рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основные источники информации для СМИ и методы их использования


2.3. Информационные агентства

Отдельно стоит поговорить о таком источнике журналистской информации, как информационные агентства, в силу их специфичности. Эти информационные службы обеспечивают журналистскую деятельность, поставляя им «сырой», фактический материал, материал оформленный по типу жёсткой новости, но сами они, как правило, не  вступают в контакт с аудиторией.

Идея подобного рода предприятий зародилась в начале 19 века, ей журналисты всего мира обязаны французу Шарлю Гавасу, который первым раскинул сеть своих представительств  в разных местностях, продавая газетам и журналам добытые им факты.

На данный момент наибольшей популярностью на мировом рынке информации пользуются следующие агентства: «Associated Press» и «United Press International» (США), «Agance France-Press» (Франция),  «Reuters» (Великобритания)  и ИТАР-ТАСС (Россия). Эти информационные агентства являются наиболее мощными источниками информации в мире, они представлены на информационном рынке большинства стран СНГ.

В пределах крупных регионов земного шара  разворачивают свою деятельность региональные агентства. Далее по величине идут национальные агентства, областные, городские, а так же те, что создаются при издательствах и вещательных компаниях.

В целях повышенной оперативности крупнейшие информационные агентства пользуются всеми видами связи, в том числе и космической, имеют мощные компьютерные центры, служащие для подготовки, обработки и хранения информации, которая непрерывно поступает потребителям по телетайпу, либо в виде оперативных бюллетеней новостей, пресс-релизов, выходящих часто несколько раз в день.  

В настоящее время в Беларуси действует ряд агентств, специализирующихся на предоставлении информации различной тематики. Самыми известными из них являются БелТА (www.belta.by) и  БелаПАН (www.belapan.com). Эти агентства передают универсальную информацию, касающуюся политической, экономической, социальной, культурной, спортивной и др. тематики.

Неспециализированными агентствами также являются:

- агентство «Интерфакс-Запад» (www.interfax.by) – компания в структуре информационной группы Interfax Information Services – работает на рынке политической и экономической информации Беларуси с 1994 года;

- белорусское бюро «Прайм-ТАСС» (www.prime-tass.by) – с 2003 года присутствует на белорусском информационном рынке, специализируется на новостных сообщениях, аналитических обзорах, базах данных, финансовой информации.

Среди специализированных информационных агентств Беларуси наибольшую известность получило агентство Владимира Гревцова (www.grevtsov.by). Агентство предоставляет качественную экономическую, финансовую и юридическую информацию. Основанное в 1992 году, в 2005 году оно уже представляет собой крупнейший в Беларуси медиа-холдинг, в состав которого входит 6 компаний.

Также на рынке специализированных информационных агентств Беларуси сегодня представлены: Агентство финансовых новостей (www.afn.by), «Экопресс» (www.ecopress.by), «ЛБЛ-Ньюс» (www.lbl-news.by).




 





















3. Интернет как источник журналистской информации

Конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного источника информации – глобальной компьютерной сети Интернет. Трудно переоценить то количество полезной для журналиста информации, которое содержит сеть Интернет. Но кроме этого он также обеспечивает быстрые и надежные связи между журналистами и их информационными источниками, даже если между ними лежит несколько тысяч километров. Интернет предоставляет также альтернативные возможности для публицистики во времена кризиса, или в случае восстановления цензуры.

Итак, для чего журналисту Интернет? Во-первых, как уже было сказано, это источник разнообразной информации, которая может быть использована как для мониторинга новостей, так и для написания аналитических материалов и проведения журналистских расследований.

Более того, Интернет все в большей степени становится мега-источником, включающим в себя все мыслимые типы источников, - универсальной информационной средой. Благодаря оцифровке всего, что может быть оцифровано, и возможности немедленного доступа к оцифрованной информации из любой точки планеты, частные информационные среды (такие как книги, пресса, радио, телевидение, кино, устное и письменное общение и т.п.) постепенно сливаются в едином информационном пространстве.

