Согласно ежегодно публикуемым данным Программы развития
ООН, в 2002 году Австралия заняла 5-е место среди 173 учтенных государств,
оставив позади США и большинство стран Европы, по индексу человеческого
развития, который учитывает уровень образования, доход, продолжительность
предстоящей жизни, ожидаемую при рождении (Россия в этом ряду оказалась на 60
месте). При этом доля австралийских граждан, имеющих высшее образование,
составляет 80 процентов – это 3-й в мире показатель.
Эффективно налаженная в стране система образования
обуславливает появление талантливых специалистов и широкое развитие научной
мысли. К слову, с 1915 года Нобелевская премия была присуждена 6 гражданам
Австралии за исследования в области химии, физики и медицины. Последний из
лауреатов – профессор Мельбурнского университета Питер Доэрти, который в 1996
году совершил открытие в сфере физиологии, установив механизм распознания
иммунной системой инородных микроорганизмов и вирусов. В 1997 году он был
признан в Австралии «человеком года».
Свою роль также призвана сыграть
развертывающаяся в последние годы микроэкономическая реформа. Она
рассматривается как ключевое звено в обеспечении будущего благосостояния
австралийцев. Реформа направлена на создание стимулов к большей
производительности. А это в свою очередь ключ к обеспечению более высокого
уровня жизни. Это подразумевает совершенствование использования ресурсов – природных,
финансовых и людских. Одновременно микроэкономическая реформа призвана дать
обществу больше ценностей, выше качество и более широкий выбор. Таким образом,
микроэкономическая реформа играет важную роль в повышении благосостояния и
расширении возможностей.
Ряд шагов реформы уже был осуществлен, а ряд еще предстоит
реализовать. Австралия добилась больших достижений в сфере реформы финансовых
рынков и налогообложения, защиты первичных и производящих отраслей, авиации,
морского транспорта, телекоммуникаций и государственных предприятий. Дальнейшие
меры охватывают автодорожный и железнодорожный транспорт, производство и
распределение электроэнергии, взаимное признание Содружеством, штатами и
территориями стандартов и правил, и рынок труда.
Если обобщить вышесказанное и выделить главное, то
экономический портрет Австралии сегодня выглядит следующим образом:
·
В стране насчитывается 2,4 миллиона «бизнесов», из
которых 880 тыс. нанимают работников
·
Австралийские предприятия в настоящее время дают
рабочие места 46,4% населения страны (42% - в 1951 г., 37% - в 1901 г.)
·
Общий доход всех отраслей и «бизнесов» в 2004 г.
составил около 1,9 трлн. долл.
·
Общие активы всех «бизнесов» и отраслей в этом году
насчитывают 3,5 трлн. долл., не включая частное жилье (еще 1,4 трлн.)
·
Средняя доходность австралийского бизнеса 14%
(доход до уплаты налогов на фонды акционеров), что чуть больше половины того,
что есть в США
·
Австралия производит 1,3% мирового производства
товаров и услуг
·
Из 20 стран с наивысшим уровнем жизни, у двенадцати
население меньше, чем у Австралии
·
50 крупнейших отраслей (из 465) обеспечивают 59%
всех доходов промышленности, на долю 50 наиболее мелких приходится менее 0,6%
·
Общий размер ВВП – 466,4 миллиарда долларов США
·
Размер ВВП на душу населения – 21,5 тысяча долларов
США (2005)
·
Объемы (в австралийских долларах): экспорта – 119,4
миллиарда; импорта – 127,6 миллиарда; экспортируемого капитала – 445,9
миллиона; импортируемого капитала – 853,5 миллиона (2003 г.)
·
Основные торговые партнеры: Япония, США, Республика
Корея, Китай, Новая Зеландия, Великобритания.
·
70% австралийского ВВП в 2000 г. создается в сфере
услуг (в 1900 г. – 51%)
·
Первой экспортной отраслью Австралии была
угледобыча: в 1792 г. уголь был продан американскому судну, в 2000 г. уголь
является крупнейшим отдельно взятым экспортным товаром
·
В 1900 г. крупнейшей отраслью в мире было сельское
хозяйство, которое в 1950 г. обошло промышленное производство, оставаясь на
первом месте и в 2000 г. Однако в США в 1998 году сектор недвижимости и
бизнес-услуг вышел вперед производства. В Австралии это произойдет в 2006 году
·
Наиболее зависимыми от первичных отраслей (сельское
хозяйство и горнодобыча) штатами являются Западная Австралия (21% от ВВП) и
Северная Территория (17%), наименее зависим – Новый Южный Уэльс (4%)
В целом, как можно видеть, экономика Австралии развивается
успешно. Лучше многих других, показывая достаточно высокую устойчивость.
