образец №4 – вино
виноградное натуральное сухое красное сорта Мерло, произведено и разлито ОАО
«Башспирт» Ишимбайский вино-водочный завод, стоимостью 100 рублей.
Вина Российского
производства являются более дешевыми по сравнению с винами второго сегмента,
ввозимых из стран СНГ, так как при производстве вин используется более дешевое
местное сырье, либо не дорогие виноматериалы – вакуум-сусло, полуфабрикаты.
При оценке вин и
остальных вкусовых товаров исключительную роль играет дегустация. Особое внимание обращают на
вкус и запах вина. Каждый вид вина обладает только ему присущими вкусом и
ароматом. Аромат переходит в вино от винограда. Букет вино приобретает в
процессе выдержки в результате образования сложного комплекса ароматических
веществ. У коллекционных вин допускаются отложение винного камня и красящих
веществ на стенках бутылок, а также наличие осадка, быстро оседающего после
взбалтывания.
При апробировании
вина дегустатор оценивает его качество в баллах. Объективность дегустационного
балла зависит от применения единого подхода к оценке вин.
Система
предусматривает характеристику качества вина по пяти основным элементам:
прозрачности, цвету, аромату (букету), вкусу и типичности.
В Росси принята
единая 10-бальная система оценки виноградных вин, представленных в таблице 1.
показатель
|
Характеристики
показателя
|
Оценка,
баллы
|
прозрачность
|
Кристально
чистое
|
0,5
|
Чистое
|
0,4
|
Чистое
без блеска
|
0,3
|
Опалесцирующее
|
0,2
|
мутное
|
0,1
|
цвет
|
Полное
соответствие типу и возрасту
|
0,5
|
Небольшое
отклонение от нормального
|
0,4
|
Значительное
отклонение от нормального
|
0,3
|
Несоответствие
типу и возрасту
|
0,2
|
Грязные
тона в краске
|
0,1
|
букет
|
Очень
тонкий и развитый, соответствующий типу и возрасту
|
3,0
|
Хорошо
развитый и соответствующий типу
|
2,5
|
Слабо
развитый, но соответствующий типу
|
2,0
|
Не
соответствующий типу вина
|
1,5
|
Букет
с посторонними тонами
|
0,6
|
вкус
|
Тонкий,
гармоничный, соответствующий типу и возрасту
|
5,0
|
Гармоничный
|
4,0
|
Гармоничный,
но мало соответствующий типу и возрасту
|
3,0
|
Ординарный
|
2,0
|
Посторонние
тона
|
1,0
|
типичность
|
Полное
соответствие типу
|
1,0
|
Небольшое
отклонение от типа
|
0,7
|
Малотипичное
вино
|
0,4
|
Совершенно
бесхарактерное вино
|
0,1
|
Престижность
торговой марки оценивается по 5-ти балльной шкале.
Для получения
максимальных оценок вино лдолжно придерживаться следующих характеристик :
По прозрачности –
безупречное, кристально чистое, вино блестит в бокале.
По цвету –
красивое, чистое, яркое, соответствующее сотру и способу приготовления.
По букету –
чистое, тонкое, яркое, развитое, полностью соответствует сорту, месту и
возрасту приготовления.
По вкусу –
гармоничное, сформировавшееся, полностью соответствует сорту, месту и возврату
приготовления.
По типичности –
вино гармоничное, круглое, полностью соответствует сорту, месту и возрасту
приготовления. /5/
Оценка качества,
как было указано ранее, оценивается по 10-балльной системе, как было сказано
выше. Средний бал рассчитывается как среднее арифметическое из оценок
участников дегустации с точностью до второго десятичного знака.
Проведем оценку
конкурентоспособности вин на основе показателей, полученных при проведении
дегустации.
Дегустационная
комиссия состоит из десяти членов, допущенных к органолептическим
исследованиям. Чтобы не повлиять на экспертов, участникам не сообщается ценовой
показатель вин, так как определяющее значение в конкурентоспособности вин
является цена и престижность, и российский потребитель опирается на мнение
«хорошо- означит дорого».
Для определения
конкурентоспособности вин были специально подобраны вина одного сорта
винограда, но одни из них изготавливались из натурального сырья, другие – из
вино материалов.
Итоговые
средне-арифмические результаты проведенной органолептической оценки образцов
вин
показатели
|
Значение
показателей, баллы
|
Образец
1
|
Образец
2
|
Образец
3
|
Образец
4
|
Прозрачность
|
0,5
|
0,5
|
0,4
|
0,5
|
цвет
|
0,5
|
0,5
|
0,43
|
0,5
|
букет
|
3,0
|
2,7
|
1,7
|
2,4
|
вкус
|
5,0
|
4,3
|
3,2
|
4,1
|
типичность
|
1,0
|
0,7
|
0,4
|
0,7
|
Престижность
торговой марки
|
5,0
|
3,0
|
3,0
|
3,0
|
Воспользуемся
определения относительных показателей конкурентоспособности дифференцированным
методом. За базовую продукцию примем образец №1, продукцию молдавского винно-водочного
завода, вино виноградного сорта Мерло, красное столовое полусладкое. Рассчитаем
относительные показатели конкурентоспособности образцов по формуле (1):
,
где - относительный единичный
показатель конкурентоспособности,
-значение i-го единичного показателя конкурентоспособности базового товара,
- значение i-го единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого
товара.
