Контракт с
госслужащим заключается в письменной форме на срок не менее одного года
руководителем соответствующего государственного органа. Контракт является
основанием для издания решения, приказа, распоряжения, иного акта
соответствующего государственного органа, должностного лица.
Контракты,
заключаемые с гражданином, поступающим на государственную службу, должны
соответствовать Примерной форме контракта с государственным служащим, которая
приведена в приложении к Положению о порядке и условиях заключения контрактов с
государственными служащими, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от
07.10.2003 № 1271.
Вместе с тем с
гражданами, поступающими на госслужбу на период выполнения обязанностей
временно отсутствующего госслужащего, заключается срочный трудовой договор в
порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.
Контракты
заключаются с гражданами, достигшими 18-летнего возраста. Отдельно следует
отметить, что ныне действующим Законом установлен предельный возраст пребывания
на государственной службе, который составляет 65 лет, кроме случаев,
предусмотренных Конституцией и законодательными актами Республики Беларусь.
Например, в соответствии с Конституцией предельный возраст членов
Конституционного Суда – 70 лет.
При достижении
госслужащим предельного возраста пребывания на госслужбе он освобождается от
занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного
возраста. Поэтому при проведении работы по заключению, продлению,
перезаключению контрактов с государственными служащими, чей возраст приближается
к вышеуказанному, необходимо учитывать, чтобы достижение работником этого
возраста и истечение срока действия контракта совпадали [1,с.165].
В связи с
императивностью нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания на
госслужбе, на практике возникли случаи, когда работники, достигшие 65 лет, еще
работали и момент их увольнения однозначно определить было невозможно.
Контракты, заключенные с ними, не содержали подобного основания увольнения.
Кроме того, они могли быть уволены сразу после вступления в силу Закона о
госслужбе, несмотря на срок, на который заключен контракт, не реализовав
предоставленное им этим же Законом право на отставку. Министерство труда и
социальной защиты сразу же отреагировало на сложившуюся ситуацию письмом от
04.08.2003 № 05-02-11/3568 "О применении ст. 41 Закона Республики Беларусь
"О государственной службе в Республике Беларусь", рекомендовавшим
нанимателям, в связи с тем что законодательством не предусмотрен срок, в
течение которого следует прекратить трудовые отношения с государственными
служащими, достигшими предельного возраста пребывания на государственной службе
до вступления в силу нового Закона, освобождать государственных служащих,
достигших предельного возраста пребывания на государственной службе до
вступления в силу нового Закона, по истечении месячного срока с момента
вступления в силу Закона РБ "О государственной службе в Республике
Беларусь" [21,с.138].
В контракте должны
быть указаны следующие сведения и условия, включение которых является
обязательным, и стороны не могут договориться об ином:
1) дата
подписания;
2) данные о
государственном служащем и нанимателе;
3) место работы,
должность государственного служащего;
4) срок действия
контракта;
5) основные права
сторон, в т.ч. право нанимателя на:
– уменьшение
(лишение) премий всех видов независимо от привлечения государственного
служащего к дисциплинарной ответственности за:
отсутствие на
рабочем месте без уважительной причины, несвоевременное выполнение или
невыполнение должностных обязанностей без уважительных причин;
использование
государственного имущества не в служебных целях;
– уменьшение
государственному служащему отпуска в соответствующем году на число дней прогула
или умышленного неисполнения им должностных обязанностей более трех часов в
течение рабочего дня без уважительных причин. При этом отпуск должен быть не
менее 21 календарного дня;
– понижение в
классе (звании) за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных
обязанностей на срок до 6 месяцев. Понижение в классе не может быть более чем
на один класс, а в звании (специальном, персональном) – ниже чем на одну
ступень;
6) основные
обязанности и ответственность сторон, в т.ч. полная материальная ответственность
за ущерб, причиненный нанимателю по вине государственного служащего излишними
денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным
учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением,
уничтожением;
7) условия
организации и оплаты труда государственного служащего (с учетом результатов его
работы), предусматривающие зависимость мер поощрения от соблюдения правил
внутреннего трудового распорядка;
8) дополнительные
меры стимулирования труда в пределах средств, предусмотренных на содержание
государственного органа, в т.ч.:
– предоставление
дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти
календарных дней;
– повышение
должностного оклада (не более чем на 50%, если больший размер не предусмотрен
законодательством) [13,с.27].
