Акт составляется на каждый объект, к нему
прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия
бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел
предприятия по месту эксплуатации. Акт приемки и передачи основных средств
составляется двумя сторонами–принимающей объект и передающей, с указанием
времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости
и суммы износа.
Каждому
инвентарному объекту присваивают инвентарный номер, который
сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в
эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер
прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно
указывается в документах, связанных с движением основных средств.
Инвентарные номера выбывших
объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не
ранее, чем через 5 лет после выбытия. Арендуемые основные
средства значатся у арендатора под инвентарными номерами,
присвоенными им арендодателем.
Синтетический
учет наличия и движения основных средств, принадлежащих
предприятию ведут на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости.
Счет 01 "Основные средства" предназначен для получения информации о
наличии и движении принадлежащих организации на правах
собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
Основные
средства на балансе отражаются по первоначальной стоимости. Оприходование
объекта оформляется записью Д-01 К – 08.
Способы
поступления основных средств в ЗАО «Верещагинская ПМК - 17» можно разделить на
несколько групп. Для каждой из них приведем корреспонденцию счетов с цифровыми
данными.
В условиях расширенного воспроизводства и технического прогресса происходит
постоянное пополнение и обновление основных средств, осуществляемое в порядке
капитальных вложений (строительства, монтажа, приобретения основных средств),
предоставления объектов в безвозмездное пользование.
Порядок
поступления основных средств и их выбытия определяется в Положении по
бухгалтерскому учету основных средств.
Поступление
основных средств на предприятие может происходить различными путями:
·
создание
самим предприятием путем долгосрочных инвестиций;
·
приобретение
за плату у других организаций;
·
получение
безвозмездно;
·
получение
в виде вклада от учредителей в уставный капитал;
· поступление по договору мены.
· получение для осуществления
совместной деятельности.
Капитальные вложения представляют собой
совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций, связанных с
новым строительством (включая модернизацию и перевооружение предприятия),
приобретением новых объектов основных средств.
В случае создания основных средств вложения могут
быть осуществлены подрядным (когда подрядчик сдает объект "под
ключ") и хозяйственным способом (когда предприятие привлекает для этого
собственные трудовые, материальные ресурсы).
Для учета вложений во
внееборотные активы предназначен синтетический счет 08 "Вложения во
внеоборотные активы". По дебету его отражаются:
- фактические затраты
застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств,
нематериальных и других соответствующих активов; при этом в случае подрядного
способа производства
строительно-монтажных
работ корреспондирует счет 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками", при хозяйственном способе кредитуются счета 23
"Вспомогательные производства", 10 "Материалы", 02
"Амортизация основных средств", 70 "Расчеты с персоналом по
оплате труда", 69 « Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
- затраты по приобретению
оборудования, машин, инструмента и других объектов основных средств, не
требующих монтажа;
- суммы начисленного
износа, относящиеся к объектам вложений во внеоборотные активы, в
корреспонденции со счетами 02 "Амортизация основных средств", 05
"Амортизация нематериальных активов" (для целей бухгалтерского
учета);
- затраты,
непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта
основных средств, т. е. на финансирование вложений во внеоборотные активы
(например, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому
учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для этой цели).
По кредиту счета 08
"Вложения во внеоборотные активы" фиксируется:
- стоимость объектов,
принятых в эксплуатацию или приобретенных за плату (при имеющейся
государственной регистрации в случаях, обязательных по законодательству) - в
корреспонденции со счетом 01 "Основные средства";
- стоимость
выбывших (проданных, безвозмездно переданных) вложений во внеоборотные активы
(незавершенного капитального строительства) - дебетуется счет 91 "Прочие
доходы и расходы";
- стоимость выявленных
при инвентаризации недостач или испорченных вложений - корреспондирует счет 94
"Недостачи и потери от порчи ценностей"; по потерям в связи с
чрезвычайными обстоятельствами применяется счет 99 "Прибыли и
убытки".
Законченные
строительством сооружения, установленное оборудование,
законченные работы по
реконструкции объектов, а также стоимость приобретенных предприятием средств,
не требующих монтажа, транспортных средств, земельных участков принимается на
учет по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со
счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы" на основании оформленных
в установленном порядке актов приемки-передачи.