Прогнозы и перспективы среднесрочного развития также выглядят благоприятными.
Правда, как водится, не все выиграют от этого, но это уже совсем другой вопрос.
1.3. Политико-правовое устройство Австралии
Конституционные основы государственного устройства. Система
органов власти и управления основана на принципах федерализма и
парламентаризма.
1 января 1901 шесть самоуправляемых
британских колоний - Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия и
Тасмания - объединились на федеративных началах и образовали Австралийский
Союз. Эти шесть колоний остались первыми штатами новой федеральной системы.
Кроме того, выделены две территории - Северная территория и Австралийская
столичная территория, которые на протяжении всей истории были непосредственно
подчинены национальному правительству Союза, а ныне обладают властными
полномочиями, сопоставимыми с полномочиями правительств штатов. Институты
законодательной, судебной и исполнительной власти федерального правительства
Союза сосредоточены в столице страны Канберре.
Акт британского парламента, создавший федеративный Союз,
даровал Австралии собственную конституцию, которая сформулировала принципы
распределения власти между Союзом и отдельными штатами. В компетенции
федеральных органов власти находятся в основном традиционные функции
"общенационального" характера: оборона, внешняя политика, иммиграция,
международная торговля, выпуск национальной валюты, почтовая служба и т.д. Ряд
этих функций носит эксклюзивный характер, большинство же формально совпадают с
властными полномочиями штатов, хотя в случае расхождения федерального и
местного законодательства федеральные законы имеют верховенство над законами
штатов. За штатами закреплены все иные полномочия, не делегированные Союзу.
С момента образования Австралийского Союза роль
федерального правительства неуклонно возрастала. Это происходило отчасти за
счет принятия новых поправок к конституции, хотя на практике провести подобные
поправки довольно трудно: для этого требуется получить большинство голосов на
референдумах в четырех из шести штатов, а также простое большинство голосов на
общенациональном уровне. Лишь восемь из сорока двух предложенных на
референдумах поправок удалось провести. Некоторые из них, тем не менее,
упрочили власть центрального правительства - например, поправка 1946 о
расширении льгот по социальному обеспечению и поправка 1967 о государственной
помощи австралийским аборигенам. Постановления Высокого суда, который
осуществляет надзор за конституционностью новых законов, также способствовали
усилению федерального правительства. В то же время попытки федерального
правительства навязать свою волю тем или иным штатам не получают поддержки
среди избирателей.
Национальное законодательное собрание (парламент) состоит
из двух палат: палаты представителей, где партия большинства формирует
правительство, и сената, в котором каждому штату принадлежит равное число мест.
Исполнительная власть. Главой государства в
Австралии номинально является британский монарх, чьи полномочия формально
делегируются генерал-губернатору, назначаемому монархом по представлению
австралийского правительства. Этот номинальный глава государства как правило
действует лишь с ведома правительства, в частности - премьер-министра.
В 19 в. Австралия стала первой страной, где взрослым
гражданам было предоставлено всеобщее избирательное право (впрочем, до
недавнего времени имущественный ценз сохранялся при выборах в верхние палаты
парламентов в ряде штатов и при выборах в некоторые органы местного
самоуправления). Кроме того, в австралийских колониях впервые в мировой истории
использовались заранее отпечатанные бюллетени для тайного голосования. В
настоящее время избирательным правом обладают граждане, достигшие 18 лет. За
исключением выборов в большинство местных советов, регистрация избирателей и
участие в выборах носит обязательный характер. Неучастие в выборах без
уважительной причины (например, по болезни) наказывается штрафом. Так что 95%
явка избирателей при выборах в федеральный парламент и парламенты штатов
является в Австралии нормой.
Судебная власть. Высокий суд осуществляет надзор за
соблюдением конституционных норм в законодательстве и является апелляционным
судом высшей инстанции. К прочим судам федеральной юрисдикции относятся
Семейный суд (создан в 1975 для рассмотрения семейных конфликтов, разводов и
решения вопросов об опеке и разделе имущества), Федеральный суд (создан в 1976
для разрешения широкого круга вопросов - таких, как банкротство и
административные жалобы), Суд трудовых отношений (в нынешней форме существует с
1993 для рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями работодателей и
наемных рабочих). Помимо этих специальных судов, в Австралии не существует
других судов федеральной юрисдикции. Вместе с тем суды штатов наделены
функциями правового надзора за федеральным законодательством.
