- спортивная форма может возникнуть только при
устойчивом состоянии общей и специальной работоспособности, определенном как
тренированность организма;
- оба состояния - тренированность и спортивная
форма - качественно различны, независимо от их общей природы;
- спортивная форма - не статичное, а
развивающееся во времени состояние, которое наряду с общими чертами имеет и
свою специфику для различных видов спорта;
- спортивная форма - главный постоянно
действующий фактор для достижения высоких спортивных результатов.
При выяснении и систематизации этих вопросов
не оспариваются также и приоритетные вклады Л.П. Матвеева, получившие всемирное
признание. Но, как он и сам подчеркивает, "логика бесконечного
познания" ставит новые вопросы и ищет на них ответы.
Рассмотрим только некоторые из дискуссионных
вопросов, связанные с основной дефиницией Л.П. Матвеева, например, что
становление, сохранение и временная утрата спортивной формы возможны лишь в
рамках большого тренировочного цикла (макроцикла). Оппоненты приводят немало
примеров очень частого приобретения и утраты спортивной формы в зависимости от
спортивного календаря. Эти примеры, однако, не имеют прочной основы, ибо
недостаточно аналитически прослеживается, насколько в соответствующем
соревновании реализованный спортивный результат близок к их максимальному
достижению. Следовательно, ставится вопрос о том, может ли спортивное
достижение быть критерием спортивной формы, и если ответ положителен, то при
каких условиях.
Другой принципиальный вопрос касается
онтологической сущности известных трех фаз спортивной формы. Если принять, что
тренированность и спортивная форма - два. качественно различных состояния, то
тогда можно предполагать, что фазы в развитии спортивной формы (которая
зиждется только на высокой степени тренированности), по-видимому, имеют другие,
более частные и ограниченные во времени, параметры (более динамичные и
адаптивные). Эти проблемы могут быть выяснены единственно с позиций системного
подхода, который позволяет раскрыть некоторые из характеристик сущности
спортивной формы.
Спортивная форма - многофакторное явление со
сложной иерархической структурой. В качестве интегральной, наиболее обобщенной модели готовности
спортсмена реализовать свои возможности в спортивном достижении чаще всего
принимается единство между основными сторонами подготовки - физической,
технической, тактической и психической. Однако эти основные компоненты спортивной
формы (факторы спортивного достижения) имеют свои иерархические уровни, которые
предопределяют сложные взаимосвязи и отношения, возникающие между ними в
различных фазах адаптационного процесса.
Компоненты спортивной формы имеют различную
степень устойчивости.
Некоторые из них относительно стабильны, преимущественно вегетативные функции и
основные (специфичные для данного вида спорта) двигательные стереотипы, как
функция прочных (кумулятивных) эффектов тренировочных воздействий. Другие -
сравнительно более мобильные - отражают оперативное и текущее состояния
организма - возможности его адаптации к динамическим изменениям внешней среды.
Связи между компонентами спортивной формы
мультиколинеарны, т.е.
множественны и сложно (прямо и косвенно) увязаны между собой. Известно, что
некоторые из них отличаются своими положительными коррелятивными зависимостями.
Между другими, например между аэробными и анаэробными процессами и т.д.,
существуют конкурентные отношения.
Отношения между компонентами спортивной формы
имеют специфический характер
в зависимости от особенностей двигательной деятельности. Это определяет
особенности факторной структуры спортивной формы для отдельных видов спорта и
дисциплин и объективные границы для ее переустройства на различных этапах
спортивной подготовки.
Спортивная форма - строго индивидуальное
адаптивное состояние организма,
которое отличается динамикой своих генотипных и фенотипных характеристик в
процессе спортивного совершенствования. С повышением спортивного мастерства эта
динамика приобретает более устойчивый характер и создает объективные
предпосылки для целенаправленного избирательного управления спортивной формой
как главной предпосылкой к достижению высоких и стабильных спортивных
результатов.
Следовательно, спортивная форма - это
состояние, которое отражает генерализованный процесс биосоциальной адаптации:
переход от более низких детерминированных состояний к более высоким
вероятностным (стохастическим) уровням поведения всей системы -
"спортсмен". Для первого уровня характерны адаптивные реакции
организма, которые формируют долговременные и устойчивые показатели
тренированности как естественной и единственно возможной базы для достижения
спортивной формы. Для второго уровня характерны реакции в поведении индивида,
которые формируют оперативные (гораздо более мобильные) компоненты
адаптационного процесса, непосредственно связанные с факторами
социально-психологического характера. В своем единстве они определяют
допустимые границы целенаправленных тренировочных нагрузок и активного
избирательного приспособления системы в рамках ее адаптационных возможностей.