При этом следует помнить,
что первоначальная стоимость основных средств, поступивших на предприятие через
вложения во внеоборотные активы, включает фактические затраты на их возведение
(сооружение) или приобретение, а также расходы на доставку и установку.
Приобретение оборудования
и основных средств, требующих монтажа, ведется в аналогичном порядке через
счет 07 "Оборудование к установке". В этом случае дополнительно по
счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" учитываются расходы,
связанные с монтажом.
Существует два способа долгосрочных
инвестиций (строительства):
• хозяйственный;
• подрядный.
Хозяйственный способ — это выполнение
строительных и монтажных работ своими силами.
Предприятие,
осуществляющее долгосрочные инвестиции хозяйственным способом, должно
организовать в своем хозяйстве строительно-монтажные участки, цехи, отделы.
Фактические затраты на
строительство и монтажные работы, произведенные застройщиком, относят в дебет
счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита расчетных счетов
Дт 08 Кт 10, 70, 69, 02,
76, 60.
Затраты организации,
выполняемые хозяйственным способом, подлежат включению в налогооблагаемую базу
при расчете суммы НДС, подлежащей взносу в бюджет по ставке 18%.
Налогооблагаемая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная
исходя из фактических расходов налогоплательщиков на их выполнение.
Начисляться должен НДС на
момент принятия построенного объекта к бухгалтерскому учету (п. 10 ст. 167 НК
РФ).
П. 6 ст. 171 Налогового
кодекса РФ позволяет возмещать НДС по:
• материалам (работам,
услугам), которые были использованы на стройке;
• строительно-монтажным
работам.
С 1 июля 2002 г.
«входной» НДС по строительно-монтажным работам принимается к вычету только
после того, как начисленный по этому объекту НДС полностью будет уплачен в
бюджет (п. 5 ст. 172 НК). Входной НДС по материальным ценностям, приобретенным
для строительно-монтажных работ, организация сможет зачесть с 1-го числа
месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию основного средства
Пример:
ЗАО «Верещагинская ПМК -
17» построило
хозяйственным способом эстакаду. Объект введен в эксплуатацию 01.05.2005 года
На его строительство
использовано материалов на 310953,60 руб. (в том числе НДС — 47433,60 руб.).
Начисленная зарплата с учетом ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд
составила 273480 руб.
По учёту составлены
следующие бухгалтерские проводки:
1. Оприходованы
приобретенные материалы Дт 10 Кт 60 - 263520
2. Отражен НДС по
приобретенным материалам Дт 19 Кт 60 – 47433,60
3. Произведена оплата
поставщикам за материалы Дт 60 Кт 51 – 310953,60
4. Списаны материалы на
строительство Дт 08 Кт 10 – 263520
5. Начислена заработная
плата рабочим, начислен ЕСН Дт 08 Кт 70,69 - 273480
В момент принятия на учет
эстакады:
6. Введена в эксплуатацию
эстакада, на учет принято (01.05.05)
Дт 01 Кт 08 - 537000
7. Одновременно начислен
НДС на стоимость строительно-монтажных работ (537000 × 18%) 96660 Дт 19
Кт 68
8. Перечислен в бюджет
начисленный НДС 20 июня 2005 года
Дт 68 Кт 51 – 96660
9. Возмещен из бюджета
НДС по материалам, использованным в строительстве 20 июля 2005 года по
декларации за июнь Дт 68 Кт 19 – 47433,60
10. Принят к вычету НДС
(возмещен из бюджета) по строительно-монтажным работам 20 июля 2005 года по
декларации за июнь Дт 68 Кт 19 - 96660
Подрядный способ — это
выполнение всех работ: проектирование, подбор оборудования, строительство, монтажные
работы сторонней организацией, т. е. подрядчиком. Объект сдается заказчику
«под ключ».
При подрядном способе на
соответствующих объектах заказчик и подрядчик ежемесячно составляют акт о приемке
выполненных строительно-монтажных работ. Стоимость выполненных работ
определяется по сметной стоимости.
На основании ежемесячных
счетов подрядчика, принятых к оплате, заказчик делает проводки:
• на сумму выполненных
работ Дт 08 Кт 60,
• на сумму НДС Дт 19 Кт
60.
Оплата счетов подрядчика
отражается проводкой Дт 60 Кт 51.
Окончательный расчет с
подрядчиком происходит после завершения строительства объекта и утверждения
акта Государственной приемочной комиссией о вводе объекта в эксплуатацию.