Контракт
прекращается в случаях:
1) истечения
срока действия;
2) соглашения
сторон;
3) достижения
государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на
государственной службе;
4) возникновения
(установления) обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 33 Закона о госслужбе;
5) истечения
срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;
6) несоблюдения
ограничений, связанных с государственной службой;
7) разглашения
сведений, составляющих государственные секреты;
8) отказа от
принесения присяги;
9) нарушения
требований законодательства при приеме на государственную службу;
10) отставки;
11) грубого
нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с
нахождением на государственной службе;
12) прекращения
гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его
утраты;
13)
неудовлетворительного результата предварительного испытания;
14) вступления в
законную силу обвинительного приговора суда.
При прекращении
действия контракта по основаниям, перечисленным в пп. 3–14, в решении (приказе,
распоряжении) или ином акте соответствующего государственного органа,
должностного лица об увольнении государственного служащего и в его трудовой
книжке делаются ссылки соответственно на ст. 33 и 40 Закона о госслужбе.
При этом следует
отметить, что приведенный выше перечень оснований расторжения контракта хотя и
не является исчерпывающим (в соответствии со ст. 40 Закона госслужба может быть
прекращена и в иных случаях), но вместе с тем содержит достаточно широкий
спектр оснований прекращения госслужбы в отличие от ранее регламентирующего
этот же круг вопросов Закона 1994 г. Напомним, что ранее к таким основаниям
прекращения госслужбы, кроме предусмотренных законодательством о труде,
относились только отставка, истечение срока контракта, непредставление
декларации о доходах и достижение работником пенсионного возраста при наличии у
него права на полную пенсию по возрасту, если наниматель не сохранил с ним
трудовых отношений (в настоящее время подобное основание отсутствует). Причем
стоит отметить следующее: в связи с тем, что в Закон о службе в госаппарате
1994 г. изменения после 1995 г. не вносились вообще, вопросы регламентации
общественных отношений более полно раскрывались в постановлении Совета
Министров РБ от 31.01.1994 № 49, которым были утверждены и Положение о порядке
и условиях заключения контракта со служащими государственного аппарата, и
Примерная форма контракта [15,с.79].
В отличие от ныне
действующих оснований прекращения госслужбы, которые все же значительно
проработаны и более подробно перечислены и в Законе о госслужбе, и в
постановлении Совета Министров РБ от 07.10.2003 № 1271, перечень оснований
досрочного расторжения контракта изменений и дополнений не претерпел.
Помимо
вышеперечисленного, Закон о госслужбе по-иному подходит к наполняемости понятия
"отставка", а также привнес особенности в зачет стажа госслужбы. В
частности, сейчас в стаж госслужбы засчитывается время предыдущей занятию
госдолжности работы в государственных организациях на определенных должностях и
определенной продолжительности. Кроме того, в отличие от установленного
Трудовым кодексом 3-месячного срока предварительного испытания, срок
предварительного испытания для госслужащих увеличен Законом о госслужбе до 6
месяцев.
В заключение хочется
отметить, что в настоящее время госслужащим к отпуску выплачивается пособие на
оздоровление вместо оказываемой ранее материальной помощи. Изменение правового
статуса выплаты привело к обложению ее подоходным налогом и начислению взносов
по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения
Минтруда и соцзащиты. Это обусловлено тем, что данный вид выплаты в отличие от
материальной помощи не входит в доходы, которые не подлежат налогообложению в
соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РБ от 21.12.1991 № 1327-XII "О подоходном
налоге с физических лиц", и не является выплатой, включенной в Перечень
видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному
страхованию в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты,
утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115.
