-
способность
структуры управления адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним
условиям функционирования предприятия.
Цель любой организационной структуры заключается в
том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей. Поскольку с
течением времени, цели предприятия меняются, то необходимо проводить
соответствующие изменения и в организационной структуре управления
предприятием:
-
подразделения
должны быть ориентированы на главенствующую систему (например, на рынок,
вышестоящую организацию);
-
базовыми
блоками должны быть группы специалистов и команды единоначальников;
-
надо
стремиться к минимальному числу уровней управления;
-
каждый
работник должен нести ответственность и иметь возможность для проявления
инициативы.
Анализ существующей организационной структуры
управления ЗАО «Новокубанское» показал, что она имеет ряд недостатков, таких
как:
-
излишние
ступени и звенья в управляющей системе;
-
двойственность
подчинения и возможность получения для подчиненных противоположных указаний;
-
высокая
степень централизации управления;
-
низкая
эффективность работы аппарата управления из-за большого числа его служащих;
-
неспособность
адаптироваться к быстрым изменениям внешней и внутренней среды;
-
трудность
в прохождении информации между отделами, службами.
По оптимальным научно обоснованным нормативом управляемости, количество
структурных подразделений или подчиненных руководителей того и другого уровня
управления на руководителя или специалиста не должно превышать 5-7 единиц.
В существующей системе управления имеет место дублирование функций и
неравномерная нагрузка по исполнению управленческих и организационных
обязанностей и ответственности ведущими специалистами. Так, главному инженеру
подчинены 5 структурных подразделений, у зам. директора по общим вопросам также
подчинены 7 подразделений, в подчинении генерального директора 10
подразделений. Одним из недостатков, кроме перечисленных, является дублирование
ответственности ведущими специалистами.
Отсутствие маркетинговой службы является одним из главных недостатков
организационной структуры управления, т.к. руководство в условиях рынка не
может успешно решить вопросы обеспеченности сырьем и сбытом. Из выше
изложенного можно сделать вывод, что проблема оптимизации и совершенствования
организационной структуры производства предприятия является актуальной и
требует немедленного разрешения.
Для устранения данных недостатков в структуре
управления ЗАО «Новокубанское» необходимо провести ряд мероприятий по ее
совершенствованию. По нашему мнению при совершенствовании структуры управления
необходимо следовать следующим принципам:
-
принцип
единства распорядительства и персональной ответственности. Он исключает
двойственность подчинения и возможность получения противоречивых указаний;
-
принцип
распространенности контроля. Следует правильно определить количество
подчиненных, которыми может эффективно руководить один человек, т.е. норму
управляемости;
-
принцип
четкого функционального разграничения. Каждое производственное и функциональное
звено должно иметь ограниченные функции, не затрагивающие функции других
подразделений на одном уровне управления;
-
принцип
соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и
должностного лица. Такое соответствие создает реальные условия для принятия и
реализации оптимальных решений;
-
принцип
гибкости и экономичности. Организационная структура управления должна
реагировать на изменения внутренней и внешней среды с наименьшими затратами,
т.е. обладать свойством рациональной самоадаптации.
Помимо указанных принципов при совершенствовании
структуры управления необходимо учитывать влияние внутренних и внешних
факторов.
Для повышения эффективности функционирования
организационной структуры управления ЗАО «Новокубанское» предлагается провести
следующие мероприятия:
1. Создать маркетинговую службу на заводе.
2. Создать информационно-аналитический отдел.
3. Ввести социологическую службу.
4. Сократить штат аппарата управления и общую
численность административного персонала.
5. Создать на заводе адаптационную систему, которая
способствовала бы повышению эффективности работы аппарата управления при
постоянно меняющихся внутренних и внешних условиях функционирования
предприятия.
Рассмотрим более подробно предлагаемые мероприятия
по совершенствованию системы управления ЗАО «Новокубанское».
В наибольшей мере эффективность аппарата управления
зависит от работы линейных и функциональных служб предприятия. При анализе
работы различных служб и отделов структуры управления было установлено, что
такие функциональные звенья, как диспетчерская служба и отдел сбыта и снабжения
не выполняют в должной мере обязанности, возложенные на них. Часто по их вине
завод имеет трудности с реализацией продукции, а также простои оборудования
из-за нескоординированных действий диспетчерской службы завода. Анализируя
деятельность диспетчерской службы предприятия, выявлен ряд существенных
недостатков:
-
руководителем
данной службы является человек, не имеющий должной квалификации и опыта работы
в данной области;
-
отсутствует
хранение информации;
-
анализ
информации производится вручную, что замедляет скорость и точность ее
обработки;
-
информация,
выдаваемая службой, часто бывает уже устаревшей;
-
нет
взаимодействия с различными отделами, службами и производственными
подразделениями завода.