Во-вторых, Интернет позволяет осуществлять поиск необходимых сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и энциклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях и т.п.) и заканчивая мнениями людей по всевозможным поводам, высказываемыми в различных формах сетевого общения (телеконференции, форумы, гостевые книги и проч.). Интернет, таким образом, это одновременно и океан информации, и сеть, чтобы вылавливать из этого океана нужное.

В-третьих, Интернет - это эффективное средство коммуникации, во многих отношениях превосходящее телефон, факс и другие привычные способы связи.

Наконец, в-четвертых, Интернет во многих своих проявлениях сам по себе является громадным медийным пространством, в котором происходит бурное становление СМИ нового типа. Электронные СМИ теснят на рынке СМИ традиционные, нередко опережая последние как в плане оперативности, так и по качеству разработки информации. В Сети формируется новый класс журналистов; развивается сетевая (онлайновая) журналистика со своими особыми приемами и методами; возникают свои профсоюзы и "звезды"; репортеры и обозреватели из традиционных СМИ постепенно перетекают в онлайн.

Очевидно, что независимо от конкретной медийной сферы, в которой работает журналист (пресса, радио, телевидение и т.п.), Интернет является для него (или, по крайней мере, должен являться) важнейшим орудием труда. Как, впрочем, и для всякого человека, профессионально работающего с информацией.

Самый лучший способ для журналистов оценить возможность Интернета, это подсоединиться к сети, удовлетворить свое любопытство и исследовать различные узлы (месторасположения в Интернете). Этот способ является одним из самых плодотворных методом получения интересующей журналиста информации. Отсутствие централизованной системы означает, что Интернет не имеет каталогов и указателей ко всем своим материалам. Часто доступ к Интернету рассматривается, как посещение огромной библиотеки, в которой все книги были сброшены с полок и перемешаны на полу. Но на самом деле, Интернет не настолько неорганизован. Системные поисковые механизмы также помогают в поиске файлов на конкретные темы среди всех компьютеров Интернета.

Среди самых известных поисковых систем и каталогов Беларуси можно назвать: www.open.by; www.tut.by; www.akavita.by и др.

Кроме того, существует ряд специализированных сетевых источников информации для журналистов. Вот некоторые из них:

- www.agentby.com – агентство журналистских расследований;

- #"#">#"_Toc7577462">4. Человек как источник журналистской информации

Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Г. В. Лазутина приводит американскую научную традицию, где оно классифицируется как «живой источник»,  «и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект деятельности, он включён в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем».[9]

Действительно, человек, с одной стороны – свидетель или участник происходящих вокруг нас событий и потому выступает в качестве носителя информации об этих событиях. С другой стороны, он держатель информации о себе, о своём внутреннем, неповторимом мире. И, наконец, он транслятор информации, полученной от других.

Особенность этого источника в том, что он может открыться или не открыться для журналиста: как существо социальное он сам программирует своё поведение, это необходимо учесть каждому журналисту, работающему с этим источником информации.


4.1. Интервью

Конечно, часто львиную долю сведений журналист получает в интервью – непосредственном общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Однако от обычного общения беседа как метод познавательной деятельности сильно отличается. Ведь по сути интервью – «это такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчётливо сознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия ».[10]

Журналист должен быть чётко подготовлен к предстоящему интервью, должен знать на какие сведения может рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это следующая информация: фактические данные, знания в той или оной области, мнение по тому или иному поводу, объяснения или комментарии того или иного события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы. При этом каждый вид может быть представлен весьма разнообразно. Например, факты могут быть даны как позитивные, так и негативные; они могут быть как из прошлого, так и из настоящего, как из собственной жизни интервьюируемого, так и из частной жизни другого лица. Само собой разумеется, что далеко не обо всех вещах интервьюируемый выражает готовность беседовать с журналистом. Это требует от журналиста определенных тактических приёмов. Здесь для журналиста важным является знание психологии общения. Если же вопросы интервьюера нацелены на выяснение взглядов, суждений, отношения собеседника на определённые аспекты действительности, то это, по сути, раскрывает личность интервьюируемого. Чаще всего такая ситуация предстаёт перед нами в портретных интервью.

