рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Организация и структура малого битзнеса

Что же касается глубинных причин замедления роста числа малых предприятий, то они непосредственно проистекали из общеэкономической политики нового российского правительства во главе с B.C.Черномырдиным. Основной упор в ней был сделан на укрепление и содействие развитию ориентированного на экспорт топливно-энергетического комплекса. А рядом с этим комплексом наблюдался рост банковско-финансового сектора. Началось широкомасштабное поглощение предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказывались первой жертвой такого поглощения. Менее рентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными фирмами и были вынуждены свертывать свою деятельность.

В 1995г. впервые началось снижение численности российских малых предприятий (на 8,8%) и среднесписочного числа занятых на них (на 4,5%). Падение темпов прироста малых предприятий по-разному проявилось в отдельных отраслях. Впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось число малых предприятий в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995г.). В торговле и общественном питании произошло снижение числа предприятий примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка абсолютное сокращение составило 18,7%. В этом наглядно проявилось исчерпание прежних, казалось, безграничных возможностей торгово-посреднической деятельности малых предприятий.

Следует, правда, признать усиление в период 1995-1996гг. влияния фактора перерегистрации и ликвидации неработающих предприятий на динамику МБ. В 1995 г. был введен в действие новый Гражданский кодекс (ГК) РФ. В соответствии с положениями его первой части малые предприятия, имевшие форму товариществ (а это очень распространенная хозяйственная форма малых предприятий), должны были переоформить свои учредительские документы и преобразовать свои предприятия в соответствии с требованиями ГК. Однако не стоит и переоценивать значимость этого фактора в общем абсолютном сужении сферы российского МБ. В 1996г. произошла еще большая, чем ранее, концентрация малых предприятий в Центральном районе России во главе с Москвой.

Провозглашенный правительством B.C. Черномырдина курс на финансовую стабилизацию перевел в разряд «выживающих» уже все российские малые предприятия. До этого к «выживающим» относились предприятия преимущественно производственного сектора. Но в этом были и свои положительные моменты. Политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, вызвала значительное замедление темпов роста количества малых предприятий, но с другой - имела выраженный санкционный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия начали играть роль, характерную для МБ в рыночной экономике.

Появились зачатки нормальной рыночной среды, характеризующейся конкурентной борьбой малых предприятий на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Малые предприятия в борьбе за выживание учились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности они начали активно диверсифицировать хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более половины предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занимались еще и торговлей.

Впервые за несколько лет в 1995 г. произошло увеличение численности занятых на одном малом предприятии - на 0,8% по сравнению с 1994 г. Конечно, величина прироста невелика, но иллюстрирует данные социологических опросов, в ходе которых руководители малых предприятий говорили о необходимости численного расширения своих предприятий. Особо обращало на себя внимание увеличение инвестиционной активности МБ. Общий объем капитальных вложений в этой сфере за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности - в 7,4 раза. В стране начался процесс определенного реального укрепления российской государственности, выразившийся, в том числе, в активизации налоговых служб. Перед малыми предприятиями, не по своей воле находящимися под бандитской «крышей», встала острая дилемма: или полностью легализоваться и любым способом избавиться от этой «крыши», или совсем уходить в «тень».

В 1994-1996гг. российский МБ остро нуждался в поддержке и защите государства. Это осознавали и сами государственные органы. Причем, в регионах становление системы поддержки МБ происходило быстрее, чем на федеральном уровне. Именно в субъектах Российской Федерации принимались первые законы и программы развития МБ и создавались первые фонды его поддержки.

На федеральном уровне первая программа поддержки МБ была принята только в 1994 г., но она так и не была до конца выполнена. Федеральный закон о государственной поддержке МБ был принят в 1995г., но его содержание оказалось полностью выхолощенным по сравнению с проектами, разрабатываемыми с 1992г. На созданный в 1995 г. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ (ныне ликвидирован) возлагались большие надежды, но конкретных дел было мало. Работали Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, но их финансовые и организационные возможности были крайне малы. Ощущалась острейшая нехватка финансовых средств для поддержки с трудом выживающих российских малых предприятий.

 Наметившаяся еще в 1995г. тенденция сокращения общего числа малых предприятий в 1996г. усилилась (сокращение на 5,6%). Однако во многом это было связано с новыми подходами к учету малых предприятий в принятом в 1995г. Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (сократился круг предприятий, относимых к разряду малых), а также с перерегистрацией действующих малых предприятий.

В 1997г. практически во всех отраслях был отмечен рост числа малых предприятий, в целом по Российской Федерации он составил 4,2%, достигнув наибольшего значения в здравоохранении, культуре и социальном обеспечении — 43%; в сельском хозяйстве — 10,2, на транспорте — 8,6%. Меньше малых предприятий стало в сфере науки и научного обслуживания — на 4.6%, материально-технического снабжения и сбыта — на 0,8%.

Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, на 1 июля 1997 г. составила 3,5 млн. человек. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве было занято более 12 млн. человек. На доходы от этого вида деятельности  живут 25-27 млн. россиян.

Сложившаяся отраслевая структура МБ за эти годы практически не изменилась. Непроизводственная сфера остается для малых предприятий более привлекательной, чем реальный сектор. Так, в 1997 г. большая часть малых предприятий работала в сфере торговли и общественного питания — 43,2%; в строительстве и промышленности функционировали 16,5 и 15% малых предприятий соответственно. Это вполне объяснимо, во-первых, самой спецификой МБ как сектора экономики, а во-вторых — мировой тенденцией доминирования (особенно в малом бизнесе) нематериальной сферы над производственной. Существенных структурных сдвигов в секторе МБ за эти годы не произошло. Так, доля промышленных предприятий в общем числе российских малых предприятий незначительно выросла — с 14,2 на начало 1995 г. до 15,7% на начало 1999г. Доля строительных предприятий также увеличилась — с 13,8 до 15,8%. Удельный вес предприятий, занятых торговлей и общественным питанием, несколько снизился: на 01.01.95 г. на их долю приходилось 46,8% от общего числа малых предприятий, на 01.01.98 г. — 44,5%.

Общая численность занятых на малых предприятиях уменьшилась за период с 01.01.1995 г. по 01.01.1998 г. в 1,8 раза. Сокращение численности занятых было обусловлено главным образом сменой критериев отнесения предприятий к категории малых. Сокращению же числа работающих способствовали такие факторы, как интенсификация предпринимательской деятельности и переключение бизнеса на ресурсосберегающий режим функционирования. По итогам 1997 г, однако, впервые (начиная с 1995 г.) был зарегистрирован прирост общей численности занятых в МБ — темп прироста составил 1,8%. Правда, численность работающих на постоянной основе на малых предприятиях всех отраслей за три года все же в целом уменьшилась в 1,3 раза, но это сокращение затронуло постоянный персонал в меньшей степени, чем занятых по совместительству и на условиях краткосрочного найма. Это — результат кадровой политики руководителей малых предприятий, стремившихся в относительно стабильной ситуации сохранить, прежде всего, основной состав работников. Немаловажно и то, что с 1995 г. перестал действовать прогрессивный налог на превышение фонда оплаты труда.

На начало 1998г. на малых предприятиях России работали 8638,7 тыс. человек. Преобладала занятость на постоянной основе, которая отражается в статистике как среднесписочная численность. Доля среднесписочной численности (6514,3 тыс. человек) в общей численности работников составила 75,4%. В целом средняя численность занятых на одном малом предприятии составила 10 человек. Самыми крупными были строительные предприятия, на каждом из которых в среднем работали 15 человек. По 14 человек работающих было на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Самые малочисленные предприятия — в сферах торговли и общественного питания, информационно-вычислительного обслуживания, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка: в среднем на них работало по б человек.

Численность постоянно работающих на одном малом предприятии в среднем по всем отраслям составила 7 человек. По итогам 1998г. наибольшая занятость наблюдалась в трех отраслях народного хозяйства: на промышленных предприятиях работали 22,1%, на строительных — 25,3%, на предприятиях торговли и общественного питания — 28,3% от общей численности работающих на малых предприятиях.

Численность работающих на промышленных малых предприятиях сократилась за указанный период в 1,8 раза, в торговле и общественном питании — в 1,5 раза. В наибольшей мере, в 2,4 раза, уменьшилось число работающих на строительных предприятиях. Увеличилось число занятых лишь в двух отраслях: в сельском хозяйстве (темп прироста — 26%) и на транспорте (темп прироста — 28%). Отраслевая структура постоянно занятых на малых предприятиях с начала 1995 г. изменилась следующим образом. Уменьшилась доля постоянно работающих на предприятиях основных отраслей материального производства: в промышленности — с 28,1 до 22,9%, в строительстве — с 31,0 до 24,1%. Доля торговли и общественного питания в обеспечении постоянной занятости в МБ, напротив, возросла с 24,8 до 31,7% (прежде всего, это обусловлено сменой критериев отнесения предприятий к категории малых).

Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая его доля в “теневом” секторе экономики. По разным оценкам, она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства.

Cложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики, а также необходимость обеспечения его роста требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства и ее направления на устранение факторов, сдерживающих рост малого предпринимательства, и факторов, вынуждающих предпринимателей уходить в "теневой" сектор экономики. 

В современной России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно - развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта.