Для устранения данных недостатков предлагается
вместо диспетчерской службы создать информационно-аналитический отдел. Он будет
являться самостоятельным структурным подразделением и находится в подчинении у
генерального директора завода.
Обязанности данного отдела будут заключаться в
следующем:
-
получать
информацию от всех производственно-хозяйственных подразделений о ходе
выполнения и фактическом состоянии работ, также выдавать информацию в любое
время суток;
-
осуществлять
оперативный контроль за ходом производства, обеспечивая максимальное
использование производственных мощностей, сдачи готовой продукции, ритмичности
и своевременной отгрузки готовой продукции, координировать действия по приему и
реализации сырья;
-
контролировать
обеспеченность основного производства сырьем,
-
необходимыми
материалами, погрузочно-разгрузочными средствами;
-
составлять
отчетные рапорты и другую информацию о ходе производства, участвовать в работе
по анализу и оценке деятельности подразделений комбината, выявлению
внутрипроизводственных резервов.
Основные преимущества информационно-аналитического
отдела по сравнению с диспетчерской службой будут заключаться в следующем:
-
высокой
скорости и точности обработки информации;
-
быстрым
поиском необходимой информации;
-
свободный
доступ к информации прямо из отделов, служб;
-
сокращением
потери рабочего времени;
-
сокращением
рабочих мест, что сократит затраты на оплату труда.
Введение информационно-аналитического отдела на
заводе приведет к сокращению значительного числа работников аппарата
управления.
В каждом отделе, службе аппарата управления
предприятием существует ряд функций, выполняемых работниками вручную, это
приводит к тому, что данные работы выполняются медленно, зачастую
неквалифицированно, с большим числом грубых ошибок.
Документация, проходящая через все эти отделы, очень
часто вовремя не попадает к нужному адресату. Из-за чего наблюдаются большие
потери рабочего времени ряда служащих предприятия. С введением
информационно-аналитического отдела отпадает необходимость в выполнении ряда
функций. Все эти функции будут выполняться в отделе, что приведет к неизбежному
сокращению целого ряда работников аппарата управления. Предлагаю провести
следующие сокращения:
1.
В
производственно-техническом отделе сократить одного инженера-конструктора.
2.
В
отделе главного энергетика сократить начальника КИПиА.
3.
В
цехе виноматериала: мастера оператора и инженера-механика.
4.
В
расчетном отделе необходимо сократить младшего бухгалтера и
бухгалтера-калькулятора, т. к. их функции заменит компьютер.
5.
Отдел
снабжения: начальника отдела и четырех экспедиторов.
6.
Диспетчерская
служба ликвидируются полностью, при этом сокращаются 4 человека.
7.
В
отделе кадров: табельщика.
8.
В
экономическом отделе отпадает необходимость в инженере по организации и
нормированию труда.
Итак, общее количество сокращенных составит 17
человек. Данные сокращения не повлекут за собой снижение эффективности
управления заводом, наоборот, они будут способствовать:
-
уменьшению
бюрократических барьеров;
-
снижению
затрат на аппарат управления;
-
повышению
скорости прохождения информации;
-
сокращению
потерь рабочего времени, ввиду большой загруженности работников.
Эффективное функционирование любого предприятия, в
частности его организационная структура, зависит от состояния и развития
трудовых ресурсов. Эффективность деятельности работников зависит от состояния
социально-психологического климата в коллективе. Учитывая важность социального развития
коллектива в современных условиях, предлагается на заводе ввести службу
психолога, в функции которого будут входить все вопросы, связанные с подбором
кадров, разрешением возникающих конфликтов совместно с руководителями
подразделений; принятие участия в формировании бригад и трудовых коллективов,
консультирование руководителей предприятия по социально-психологическим
проблемам управления производством.
Совершенствование организационной структуры управления персоналом
предприятия лишь по отдельным ее элементам не приведет к достижению желаемого
результата, т.е. способность структуры адаптироваться к различного рода
изменениям и способствовать повышению эффективности производства. Для того,
чтобы структура управления персоналом предприятия могла свободно адаптироваться
к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования
организации, необходимо ее комплексное совершенствование.
Для этого предполагается внедрить адаптационную систему повышения
эффективности управления предприятием.
Суть адаптационной системы заключается в повышении эффективности
функционирования предприятия, через приспособления структуры управления к
новым рыночным условиям. Данная система будет охватывать все уровни
предприятия: производственные единицы, отделы, участки, рабочие места.
Основной целью системы является выработка способностей адаптации
организационной структуры управления к постоянно меняющимся условиям
функционирования предприятия. Эту цель можно достичь за счет следующих
основных задач:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|