Порядок расчета
относительных показателей потребительских свойств для образца №2 показан в
таблице 1.
табл.1 Расчет
относительных показателей потребительских свойств образца (по отношению к
базовому образцу)
№
п/п
|
Показатели,
баллы
|
Порядок
расчета
|
1
|
Прозрачность
|
q1=0,5/0,5=1,0
|
2
|
Цвет
|
q2=0,5/0,5=1,0
|
3
|
Букет
|
q3=2,7/3,0=0,9
|
4
|
Вкус
|
q4=4,3/5,0=0,86
|
5
|
Типичность
|
q5=0,7/1,0=0,7
|
6
|
Престижность
торговой марки
|
q6=3,0/5,0=0,6
|
Результаты
расчета по другим образцам представлены в таблице 2.
табл.2
показатели
|
Образец
№3
|
Образец
4
|
Прозрачность
|
0,8
|
1
|
Цвет
|
0,86
|
1
|
Букет
|
0,56
|
0,8
|
Вкус
|
0,64
|
0,82
|
Типичность
|
0,4
|
0,7
|
Престижность
торговой марки
|
0,6
|
0,6
|
Рассчитаем
комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам по
формуле (2):
,
где qi – i-й показатель конкурентоспособности по потребительским
свойствам, рассчитанный выше, mi –
весомость i-го показателя
потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность; n- число показателей.
Определим весомость
i-го показателя потребительского
свойства в общем наборе из n
показателей, характеризующих потребность по методу предпочтения по формуле (3):
,
где Wij – место, на которое поставлена весомость
i-го показателя у j-го эксперта; r – количество экспертов; n- количество показателей.
Таким образом,
весомость показателя прозрачности равна 0,03; цвета – 0,08; букета – 0,27;
вкуса – 0,39; типичности – 0,13; престижность торговой марки – 0,1.
Комплексный
показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам образца №2 :
Комплексный показатель
конкурентоспособности по потребительским свойствам образца №3:
Комплексный показатель
конкурентоспособности по потребительским свойствам образца №4:
Рассчитаем
комплексный экономический показатель конкурентоспособности по формуле (4):
,
где З – полные
затраты потребителя на оцениваемый товар,
З0 – затраты
потребителя на базовый товар.
Результаты
расчета комплексного показателя конкурентоспособности по потребительским
свойствам и комплексный экономический показатель для всех образцов представлены
в табл. 3
Табл.3тКомплексные
показатели конкурентоспособности вин
Наименование
показателей конкурентоспособности
|
Значение
показателей конкурентоспособности вин
|
Образец
2
|
Образец
3
|
Образец
4
|
комплексный
показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам (I n)
|
0,83
|
0,4
|
0,78
|
Комплексный
экономичный показатель конкурентоспособности (I э)
|
0,82
|
0,53
|
0,71
|
|
|
|
|
|
Рассчитаем
интегральный показатель конкурентоспособности (К обр.з) по формуле (5):
Анализ
нормативных показателей качества вина, лежащих в основе обязательной
сертификации, свидетельствует о соответствии вин требованиям действующих в
Росси нормативных документах, т.е. Iнп=1.
Интегральный
показатель конкурентоспособности для образца №2 и №4 >1, что свидетельствует
о превосходстве конкурентоспособности образцов над конкурентоспособностью
базового образца. Интегральный показатель конкурентоспособности для образца №2
<1, оцениваемый товар имеет более низкий уровень конкурентоспособности, и
уступает базовому.
2.4
Результаты оценки конкурентоспособности
Выбор базового
образца для сравнения – являлся самым ответственным моментом в процессе оценки,
так как незначительная ошибка на этом этапе может существенно исказить
результаты всей работы. При выборе базового образца мы учитывали следующие
факторы: принадлежность его к той же группе товаров, что и исследуемый;
распространенность товара на данном рынке; предпочтительность этого вида товара
покупателями. Базовым образцом был выбран образец №1 - вино виноградное
натуральное полусладкое Мерло, изготовленное из виноградного сорта Мерло и
выращенное на плантациях Юго-Восточной части Молдовы. Произведено и разлито СП «Сэлкуца»,
республика Молдова, стоимостью 140 рублей.
По результатам
социологического опроса потребителей, а также по заключениям экспертов и
результатам анализа технических нормативных правовых актов (ТНПА) номенклатура
потребительских свойств виноградных вин была разделена на шесть показателей:
прозрачность, цвет, букет, вкус, типичность, престижность торговой марки.
Установлено, что наиболее
значимыми свойствами, определяющими покупательную способность, являются вкус,
букет и престижность торговой марки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|