Наблюдаемый в 1999-2000 годах рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях России, некоторое повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от их деятельности находились в русле общероссийских тенденций и были обусловлены, с одной стороны - сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом импортозамещения, восстановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции и другими факторами), а с другой - компенсационным эффектом после кризиса 1998 года. При этом рост носил преимущественно интенсивный характер, поскольку количество действующих малых предприятий практически не увеличивалось.

По данным Госкомстата России, на 01.01.2001 г. в России действовало 879,3 тыс. малых предприятий, что на 1,3% ниже соответствующего показателя на 01.01.2000 г. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30. Уровень данного показателя, который можно было бы сопоставить со странами Западной Европы, достигнут только в Москве и Санкт-Петербурге (21 малое предприятие и 24 соответственно).

С 2002 года наблюдается некоторая тенденция к росту субъектов малого предпринимательства. В 2002 году по отношению к 2001 году произошел рост количества малых предприятий на 4,7 процента. Однако в целом, доля малых предприятий в общем количестве предприятий по всем отраслям экономики в 2002 году составила лишь 23%.

Малыми предприятиями в 2002 году произведено продукции (работ, услуг) на сумму 1159,9 млрд. рублей, что хоть и составляет 136% к уровню 2001 года, не превышает 7% от общего объема производства товаров и услуг в отраслях экономики России.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий остаются крайне малы. Инвестиции по отраслям экономики в 2001 году составили 43,5 млрд. рублей, в 2002 году - 49,7 млрд. рублей (лишь 2,8% от общего объема инвестиций). В 2003 г. инвестиции в основной капитал малых предприятий в фактически действовавших ценах немногим превысили 40 млрд. рублей.

Вклад предприятий с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий России в 2002 и 2003 гг. составил:  


Показатели

2002

2003

Доля в общей численности предприятий

93%

94%

Доля малых и средних предприятий в общей занятости

45%

49%

Доля рынка (доля малого и среднего бизнеса в общем объеме выручки)

39%

47%


 Судя по вкладу предприятий с численностью до 250 чел. рост в 2002-2003 гг. был незначитльным.  Другим распространенным показателем развития сектора малого бизнеса является число предприятий с численностью занятых до 250 на 1000 человек из числа экономически активного населения. В России этот показатель по итогам 2003 г. составил 118 предприятий и ПБОЮЛ1 на 1000 человек из числа экономически активного населения. Отметим, что в 2002 г. эта цифра составляла 113, что опять же свидетельствует о чрезвычайно скромных масштабах роста.

Налоговые поступления - единственная сфера, в которой наблюдался некоторый рост, оценивать который следует с поправкой на инфляционные процессы. В 2001 году по данным МНС России поступления по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 25,4 млрд. рублей, в 2002 г. – 33,5 млрд. рублей.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания – 28,1%, промышленности - 25,2%, строительства – 24,7%, транспорта и связи - 4,1%, науки и научного обслуживания -2,5 процента. В 2002 году малые промышленные предприятия выпустили товаров (работ, услуг) на сумму 214,9 млрд. руб., что составило 25,2 % от выпуска товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности, в сопоставимых ценах в 1,1 раза больше чем в 2000 году.

Неразвитость малого предпринимательства в большинстве сфер экономики говорит о серьезных проблемах, корни которых -- и в изъянах законодательной базы, и в действиях (а, зачастую, бездействии) российского правительства, и в тенденциях монополизации экономики страны.

 В настоящее время (данные 2005 г.) представители малого бизнеса трудятся в следующих сферах: 

Сфера деятельности

% занятых (из числа всех, занятых в МБ)

торговля и общественное питание

52,9

строительство

10,8

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

5,0

операции с недвижимостью

3,3

транспорт и связь

3,3

наука и научное обслуживание

2,8

здравоохранение

2,5

сфера услуг

2,2

другие виды деятельности

17,2


Передача малого бизнеса от одного поколения к другому может стать основной проблемой для его собственников. Причиной тому становится отсутствие практики преемственности бизнеса в России, а также чрезмерная персонификация бизнеса, когда вся работа предприятия и его развитие напрямую зависят от личности самого собственника.

На протяжении последних 15-20 лет российские предприниматели не задумывались о том, что когда-нибудь наступит момент, когда они не смогут управлять бизнесом, а интересы наследников и партнеров пересекутся. Решение проблемы специалисты видят в создании систем преемственности внутри бизнеса, учитывающих интересы собственников, их партнеров и потенциальных наследников и обеспечивающие их баланс. А также в создании автономных от владельца систем управления и контроля бизнеса, позволяющих сохранять его жизнеспособность вне зависимости от личности владельца.  

 



Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.