Ещё одно важнейшее качеству интервьюера – способность «сходиться с людьми». Ведь количество, да, пожалуй, и качество полученной в процессе интервью информации зависит от того, насколько журналист смог «разговорить», раскрыть своего собеседника, расположить его к беседе.  

М. Н. Ким выделяет следующие классификации интервью. В зависимости от содержания беседы интервью подразделяются на формализованные и неформализованные, первые предполагают чёткое информирование журналиста о факте, в то время как вторые более склоняются к получению обширных сведений о собеседнике. По степени интенсивности интервью делятся на короткие, средние и фокусированные, причём каждый из видов применяется в зависимости от целей, преследуемых журналистом.[11] 

Естественно, что у каждого журналиста существует определённая тактика ведения интервью. Комбинация разного рода вопросов, их чередование, последовательность, осознанный выбор тех средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее целесообразными, ритм разговора, специальные полемические приёмы,  – всё это есть проявления продуманной тактики.

 Как считает Г. В. Лазутина, интервью оказывается вполне удачным, с точки зрения информационной насыщенности, если журналист:

1.                 Основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);

2.                 Научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;

3.                 Владеет достаточным количеством приёмов, способных стимулировать общение.[12]

Как отмечает Т. Засорина, «в каждом источнике информации есть свои возможности и ограничения. Интервью же – самый субъективный источник информации. Так как, например, разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному о нём рассказывают и часто даже расходятся во мнении».[13] Но возможно в этом же заключается положительное свойство этого источника информации – возможность услышать иной взгляд на проблему, расценить ситуацию с другой точки зрения. 


4.2. Массовое интервьюирование и анкетирование 

Среди всех видов фактов, с которыми приходиться иметь дело журналисту, особое место занимает аудиторная информация. Без регулярного получения и осмысления сведений о том, кто и как воспринимает ту или иную ситуацию, тот или иной факт, СМИ теряет всякие шансы на конкурентоспособность своей продукции на рынке. «Изучение аудитории – необходимая и важнейшая сторона профессиональной работы в СМИ. Профессиональной не только в смысле исполнения служебных обязанностей, но и с точки зрения квалифицированного, грамотного подхода к аудитории.»[14].

Массовое анкетирование – это метод получения данных о состоянии общественного сознания общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью устного опроса многих лиц. Главная трудность для журналиста здесь заключается в формулировке вопросов, которые позволяли бы получить от опрашиваемых не отговорку, а ответ по существу.

Анкетирование – это метод получения тех же самых данных с помощью заочного (письменного) опроса посредством закрытых или открытых вопросников. Закрытые вопросники предполагают выбор ответов на них из предлагаемых в анкете, а открытые дают возможность свободной формулировки ответа на вопрос.

Грамотность составления вопросника – это первейшие условие надёжности полученных в результате сведений. Целесообразной является предварительная консультация с социологом по этому поводу, особенно если предмет изучения сложный и требует от составителя анкеты высокой квалификации.

В последние годы социологи печати все чаще применяют телефонные опросы. Это уместно для исследования  аудитории на небольшой территории – в городе, районе, и т. п. «Однако здесь от интервьюера требуется максимум такта и корректности, поскольку его ближайшей задачей становится завоевание доверия  и поддержание внимания собеседника».[15]

У опросов и анкетирования очень большие возможности –  в принципе можно получить ответ на любой вопрос (конечно, если вопрос правильно задан). Однако это достаточно субъективный источник информации, поскольку у каждого человека существуют индивидуальные особенности восприятия, избирательность внимания и свойств памяти.

