Главная функция
государственной службы, и в этом ее суть, – служить обществу (ради этого она и
создается), обеспечивать устойчивую связь государства и общества, государства и
его граждан, в своей деятельности практически реализовывать демократические
принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать
развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной
управленческой работы, максимально делегировать функции управления общественным
институтам, гражданам, словом, развивать и поддерживать их свободную
жизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных
принципов, ценностей, которые являются определяющими для народного
самосознания. Поэтому государственная служба, не только социально-правовой
институт общества, но его духовно-патриотический лидер, интеллектуальный центр,
призванный управленческими средствами подвигать общество па практическое
осуществление его целей: социальной справедливости и достижения достойной жизни
своих членов, развития демократических институтов, формирования высокой
духовности каждого своего члена, развития науки, культуры, образования.
Ключевым в
исполнении государстве иной должности является не только высокий
профессионализм государственного служащего, но его личностные качества,
гражданская позиция, высокая нравственность и умение служить своему отечеству.
Поэтому, государственную службу следует рассматривать не только как
управленческий социально-правовой институт, но и как духовно-нравственный,
интеллектуальный генератор общества, направленный на саморазвитие его внутренних
сил, интеграцию усилий его граждан в целях самореализации сущностных
потребностей, интересов, в том числе духовно-культурных, экономических,
политических, научно-технических и других.
1. Антонова Н.Б., Захарова Л.М,
Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления: Курс лекций. –
Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
2. Атаманчук Г. В.
Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. Учебное
пособие. М.: Экономика. 2000.
3. Атаманчук Г. В. О
реформировании государственной службы //Государственная служба России: проблемы
становления и развития. М.: РАГС. 2001.
4. Атаманчук Г.В. Теория
государственного управления. Курс лекций. Изд.2-е, дополн. – М.: Омега-Л, 2004.
5. Бахрах Д. Н. Организационные
структуры государственного управления /Д. Н. Бахрах. //Правоведение. – 1981. –
№ 6. – С. 27 – 36
6. Вишняков В. Г. Структура и
штаты органов советского государственного управления. – М., 1972.
7. Государственная служба
(комплексный подход): Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Дело. 2000.
8. Забелов СМ., Забелов П.С.
Правовое регулирование государственного управления: Учебное пособие. – Мн.:
Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
9. Конституционное
(государственное) право зарубежных стран. М.: Изд-во Бек, 1995. Т. 2.
10. Лужков Ю. М. Путь к эффективному
государству: План преобразования системы государственной власти и управления в
Российской Федерации. 2-е изд. М.: МГУ. 2002.
11. Манохин В. М. Порядок формирования
органов государственного управления. – М., 1963.
12. Манохин В. М. С учетом отраслевого и
территориального принципов. // Советское государство и право, 1979. № 10. С.
21–30.
13. Марков М. Теория социального
управления. – М., 1978.
14. Мельников В. П., Нечипоренко В. С.
Государственная служба в России: отечественный опыт организации и
современность. М.: РАГС. 2000. Ч. 1-2.
15. Научные основы государственного
управления в СССР. – М., 1968.
16. Основы европейской хартии местного
самуправления: методическое пособие для высших учебных заведений. – 2 изд.,
перераб. и доп. /Под ред. В.А. Черникова. – М., 2000.
17. Петров Г. И. Советское
административное право. Общая часть. СПб.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.
18. Политико-административные отношения:
кто стоит у власти? /Под ред. Тони Верхейна. Пер. с англ. – М.: "Права
человека", 2001.
19. Политическая энциклопедия. В двух
томах. М.: Мысль, 1999. Т. 2.
20. Политические институты на рубеже
тысячелетий. Отв. ред. К. Г. Холодковский. Дубна: Феникс. 2001.
21. Старилов Ю. Н. Институт
государственной службы: содержание и структура //Государство и право. 1996, №
5.
22. Чиркин В. Е. Основы сравнительного
государство ведения. М.: Артикул. 1997.
23. Чиркин В.Е. Государственное
управление. Элементарный курс. – М.: "Юрист", 2001.
24. Шаститко А.Е. Неоинституциональная
экономическая теория. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Экономический факультет,
ТЕИС, 1999.
25. Яковлев Г. С. Аппарат управления:
принципы организации. – М., 1974.
26. Ямпольская Ц. А. Органы советского
государственного управления современный период. – М., 1954.
Страницы: 1, 2, 3
|