На основе этой постановки приходим, естественно, к проблеме онтологической
сущности трех фаз в развитии спортивной формы как состояния оптимальной
готовности организма к достижению высоких спортивных результатов. Дефиниция,
данная им Л.П. Матвеевым (1965), в принципе не отличается от известных трех фаз
в развитии тренированности (С. Летунов, 1952; Л. Прокоп, 1959). Тогда возникает
закономерный вопрос: что является общим и что различным (специфическим) в этих
двух состояниях организма - тренированности и спортивной формы?
Общее состоит в том, что они имеют одинаковую
характеристику сущности как состояния устойчивых адаптационных изменений в
организме и что тренированность - это первичное состояние, которое формируется
и служит естественной, материальной основой спортивной формы.
Специфичное заключается в том, что независимо
от их общей природы они представляют собой два качественно различных состояния
организма в отношении степени его оптимальной готовности к достижению высоких
спортивных результатов.
Следовательно, спортивная форма может
формироваться как качественно новое состояние только и единственно на основе
высокой степени тренированности. Подобная возможность исключена ниже этого
уровня, например в течение первой стадии тренированности, когда она еще в
процессе становления, а еще менее - в последней ее стадии, когда она начинает
снижаться в силу известных закономерностей адаптационного процесса.
Эта постановка не стыкуется с утверждением
Л.П. Матвеева, что первая фаза в развитии спортивной формы включает два этапа:
"Формирование и развитие предпосылок спортивной формы" (что является
признанием того, что она здесь отсутствует; "непосредственное формирование
спортивной формы", при котором изменения приобретают более
специализированный и синхронный характер. По-видимому, речь идет о первой фазе
в развитии общей и специальной тренированности как предпосылке к вступлению в
спортивную форму на последующих этапах подготовки.
Следовательно, утверждение Л.П. Матвеева о
трех фазах в развитии спортивной формы условно можно принять только в отношении
ее базисных, относительно устойчивых компонентов, которые действительно
формируются длительное время в больших циклах подготовки и в то же время
являются имманентными характеристиками тренированности как устойчивого
состояния высокой специфической работоспособности организма. Это, однако, не
исчерпывает вопроса о спортивной форме в ее целости. Отсутствуют еще два
исключительно важных компонента, которые в наибольшей мере придают ей
соответствующую специфику и качественно отличают от высокой тренированности. В
первую очередь это ее оперативные компоненты, отражающие (как подчеркивает и
Л.П. Матвеев, 1991) текущее состояние оперативной работоспособности, актуальной
мотивации и интуитивной настройки для конкретного соревнования или спортивного
результата, связанных преимущественно с биосоциальной природой спортсмена.
Именно эти компоненты гораздо более динамичны и ни в коем случае не могут иметь
ту же фазовую структуру, типичную для стабильных, преимущественно
морфофункциональных компонентов.
Вторым и наиболее существенным критерием
спортивной формы, который дает интегральную характеристику ее сущности как
качественно новому состоянию тренированности, является так называемая
конкордантность (оптимальная согласованность) всех ее компонентов на системном
уровне. В сущности, это факторы спортивного достижения, которые, кроме того что
достигли высокой степени развития (что характерно и для тренированности), здесь
находятся в своих оптимальных количественных и качественных отношениях. Это
придает всей системе качественно новые свойства (так называемую
эмерджентность), которые отсутствуют у отдельно взятых ее компонентов. При этом
положении можем определить спортивную форму как такое состояние
специфической работоспособности спортсмена, при котором все факторы спортивного
достижения находятся в своих оптимальных значениях и соотношениях (так
называемой конкордантности), обеспечивающих максимальную реализацию его
моторного потенциала в соответствующей двигательной деятельности (спортивный
результат).
Состояние "спортивной формы"
отличается относительной устойчивостью во времени и зависит от ряда факторов:
специфики вида спорта, индивидуального морфофункционального
статуса спортсмена, его квалификации, состояния в данный момент и режима
тренировочных воздействий. Избирательное отношение к этим факторам создает
необходимые условия и предпосылки для целенаправленного управления спортивной
формой с целью максимальной реализации спортсменом в предстоящих соревнованиях.
Их упорядочение во времени (спортивный календарь) - также одно из условий для
поиска наиболее удачной модели становления и сохранения спортивной формы на
данный период времени.
