к церковным службам (мистерии, моралите и др.),
то в эпоху Возрождения театр оформляется как особая форма эстетической
деятельности, способствующая не только воспитанию и развлечению, но и
выполняющая гносеологические функции. Зарождение нового театра связано с
Италией. Именно здесь появляются первые трагедии («Софонисба» Триссино) и
комедии (Л. Ариосто, Н. Макиавелли). Здесь же возникают первые профессиональные
труппы, ориентирующиеся на античные принципы организации спектакля. Утверждение
театра как полноправного вида искусства происходит в Англии, особенно в период
расцвета «елизаветинской драмы». В Англии появляется первый публичный театр Д.
Бербеджа, и начинают строиться специальные помещения для театральных
представлений («Лебедь», «Глобус» и др.), причем за образец берутся театры
Древней Греции и Рима. К. Марло создает трагедии, в которых ставятся проблемы
возможностей познания мира человеком («Трагическая история доктора Фауста»),
власти («Тамерлан Великий»). Особое место в творчестве этого драматурга
занимает трагедия «Мальтийский еврей». В ней звучат весьма тревожные ноты,
связанные с оценкой противоречивой роли буржуазии, стремящейся к пересмотру
всех культурных ценностей человечества. Наиболее яркой фигурой ренессансного
театра явился, безусловно, Уильям Шекспир – гениальный драматург, режиссер и
организатор театра. «Шекспиризация» способствовала расцвету театрального
искусства в большинстве стран Европы, а пьесы У. Шекспира стали своеобразным
критерием сценического мастерства многих великих актеров.
Своеобразный характер имело северное Возрождение
(Германия, Нидерланды, Франция). Оно отстает от итальянского на целое
столетие. В искусстве северного Возрождения больше средневекового
мировоззрения, влияния религии, символики. Философской основой северного
Ренессанса был пантеизм, который, не отрицая Бога, как бы растворяет его в
природе. Основателем и крупнейшим представителем северного Возрождения был
Альбрехт Дюрер. Он был теоретиком искусства, первым в Германии создал труд о
перспективе. Дюрер был автором множества картин, гравюр, гравюр на дереве,
рисунков и акварелей. Влияние пантеизма обусловило появление пейзажа как
самостоятельного жанра. Немецкие пейзажисты – А. Дюрер, Л. Кранах. В искусстве
северного Возрождения также получил развитие портрет. Немецкие портретисты
были безразличны к красоте, для них главное – передать характер, добиться
эмоциональной выразительности образа, иногда – в ущерб красоте, идеалу.
Крупнейшие портретисты: в Германии – Дюрер, Гольбейн, в Нидерландах – Ян ван
Эйк, ван дер Вейден, во Франции – Фуке. В рамках северного Возрождения возникает
и развивается (прежде всего в Нидерландах) бытовая картина. Крупнейшим
мастеров этого жанра был Питер Брейгель, писавший сцены из крестьянской жизни.
Нидерландских художников отличала крайняя тщательность письма. В северном
Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования,
обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации
и протестантизму.
В отличие от
средневековья, когда главными заказчиками произведений были церковь и крупные
феодалы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и изменяется их
социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые
объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные
лица – как знать, так и бюргеры.
Наряду с
монументальными все более широкое распространение получают станковые формы –
живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, терракоты и
майолики.
Проторенессанс-
это подготовка к Возрождению, он был тесно связан со средневековьем. На рубеже
XIII и XIV столетий итальянская культура переживает блестящий подъем. Культура
Италии XIII – XIV веков сложна и противоречива. Многое в ней еще органически
связано с общеевропейской средневековой культурой, но одновременно в ней
появляются новые черты, предваряющие развитие Ренессанса.
Развитие проторенессансных
тенденций протекало неравномерно. Их расцвет приходится на конец XIII и первые
десятилетия XIV века. В архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаются крупные
мастера – Никколо и Джовани Пизано, Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини,
Джотто, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие
итальянского искусства, заложив основы для обновления.
С середины
столетия в итальянской живописи и скульптуре усиливается влияние готики.
Готический стиль возник в архитектуре Италии из Франции в XIII столетии. Он
получил распространение в Северной Италии и Тоскане – области средней Италии,
расположенной к северу от Рима. И держался здесь до XV века, существуя
параллельно или переплетаясь с развивающимся новым стилем Проторенессанса.
Однако итальянская готика существенно отличается от французской. Она
ограничивается применением декоративных элементов готического стиля:
стрельчатых арок, башенок-филиалов, пинаклец, роз. Особенностью итальянской
церковной архитектуры является также возведение куполов над местом пересечения
центрального нефа и трансепта. К числу наиболее прославленных памятников этого
итальянского варианта готики принадлежит собор в Сиене (XIII – XIV век).
У истоков
итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в
Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до
середины XIV века и распространившей свое внимание по всей Италии. Конечно,
многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются
старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно
заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы. Использование
классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры,
предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального
земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260 – 1270
годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах
средней Италии.