5. Вспомогательные способы получения информации

5.1. Наблюдение и эксперимент

Источником информации служит и наблюдение, которое при грамотном построении даёт возможность изучить явление, а не отдельные его аспекты. Систематическое наблюдение – это наблюдение, ориентированное на получение данных о развитии той или иной сферы действительности, о поведении того или иного лица с помощью многократных непосредственных и опосредованных контактов в течение сколько-нибудь длительного контакта.

Наблюдение - давно освоенный метод в журналистике. Ворошилов приводит ряд успешных использований такого источника информации как наблюдение. Чтобы максимально результативно провести наблюдение известные журналисты Михаил Кольцов, Лариса Рейснер, Иван Гудимов и другие на время меняли профессию (такое наблюдение называется включённым). Известинец В. Надеин, например, торговал на рынке, чтобы подготовить фельетон «Как я продавал барана»; Алла Трубникова поступила послушницей в монастырь, чтобы описать жизнь обители изнутри, и опубликовала очерк «Путешествие в 18 век».[16]

Анализ творческого опыта журналистов говорит о том, что регистрация наблюдений имеет очень индивидуальный характер. В блокнотах журналистов можно найти записи всякого рода – описательные, эмоциональные, оценочные выражения, меткие словечки, аналогии, истолкования… Эти мелочи как раз и передают настроение, ощущение, придают материалу достоверность, создают «эффект присутствия».

В зависимости от позиции наблюдателя различают открытое и скрытое наблюдение. При открытом наблюдении журналист не скрывает своего присутствия, цели и содержания работы. При скрытом до поры до времени он не сообщает об истинной цели своего расследования и работы.

Интуиция, ёмкое воображение, чёткий отбор чужих восприятий, общий уровень развития самого журналиста, исходная творческая установка – всё это помогает эффективно использовать наблюдение в журналистике. 

Существенная особенность этого источника информации в том, что «визуальные контакты в данном случае дополняются непрерывным накоплением документальных материалов, отражающих те или иные моментов жизни объекта и позволяющих увидеть новые или упорно повторяющиеся его явления»[17].

К эксперименту журналисты прибегают значительно реже, поскольку этот метод требует больших затрат – временных, ресурсных, материальных, организационных и пр.

«Эксперимент – это метод получения сведений об объекте через выявление реакции на экспериментальный фактор, в качестве которого выступает одна или несколько его изменяемых характеристик».[18] Интуитивно журналисты давно нащупали возможность открывать для себя таким образом новое о людях и ситуациях, однако это были отдельные эпизоды в профессиональной практике. А вот во второй половине нашего века эксперимент стал использоваться интенсивно и – с ориентацией  на социологические разработки. Первые научные описания эксперимента как метода журналистского познания появились не так давно, причём опять же с учетом социологических рекомендаций.




5.2. Общение журналиста с коллегами

Как ни странно, но общение коллег журналистов является неиссякаемым источником полезной деловой информации, – в таких беседах представители СМИ не только обмениваются фактологическим материалом, но и имеют возможность сразу его осмыслить, выйти на  определённую тему, уточнить концепцию.

Вот как по этому поводу высказался известный журналист Валерий Аграновский: «Не понимаю редакций, в которых царит классическая тишина, где в кабинетах чинный канцелярский порядок, а на стенах висят обязательства выдать столько-то строк в месяц, перегнав соседний отдел. Редакция не контора, как бы мы не иронизировали по этому поводу,  редакция – это «живое» место, перекрёсток, где происходит вечное движение ног и мыслей, где набиваются в один кабинет из всех остальных, чтобы поговорить. Где идёт творческое обсуждение номеров, планов и проблем с правом безнаказанно высказываться, где культивируют «мозговые атаки», где с интересом ждут возвращения коллег из командировок  и куда с радостью возвращаются. Только в этой атмосфере возможен продуктивный обмен информацией». [19] На мой взгляд, такой процесс получения информации журналистами плодотворно влияет на их творческую деятельность, способствует поддержанию информационного сотрудничества между журналистами, что в свою очередь положительно влияет на качество преподносимой аудитории информации.