Опыт лучших специалистов и их воспитанников
показывает, что чем выше квалификация спортсмена, тем меньше времени ему
необходимо для перехода из состояния высокой тренированности в состояние
спортивной формы. Объективные границы, в рамках которых возможно достижение спортивной
формы и ее сохранение, определяются спецификой соревновательной дисциплины,
величиной и характером вложенного усилия, степенью усталости, а также динамикой
процессов восстановления и сверхвосстановления организма. По-видимому, речь
идет не столько о емкостных возможностях устойчивых (базисных) компонентов
спортивной формы, сколько об оперативных. Нет никакого сомнения, что
объективные условия и предпосылки для большей динамики спортивной формы будут
существовать в кратковременных по усилию видах спорта: прыжках, метаниях,
спринте и других, тогда как в видах спорта, связанных с огромными расходами
вещества, энергии и информации, периоды достижения спортивной формы и ее
сохранения будут более продолжительными.
Этот пример убедительно доказывает, что в
видах спорта первой группы (прыжки, метания, толкание, спринт) спортсмены
высокой квалификации, когда они находятся в состоянии стабильной
тренированности, могут избирательно, на определенные интервалы (в соответствии
со своими личными интересами к спортивному календарю), входить в спортивную
форму примерно на 7-10 дней, сосредоточив эти свои усилия в 3 - 4 этапа
годового цикла. Эта "избирательность" на первый взгляд кажется
произвольной, но для опытных тренеров и спортсменов она строго запрограммирована
и соотнесена с объективными закономерностями адаптационного процесса и текущим
адаптационным резервом спортсменов.
Независимо от специфики тренировочных программ
стоит отметить возрастающее значение оперативных компонентов для управления
спортивной формой в большом спорте. Его престижные функции и усилившееся
проникновение коммерциализации подвергают испытанию не только биоэнергетический
потенциал больших спортсменов, но и их интеллектуальные, нравственные и
особенно волевые и эмоциональные качества. Чаще всего "срывы"
спортивной формы возникают из-за стрессового влияния среды на эти оперативные
компоненты, тогда как этого почти не происходит с ее стабильными компонентами.
Они могут только временно (в данный момент) поддаться влиянию лабильных компонентов
спортивной формы на психорегулятивной основе. Именно этим объясняется тот факт,
что только на протяжении 3-4 дней или максимум недели данный спортсмен
показывает исключительно высокие или же весьма скромные результаты. Это выводит
на передний план значение положительных эмоций, осознанной мотивации и
предстартовой настройки спортсменов и умения тренера (достаточно часто его
интуиции) направлять их самым правильным образом. Только при этих условиях
можно принять установку, что главным критерием спортивной формы являются
высокие и стабильные спортивные результаты, достигнутые в ответственных
соревнованиях; Вот почему прав Л.П. Матвеев (1991), утверждающий, что для
оценки спортивной формы по результатам спортивных соревнований необходим не
только углубленный статистический, но и содержательно-логический анализ. Только
в таком случае индивидуальная динамика спортивных результатов превращается в
основной интегральный показатель динамики спортивной формы.
3.1. Список использованной литературы:
1.
Селуянов В.Н., Шестаков
М.П. Физиология активности
Н.А.Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте // ТиПФК. №
11,1996.-С.58-62.
2.
Малиновский С.В.
Тактическая подготовка в спортивных играх.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 167
с.
3.
Родионов А.В. Психологические основы тактической
деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры.- 1993.- N 2.-
с. 7-9
4.
Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в
спорте. – М.: ФиС, 1969.
5.
Биологические и
педагогические аспекты выносливости //Матер, всесоюзн. симп. //Теория и
практика физической культуры, 1972, № 8, с. 29-33.
6.
Зациорский В.М. Воспитание физических качеств: Учебн. ТиМФВ
для ИФК. - М.: ФиС, 1967, с. 168-236
7.
Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. - М.:
ФиС,1959, 128 с
8.
Найгоф Р. Некоторые принципы и критерии увеличения
нагрузок при воспитании общей и специальной выносливости. Опыт наших друзей. -
М.: Спорткомитет СССР, 1982, 31 с.
9.
Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое
воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.
10.
Коц Я.М., Спортивная физиология. -М.: Физкультура и
спорт, 1986.
11.
Желязков Ц.О. сущности спортивной формы. //Теория и
практика физической культуры, 1997, № 7.
12.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: ФиС,
1977.
13.
Новикова А.Д., Теория и методы физического воспитания.
14.
Кукольский Г.М., Врачебное наблюдение за
спортсменами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|