При вводе построенного
объекта в эксплуатацию и постановке на учет в состав основных средств делают
бухгалтерскую запись на инвентарную стоимость Дт 01 Кт 08.
Организация сможет
принять НДС по строительно-монтажным работам к вычету с первого числа месяца,
следующего за месяцем ввода основных средств в эксплуатацию на основании
предъявленного подрядчиком счета-фактуры (п. 6 ст. 171 НК
РФ).
Предприятием
приобретаются основные средства по договорам купли-продажи. Расходы
предприятия по доставке и установке приобретенных основных средств отражаются
на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы"
Дт
08 Кт 70, 69, 71, 76, 60 - на сумму расходов по доставке и установке
приобретенных основных средств
А
затем при вводе основных средств в эксплуатацию присоединяют к стоимости их
покупки:
Дт
01 Кт 08 - на первоначальную стоимость основных средств.
Пример:
ЗАО «Верещагинская ПМК» в июле 2005 года приобретает воздуходувку, необходимую
для осуществления основной производственной деятельности.
1.
Акцептован счет-фактура на станок.
Дт 08 Кт 60 - 17669,49 руб.
Дт
19 Кт 60 - 3180,51 руб.
2.Оприходован
объект основных средств по первоначальной стоимости
Дт 01
Кт 08 – 17669,49 руб.
Основные
средства производственного назначения получены безвозмездно от юридических или
физических лиц. В этом случае корреспонденция счетов выглядит следующим
образом:
Дт
08 Кт 98/2 - на стоимость основных средств полученных безвозмездно.
Дт
01 Кт 08 - на первоначальную стоимость.
Дт
20,25,26,44 Кт 02 - на сумму ежемесячно начисленной амортизации в течение
срока полезного использования.
Одновременно
составляется проводка: Дт 98/2 Кт 91/1 - на сумму ежемесячно начисленной
амортизации, которая включается в доходы в течение срока полезного использования.
Внесение
учредителями объектов основных средств при учреждении организации оформляются
бухгалтерские проводки:
Дт
75-1 Кт 80 - на сумму объявленного уставного капитала.
Дт
08 Кт 75-1 - на стоимость основных средств, внесенных в виде вклада в
уставный капитал учредителями.
Дт
01 Кт 08 - на первоначальную стоимость объекта основного средства.
Поступление
основных средств по договору мены. То есть основные средства могут быть
получены в обмен на любое другое не денежное имущество. При этом составляются
проводки:
Дт
91-2 , 90-2 Кт 10,41,43 - на стоимость товаро - материальных ценностей,
переданных в обмен на основные средства.
Дт
08 Кт 91-1 - произведен обмен имуществом (отражено поступление объекта).
Прирост стоимости основных средств в результате
проводимой на начало отчетного года переоценки (по восстановительной стоимости
путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным
ценам) отражается по дебету счета 01 и кредиту счета 83 "Добавочный
капитал". Кроме того, в результате переоценки доначисляется амортизация по
кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" (при этом
корреспондирует счет 83).
Сумма дооценки объекта,
равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие периоды и отнесенной на счет
прибылей и убытков в качестве операционных расходов, в отчетном
периоде списывается на счет прибылей и убытков в качестве дохода.
Сумма уценки основных
средств относится на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый
убыток)". При этом сумма уценки объекта относится в уменьшение
добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого
объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды (дебетуется счет 83 в
корреспонденции со счетом 01). Превышение суммы уценки объекта над суммой его
дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате
переоценки, проведенной в предыдущие периоды, относится на счет 84.
При выбытии объекта
основных средств сумма его дооценки переносится со счета 83 на счет 84 (с
добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации).
Объекты основных средств
признанные по результатам инвентаризации излишками,
принимаются на учет а оценке по текущей рыночной стоимости на дату указанного первичного документа. Принятые к бухгалтерскому учету излишки основных
средств учитываются в обычном порядке в составе активов организации на счете 01 «Основные средства».
Дт 01 Кт 91- принятые на учет основные средства,
признанные излишками по результатам инвентаризации.
Основные средства,
полученные в аренду учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные
основные средства».
Арендуемые объекты основных
средств в оценке, указанной в договоре аренды, согласно акту
приемки-передачи (накладной) имущества в аренду, записываются
в дебет счета 001.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|