Обеспечение занятости и гарантии реализации права на труд
Оглавление
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Политика занятости и ее
законодательное регулирование..................5
1.1. Виды политики занятости...............................................................................5
1.2. Содержание и уровни политики
занятости...................................................9
1.3. Нестандартные формы занятости.................................................................13
1.4. Неформальный сектор экономики................................................................16
Глава 2. Органы службы занятости.....................................................................19
2.1. Деятельность органов
государственной службы занятости......................19
2.2. Фонд занятости населения в РФ...................................................................22
2.3. Статистические исследования......................................................................23
2.4. Модели политики занятости.........................................................................25
Заключение............................................................................................................27
Список литературы...............................................................................................28
Введение
В конце 20 века
наша страна вступила в новый этап своего развития, начался постепенный переход
от плановой к рыночной экономике. В связи с этим появился ряд новых и
обострились уже имеющиеся проблемы, являющиеся следствием несовершенства
экономики.
Одной из основных
проблем стала проблема безработицы. В СССР была четко налажена система
обеспечения кадрами государственных предприятий (распределение) и безработица
отсутствовала: каждый гражданин имел право на труд. Но это достижение,
отличающее советскую экономику, которым так гордились все советские партийные
руководители, было утрачено с распадом Союза.
В процессе решения вопросов
занятости населения многие государства из бывших республик СССР столкнулись с
практически одинаковыми проблемами. Формирование новых экономических отношений,
демократизация общества потребовали по-новому регулировать деятельность в
области обеспечения занятости населения.
Перед новыми
руководителями государства встала проблема катастрофического роста безработицы.
Массовые увольнения и сокращения рабочих и служащих государственных предприятий
повлекли за собой массовое высвобождение рабочей силы, которая и пополняла рады
безработных.
Поначалу
появление безработных благотворно повлияло на развитие экономики: вместо
неспособных нормально работать, попавших под сокращение, на производстве
остались грамотные и ответственные работники, повысилась эффективность
производительного труда. Изменился и сам подход к работе: люди стали «держаться
за место» боясь быть уволенными.
В то же время
стали проявляться и негативные стороны безработицы. О них можно говорить
бесконечно долго. Это и рост преступности, и существенный отток средств из
государственного бюджета на различные социальные выплаты (пособия, материальная
помощь и др.).
Итак, возникла
необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. А
для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия
занятости населения в РФ. Действующая на данный момент политика занятости
далека от совершенства, поэтому в стране ведется работа по ее
усовершенствованию.
Глава 1.
Политика занятости и ее законодательное регулирование
1.1. Виды
политики занятости
Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях
(федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления)
предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения
безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций
осуществляется посредством политики занятости.
Политика занятости — это
совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое
развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий,
направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной
занятости[11,с. 36].
Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом,
зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования,
от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений,
состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного
развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть
органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики,
соответствовать ее принципам и стратегии реализации.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в
периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать
скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного
регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе
законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.
В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного
регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм
оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и
федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.
Гражданам РФ
принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к
производительному, и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную
законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением
оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с
отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).
Правовую
основу регулирования указанных общественных отношений обеспечивают[11, с. 42]:
o
Конституция
Российской Федерации;
o
Кодекс
законов о труде Российской Федерации;
o
Федеральный
закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений» от 1 мая 2004 г.;
o
Закон
Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 2003 г.;
o
Федеральный
закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 2005
года;
o
Федеральный
закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О
коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 2005 года;
o
Федеральный
закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О
занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.2006 года;
o
Федеральный
закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12
января 2006 г.;
o
Федеральный
закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О
занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 2006 г.;
o
Федеральный
закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О
занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 2007 г.;
o
Федеральный
закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О
занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 2006 г.
o
и др.
Каждый из указанных законодательных актов регулирует строго
определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые
отношения.
Так же, в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2006
года № 570 «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения
Российской Федерации на 2006-2007 годы» и Указом Президента Российской
Федерации от 23 мая 2006 года № 768 «О Комплексной программе мер по созданию и
сохранению рабочих мест на 2006-2010 годы», в стране осуществлен ряд мер,
касающихся регулирования рынка труда. Однако, как свидетельствуют данные
статистического учета по рынку труда и состоянию безработицы, существенных
сдвигов в сторону улучшения ситуации не достигнуто. Именно поэтому в РФ необходимо
проведение эффективной политики занятости.
Существуют два
основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный.
Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная
политика занятости (активная политика на рынке труда) — это[13, с. 19]:
o
совокупность
правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью
снижения уровня безработицы;
o
мероприятия,
связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения
рабочих мест;
o
обучение,
переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
o
активный
поиск и подбор рабочих мест;
o
финансирование
создания новых рабочих мест;
o
организация
новых рабочих мест через систему общественных работ.
В рамках такой
политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений
работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
Пассивная
политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание
негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством
пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия,
а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика
предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через
государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная
политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но
более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест[16,
с. 13].
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения
текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания
экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка
труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при
которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае
сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и
могут только ухудшить реальную ситуацию.
Проведение
активной государственной политики занятости населения осуществляется путем
разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые
формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.
1.2. Содержание и
уровни политики занятости
В соответствии с
действующим законодательством о занятости населения государственная политика
РФ в области содействия занятости населения направлена на[19, с. 52]:
o
развитие
людских ресурсов для труда;
o
обеспечение
равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и
т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
o
создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
o
поддержку
трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках
законности, а также содействие развитию их способностей к производительному,
творческому труду;
o
обеспечение
социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных
мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в
социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
o
предупреждение
массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
o
поощрение
работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде
всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы;
o
сочетание
самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления
в обеспечении занятости населения;
o
координацию
деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим
направлениям экономической и социальной политики;
o
координацию
деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных
представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации
мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
o
международное
сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.
Существуют три
уровня программ обеспечения занятости населения[3, с. 11]:
o
федеральный
или общегосударственный,
o
субъекта
Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и
т.д. — всего 89 программ);
o
местный
или локальный (на территории органа местного самоуправления).
Каждая из этих
программ состоит из четырех крупных блоков:
o
аналитического
(сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление
актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне
государства в целом);
o
программно-целевого
(формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости);
o
ресурсно-обеспечивающего
(своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными,
людскими и другими видами ресурсов);
o
организационно-координирующего
(организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).
Политика
занятости на федеральном уровне включает определение совокупности правовых, экономических,
организационных мер и нормативных актов, необходимых для создания и
регулирования отношений между субъектами рынка труда, а также определение меры
допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере
занятости — предельно допустимый уровень и продолжительность безработицы,
размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения,
минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий,
целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Политика
занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой
политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью
разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и
региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих
мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости на
всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости
населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости
создан Государственный фонд занятости населения.
Страницы: 1, 2, 3
|