Кроме того, компании, использующие для автоматизации
собственные или малотиражные разработки, вынуждены подстраиваться под стандарт
обмена данными с программными комплексами, имеющими максимальный тираж.[16] Таким образом, большинство турпродуктов
в результате использования компьютерных технологий, в частности, Интернета,
могут быть заменены более гибкой системой услуг, при этом услуга создания
пакета теряет свою актуальность.
Исследование позволило сделать следующие выводы.
1.
Непосредственно
туристские организации производят, в основном, информационные услуги, а вся
отрасль является информационно-насыщенной. Поэтому применение компьютерных
технологий становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности
любого туристского предприятия.
2.
Происходит
изменение характера продуктов туризма от жестко-спакетированного в характер,
основанный на гибкости, сегментации и интеграции.
3.
Современное
состояние информационной составляющей туриндустрии охарактеризуется
полицентризмом информационной деятельности. Суть полицентризма рынка
компьютерных технологий заключается в том, что субъекты рынка, располагающие различными
ресурсами – информационными, технологическими, финансовыми и др. формируют свои
самостоятельные информационные поля, между которыми возникают новые типы
информационных взаимоотношений.
4.
Вместе с
едиными потребностями всей туристской отрасли в применении информацонно-компьютерных
технологий для производства и продаж турпродукта, каждый вид туризма нуждается
в специфическом информационном обеспечении. Однако, несмотря на разнообразие
спроса на информационные услуги, для их реализации целесообразно создавать
единые интегрированные информационные структуры, в которых одни и те же
универсальные средства используются для передачи, обработки и отображения
различной информации в интересах различных пользователей. Вместе с тем единая
политика и единые стандарты построения информационного обеспечения в
туриндустрии сегодня отсутствуют, хотя современная информатизация туризма
реально становится процессом его интеграции, причем происходит информационное
объединение персонала и клиентов туризма.
5.
В
существующих информационно-компьютерных технологиях находят отражение и новые
типы информационных взаимоотношений. Но они направлены не на стратегическое
развитие и не учитывают базовых тенденций развития туризма как отрасли, а лишь
"оберегают" деятельность турагентов, устанавливая для конечного
потребителя барьеры для доступа к разработчику туруслуг (туроператору) и
предлагая им через сеть пэкидж туры либо собственные услуги по формированию
инклюзив туров, что в конечном счете и тормозит не только развитие туризма, но
и создание единого информационного туристского пространства. В то же время
туриндустрии требуется единая модульная система информационного обеспечения,
организационно-экономический механизм которой должен представлять собой
интегрированную структуру, функционирующую на стыке нескольких отраслей
сферы услуг, поскольку именно он обладает резервами повышения экономической
эффективности функционирования различных секторов туристской отрасли.
6.
В
настоящее время туристские компании, использующие Интернет в своем бизнесе,
пока не могут извлечь существенную прибыль из существующих преимуществ
электронных сетей.
7.
Предоставление
информации и обеспечение резервирования являются наиболее значительными
функциями турагентств, а перспективы развития информационного обеспечения
таковы, что, по сути, они берут на себя функциональную нагрузку турагентства и
приводит к требованию изменения стратегического подхода к формированию
туристского продукта. Новый подход должен характеризоваться большей гибкостью и
привлекательностью для потребителя, независимостью в выборе составляющих тура
от возможностей конкретного турагентства. Поскольку в результате создание
пакета услуг теряет свою актуальность, то это ведет к изменению технологии
работы туриндустрии и требует модульного построения единого информационного поля
туризма. Более того, информационно-телекоммуникационные технологии
спровоцировали создание и применение принципиально новых электронных
маркетинговых каналов продвижения и сбыта, которые можно рассматривать как
основу новых технологий формирования турпродукта.
8.
Единый
электронный рынок имеет две основные особенности, способные в корне изменить
туристскую индустрию и ее участников. Первая особенность состоит в том, что
потребители получили возможность поиска нужного им турпродукта на общемировом
рынке. Мелкие компании, обслуживающие местные сообщества, получают в виде
прямых конкурентов международные корпорации. Иными словами, отечественным компаниям
придется изменять политику и продвигать свой продукт на международном рынке.
