Ортезирование -
компенсация частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного
аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих
выполнение этих функций.
Протезирование
предусматривает предоставление протезов, ортопедических и других
вспомогательных средств, включая необходимую подгонку, ремонт и замену, а
также обучение обращению с ними. Процесс реабилитации не предполагает лишь
оказание медицинской помощи.
Проведение
медицинской реабилитации пересекается с лечением заболеваний, так как и те, и
другие мероприятия направлены на исключение обострений в будущем и сведение
инвалидности к минимуму. Желательно использование методики перехода (без
перерыва) от лечения обострения к реабилитации.
Профессиональная
реабилитация инвалидов - это процесс и система восстановления
конкурентоспособности инвалида на рынке труда. О ней говорилось в 3 главе
работы.
Социальная
реабилитация инвалидов - система и процесс восстановления способностей к
самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Социальная
реабилитация проводится реабилитационно-социальными учреждениями,
осуществляющими социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию,
Социально-средовая
ориентация - система и процесс определения структуры наиболее развитых функций
инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или
семейно-общественной деятельности.
Социально-бытовая
адаптация - система и процесс определения оптимальных режимов общественной и
семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях
и приспособления к ним инвалидов,
У инвалидов с
физической недостаточностью социально-бытовая адаптация позволяет достичь
психической и социальной самостоятельности.
4.3.Организационное,
правовое, финансовое, информационное и научное обеспечение реабилитации
инвалидов
Проблема
комплексной реабилитации инвалидов становится все более актуальной и сложной,
что определяется увеличением численности этого контингента, высокими
показателями заболеваемости, инвалидности и дезинтеграции в обществе. Решение
этой проблемы лежит в русле разработки и закрепления (с помощью
законодательно-нормативной базы) гарантий прав данной категории граждан на меры
социальной защиты, направленные на профилактику заболеваемости и инвалидности,
а также на реабилитацию больных и инвалидов.
Система
медико-социальной реабилитации инвалидов представляет собой совокупность:
·
реабилитационных
программ и реабилитационных стандартов различного уровня и направленности;
·
реабилитационных
учреждений различных организационно-правовых форм, видов и типов, реализующих
реабилитационные программы;
·
органов
управления и подведомственных им структур, занимающихся реабилитацией
инвалидов.
В соответствии с
законодательством в Российской Федерации создается Государственная служба
реабилитации инвалидов.
Государственная
служба реабилитации представляет собой совокупность органов государственной власти
независимо от ведомственной принадлежности органов местного самоуправления и
учреждений различного уровня.
Исполнительными
структурами, реализующими задачи государственной службы реабилитации, являются
федеральные, территориальные и местные органы управления различной
ведомственной подчиненности, в системах которых осуществляются мероприятия по
медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, производству технических
средств реабилитации, развитию услуг.
Анализ
существующей практики реабилитации инвалидов в регионах России показал, что
именно учреждения государственной службы реабилитации инвалидов осуществляют
реабилитацию как инвалидов, так и лиц, не имеющих инвалидности, но нуждающихся
в реабилитации.
Система
реабилитации инвалидов должна включать органы управления и реабилитационные
учреждения.
На региональном
уровне к органам управления относится совокупность региональных органов
государственной исполнительной власти различной ведомственной принадлежности и
органов районного (муниципального) управления.
Реабилитационные
учреждения осуществляют мероприятия по медицинской, профессиональной и
социальной реабилитации и являются учреждениями регионального и местного
уровней.
Органами
регионального управления системой реабилитации являются: управления социальной
защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры,
физической культуры и спорта.
Органы
регионального управления системой реабилитации имеют ряд общих функций:
·
реализация
федеральной политики в области реабилитации;
·
разработка
региональной политики в области реабилитации инвалидов и осуществление
контроля за ее реализацией в рамках работы своего ведомства;
·
разработка
проектов региональных целевых программ по реабилитации;
·
разработка
территориальных реабилитационных стандартов;
·
разработка
территориального компонента базовой программы реабилитации инвалидов.
Система
медико-социальной реабилитации инвалидов должна быть закреплена Федеральным
законом о реабилитации инвалидов и принимаемым в соответствии с ним другими
федеральными законодательными актами, а также законами, законодательными и
иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области реабилитации
инвалидов, принимаемыми в соответствии с федеральными законодательными актами
и действующими на их территориях.
Таким образом,
вопрос идет о дальнейшем совершенствовании законодательства о медико-социальной
реабилитации инвалидов и о формировании в стране с помощью этого
законодательства целостной системы в указанной области с согласованными между
собой элементами и обоснованными этапами перехода к ней от ныне действующей
системы социальной помощи.
Финансирование
системы медико-социальной реабилитации инвалидов осуществляется из
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, а также бюджетов предприятии, учреждений и организаций независимо от
форм собственности в соответствии с действующим законодательством. Ежегодно
федеральный бюджет обеспечивает расходы на содержание федеральных реабилитационных
учреждений, разработку и реализацию базовых программ реабилитации, подготовку
кадров, на фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки.