Новые веяния проникают и в
живопись Италии. В изобразительном искусстве безличное цеховое ремесло уступает
место индивидуальному творчеству. В течение некоторого времени значительная
роль в этой области принадлежала художникам Рима. Римская школа выдвинула
одного из крупнейших мастеров Проторенессанса – Пьетро Каваллини (ок.1250 –
ок.1330 года). Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую
скульптуру, Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем
творчест-ве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, которыми
в его время был еще богат Рим. Заслуга Каваллини состоит в том, что он
стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые
были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи «византийской»
или «греческой» манере. Он вводил заимствованную у древних художников
светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм.
Однако со второго
десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла. Ведущая роль в
итальянской живописи перешла к флорентийской школе. Флоренция в течение двух
столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла
главное направление развития ее искусства.
Рождение
проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо,
прозванного Чимабуэ (ок.1240 – ок.1302 года). Ему удалось выйти за пределы
византийского канона и предопределить новые живописные формы.
Но самым
радикальным реформатором живописи был один из величайших художников
итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266/67 – 1337 год). В своих
работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и передаче
человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших
мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор и архитектор. Но все
же главным его призванием была живопись. Основной работой Джотто является
роспись капеллы дель Арены в Подое. Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой
жизни, Джотто помещает их в реальную обстановку, отказываясь при этом от
соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто всегда
пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не
глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию.
Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому
центру. Джотто предопределил путь развития Ренессанса: динамику, драматичность
повествования, переход от плоскостных изображений к объемным и рельефам.
Новая концепция живописи основывается на перспективе и объемной трактовке
пластической фигуры. Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не
был единственным художником своего времени, ставшим на путь реформ, однако
целеустремленность, решительность, смелый разрыв с существенными принципами
средневековой традиции делают его родоначальником нового искусства.
Еще одним важным
центром искусства Италии конца XIII века – первой половины XIV века была Сиена.
Формирование его художественной школы происходило в одно время с флорентийской,
но искусство этих двух крупнейших тосканских городов различно, как различны
были их жизненный уклад и их культура. Сиена была давней соперницей Флоренции.
Это привело к ряду военных столкновений, оканчивавшихся с переменным успехом,
однако к концу XIII столетия перевес оказался на стороне Флоренции,
пользовавшейся поддержкой Папы.
Искусство Сиены
отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В Сиене ценили
французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел. В
XIII – XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов
итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284 – 1297 годах Джованни
Пизано.
Характерные черты
мировосприятия этого времени присущи литературе, особенно в работах поэта
гуманиста Данте Алигьери (1265 – 1321 г.г.), автора таких произведений, как «Новая
жизнь» и «Комедия» которую потомки, выражая свое восхищение, назвали
«Божественная комедия». В «Комедии» Данте взял привычный для Средневековья
сюжет и сумел силой своего воображения провести читателя по всем кругам Ада,
Чистилища и Рая; некоторые простодушные его современники полагали, что Данте
действительно побывал на том свете.
«Божественная
комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». В Аду, глубоко под
землей, терзаются вечной болью грешники – убийцы, самоубийцы, предатели,
насильники, испытывающие вечные душевные и физические муки. Обитатели
Чистилища, горы-острова – мудрые и уравновешенные. Это праведные язычники, не
знающие Христа, все добрые люди, поклоняющиеся лжебогам. Прибывших сюда ждут
долгие и мучительные раздумья о Боге, справедливости и неотвратимости возмездия
за грехи; здесь, в Чистилище, пытаются постичь высшую целесообразность
мироздания. Лучший уголок Чистилища – на вершине горы. Это Земной Рай. Души
многих способны очиститься от грехов, искупить их раскаянием, подняться до
Земного Рая и даже взлететь в небеса, в Рай настоящий, небесный. В Небесном Раю
«слава того, кто всей вселенной движет, проникновенно сияя, струится». Данте
описывает, как он вместе с Беатриче посетил Небесный Рай, беседовал там с
праведниками. На Луне обитают души монахинь, похищенных из монастырей и
насильно выданных замуж, не по своей вине и воле не сдержавших обета девственности.
Это духи Луны. На Меркурии – второй райской сфере – обитают души-светы
честолюбивых деятелей, жизнь которых была праведной. Третье небо – Венера –
пристанище для любвеобильных праведников. Солнце населяют сияющие души
богословов, мудрецов, философов. На Марсе собираются души воителей за веру.
Юпитер – место, где витают души справедливых; к Сатурну стремятся души
созерцателей-праведников. Следующей, восьмой райской сферой, является «Гнездо
Леды» в Созвездии Близнецов, здесь находят приют души великих праведников. В
этом же Созвездии Близнецов находится и высшая, девятая, сфера Рая – Эмпирей.
Центр ее – крохотная и ослепительно яркая точка, вокруг которой вращаются
остальные восемь райских кругов. Сюда попадают души младенцев, блаженных,
отсюда исходит верховный и самый ослепительный Вечный Свет, помогающий обрести
высшее знание и истину. Это «Любовь, что движет солнце и светила».
Широкое признание
получает творчество Франческа Петрарки (1304 – 1374 г.г.), считающегося первым
гуманистом Европы («Канцоньерэ»). Всемирную известность получили его сонеты на
жизнь и смерть мадонны Лауры.
Последователем
Петрарки был писатель- гуманист Джовани Боккаччо (1313 – 1375 г.г.), автор
«Декамерона» – собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим
идеалом и представляющих единое целое, сделавший значительный вклад в развитие
итальянский литературный язык на основе народного.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|