Вторая особенность нового рынка в том, что поставщики всех видов туристского
продукта должны вступить в жесткую конкуренцию, снижая цены, и с помощью
маркетинга продвигать свои торговые марки, добиваясь признания потребителей.
9.
Дальнейшее
развитие, унификация и глобализация информационного обеспечения деятельности
туриндустрии приведет к изменению основных ее компонентов: стратегии,
менеджмента, структурных компонентов, системы распределения (маркетинговых каналов)
и ориентации на прямую продажу туруслуг потребителю. Главные преимущества
прямой продажи туристских услуг для потребителя - это гибкость во времени,
независимость от предпочтений турагента и возможность сравнения предлагаемых
услуг по цене и качеству. Для поставщиков привлекательность прямой продажи
услуг, минуя турагентов, заключается в снижении операционных расходов,
связанных со сбытом туристского продукта.
10.
Все
вышеперечисленное приведет к изменению в структуре деятельности турфирм и
системе менеджмента. Последнее обусловлено тем, что применяемые информационные
технологии позволяют производителям объединять свои усилия с поставщиками
туристских услуг; предоставлять услуги индивидуального свойства для отдельных
потребителей и позволяют потребителям получить прямой доступ к поставщикам для
выяснения информации относительно предложений услуг и цен. Основной функцией
менеджмента турагента станет продвижение на рынок новой информационной
технологии, поскольку компания становится не производящей, а маркетинговой,
т.к. маркетинг и распределение в сети Интернет очень выгодно туркомпаниям,
производящим продукт для глобальной продажи. Такая система менеджмента
представляет собой не только дополнительный канал сбыта туристского продукта,
но и стратегический инструмент, направленный на восстановление оптимального
распределения влияния и доходов между всеми участниками туристских каналов
сбыта.
В целом можно сказать, что рабочая гипотеза
подтвердилась: использование вызывает видоизменение и турпродукта, структурных
компонентов туриндустрии и ее менеджмента. Поэтому при разработке новых
продуктов информационного обеспечения турбизнеса следует ориентироваться не
столько на совершенствование имеющихся информационных продуктов, сколько
упреждающе закладывать возможность оперативного перехода на новые перспективные
технологии деятельности и создавать систему ее компьютерного обеспечения.
Причем новизна этих технологий заключается не в наличии уникальных компонентов,
а структуре создаваемой из них системы и возможностях, предоставляемых доступом
к информации. Организационно-экономический механизм такой системы должен
представлять собой интегрированную структуру, функционирующую на стыке
нескольких отраслей сферы услуг; функционально она представляет собой
возможности прямых продаж произвольно формируемых туров.
1.
Варачева
Н.В. Оптимизация информационного поля туристского бизнеса. Автореф. дисс… канд.
экон. наук. – М., 2001. – 25 с.
2.
Галиновский
А., Россихин А. IT-решения для турфирм. Прогноз
на будущее // Турбизнес, 2004. № 10 – С. 17-19.
3.
Григорьева
Т.И. Роль агентства в реализации туристских услуг // Труды академии туризма.
Вып. 3. – СПб.: Изд-во "Невский фонд", 2000. – С. 122-129.
4.
Гриценко
Ю. Интернет и бренд турфирмы // Турбизнес, 2003. № 11. – С. 23.
5.
Гуляев
В.Г. Организация туристской деятельности. – М., 1996. – 214 с.
6.
Иванов С.
Как выбрать систему и не ошибиться // Турбизнес, 2004. № 10 – С. 21-23.
7.
Квартальнов
В.А. Культурный туризм для мира и развития // Актуальные проблемы туризма –
2000. Ежегодн. сб. научн. трудов. Вып. 4 / Российская международная академия
туризма. – М.: Советский спорт, 2001. – С. 5-135.
8.
Крупский
А. Новинки в коллекции "Амадеус" // Турбизнес, 2004. № 10. – С.
26-27.