Механизм
финансирования системы реабилитации инвалидов может быть обеспечен (кроме
федерального, регионального и местного бюджетов) из фондов медицинского и
социального страхования, пенсионного фонда, фонда занятости.
Целью
информатизации системы реабилитации инвалидов является создание ее
информационно-технологической базы и обеспечение эффективной информационной
поддержкой планирования и проведения реабилитации.
Информационные
учреждения системы реабилитации инвалидов могут быть следующих видов:
информационно-статистические; информационно-консультативные;
информационно-исследовательские.
Реализация
концепции реабилитации инвалидов определяет необходимость дальнейшего
проведения исследований, направленных на углубленную научную разработку
основных ее положений и обеспечивающих ее реализацию в практике. Научное
обеспечение реабилитации инвалидов должно предусматривать проведение
фундаментальных и прикладных исследований.
Для успешного
функционирования системы реабилитации инвалидов необходима дальнейшая
разработка теоретических, организационных, медико-социальных, психологических,
экономических и правовых аспектов реабилитации инвалидов; разработка базовых
программ реабилитации; разработка моделей центров реабилитации общего профиля
и многопрофильных (для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата,
патологией органа зрения и т.д.); научная разработка психофизиологических
критериев оценки профессиональных возможностей инвалидов и их потребностей в
различных формах обучения, методика адаптации базовых программ
профессионального обучения применительно к инвалидам.
Заключение
Исходя из вышеизложенного
на данном этапе для реализации прав инвалидов нужно придерживаться следующих
рекомендаций:
·
Необходимо
отработать механизм, когда законы, принимаемые во исполнение программных актов,
не могут быть утверждены до тех пор, пока у государства не появятся реальные
финансовые возможности их исполнить.
·
Необходимо
укрепить целостность системы социального обеспечения и социальной защиты
инвалидов на основе социально-экономического, финансово-экономического и
организационно-технического единства, что в значительной мере зависит от
рациональности управления данной отраслью.
·
Важно
предусмотреть постоянное развитие законодательства о социальной защите
инвалидов, чтобы автоматически закреплять изменения, касающиеся содержащихся в
законодательстве условий и норм социальной защиты инвалидов, вслед за
трансформацией социально-экономических условий в стране.
·
Необходимо
также разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего как
регулярный пересмотр социально-гарантированных минимальных норм и льгот для
инвалидов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться
инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или
функциональных нарушений организма.
·
Внедрить
механизм, блокирующий возможность принятия законов, не подкрепленных
источниками (по каждому законодательному предложению необходимо экспертное
заключение Минфина России).
·
Ввести
безусловное финансирование федеральных целевых программ социальной защиты
инвалидов и ужесточить ответственность Правительства Российской Федерации за
неисполнение бюджетных обязательств. Предать гласности дискуссии по этому
вопросу.
·
Изменить
соотношение расходов на финансирование социальной политики, увеличив
финансирование мер «активной» политики (обучение и пр.) и акцентируя
реабилитационные меры.
·
Усилить
работу по привлечению внебюджетных источников финансирования по отношению к
инвалидам и стимулировать малый и средний бизнес к созданию доступной
социокультурной среды.
·
В области
профессиональной реабилитации необходимо обеспечить гарантированное адресное
решение вопросов потребности инвалидов в таковой.
·
Разрабатывать
и внедрять научно обоснованные методики медико-психологической и социальной
реабилитации инвалидов, организовать работу по специальной подготовке
(переподготовке) специалистов по реабилитации инвалидов.
·
Развивать
деятельность по формированию реабилитационной индустрии как промышленной основы
социальной защиты инвалидов и созданию безбарьерной среды их
жизнедеятельности.
·
Учитывать
специфические потребности инвалидов, проживающих в сельской местности.
·
Задачи
социальной политики в отношении инвалидов, несмотря на всю свою специфику,
должны рассматриваться в комплексе, а не в отрыве от общего контекста
социальной политики.
Библиографический список:
1. Давлетбаева З.К., Нуртдинова
З.Н. «Технологии социальной реабилитации: методические рекомендации» /Под ред.
М.М. Исхакова, Уфа, 2002.
2. Жить, как все. О правах и
льготах для инвалидов/ Под ред. С.И. Реутова, Пермь, 1994.
3. Журнал «Социальная защита» /
Составитель – Жуковская Е.Н.
4. Кузнецова В.А. О практике и
перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам // Социальная работа,
1992.
5. Социальная защита населения:
опыт организационно-административной работы / Под ред. В.С. Кукушина, М.,
2004.
6. Социальная работа с
инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И,
Осадчих, М., 1996.
7. Шайхатдинов В.Ш. «Право
социального обеспечения Российской Федерации», Екатеринбург, 1996.
8. Ярская-Смирнова Е. Р.,
Наберушкина Э. К. «Социальная работа с инвалидами», СПб., 2004.
9. Нормативно-правовые акты
Российской Федерации, посвященные вопросам инвалидности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|