Споры о республике. В течение продолжительного времени не
прекращаются споры относительно того, следует ли Австралии отказаться от
последних атрибутов британской монархии в пользу чисто
"республиканской" структуры, что может произойти в 2001 - год
столетия Австралийского Союза. Сторонники республики считают, что вмешательство
британской монархии в австралийские дела является безнадежным анахронизмом,
вступающим в противоречие с суверенным статусом Австралии. Ряды скептиков,
выступающих против республиканизма, включают в себя традиционных защитников
монархического статус-кво, желающих сохранить старые связи с метрополией, и
реалистов, полагающих, что Австралия де-факто и так была республикой и что
данный спор носит деструктивный для государства характер.
Региональные органы власти и местное самоуправление. Будучи
субъектами государственной власти, штаты обладают значительными властными
полномочиями. Австралийцам в значительной мере свойственна самоидентификация по
штатам, что обусловлено, во-первых, особенностями социальной географии (60%
населения проживает в пяти крупнейших мегаполисных зонах, где располагаются
правительства штатов) и, во-вторых, политическим влиянием СМИ штатов (хотя
национальные сети несколько ослабляют влияние местных центров прессы). Функции,
которые в большинстве западных стран обычно находятся в ведении центральных или
местных властей низового уровня, в Австралии делегированы властям штатов. Под
эгидой правительства штата функционируют государственные школы, медицинские
учреждения, органы социального обеспечения, полиция, осуществляются программы
экономического развития, городского планирования и жилищного строительства,
правовой надзор за трудовыми отношениями, в ведении властей штатов находятся
дороги, порты, различные агрохозяйственные структуры, порядок выдачи
промышленных субсидий, обеспечение электроэнергией и газом (в большинстве
штатов) и другие службы.
Все штаты еще с середины 19 в. имеют собственную
конституцию, в каждом штате есть свой парламент, избираемый на три или четыре
года. В пяти штатах парламент является двухпалатным, а состав правительства утверждается
нижней палатой. Один штат, Квинсленд, в 1922 лишил свой парламент высшей
палаты. Парламенты обеих территорий являются однопалатными.
1.4. Научно-техническое развитие Австралии
В последние годы Австралия
демонстрирует динамичный рост в секторе услуг. Особенно быстро росли
бизнес-услуги в сфере информационных технологий при одновременном снижении доли
этих услуг в общем объеме производства. «Старые» отрасли экономики, такие как
добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство, активно осваивают
информационные технологии и электронную коммерцию для поддержания своей
конкурентоспособности.
Быстрое освоение нововведений. В недавно распространенном
отчете Национального управления по информационной экономике говориться, что
свыше 2/3 австралийцев имеют навыки работы с компьютером, а в 84 % небольших и
во всех средних компаниях есть ПК. Австралия занимает одно из первых мест в
мире по использованию мобильных телефонов. Свыше 41% всех австралийцев
регулярно работают в Интернете. А по доле онлайновых продаж от общего объема
розничной торговли Австралия стоит на четвертом месте после США, Великобритании
и Швеции.
Высококвалифицированная рабочая сила. Многие институты и
университеты в Австралии, а также другие организации, занимающиеся
исследованиями и разработками, не уступают мировым лидерам в своей области или
сами являются таковыми. Именно по этой причине Австралия в некоторой степени
даже стала жертвой «утечки мозгов». По некоторым оценкам, только в одной
Силиконовой долине в США работает около 6 тыс. австралийцев.
Государственная поддержка. Государственные учреждения в
Австралии проводят активную политику, способствующую внедрению новейших
технологий в частный бизнес общественных организаций. Это включало в себя
представление информации и разработки пилотных программ для промышленности.
Учитывая существенную роль, которую играют государственные организации в
экономике страны, правительство Содружества, а также правительства штатов и
территорий установили стандарты для использования электронной коммерции в своей
закупочной деятельности.
По данным аналитиков из Организации по экономическому
развитию Федерального резервного фонда США, Австралия начиная с 90-х годов
демонстрирует быстрый рост производительности, который даже превосходит
аналогичные показатели США. Это обеспечило экономический подъем без какого-то
ни было инфляционного давления. Наиболее примечательно здесь то, что Австралия
достигла подобных успехов, не обладая развитой ИТ-индустрией. При этом она
является последовательным сторонником использования информационных технологий,
что выражается в высоком уровне инвестиций в ИТ-отрасль и в непрерывном росте
этих вложений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|