Заключение

Сделав общий обзор и общую характеристику основных источников журналистской информации, проанализировав различную литературу, сопоставив различные точки зрения на проблему журналистской информации, я сделала следующие выводы.

Получение сведений (или информации) – это всегда взаимодействие журналиста с объектом. Поэтому, выбирая тот или иной источник  информации, журналист должен учитывать:

- общие и конкретные цели (о чем будет материал, для чего его пишет журналист – то ли он собирается только проинформировать читателя о фактах и событиях, то ли собирается познакомить с чьим-то  мнением, то ли расследует причины сложившейся ситуации и пр.);

- доступность источников информации (если, например, журналист не может получить доступ к документам, то ему придётся искать собеседников, которые владели бы нужной информацией);

- сроки сбора информации (одно дело, если у журналиста для написания материала несколько дней, и он может наблюдать за внешними действиями объектов своего изучения, встретиться со многими собеседниками лично, изучить документы. И другое дело, когда репортёр готовит заметки в номер в течение нескольких часов. В этом случае он должен ограничиться телефонным разговором со своим источником информации.);

- степень надёжности информации (если журналист сомневается в надёжности информации, полученной одним из методов, ему придётся проверять её с помощью других).

Существует огромное количество различных источников информации. Все они имеют ряд преимуществ и недостатков. Для успешного осуществления своих функций в обществе журналисту необходимо знать и уметь использовать все источники информации, что существенным образом обогатит и разнообразит материалы этого журналиста.



 



















Использованная литература:

1.     Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.

2.     Аграновский В. Кто ищет… М., 1988.

3.     Аграновский В. Ради единого слова. М., 1988.

4.     Ворошилов В. В. Типология журналистики. СПб., 1998.

5.     Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2000.

6.     Воскобойников Я. С., Юрьев В. К. Журналист и информация. М., 1993.

7.     Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов на Дону. 1999.

8.     Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

9.     Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001.

10.                        Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

11.                        Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

12.                        Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1998.

13.                        Телевизионная журналистика. Под ред. Юровского А. Я. М,, 1994.

14.                        Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

15.                        Журналист и информация. Уч. Пособие. Под ред. Корконосенко С. Г. СПб., 1994.






 Интернет-ресурсы:

1. #"#">www.belta.by

2. #"#">www.belapan.com

3. #"#">www.interfax.by

4. #"#">www.prime-tass.by

5. #"#">www.grevtsov.by

6. #"#">www.afn.by

7. #"#">www.ecopress.by

8. #"#">www.lbl-news.by

9. #"#">www.open.by

10. #"#">www.tut.by

11. #"#">www.akavita.by

12. #"#">www.agentby.com

13. #"#">who.fpnp.org/wsee/

14. #"#">www.journ.ru

15. #"#">zhurfak.edu.by









     

 

 


[1] Большой толковый словарь русского языка, СПб., 2000, С.- 23.

[2] Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000, С.-155.

[3] Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-164.

[4] Там же С.-165.

[5] Там же С.-165.

[6] Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-166.

[7] Г.В.Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-166.

[8] Г.В.Лазутина Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-156.

[9] В. Г. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.- 155-156.

[10] Там же. С. – 167-170.

[11] М. Н. Ким. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. С. – 104 – 118. 

[12] В. Г. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-169.

[13] Т. Засорина. Профессия журналист. Ростов на Дону, 1999., С.- 125.

[14] Журналист и информация. Под ред. С, Г, Корконосенко. СПб., 1994 С.- 55.

[15] Там же. С. – 61.

[16] В. В. Ворошилов. Журналистика. СПБ., 2000. С.- 108.

[17] В. Г. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-174.

[18] В. Г. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-175.


[19] В. Аграновский. Вторая древнейшая. М., 1999. С.- 103-104.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.