9.
Морозов
М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и
туризме. Оргтехника: Учебник. – М.: Изд-во "Академия", 2002. – 240 с.
10.
Морозова
Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной
сферы. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 318 с.
11.
Никифоров
В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. – СПб.: Изд-во
СПбГУЭФ, 2000. – 176 с.
12.
Новиков
Д. Online от "Натали-турс":
быстро, надежно, экономично. // Турбизнес, 2003. № 11. – С. 25.
13.
Плотникова
Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Ч. 1.: Информационные
технологии в туризме. Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2000.
– 320 с.
14.
Плотникова
Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Ч. 2.: Информационные
технологии в туризме. Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2000.
– 197с.
15.
Попов
Л.А. Организация баз данных в Интернете в индустрии гостеприимства. – М., 2003.
– 99 с.
16.
ТУРЫ.ру.
Треугольник "Оператор – агент – турист" //Турбизнес, 2003. № 11.–С.
6.
17.
Ханухова
С.А. Информационный ресурс как основа эффективного управления турбизнесом. –
М., 2004. – 24 с.
18.
Чернорог
Н.А. Информационная структура связей с общественностью. Автореф. дисс… канд.
филол. наук. – М., 2003. – 24 с.
19.
Чернякова
Ю.В. Формирование туристского продукта в условиях применения новых
информационных технологий. Препринт. – СПб.: СПбГУЭФ, 2003. – 12 с.
20.
Чернякова
Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых информационных
технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.– СПб., 2003. – 15 с.
21.
Широкова
Г.В. Применение информационных технологий в индустрии туризма. Автореф. дисс…
канд. экон. наук. – СПб., 1998. – 22 с.
22.
Яворович
А.Н., Рябова Н.Ю. Экономика и производство в социально-культурном сервисе и
туризме. Учебн. пособ. Ч.1. – Омск: ОГИС, 2004. – 109 с.
[1] Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий
социально-культурной сферы. – СПб., 2002. – С. 169.
[2] Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых
информационных технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.– СПб., 2003. – С.
4.
[3] Григорьева Т.И. Роль агентства в реализации туристских услуг // Труды
академии туризма. Вып. 3. – СПб., 2000. – С. 123-124..
[4] Квартальнов В.А. Культурный туризм для мира и развития // Актуальные
проблемы туризма – 2000. Ежегодн. сб. научн. трудов / Российская академия
туризма. – М., 2001. Вып. 4. – С. 63.
[5] Квартальнов В.А. Культурный туризм для мира и развития // Актуальные
проблемы туризма – 2000. Ежегодн. сб. научн. трудов / Российская академия
туризма. – М., 2001. Вып. 4. – С.65-66.
[6] Квартальнов В.А. Культурный туризм для мира и развития // Актуальные
проблемы туризма – 2000. Ежегодн. сб. научн. трудов / Российская академия
туризма. – М., 2001. Вып. 4. – С. 70-71.
[7] Квартальнов В.А. Культурный туризм для мира и развития // Актуальные проблемы
туризма – 2000. Ежегодн. сб. научн. трудов / Российская академия туризма. – М.,
2001. Вып. 4. – С. 80-82.
[8] Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых
информационных технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.– СПб., 2003. – С.
7.
[9] Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М., 1996. – С. 37.
[10] Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в
социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. – М., 2002. – С. 11.
[11] Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в
социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. – М., 2002. – С. 12.
[12] Гриценко Ю. Интернет и бренд турфирмы // Турбизнес, 2003. № 11. – С.
23.
[13] ТУРЫ.ру. Треугольник "Оператор – агент – турист"
//Турбизнес, 2003. № 11.–С. 6.
[14] Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых
информационных технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.– СПб., 2003. – С.
4.
[15] Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта с применением новых
информационных технологий. Автореф. дисс… канд. экон. наук.– СПб., 2003. – С.
7-8.
[16] Галиновский А., Россихин А. IT-решения для
турфирм. Прогноз на будущее // Турбизнес, 2004. № 10 – С. 18.
Страницы: 1, 2, 3
|